ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-11815/2017 от 16.03.2018 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-11815/2017

21 марта 2018 года                                                                                15АП-260/2018

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2018 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Нарышкиной Н.В.,

судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.

при участии:

от истца: представитель  ФИО1, доверенность от 15.03.2018;

от ответчика: представитель ФИО2, доверенность от 31.12.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ростдонинвест»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.12.2017 по делу № А53-11815/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью «Ростдонинвест»
(ИНН <***> ОГРН <***>)
к акционерному обществу «Водоканал Ростова-на-Дону»
(ОГРН <***> ИНН <***>)
об урегулировании разногласий при заключении договоров,
принятое в составе судьи Овчаренко Н.Н.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ростдонинвест» (далее – истец, ООО «Ростдонинвест») обратилось в суд с иском к акционерному обществу «Водоканал Ростова-на-Дону» (далее – ответчик, АО «Водоканал Ростова-на-Дону») со следующими требованиями:

- I. обязать АО «Ростовводоканал» внести изменения в договор №1230-В о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения от 20.11.2014, а именно:

1. Пункт 14 договора изменить и изложить в следующей редакции:

«14. Плата за подключение (технологическое присоединение) согласно Приложению №4 составляет 7 976 377, 56 (семь миллионов девятьсот семьдесят шесть тысяч триста семьдесят семь рублей пятьдесят шесть копеек) т.к. НДС 1 435 747,96 руб. (один миллион четыреста тридцать пять тысяч семьсот сорок семь рублей девяносто шесть копеек).

Размер платы за подключение (технологическое присоединение) может быть изменен по требованию одной из сторон после принятия Региональной службой по тарифам Ростовской области решения об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения путем направления в адрес другой стороны письменно уведомления об изменении платы за подключение (технологическое присоединение).

Сторона, которая первая получила решение Региональной службой по тарифам Ростовской области решения об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к центральной системе холодного водоснабжения обязана направить другой стороне соответствующее письменное уведомление об изменении платы за подключение (технологическое присоединение) в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения указанного решения. Настоящий Договор считается измененным с момента получения другой Стороной уведомления об изменении платы за подключение (технологическое присоединение)».

2.         Пункт 15 договора изменить и изложить в следующей редакции:

«15. На момент заключения настоящего дополнительного соглашения Заказчик исполнил свои обязательства по Договору на сумму 10 472 005,87 руб. (Десять миллионов четыреста семьдесят две тысячи рублей восемьдесят семь копеек).

В случае, указанном в третьем абзаце 3 пункта 14 Договора, Стороны обязуются произвести взаимные расчеты по Договору следующим образом:

В случае уменьшения платы за подключение (технологическое присоединение) Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется в течение 30 банковских дней с момента внесения изменений в Договор вернуть Заказчику разницу между ранее излишне уплаченными денежными средствами по Договору и платой за подключение (техническое присоединение), установленной индивидуально решением Региональной службой по тарифам Ростовской области, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Заказчика, указанный в разделе Договора «Адреса и реквизиты сторон».

В случае увеличения платы за подключение (технологическое присоединение), Заказчик обязуется в течение 30 банковских дней с момента внесения изменений в Договор внести оставшуюся суму платы за подключение (технологическое присоединение) на расчетный счет Организации водопроводно-канализационного хозяйства, указанный в разделе Договора «Адреса и реквизиты сторон».

Указанная в абзаце 1 пункта 15 Договора плата за подключение (технологическое присоединение) засчитывается в счет частичного исполнения обязательства Заказчика по внесению платы, указанной в пункте 14 Договора, на расчетный счет Организации водопроводно-канализационного хозяйства».

3.         Пункт 7 Приложения №1 к Договору изменить и изложить в следующей редакции:

«7. Требования к обеспечению соблюдений условий пожарной безопасности и подаче расчетных расходов холодной воды для пожаротушения:

-           пожаротушение внутреннее (многоквартирный жилой дом) - 3 х 2,9 л/сек;

-           пожаротушение внутреннее (подземный паркинг) - 2 х 2 л/сек;

-           пожаротушение наружное - 30 л/сек;

-           мероприятия по подаче расчетных расходов холодной воды для пожаротушения в точке подключения обеспечиваются системой централизованного водоснабжения, устраиваемой для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства».

4.         Пункт 1.1 Приложения 31 к Договору изменить и изложить в следующей редакции:

«1.1 Строительство водопровода Ду250 мм протяженностью 26,2 п.м с созданием точки подключения во вновь устраиваемом водопроводном колодце; материал труб -полиэтилен. Глубина заложения - 2,0 м.

- реконструкция Д = 600 мм (тупиковая) на Ду=350 мм (высокопрочный чугун с шаровидным графитом) по ул. Нансена от дома №111 «а» до пр. М. Нагибина, протяженностью (ориентировочно) 360 погонных метров; глубина заложения - 2,0 м.

- пересоединение всех существующих присоединений (абонентов) на водопроводную линию после ее реконструкции и ввода в эксплуатацию,

- строительство (закольцовка) водопроводной линии Ду=350 (высокопрочный чугун с шаровидной графитом) пролегающей по ул. Нансена в районе дома №111 «а» и водопроводной линии Д=300 мм, пролегающей по ул. ФИО3, протяженностью (ориентировочно), 540 погонных метров; глубина заложения - 2,0 м,

- демонтаж водопроводной сети Д=150 мм (тупиковая) по ул. Нансена от дома №107/1 до ул. ФИО3, с переключением всех существующих абонентов 2,0 м.,

5. Приложение №4 к Договору изменить и изложить в следующей редакции: «Приложение №4. В случае если для осуществления подключения (технологическое присоединение) объектов заказчика организации водопроводно-канализационного хозяйства необходимо провести мероприятия, направленные на увеличение мощности централизованной системы холодного водоснабжения, плата за подключение (технологическое присоединение) по настоящему Договор, установленная индивидуально составляет 7 976 377,56 руб. (Семь миллионов девятьсот семьдесят шесть тысяч триста семьдесят семь рублей пятьдесят шесть копеек) в т.ч. НДС 1 435 747,96 руб. (Один миллион четыреста тридцать пять тысяч семьсот сорок семь рублей девяносто шесть копеек).

