ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-14916/2021
11 февраля 2022 года 15АП-22468/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2022 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен (до перерыва), представитель ФИО1 по доверенности от 23.11.2020 (после перерыва)
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 20.02.2021 (до и после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Батайский Управдом»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.11.2021 по делу № А53-14916/2021
по иску акционерного общества «Донэнерго» (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Батайский Управдом» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Донэнерго» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Батайский Управдом» (далее - ответчик) о взыскании 556 131,15 руб. задолженности по договору теплоснабжения, горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества № 246сп от 03.12.2018 за период декабрь 2018 г.- февраль 2021 г.; а также 50 204,68 руб. пени, рассчитанной за период с 16.01.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 30.04.2021.
Протокольным определением от 09.11.2021 удовлетворено ходатайство истца об увеличении суммы пени до 134 511,76 руб., начисленной по состоянию на 09.11.2021 по ключевой ставке ЦБ РФ 7,5% годовых.
Решением от 17.11.2021 с ответчика в пользу истца взыскано 156 435,08 руб. задолженности по договору теплоснабжения, горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества № 246сп от 03.12.2018; 22 587,75 руб. пени за период с 01.01.2021 по 10.11.2021, а также пени с 11.11.2021 по день фактической уплаты задолженности, рассчитанной на основании пункта 9.3 статьи 15 Федерального Закона №190-ФЗ «О теплоснабжении», 4 857 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. С истца в доход федерального бюджета взыскано 1 686 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 17.11.2021 отменить в части взыскания задолженности в размере 156 435,08 руб. Заявитель жалобы указывает, что в МКД ул. Воровского, 21 (двухтрубная система теплоснабжения), в В МКД по ул. К. Маркса, 2, ул. Ворошилова, 187 (четырехтрубная система теплоснабжения), установленные ОДПУ производят замер общего объема тепловой энергии идущей и в систему отопления и в систему ГВС (бойлер). Спорные МКД подключены к централизованной системе теплоснабжения. Судом первой инстанции неверно исследованы обстоятельства того, какую формулу при такой схеме подключения необходимо применять при определении объема потребленного ресурса.
В судебное заседание не явился представитель истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанного лица.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, дал пояснения по существу спора.
В порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 07.02.2022 до 11 час. 40 мин.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда 07.02.2022 в 11 час. 43 мин. с участием представителей истца и ответчика.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что в июне 2020 года на МКД по адресу: <...> установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии за июнь 2020 (с 24.05.2020 по 23.06.2020) МКД по адресу: <...>
составил - 64,997 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 872,82 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 55,861582 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 64,997-55,861582 = 9,135418 Гкал. В июле 2020 года на МКД по адресу: <...> установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии за июль 2020 (с 24.06.2020 по 23.07.2020) МКД по адресу: <...> составил - 46,594 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 698,249 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 44.689 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 46,594-44,689 = 1,905 Гкал. В августе 2020 года на МКД по адресу: <...> установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии за август 2020 (с 24.07.2020 по 23.08.2020) МКД по адресу: <...> составил - 9,385 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 126,11 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 8,071 Гкал. Расход тепловой энергии офисами, расположенными в МКД по адресу: <...>
и заключившими договор теплоснабжения с БРТС филиала АО «Донэнерго» ТС составил 0,25 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 9,385-8,071 -0,25= 1,064 Гкал. В сентябре 2020 года на МКД по адресу: <...> установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии за сентябрь 2020 (с 24.08.2020 по 23.09.2020) МКД по адресу: <...> составил - 57,076 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 762.9 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 48,827 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 57,076-48,827 = 8,249 Гкал. На МКД по адресу: <...>. 2 установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии за сентябрь 2020 (с 24.08.2020 по 23.09.2020) МКД по адресу: <...> составил - 10.202 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 137,57 куб. м (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 8,805 Гкал. Расход тепловой энергии на гвс офисами, расположенными в МКД по адресу: <...> и заключившими договор теплоснабжения с БРТС филиала АО «Донэнерго» ТС составил - 0,261 Гкал Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 10,202-8,805-0,261 = 1,136 Гкал. В октябре 2020 года на МКД по адресу: <...>. 187 установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии на гвс за октябрь 2020 (с 24.09.2020 по 23.10.2020) МКД по адресу:
