ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-12710/14 от 15.07.2015 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-12710/2014

июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2015 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Рогальского С.В. и Савенко Л.И., при участии от ответчика – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1021900670758) – Хомяковой А.В. (доверенность от 25.05.2015), в отсутствие истца – открытого акционерного общества «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод»
(ИНН 1902014500, ОГРН 1021900670758), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2014 (судья Маштакова Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 (судьи Тимченко О.Х., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу № А53-12710/2014, установил следующее.

ОАО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод» (далее – завод) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о взыскании 29 129 761 рубля неосновательного обогащения.

Решением от 06.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.03.2015, в иске отказано. Суды исходили из того, что в спорном периоде к тарифу за перевозку алюминиевого сплава подлежал применению коэффициент 1,547, а не 1,19, в связи с чем неосновательное обогащение на стороне ОАО «РЖД» не возникло.

В кассационной жалобе завод просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению заявителя жалобы, ответчик незаконно применил к тарифам за спорные перевозки коэффициент 1,547, установленный для цветных металлов и их сплавов, а не 1,19, установленный для сплавов алюминиевых первичных. Исключение кода Гармонизированной номенклатуры грузов (далее – ГНГ) 76012010 «Сплавы алюминиевые первичные» из ГНГ письмом Комитета организации  сотрудничества железных дорог (далее – ОСЖД) не может повлечь отмену тарифа, установленного Федеральной службой по тарифам (далее – ФСТ России). Изменения в Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2, утверждено постановлением Федеральной энергетической комиссии от 17.06.2003 № 47-т/5; далее – Прейскурант № 10-01), связанные с исключением кода 76012010 из номенклатуры ГНГ, внесены только 12.03.2014 приказом ФСТ России № 52-т/1, однако в соответствии с этими изменениями размер поправочного коэффициента для перевозки алюминия и сплавов алюминиевых первичных составил 1,19 без какой-либо привязки к коду по ГНГ. Исправление в накладных по требованию ответчика кода наименования груза не могло быть принято судом во внимание, так как не соответствует Правилам заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 39).

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «РЖД» просит оставить судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в период с 05.06.2013 по 30.06.2013 грузоотправитель – завод предъявил, а ОАО «РЖД» приняло к перевозке 165 вагонов с грузом, следовавших в непрямом международном сообщении со станции Камышта Красноярской железной дороги до станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.

В квитанциях о приеме груза формы ГУ-29-О завод указал наименование груза «сплав алюминиевый, первичный» код ЕТСНГ (Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов) 331478. Кроме того, в 66 квитанциях указан код ГНГ 76012010,
в 99 квитанциях – код ГНГ 76012000. При этом в большей части из 99 накладных код ГНГ 76012000 указан путем исправления кода ГНГ 76012010.

ОАО «РЖД», оказав услуги по перевозке, осуществило расчет провозной платы на основании Прейскуранта № 10-01, исходя из поправочного коэффициента 1,547, установленного для груза «сплав алюминиевый».

Считая, что ответчик при расчете платы незаконно применил поправочный коэффициент 1,547 вместо – 1,19, завод направил в адрес перевозчика претензию
от 01.11.2013 с требованием о восстановлении на его лицевом счете необоснованно списанной провозной платы в сумме 29 129 761 рубля.

Письмом от 11.12.2013 ОАО «РЖД» отклонило претензию, что послужило основанием для обращения завода в суд с иском.

При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (пункт 1). Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации
(пункт 4). Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в печатном издании указанного органа не позднее, чем за десять дней до введения в действие таких изменений (пункт 5).

Размер платы за железнодорожную перевозку грузов определяется тарифными руководствами.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Плата за перевозку груза российскими железными дорогами определена Прейскурантом № 10-01 (Тарифное руководство № 1).

Согласно пункту 1.1 Прейскуранта № 10-01 (Тарифное руководство № 1) уровень тарифа устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте. Таким органом в соответствии с пунктом 1, а также пунктами 5.3.1.21 – 5.3.1.23 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004
№ 332, является ФСТ России.