Размер платы за подключение (технологическое присоединение) может быть изменен по требованию одной из Сторон после принятия Региональной службой по тарифам Ростовской области решения об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения путем направления в адрес другой Стороны письменного уведомления об изменении платы за подключение (технологического присоединения)».

II. Внести изменения в договор №1230-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 20.11.2014, а именно:

1.Пункт 13 Договора изменить и изложить в следующей редакции:

«13. Плата за подключение (технологическое присоединение) составляет 15 256,22 руб. (пятнадцать тысяч двести пятьдесят шесть рублей 22 копейки), в том числе НДС 18% в сумме 2 327,22 руб. (две тысячи триста двадцать семь рублей 22 копейки), согласно Приложению №4.

Размер платы за подключение (технологическое присоединение) может быть изменен по требованию одной из Сторон после принятия Региональной службой по тарифам Ростовской области решения об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения путем направления в адрес другой стороны письменно уведомления об изменении платы за подключение (технологическое присоединение).

Сторона, которая первая получила решение Региональной службой по тарифам Ростовской области решения об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к центральной системе холодного водоснабжения обязана направить другой стороне соответствующее письменное уведомление об изменении платы за подключение (технологическое присоединение) в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения указанного решения. Настоящий Договор считается измененным с момента получения другой Стороной уведомления об изменении платы за подключение (технологическое присоединение)».

2. Пункт 14 договора изменить и изложить в следующей редакции:

«14. На момент заключения настоящего дополнительного соглашения Заказчик исполнил свои обязательства по Договору на сумму 6 492 069,28 руб. (Шесть миллионов четыреста девяносто две тысячи шестьдесят девять рублей двадцать восемь копеек).

В случае, указанном в третьем абзаце 3 пункта 13 Договора, Стороны обязуются произвести взаимные расчеты по Договору следующим образом:

В случае уменьшения платы за подключение (технологическое присоединение) Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется в течение 30 банковских дней с момента внесения изменений в Договор вернуть Заказчику разницу между ранее излишне уплаченными денежными средствами по Договору и платой за подключение (техническое присоединение), установленной индивидуально решением Региональной службой по тарифам Ростовской области, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Заказчика, указанный в разделе Договора «Адреса и реквизиты сторон».

В случае увеличения платы за подключение (технологическое присоединение), Заказчик обязуется в течение 30 банковских дней с момента внесения изменений в Договор внести оставшуюся суму платы за подключение (технологическое присоединение) на расчетный счет Организации водопроводно-канализационного хозяйства, указанный в разделе Договора «Адреса и реквизиты сторон».

Указанная в абзаце 1 пункта 14 Договора плата за подключение (технологическое присоединение) засчитывается в счет частичного исполнения обязательства Заказчика по внесению платы, указанной в пункте 13 Договора, на расчетный счет Организации водопроводно-канализационного хозяйства».

3. Пункт 2 Приложения №1 к Договору изменить и изложить в следующей редакции:

«П. 2 Приложения №1 Точка подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения: Точку подключения принять в создаваемой (согласно п. 1.1 Приложения №2) камере гашения, выполняемой в 2,5 м от существующей канализационной линии Д=1000 мм, пролегающей по ул. Нансена.

Заказчику до начала производства работ по строительству внутридомовых и внутриплощадных сетей предоставить Исполнителю проектную документацию (разработанную и утвержденную в установленном порядке)».

4. Пункт 1.1 Приложения №2 к Договору изменить и изложить в следующей редакции:

«П. 1.1 Приложения №2. Строительство камеры гашения в точке подключения объекта, располагаемой на расстоянии 2,5 м от существующей канализационной линии Д=1000 мм, пролегающей по ул. Нансена; Создание сети водоотведения Д400 мм, L=2,5 м с использованием полиэтиленовых труб от точки подключения до существующей канализационной линии Д=1000 мм; осуществление врезки создаваемого трубопровода Д400 мм в существующую сеть канализации Д=1000 мм.»

5.         Приложение №4 к Договору изменить и изложить в следующей редакции:

«Приложение №4. В случае если для осуществления подключения (технологическое присоединение) объектов заказчика организации водпроводно-канализационного хозяйства необходимо провести мероприятия, направленные на увеличение мощности централизованной системы водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) по настоящему договору), установленная индивидуально составляет 15 256,22 руб. (пятнадцать тысяч двести пятьдесят шесть рублей 22 копейки), в том числе НДС 18% в сумме 2 327,22 руб. (две тысячи триста двадцать семь рублей 22 копейки).

Размер платы за подключение (технологическое присоединение) может быть изменен по требованию одной из Сторон после принятия Региональной службой по тарифам Ростовской  области решения об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения путем направления в адрес другой Стороны письменного уведомления об изменении платы за подключение (технологического присоединения)».

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы искового заявления. Истец считает, что порядок подключения (технологического присоединения) к центральным системам холодного водоснабжения  и (или) водоотведения нарушен ответчиком, поскольку не выполнены действия по обращению с соответствующим предложением в уполномоченный орган исполнительной власти о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства. По утверждению заявителя судом нарушены нормы материального права, отсутствует оценка судом приведенных истцом доводов и представленным им доказательствам.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит  решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, мотивируя тем, что АО «Ростовводоканал» при заключении договора о подключении действовало в соответствии с нормами действующего законодательства, до заключения договора о подключении уведомило истца об отсутствии технической возможности для обеспечения пожаротушения объекта по адресу: <...>, и необходимости предусмотреть иные мероприятия; мероприятия, необходимые для обеспечения нужд пожаротушения объекта, отсутствуют в инвестиционной программе, соответственно отсутствует источник финансирования, плата за подключение не может быть установлена на основании заключения специалиста, со стороны АО «Ростовводоканал» договор исполнен.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель ответчика – доводы отзыва на жалобу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «РостДонИнвест» обратилось в АО «Ростовводоканал» с заявлением исх. №60 от 30.09.2014 с просьбой заключить договор и выдать технические условия о подключении объекта капитального строительства «многоквартирный жилой комплекс с объектами общественного назначения», планируемого к строительству на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0081502:6310, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, р-н Октябрьский, ул. Нансена, 109/2, к сетям водоснабжения и водоотведения и выдать условия подключения.