<...> составил - 9,785 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 137,85 м3 (расход горячей воды населением) х 0.064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 8,823 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 9,785-8.823 = 0,962 Гкал. На МКД по адресу: <...>. 2 установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии на гвс за октябрь 2020 (с 24.09.2020 по 23.10.2020) МКД по адресу: <...> составил - 13,022 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 148,2 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 9,485 Гкал. Расход тепловой энергии на гвс офисами, расположенными в МКД по адресу: <...> и заключившими договор теплоснабжения с БРТС филиала АО «Донэнерго» ТС составил - 0,288 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 13,022-9,485-0.288 = 3,249 Гкал. В ноябре 2020 года на МКД по адресу: <...> установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии на гвс за ноябрь 2020 (с 24.10.2020 по 23.11.2020) МКД по адресу:
<...> составил - 10,971 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 95,5 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 6,112 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 10,971-6,112 = 4,859 Гкал. На МКД по адресу: <...> установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии на гвс за ноябрь 2020 (с 24.10.2020 по 23.11.2020) МКД по адресу: <...> составил - 15,137 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 144,1,2 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 9,222 Гкал. Расход тепловой энергии на гвс офисами, расположенными в МКД по адресу: <...> и заключившими договор теплоснабжения с БРТС филиала АО «Донэнерго» ТС составил - 0,305 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 15,137-9,222-0,305 = 5,61 Гкал. В декабре 2020 года на МКД по адресу: <...> установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии на гвс за декабрь 2020 (с 24.11.2020 по 23.12.2020) МКД по адресу: <...> составил - 10,813 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 141,7 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 9,069 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 10,813-9,069 = 1,744 Гкал. На МКД по адресу: <...> установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии на гвс за декабрь 2020 (с 24.11.2020 по 23.12.2020) МКД по адресу: <...> составил - 19,463 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 197,78 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 12,658 Гкал. Расход тепловой энергии на гвс офисами, расположенными в МКД по адресу: <...> и заключившими договор теплоснабжения с БРТС филиала АО «Донэнерго» ТС составил - 0,334 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 19,463-12,658-0,334 = 6,471 Гкал. В январе 2021 года на МКД по адресу: <...> установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии на гвс за январь 2021 (с 24.12.2020 по 23.01.2021) МКД по адресу:
<...> составил - 13,395 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 130,75 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 8,368 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 13.395-8.368 = 5,027 Гкал. На МКД по адресу: <...>. 2 установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии на гвс за январь 2021 (с 24.12.2020 по 23.01.2021) МКД по адресу: <...> составил - 20,735 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 204,46 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 13,086 Гкал. Расход тепловой энергии на гвс офисами, расположенными в МКД по адресу: <...>. 2 и заключившими договор теплоснабжения с БРТС филиала АО «Донэнерго» ТС составил - 0,305 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 20,735-13,086-0,305 = 7,344 Гкал. В феврале 2021 года на МКД по адресу: <...> установлен узел учета тепловой энергии, определяющий расход тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения (нагрев хвс). По УУТЭ расход тепловой энергии на гвс за февраль 2021 (с 24.01.2021 по 23.02.2021) МКД по адресу: <...> составил - 14,578 Гкал. Расход тепловой энергии населением, рассчитанный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 составил: 159,7 м3 (расход горячей воды населением) х 0,064 (норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды) = 10.221 Гкал. Расход тепловой энергии ООО «Батайский Управдом» на горячее водоснабжение составил: 14,578-10,221 =4,357 Гкал. Таким образом, ООО «Батайский Управдом» при расчете ГВС СОИД применяется неверная формула п. 27. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которая предусматривает двухкомпонентный тариф на горячую воду. Однако, тариф на тепловую энергию, утвержденный на период 2019-2013 годы РСТ РО от 20.12.2018 № 85/9 (с последующими ежегодными корректировками) для АО «Донэнерго» исключительно однокомпонентный, так как осуществляется поставка только тепловой энергии (т. е. один компонент). Ответчик просит решение Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-14916/2021 от 17.11.2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
От ответчика поступили дополнительные документы (контррасчет объема и стоимости тепловой энергии, контррасчет пени, акты обследования МОП от 22.09.2021, уведомление о проведении совместного осмотра от 16.09.2021, доказательства направления копий документов истцу), которые приобщены судом к материалам дела.