В силу пункта 1.3 Прейскуранта № 10-01 (Тарифное руководство № 1) плата за перевозку грузов исчисляется по тарифам, которые действовали в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля.

В порядке пункта 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 39 (далее Правила заполнения перевозочных документов), наименование груза и его код в графе «наименование груза» в железнодорожной накладной указывается в соответствии с тарифным руководством.

Подпунктом 2.2.1 раздела 2 Прейскуранта № 10-01 (Тарифное руководство № 1) установлено, что при перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ, а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ.

Таблица № 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта № 10-01 (Тарифное руководство № 1) предусматривает применение поправочных коэффициентов в отношении грузов по позициям и кодам ЕТСНГ. В отношении же грузов «сплав алюминиевый первичный», код ГНГ 76012010, таблица № 4 отсылает к Гармонизированной номенклатуре грузов.

Решением XXVIII Конференции генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД от 22-26.04.2013 код ГНГ 76012010 «сплавы алюминиевые первичные» исключен из Гармонизированной номенклатуры грузов с 01.06.2013.

В период, предшествующий спорному, согласно Таблице № 4 приложения 3 к разделу 2 части 1 Прейскуранта № 10-01 (в редакции приказа ФСТ России от 27.11.2012 № 303-т/З), определяющей условие тарификации металлов цветных и их сплавов, ко всем металлам цветным и их сплавам применялся коэффициент 1,547, за исключением груза «сплав алюминиевый первичный», код ГНГ 76012010, к которому применялся коэффициент 1,19.

Таким образом, из применения общего коэффициента 1,547 выделен более низкий коэффициент 1,19 только для одного вида груза – «сплавы алюминиевые первичные», код ЕТСН 331478, код ГНГ 76012010.

Поскольку с 01.06.2013 код ГНГ 76012010 был исключен из Гармонизированной номенклатуры грузов, основания для применения понижающего коэффициента 1,19 для данной категории грузов отпали. Указание грузоотправителем несуществующего (исключенного) кода свидетельствует о ненадлежащем оформлении перевозочных документов. В данной ситуации перевозчик правомерно применил тариф для сплавов цветных металлов (код ЕТСНГ 331478) с коэффициентом 1,547.

Применение тарифа с учетом понижающего коэффициента 1,19 для грузов с кодом ГНГ 76012000 Тарифным руководством № 1 не предусмотрено. Следовательно, применение железной дорогой к грузам данных категорий (кодов) коэффициента 1,547 является правильным.

Доводы заявителя о том, что исключение кода ГНГ не могло повлечь отмену тарифа до принятия уполномоченным государственным органом соответствующего нормативного акта, суд отклонил обоснованно.

Таблица № 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта № 10-01 (Тарифное руководство № 1) в части применения поправочного коэффициента при применении тарифа на перевозку грузов «сплав алюминиевый первичный», код ГНГ 76012010, отсылает к Гармонизированной номенклатуре грузов. Изменение же кодификации грузов, применение которой обязательно для субъектов перевозочного процесса, влечет невозможность применения поправочного коэффициента, ранее установленного для исключенной номенклатурной группы. В связи с этим применение к грузам «сплав алюминиевый первичный» поправочного коэффициента 1,547, установленного для сплавов цветных металлов, код ЕТСНГ 331478, является правомерным.

Не принимается довод заявителя о том, что исправления в квитанции в части изменения кода ГНГ 76012010 вносились с нарушением порядка, установленного Правилами заполнения перевозочных документов. В период осуществления спорных перевозок применение коэффициента 1,19 для грузов с кодом ГНГ 76012010 было невозможно по изложенным выше причинам, а не в связи с указанием грузоотправителем иного кода в перевозочных документах.

При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.

 Руководствуясь статьями  286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу
№ А53-12710/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                       В.Ф. Кухарь

Судьи                                                                                                                                 С.В. Рогальский

                                                                                                                                Л.И. Савенко