В заявке ООО «РостДонИпвест» на заключение договора о подключении был указан планируемый расход воды для пожаротушения: 70,4 л/с - пожаротушение автостоянки и 46,17 л/с пожаротушение жилого дома, что в переводе на метры куб/час составляет 253,44 куб.м./час и 166,21 куб.м/час. Всего: 419,65 куб.м./час. (т. 2, л.д. 21).

АО «Ростовводоканал» письмом №2215-2/14 от 31.10.2014 сообщило, что для подключения объекта «многоквартирный дом комплекс с объектами общественного назначения», расположенного по адресу: ул. Нансена, 109/2 (61:44:008 15 02:6310) к водопроводным сетям с водопотреблением 49,1 л/с для внутреннего пожаротушения и водопотребления 60 л/с для наружного пожаротушения, отсутствует техническая возможность. Для нужд пожаротушения необходимо предусмотреть иные мероприятия, в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности (т. 2, л.д. 22).

Как видно из материалов дела, каких-либо возражений, либо предложений от ООО «РостДонИнвест» не последовало.

Также письмом за №2215-1/14-К от 31.10.2014 АО «Ростовводоканал» предложило ООО «РостДонИнвест» заключить договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства (многоквартирный жилой дом), расположенного по адресу: ул. Нансена, 109/2 к центральной системе водоотведения, и направило ООО «РостДонИнвест» два экземпляра договора с приложением и дополнительным соглашением №1 к договору. Кроме того, в письме ответчик указал, что принятием ООО «РостДонИнвест» предложения АО «Ростовводоканал», АО «Ростовводоканал» считает подписание со стороны ООО «РостДонИнвест» прилагаемого договора с приложением и дополнительного соглашения №1 с последующей передачей их в АО «Ростовводоканал». Предложение действует в течение 30 дней со дня его получения. При не предоставлении в указанный срок подписанного со стороны ООО «РостДонИнвест» договора с приложениями и дополнительного соглашения №1, договор и дополнительное соглашение №1 считаются не заключенными.

20.11.2014 ООО «РостДонИнвест» сопроводительным письмом №62 направило в адрес АО «Ростовводоканал» для заключения подписанный со стороны ООО «РостДонИнвест» договор №1230-К о подключении к центральной системе водоотведения многоквартирного жилого дома по адресу: <...> и дополнительное соглашение №1 к данному договору.

Тем самым, между АО «Ростовводоканал» (Организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО «РостДонИнвест» (Заказчик) были заключены договоры № 1230-К от 20.11.2014 и № 1230-В от 20.11.2014 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта - Многоквартирный жилой дом, участок V (с.п. 5.1, 5.2, 5.3), расположенного по адресу: <...>, без учета нагрузки для нужд пожаротушения. При определении платы за подключение нагрузка для нужд пожаротушения также не учитывалась.

02.06.2015 ООО «РостДонИнвест» обратилось к АО «Ростовводоканал» с запросом №12/1 с просьбой определить возможность и предоставить технические условия для нужд пожаротушения объекта I очередь строительства жилого комплекса, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Октябрьский район, ул. Нансена, 109/2, к сетям водоснабжения, с объемом водопотребления для нужд пожаротушения: внутренне - 3 * 2,9 = 8,7 л/с, наружное - 30,0 л/с.

В ответ на письмо №825-а от 03.06.2015 ответчик истцу сообщил письмом №1447 от 19.06.2015, что для водоснабжения объекта для нужд внутреннего пожаротушения с нагрузкой 8,7 л/с необходимо выполнить следующее:

- конструкцию Д=600 мм (тупиковая) на д = 350 мм (ВЧШГ) по ул. Нансена от дома №111 «а» до пр. Михаила Нагибина, протяженностью (ориентировочно) 360 погонных метра;

- пересоединение всех существующих присоединений (абонентов) на водопроводную линию после ее реконструкции и ввода в эксплуатацию;

- строительство (закольцовка) водопроводной линии Д=350 мм (ВЧШГ), пролегающей по ул. Нансена в районе дома №111 «а» и водопроводной линии Д=300 мм, пролегающей по ул. ФИО3, протяженностью (ориентировочно) 540 погонный метра, демонтаж водопроводной сети Д=150 мм (тупиковая) по ул. Нансена от дома №107/1 по ул. ФИО3, с переключением всех существующих абонентов к проектируемой сети, строительство водопроводного ввода с присоединением к предложенной к строительству водопроводной лини по ул. Нансена в районе размещения объекта, со строительством водопроводного колодца.

Для водоснабжения объекта для нужд наружного пожаротушения с нагрузкой 30 л/с необходимо выполнить установку пожарного гидранта в районе размещения объекта согласно требованиям СП. Для установки пожарного гидранта необходимо согласовать с Департаментом по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства АО «Ростовводоканал». Калибр (диаметр) комбинированного водомера принять 50/20. Проектирование вести согласно СНиП и норм пожарной безопасности. Срок подключения объекта соответствует сроку осуществления указанных в указанных технических условиях мероприятий. Срок действия технических условий - 3 года.

Однако данное письмо истцом было не исполнения, ответа не последовало.

Как усматривается из материалов дела, во исполнение условий договоров, ответчик в полном объеме исполнил их условия, спорный многоквартирный дом по ул. Нансена, 109/2 подключен к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, что подтверждается актом на ввод в эксплуатацию объектов инженерного и коммунального назначения (наружная сеть водопровода) от 29.01.2016, актом о проведении приемочного гидравлического испытания напорного трубопровода на прочность и герметичность от 24.09.2015, протоколом лабораторных испытаний от 17.11.2015.

Из представленного в материалы дела письма от 23.06.2016 № 705/16 следует, что ранее в уведомлении АО «Ростовводоканал» от 28.04.2016 №246 сообщалось о выполнении ответчиком мероприятий по созданию точек подключения, а также содержалось приглашение для подписания актов о готовности точек подключения. При этом в уведомлении не указывалось о «необходимости» подписания истцом данных актов. Более того, данным письмом ответчик проинформировал истца о ходе исполнения договора о подключении.