Представитель ответчика в судебном заседании после перерыва доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что решение суда первой инстанции оспаривается ответчиком только в части взыскания задолженности, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом частей 5, 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в части, оспариваемой ответчиком.
Как следует из искового заявления, акционерным обществом «Донэнерго» в лице Батайского района тепловых сетей филиала АО «Донэнерго» Тепловые сети (теплоснабжающая организация) оказаны услуги теплоснабжения многоквартирным домам, находящемся под управлением общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Батайский Управдом». За период декабрь 2018-февраль 2021 за ответчиком образовалась задолженность в размере 556 131,15 руб., возникшая в связи с неоплатой потерь тепловой энергии и оплате задолженности за поставку горячей воды.
Согласно п. 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 354. Ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с Правилами № 354, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения. При этом в случаях, указанных в пункте 21.1 Правил № 354, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе Правилам № 354 и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие
установки присоединены к сетям теплоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»).
Истцом был направлен ответчику проект договора-оферты о заключении договора теплоснабжения, горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества №24сп от 03.12.2018; договор абонентом не подписан.
23.03.2021 истцом в адрес ответчика направлена претензия исх. № 418 с требованием о погашении задолженности.
Претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Спорные отношения подпадают под правовое регулирование параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации с применением специальных норм законодательства в сфере поставки тепловой энергии. В соответствии с положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или
соглашением сторон.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что из представленных истцом за период декабрь 2018- февраль 2021 документов следует, что объем тепловой энергии, предъявленный истцом к оплате, представляет собой объем потерь тепловой энергии, возникших от внешней границы стены многоквартирного дома до места установки прибора учета и задолженность по оплате горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества МКД.
При оценке вопроса о правомерности взыскания технологических потерь тепловой энергии с управляющей организации суд исходил из следующего. В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в данном доме, приведенное в названной
норме.
В состав общего имущества включаются инженерные системы горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления (пункты 5 и 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила N 491)).
По общему правилу, количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Закона N 190-ФЗ, а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 261-ФЗ).
Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному их измерений приборами учета, который предполагает наличие в соответствующей точке передачи ресурса прибора учета ресурса (правовая позиция сформулирована в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П).
Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
В отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Из пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета ранее был установлен Правилами N 307 (пункт 19 приложение N 2), затем с августа 2012 года Правилами N 354 (пункты 42, 42 (1), формулы 2 приложения N 2), Правил N 124 (подпункт «е» пункта 3, приложение к постановлению). Никакие потери до общедомового прибора учета не указаны в утвержденных формулах определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение, как и Жилищном кодексе Российской Федерации. Кроме того, согласно части 3 статьи 9 Закона N 190-ФЗ, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Законом N 190-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования N 1075).
Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э.
В силу пункта 1 части 3 статьи 7 Закона N 190-ФЗ «О теплоснабжении», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона. АО «Донэнерго» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и передачу тепловой энергии потребителям. Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области N 85/9 от 20.12.2018 АО «Донэнерго» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019-2023 годы.
Из приложения N 2 к указанному постановлению, в котором определены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, на 2019-2023 годы, следует, что одним из таких параметров является величина технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере теплоснабжения, предусмотрено включение в тариф на тепловую энергию потерь тепловой энергии, возникающих в связи с транспортировкой теплоэнергии по сетям.
Согласно пункту 19 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
В рамках рассмотрения настоящего дела, энергоснабжающая организация не обосновала, что при выдаче технических условий на проектирование узла учета потребителю и согласовании проектирования в соответствии с положениями названных Правил (в частности, пунктов 5, 18, 39, 40, 44, 49, 55) она не обязана была учитывать названные положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил либо что потребитель установил прибор учета в месте, не соответствующем проектным решениям.