По вопросам изменения подключаемой нагрузки и платы за подключение, изложенным в письме истца от 05.11.2015 №165/РДИ, в адрес истца ответчиком были направлены оферты о заключении дополнительных соглашений №1 к договорам №1230-В и №1230-К от 20.11.2014, в которых в полном объеме были учтены предложения истца. Однако данные оферты не были истцом акцептованы в связи с несогласием с номером дополнительного соглашения, а также в связи с желанием внести в дополнительные соглашения дополнительные условия, о которых ранее истцом не заявлялось. В настоящее время присоединение водопроводных вводов объекта по адресу: <...> возможно только к существующим тупиковым сетям водоснабжения. Кроме того, производительность этих сетей недостаточна для подачи заявленного истцом расхода воды на пожаротушение. Мероприятия, необходимые для обеспечения пожаротушения указанного объекта отсутствуют в инвестиционной программе АО «Ростовводоканал». Соответственно, источник финансирования, указанных мероприятий также отсутствует. Условия дополнительного соглашения, направленного в адрес истца в части внесения в условия подключения (приложение №1 к договору о подключении №1230-В от 20.11.2014) требований по устройству резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расчетный расход воды на пожаротушение, соответствуют требованиям действующих нормативно-правовых актов и типовой форме договора о подключении.

Письмом за №40.5/8591 от 28.12.2016 заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Правительства Ростовской области сообщил АО «Ростовводоканал», что Региональной службой по тарифам Ростовской области рассмотрено обращение АО «Ростовводоканал» (вх. №40/6408 от 28.11.2016) об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) объекта ООО «РостДонИнвест» «I очередь строительства жилого комплекса, участок V (с.п. 5.1, 5.2, 5.3), расположенного по ул. Нансена, 109/2 в г. Ростове-на-Дону». В частности, указал, что в инвестиционной программе АО «Ростовводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону» на 2010-2022 годы, утвержденной решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.11.2010 №26 в редакции решения Думы №349 от 23.10.2012) мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта отсутствуют. В утвержденной инвестиционной программе РСТ от 01.12.2016 №64/1 указанный объект также отсутствует. В связи с чем, ссылкой на нормы ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 101, 102, 33, 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, возвратил заявление АО «Ростовводоканал» об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) объекта ООО «РостДонИнвест» «I очередь строительства жилого комплекса, участок V (с.п. 5.1, 5.2, 5.3), расположенного по ул. Нансена, 109/2 в г. Ростове-на-Дону, на доработку.

Принимая во внимание письмо Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.12.2016 №40.5/8591, АО «Ростовводоканал» повторно обратилось к заместителю руководителя Региональной службы по тарифам Ростовской области, которым просил включить в Инвестиционную программу АО «Ростовводоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на 2017-2025 годы с выделением I этапа 2017-2018 годы» мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства «I очередь строительства жилого комплекса, участок V (с.п. 5.1, 5.2, 5.3)», ООО «РостДонИнвест» установить индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к центральной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства ООО «РостДонИнвест» и учесть расходы, связанные с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов АО «Ростовводоканал» на очередной период регулирования. С учетом положений п. 34 Правил, АО «Ростовводоканал» просило произвести корректировку Инвестиционной программы в части включения мероприятий, по которым было получено официальное согласование РСТ РО, в дальнейшем при ее ежегодной корректировке.

В письме АО «Ростовводоканал» указало величину планируемой подключаемой нагрузки на объекте истца: на наружное пожаротушение: 30 л/с; 108 м3/час; 324 м3/сутки; на внутреннее пожаротушение: 19,1 л/с; 68,76 м3; 206,28 м3/сутки. Размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства - «I очередь строительства жилого комплекса, участок V (с.п. 5.1, 5.2, 5.3)» к центральной системе холодного водоснабжения АО «Ростовводоканал» для нужд пожаротушения составляет 52 961 637,50 руб. (без НДС).

20.02.2017 заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Правительства Ростовской области повторно письмом №40.5/751 сообщил АО «Ростовводоканал» относительно включения в Инвестиционную программу АО «Ростовводоканал» на 2017-2025 годы с выделением 1 этапа 2017-2018 мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта «I очередь строительства жилого комплекса, участок V (с.п. 5.1, 5.2, 5.3)», что мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения (технологического присоединения) данного объекта в Инвестиционной программе отсутствуют. Согласно пункту 34 Правил для осуществления корректировки инвестиционной программы регулируемая организация представляет в РСТ проект изменений,   которые  на  основании  технического  задания,  утвержденного  органом местного самоуправления поселения (городского округа), вносятся в инвестиционную программу и должны содержать предложения о включении в инвестиционную программу новых мероприятий, переносе сроков реализации мероприятий и изменении стоимости их реализации, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы. В связи с чем, указанное заявление АО «Ростовводоканал» был возвращено РСТ РО на доработку.

Принимая во внимание ответ РСТ РО №40.5/751 от 20.02.2017, письмом за №59-62-159 от 27.02.2017 АО «Ростовводоканал» просило Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону включить в техническое задание на корректировку «Инвестиционной программы АО «Ростовводоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение 2017-2025 с выделением I этапа 2017-2018 годы» следующие мероприятия, необходимые для обеспечения технической возможности подключения для целей пожаротушения:

реконструкцию водопроводной линии Д=600 мм (тупиковая) на Ду=350 мм (ВЧШГ) по ул. Нансена от дома №111 «а» до пр. Михаила Нансена,

присоединение всех существующих присоединений (абонентов) водопроводную линию после ее реконструкции и ввода в эксплуатацию;

- строительство (закольцовка) водопроводной линии Ду=350 мм (ВЧШГ), пролегающее по ул. Нансена в районе дома №111 «а» и водопроводной линии Д=3000 мм, пролегающей по ул. ФИО3, протяженностью (ориентировочно 540 погонных метра);

- демонтаж водопроводной сети Д=150 мм (тупиковая) по ул. Нансена от дома №107/1 по ул. ФИО3, с переключением всех существующих абонентов проектируемой сети, строительство водопроводного ввода до границы земельного участка присоединением к предложенной к строительству водопроводной линии по ул. Нансена, в районе размещения объекта, со строительством водопроводного колодца, установка пожарного гидранта в районе размещения объектов, согласно требованиям СП.

Поскольку по настоящее время не разрешен АО «Росовводоканал» вопрос о включении в техническое задание на корректировку «Инвестиционной программы АО «Ростовводоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение 2017­2025 с выделением I этапа 2017-2018 годы» для обеспечения технической возможности подключения для целей пожаротушения объекта истца, истец обратился в суд с настоящим иском.

В силу положений пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Нормы, регламентирующие договор об осуществлении технологического присоединения к сетям водоснабжения, не включены в раздел IV "Отдельные виды обязательств" Гражданского кодекса Российской Федерации, однако эти нормы содержатся в специальных нормативных актах, закрепляющих соответствующие правила.

Правоотношения, возникающие в сфере водоснабжения и водоотведения, с 01.01.2013 регулируются Федеральным законом от 07.12.2013 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно части 1 статьи 18 указанного Федерального закона подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона № 416-ФЗ договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Порядок заключения такого договора определен в разделе IV Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).

Согласно части 15 статьи 18 Закона № 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 86 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление №644 от 29.07.2013) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении " и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.

Подключение объекта осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. Заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением необходимых документов. Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 10 рабочих дней рассматривает полученные документы и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение ) (п. 88-97 правил).

Согласно пункту 97 Постановления №644 от 29.07.2013 договор о подключении является публичным для организаций водопроводно-канализационного хозяйства.

Договор энергоснабжения в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесен к публичным договорам.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно разделу V Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также разделу V Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644, предусмотрено установление платы и порядок внесения таковой за технологическое присоединение. Возможности бесплатного (безвозмездного) подключения указанные Типовые договоры не предусматривают.

Как было указано, истец изначально 03.10.2014 направил ответчику заявление о заключении договора о подключении объекта капитального строительства «многоквартирный жилой комплекс с объектами общественного назначения», количество этаже 22, количество квартир - 470, расположенного по адресу: <...>, к сетям водоотведения и выдать условия подключения.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения и при наличии свободной мощности, организация, осуществляющая водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (пункт 4 статьи 18 Закона № 416-ФЗ).

В свою очередь ответчик уведомил истца об отсутствии технической невозможности для обеспечения пожаротушения объекта по адресу: <...>, и необходимости предусмотреть иные мероприятия.

Поскольку от истца возражений относительно установления данных обстоятельств, не поступило, и наличия согласия ответчика на заключение договора без учета нужд пожаротушения, истец подписал договор о подключении без учета нагрузки для нужд пожаротушения, и соответственно, при определении платы за подключение нагрузка для нужд пожаротушения также ответчиком не учитывалась.

Как следует из материалов дела, данная техническая невозможность подключения указанного объекта к водопроводным сетям для пожаротушения была вызвана следующими обстоятельствами.

В районе размещения объекта расположены тупиковые сети водоснабжения, протяженностью более 200 метров от места подключения к разводящей сети. В соответствии с п.8.4 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178 (ред. От 09.12.2010г.) водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять: для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение - при длине линий не свыше 200 м. Кроме этого, производительность существующих сетей не обеспечивает нужды пожаротушения в заявленном объеме (70,4 л/с - пожаротушение автостоянки и 46,17 л/с – пожаротушение жилого дома). Таким образом, отсутствовала техническая возможность подачи расхода воды для пожаротушения в заявленном заказчиком объеме.

Ответчик основывался на нормы пункта 5.2 (п. 2 примечаний к табл. 2) СП 8.13130.2009: в случае если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расходы воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.

Поскольку от истца возражений относительно установления данных обстоятельств, не поступило, и наличия согласия ответчика на заключение договора без учета нужд пожаротушения, истец подписал договор о подключении без учета нагрузки для нужд пожаротушения, и соответственно, при определении платы за подключение нагрузка для нужд пожаротушения также ответчиком не учитывалась.

Мероприятия, подлежащие выполнению ответчиком по договору о подключении №1230-В от 20.11.2014 указаны в приложении №2 к договору. В перечне данных мероприятий отсутствуют мероприятия по закольцовке водопроводной сети, необходимой для обеспечения соблюдения противопожарных требований подключаемого объекта. При этом, в договоре о подключении сторон согласовали, что размер подключаемой нагрузки 20,3 м3/час, которая не включает нагрузку на пожаротушение.

Как установлено судом спустя более 6-ти месяцев после заключения договора о подключении, истец обращается к ответчику о предоставлении ему технических условий для нужд пожаротушения, с указание необходимого для истца расходы воды на пожаротушение объекта истца, а именно, внутреннее - 8,7 л/с и наружное - 30, л/с, т.е. значительно в меньшем размере, чем был изначально было заявлено истцом до момента заключения договора о присоединении.

Рекомендации ответчика относительно иных мероприятий (устройства резервуара) для нужд пожаротушения, истцом не учтены и не выполнены, дополнительное соглашение к договору в части внесения в условия подключения (приложение №1 к договору) требований по устройству резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расчетный расход воды на пожаротушение, не подписано истцом, истец продолжал настаивать на предоставление ответчиком необходимой ему нагрузке для нужд пожаротушения.

Таким образом, суд первой инстанции верно указал, истец, по сути, обратился в арбитражный суд с требованием о понуждении ответчика внести изменения в договор на условиях, предложенных истцом.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения, как и все другие договоры, должен отвечать требованиям согласования сторонами всех существенных его условий (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу пунктов 4 и 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие указанному требованию, ничтожны.

Как было указано, согласно пункту 15 статьи 18 Федерального закона №416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.

С учетом положений статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения соответствует утвержденной указанным постановлением типовой форме договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, включая наличие в договоре положения о поэтапном порядке внесения заказчиком по договору рассчитанной платы за подключение, при этом стоимость платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства ответчика к централизованной системе водоотведения рассчитана путем произведения величины заявленной заказчиком подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и действующего тарифа на подключение (технологическое присоединение), установленного Постановлением Мэра (главы администрации) города Ростова-на-Дону от 25.12.2012 №1175 "Об утверждении тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведение":

- плата вносится заказчиком не за сами непосредственные действия исполнителя по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения или водоотведения, а с целью компенсации соответствующим организациям их расходов по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения или водоотведения. При этом водоканал выполняет перечень мероприятий (в том числе технических) по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры и мероприятия по фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Поэтому плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства коррелирует с размером нагрузки объекта заказчика на водопроводные и канализационные сети.

Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 10 Закона №210-ФЗ финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств от оказания услуг указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Кроме того, обязательные для сторон в силу пунктов 4, 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия типовых договоров о подключении (технологическом присоединении) (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №644 от 29.07.2013) не предусматривают возможности бесплатного (безвозмездного) подключения (технологического присоединения) объектов заказчиков к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. Денежные средства, полученные от истца, должны быть направлены ответчиком на осуществление мероприятий инвестиционной программы, а именно: комплексную модернизацию городских сетей с целью увеличения мощности и пропускной способности, и их неполучение повлечет невозможность исполнения АО «Ростовводоканал» мероприятий, не только составляющих его уставную деятельность, но и имеющих существенное значение для благополучия населения г. Ростова-на-Дону, а также срыв инвестиционной программы ОАО ПО «Водоканал», утвержденной Решением Ростовской-на-Дону городской Думы №26 от 23.11.2010.

Судом первой инстанции установлено, что мероприятия, необходимые для обеспечения пожаротушения объекта ООО «РостДонИнвест» отсутствуют в инвестиционной программе АО «Ростовводоканал». Соответственно, источник финансирования указанных мероприятий также отсутствует.

Мероприятия, подлежащие выполнению АО «Ростовводоканал» по договору о подключении №1230-В от 20.11.2014 указаны в Приложении № 2 к договору. В перечне данных мероприятий отсутствуют мероприятия по закольцовке водопроводной сети, необходимой для обеспечения соблюдения противопожарных требований подключаемого объекта. В договоре о подключении указан размер подключаемой нагрузки 20,3 м3/час, которая не включает нагрузку на пожаротушение.

Как было указано, 03 июня 2015 года от ООО «РостДонИнвест» поступил запрос (исх.№12/1 от 02.06.2015) о предоставлении технических условий для нужд пожаротушения. В запросе был указан необходимый расход воды на пожаротушение объекта по ул.Нансена 109/2 в меньшем размере по сравнению с заявкой на подключение: внутренне - 8,7 л/с и наружное – 30,0 л/с. В ответ на данный запрос АО «Ростовводоканал» предоставило технические условия водоснабжения объекта для нужд пожаротушения №1447 от 19.06.2015 Таким образом, ответ АО «Ростовводоканал» соответствовал поступившему запросу (были предоставлены соответствующие технические условия).

Доводы ООО «РостДонИнвест»  о том, что мероприятия, необходимые для водоснабжения объекта для нужд пожаротушения, должны выполняться АО «Ростовводоканал» в рамках заключенного договора о подключении,  без внесения платы за подключение этой нагрузки,  правомерно были отклонены судом первой инстанции в силу следующего.

Действующая до декабря 2016 года инвестиционная программа АО «Ростовводоканал» была утверждена Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.11.2010 №26 "Об утверждении "Инвестиционной программы ОАО "ПО Водоканал города Ростова-на-Дону" по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону на 2010-2022 годы с выделением I этапа до 2013 года, II этапа до 2017 года" в редакции решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.10.2012 №349. В разделе II таблицы №1 Инвестиционной программы перечислены мероприятия по обеспечению прироста нагрузок по водоснабжению и водоотведению для подключения вновь возводимого жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения, а также существующего жилого фонда, подлежащего к подключению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, на территории города Ростова-на-Дону в 2013-2016 годах. В перечне данных мероприятий отсутствовали  мероприятия, необходимые для обеспечения пожаротушения объекта по ул.Нансена 109/2, а именно: реконструкция водовода Д600 по ул.Нансена от дома №111а до пр.М.Нагибина, строительство (закольцовка) водопроводной линии Д350 от дома №111а по ул.Нансена до ул.ФИО3 с подключением к водопроводной линии Д300, строительство водопроводного ввода к объекту от построенной водопроводной линии.

Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 10 Закона №210-ФЗ финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств от оказания услуг указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Кроме того, обязательные для сторон в силу пунктов 4, 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия типовых договоров о подключении (технологическом присоединении) (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №644 от 29.07.2013) не предусматривают возможности бесплатного (безвозмездного) подключения (технологического присоединения) объектов заказчиков к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. Денежные средства, полученные от истца, должны быть направлены ответчиком на осуществление мероприятий инвестиционной программы, а именно: комплексную модернизацию городских сетей с целью увеличения мощности и пропускной способности, и их неполучение повлечет невозможность исполнения АО «Ростовводоканал»  мероприятий, не только составляющих его уставную деятельность, но и имеющих существенное значение для благополучия населения г. Ростова-на-Дону, а также срыв инвестиционной программы ОАО «ПО «Водоканал», утвержденной Решением Ростовской-на-Дону городской Думы №26 от 23.11.2010.

В соответствии с типовой формой договора о подключении, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 в технических условиях подключения (Приложение №1 к договору) указываются требования к обеспечению  соблюдения условий пожарной безопасности и подаче расчетных расходов холодной воды для пожаротушения.

Согласно подпункту «а» пункта 12 заказчик обязан выполнить технические условия. В соответствии с п. 19 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет фактическое подключение объекта к централизованной системе холодного водоснабжения при условии выполнения заказчиком технических условий. Таким образом, требования, указанные организацией водопроводно-канализационного хозяйства в технических условиях, являются обязательными для заказчика.

В соответствии с пунктом 5.2 (п.2 примечаний к табл.2) СП 8.13130.2009 в случае, если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расхода воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.

Учитывая указанные условия договора о подключении, а также отсутствие технической возможности обеспечения подачи расчетных расходов воды для пожаротушения, АО «Ростовводоканал», руководствуясь СП 8.13130.2009, направило ООО «РостДонИнвест» предложение (исх. №403/16-1 от 13.04.2016) о заключении дополнительного соглашения к договору о подключении (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения №1230-В от 20.11.2014г. в части внесения в условия подключения (Приложение №1 к договору) требований по устройству резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расчетный расход воды на пожаротушение. Ответчик не подписал указанное дополнительное соглашение.

В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из приведенной нормы права, обязанность по созданию сетей до точки подключения объекта возложена на создателя объекта капительного строительства, при этом размер платы за подключение должен быть уменьшен на расходы заявителя, связанные с созданием сетей.

Однако, возможность уменьшения платы за подключение на величину расходов заявителя на создание сетей не обозначает, что обязанность по созданию сетей до точки подключения возложена на сетевую организацию.

В рассматриваемом случае, для обеспечения подключения с мощностью, необходимой для нужд пожаротушения необходима закольцовка сети.

Вместе с тем, застройщик является тем лицом, который создает новый объект гражданских прав, с соответствующими характеристиками, в том числе и в части пожаротушения. Объект должен соответствовать критериям, необходимым для ввода его в эксплуатацию. Застройщик должен обеспечить все необходимые характеристики, в т.ч. предполагающие возможность обеспечения пожаротушения.

В целом, судом первой  инстанции  правомерно указано, что обязанность по соблюдению правил противопожарной безопасности, а также по созданию условий пожаротушения является публичным ограничением.

В данном случае истец, как коммерческий субъект, действуя в собственных интересах, обеспечивая коммерческую застройку земельного участка, является тем лицом, по отношению к которому указанные публичные ограничения в части пожарной безопасности начинают действовать с момента совершения им первых действий, предшествующих документальному оформлению земельного участка, в т.ч. обеспечение его сетевым подключением.

Будучи лицом, создающим сложный объект гражданских прав, являющийся совокупностью строительных конструкций и их инженерного обеспечения, истец должен обеспечить тот результат, который при его частно-правовой форме не входит в противоречие с публичным порядком. Такая обязанность, в частности, предполагает соблюдение застройщиком всех мероприятий, определяемых техническими условиями и СНиП относительно соблюдения норм пожарной безопасности, как при возведении объекта, так и при последующей его эксплуатации с учетом установленного срока и индивидуальных технических характеристик.

Совершая действия по формированию проектно-сметной документации и получения архитектурно-планировочного задания застройщик в данном случае не может уклониться от выполнения индивидуальных технических условий, обеспечивающих соответствие объекта требованиям пожарной безопасности, поскольку такой результат связан с правами неограниченного круга лиц, в т.ч. выходящего за пределами потенциальных собственников квартир, т.е. имеющих публичный характер.

При этом решение застройщика о создании объекта в условиях конкретного сетевого обеспечения является его собственным выбором, отражающим вывод о значимости коммерческого результата с учетом всех привходящих условий. По отношению к созданию систем пожаротушения обязанность сетевой (эксплуатирующей) организации является производной от обязанности застройщика. Указанный вывод следует из того, что такая обязанность, несмотря на ее публичный характер, не формирует общецелевого обязательства с заранее установленными его условиями.

У сетевой организации не возникает самостоятельной обязанности совершить любые действия по обеспечению пожаротушения только по факту того, что застройщик выразил намерение возвести объект капительного строительства. Условия создания такого объекта не предполагают разделение обязанностей этих лиц в том качестве, в котором обеспечивается совместное участие в прибыли, а значит, обязанность каждой из сторон такой сделки является самостоятельной и имеет различную природу. При этом обязанность сетевой организации зависит от выполнения необходимых технических условий самим застройщиком. В противном случае происходит неадекватное перераспределение бремени обязанностей и финансовой нагрузки на то лицо, которое в результате ее несения не получает эквивалентного имущественного возмещения.

Доводы истца о том, что такое возмещение должно обеспечиваться за счет муниципального образования путем включения создаваемого им объекта в инвестиционную программу сетевой организации не соответствует статусу участвующих в этих отношениях лиц и вытекающему из него праву требования совершения таких действий. В отсутствие технической возможности обеспечений той сетью, которая, по мнению застройщика, является для него более востребованной и экономичной не предполагает вывода о возникновении такой обязанности у публичного образования или сетевой организации. Таким образом, обязанность застройщика по созданию сети в качестве, позволяющем обеспечить подключение дома к сетям централизованной системы с нагрузкой необходимой в целом для дома, в т.ч. и с учетом нужд на пожаротушение вытекает из пункта 13 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», а также из публичной обязанности застройщика в отношении создаваемого им объекта.

Как установлено судом первой инстанции, со стороны АО «Ростовводоканал» выполнены все необходимые мероприятия по созданию (реконструкции) сетей водоснабжения и канализации до точек подключения, а также по подготовке сетей к подключению объекта и подаче ресурсов, что подтверждается актом на ввод в эксплуатацию объектов инженерного и коммунального назначения  (наружная сеть водопровода) от 29.01.2016, актом о проведении приемочного гидравлического испытания напорного трубопровода на прочность и герметичность от 24.09.2015, протоколом лабораторных испытаний от 17.11.2015.

В договоре о подключении указан размер подключаемой нагрузки 20,3 м3/час, которая не включает нагрузку на пожаротушение (на момент заключения договора она заявлялась заказчиком в размере  70,4 л/с - пожаротушение автостоянки и 46,17 л/с – пожаротушение жилого дома, что в переводе на метры куб/час составляет 253,44 куб.м./час и 166,21 куб.м./час, всего: 419,65 куб.м./час). Расчет платы за подключение содержится в приложении № 4  к договору.

Судом установлено, что Решением УФАС по Ростовской области № 993/02 от 26.10.2016 признаны незаконными и нарушающими ФЗ «О защите конкуренции», действия АО «Ростовводоканал», выразившиеся в нарушении порядка подключения к централизованным системам холодного водоснабжения, а также в направлении обществу письма №1015-1/15 от 24.06.2015 с предложением заключения договора соинвестирования.

Предписанием № 846/02 от 26.10.2016 УФАС РО обязал АО «Ростовводоканал» прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении порядка подключения. Для чего АО «Ростовводоканал» необходимо в течение 20 дней с момента получения предписания обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение.

Во исполнение предписания УФАС № 846/02 от 26.10.2016 АО «Ростовводоканал» в Региональную службу по тарифам РО было направлено заявление № 17599 от 28.11.2016 об установлении индивидуальной платы.

Письмом № 40.5/8591 от 28.12.2016 РСТ РО сообщило, что установление индивидуальной платы возможно при наличии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта. В отношении спорного объекта такие мероприятия отсутствуют, в связи с чем, заявление было возвращено.

С учетом указанного ответа РСТ РО АО «Ростовводоканал» письмом № 1 от 13.01.2017 снова обратилось в РСТ РО с просьбой включить в инвестиционную программу на 2017-2025 годы с выделением 1 этапа 2017-2018 мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения объекта капитального строительства «1 очередь строительства жилого комплекса, участок V (с.п. 5.1, 5.2,5.3) ООО «РостДонИнвест», установить индивидуальную плату за подключение.

Письмом №40.5/751 от 20.02.2017 РСТ РО вернуло заявление АО «Ростовводоканал», затребовав предоставления дополнительных документов

Согласно части 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из пункта 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, следует, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, из буквального толкования данной нормы закона следует, что при установлении платы за подключение в отношении объектов с нагрузкой более 10 куб.м/час дополнительно учитываются расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Вместе с тем, при разработке и утверждении инвестиционной программы ОАО «ПО Водоканал» в нее в соответствии с требованиями действующего в тот период законодательства были включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности, необходимые для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объектов без дифференциации по размеру подключаемой нагрузки. Как следствие, стоимость этих мероприятий также учтена органом местного самоуправления при расчете размера тарифов на подключение, утвержденных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Таким образом, судом первой инстанции принято во внимание, что в период действия указанной инвестиционной программы и соответствующих ей тарифов на подключение отсутствовала возможность выделения из нее отдельных мероприятий по увеличению мощности централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения для установления индивидуальной платы за подключение, т.к. расходы на эти мероприятия были уже учтены в тарифе на подключение.

Кроме этого, невозможность корректировки инвестиционной программы и установления индивидуальной платы в отношении отдельных заказчиков также подтверждается неоднократными ответами Региональной службы по тарифам РО на обращения АО «Ростовводоканал». В данных ответах РСТ РО сообщала, что не имеет полномочий по внесению изменений в нормативно-правовые акты, утвержденные решением Ростовской-на-Дону городской Думы.

Следует также отметить, что в период утверждения инвестиционной программы и тарифов на подключение (2012 год) действующее законодательство не предусматривало установление  индивидуальной платы за подключение. 

Поскольку до заключения договора о подключении ответчик был информирован об отсутствии технической возможности обеспечения пожаротушения объекта от централизованной системы водоснабжения и необходимости предусмотреть иные мероприятия, которые так и не были им самостоятельно  предусмотрены, АО «Ростовводоканал», учитывая предупреждение Ростовского УФАС, в качестве варианта обеспечения пожаротушения объекта предложило ООО «РостДонИнвест» устройство резервуаров, предусмотренное пунктом 5.2 п.2 примечаний к табл.2 СП 8.13130.2009,  являющихся  документом добровольного применения, которое было отклонено заказчиком.

Доводы о навязывании  невыгодных условий договора не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела, поскольку  истцом в материалы дела не представлены доказательства факта навязывания и того, что согласие контрагента с предложенными условиями договора является вынужденным.

Согласно ч. 2 ст. 428 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Вместе с тем, наличие данных обстоятельств стороной не доказано.

Как верно указал суд первой инстанции, при этом, возможность уменьшения платы за подключение на размер расходов на создание сетей, понесенных заявителем, которая может быть реализована в случае установления индивидуального тарифа, не означает замену субъекта, обязанного совершить указанные действия, а только лишь устанавливает судьбу финансовых затрат, что не является идентичным порядку и субъекту совершения действий, финансовый результат которых должен быть зачтен при расчете платы. Между тем, в рассматриваемом случае, истцом действия по финансовому обеспечению (закольцовке) сети, позволяющие осуществить подключение с учетом нагрузки на нужды пожаротушения не произведены, никакие расходы в связи с этим не понесены, договор соинвестирования не подписан, индивидуальный тариф ни в каком размере РСТ РО не установлен, мероприятия по созданию (закольцовке) сети АО «Ростовводоканал» в инвестиционную программу не включены, то требования истца о внесении изменений в договоры о подключении на условиях истца, заявлены необоснованно и не подлежат судом удовлетворению.

Кроме того, в части 3 статьи 428 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) было указано, что при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи, требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

В данном случае истец знал об отсутствии технической возможности обеспечения пожаротушения объекта по адресу: <...>, и о необходимости предусмотреть иные мероприятия. Возражений от ООО «РостДонИнвест» по данному вопросу не последовало. При наличии согласия ответчика на заключение договора без учета нужд пожаротушения у истца отсутствовали основания и право отказаться от заключения договора на согласованных сторонами условиях.  Соответственно, договор о подключении был заключен без учета нагрузки для нужд пожаротушения. При определении платы за подключение нагрузка для нужд пожаротушения также не учитывалась.

Суд первой инстанции, отклоняя требования истца о внесении изменений в договор в части изменения  стоимости подключения, исходя  из расчета размера платы за подключение, подготовленного ООО «Интегра», правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. При этом в силу ч. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Как было указано, в соответствии с пунктом 18 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, изменение размера платы за подключение (технологическое присоединение) возможно по соглашению сторон в случае изменения технических условий, а также условий подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения и требований к строительству (реконструкции) водопроводных сетей. При этом порядок оплаты устанавливается соглашением сторон в соответствии с требованиями, установленными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в Типовом договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.

В силу статьи 31 Закона о водоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения относится к регулируемым видам деятельности, а тарифы в этой сфере подлежат государственному регулированию.

Таким образом, поскольку в период действия инвестиционной программы и соответствующих ей тарифов на подключение  отсутствовала возможность выделения из нее отдельных мероприятий по увеличению мощности централизованных систем водоснабжения  и (или) водоотведения для установления  индивидуальной платы за подключение, так как расходы на эти мероприятия были уже учтены в тарифе на подключение, отсутствовал  утвержденный индивидуальный тариф, заключение договора на общих условиях, исходя из тарифа, утвержденного нормативно для всех заказчиков, являлось  правомерным.  

На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2017 по делу
№ А53-11815/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                                             Н.В. Нарышкина

Судьи                                                                                                           Н.В. Ковалева

              Б.Т. Чотчаев