Согласно пункту 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях: а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами); б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную. Энергоснабжающая организация не представила совместных актов, свидетельствующих о потерях тепловой энергии на спорных участках трубопроводов от границы балансовой принадлежности до приборов учета. Отсутствуют доказательства, что при установлении норматива потребления тепловой энергии не учтены потери тепловой энергии на участке от внешней стены дома до прибора учета.
В соответствии с пунктом 26 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при определении стоимости ГВС в двухкомпонентном тарифе учитывается объем горячей воды (в рассматриваемом случае определялся по общедомовым приборам учета горячей воды) и норматив нагрева холодной воды до параметров ГВС. Таким образом, при определении объема тепловой энергии на ГВС принимаются во внимание не фактические показатели израсходованной тепловой энергии, а норматив нагрева воды, умноженный на объем соответствующей воды, определенный по прибору учета. При указанном порядке учета ГВС, установленном законодателем, значение имеет точность определения объема воды прибором учета.
При указанных обстоятельствах, задолженность по оплате тепловых потерь у ответчика отсутствует.
Управляющая организация не является самостоятельным потребителем коммунального ресурса; объем ее обязательств не может превышать объем обязательств потребителей коммунальных услуг, за исключением сверхнормативного потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды. Сведения о том, что на спорном участке трубопровода от границы внешней стены дома до общедомового прибора учета имело место сверхнормативное потребление тепловой энергии, зависящее только от исправности трубопровода и надлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по содержанию общего имущества, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, взыскание с управляющей компании в составе платы за поставленную тепловую энергию технологических потерь тепловой энергии может повлечь двойное взыскание соответствующих потерь с потребителей как в составе тарифа на тепловую энергию, так и в рассматриваемом деле (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2016 N 14- АПГ16-11).
В силу пункта 8 Правил N 491, внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного жилого дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
Таким образом, иная граница эксплуатационной ответственности при наличии
коллективного (общедомового) прибора учета, отличная от указанной в пункте 8 названных Правил, может быть определена по воле собственников помещений, а не по воле исполнителя коммунальных услуг. Собственники помещений не принимали решение об изменении границ эксплуатационной ответственности, а также не возлагали соответствующие полномочия на общество при подписании им актов разграничения эксплуатационной ответственности.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что стоимость потерь тепловой энергии не подлежит оплате ответчиком.
Требования о взыскании задолженности по оплате горячего водоснабжения (СОИД) подлежит удовлетворению в общей сумме 156 435,08 руб.
С учетом признанной судом суммы задолженности 156 435,08 руб., подлежащей удовлетворению, горячее водоснабжение СОИД, размер соответствующей сумме долга пени составил 22 587,75 руб. с последующим начислением пени до фактического исполнения обязательства по оплате; мораторный период начисления пени самостоятельно исключен истцом из расчета пени. В удовлетворении остальной части требования о взыскании пени судом отказано.
В части взыскания пени решение ответчиком не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за потребленные коммунальные услуги осуществляется в соответствии с Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 42.1 Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
В последнем случае установлен различный порядок определения объема подлежащей оплате горячей воды в зависимости от оборудования помещений многоквартирного дома приборами учета, а также в зависимости от того, какой установлен тариф на горячую воду - однокомпонентный или двухкомпонентный.
Из дела следует, что ресурсоснабжающей организации для населения в спорный период был установлен однокомпонентный тариф на стоимость теплоносителя.
В силу подпункта «а» пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Поскольку ответчик приобретал у истца только тепловую энергию, которая использовалась на нужды отопления многоквартирных домов, находящихся в управлении компании, и для приготовления горячей воды на индивидуальном тепловом пункте (ИТП), входящем в состав общего имущества собственников помещений МКД, тогда как холодная вода для приготовления горячей воды приобреталась ответчиком не у истца, а у иной ресурсоснабжающей организации, следовательно, у компании отсутствовали основания для расчетов с обществом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду.
Из представленных истцом первичных документов и расчета за спорный период видно, что расчет задолженности произведен истцом в соответствии с Правилами N 354.
Исходя из изложенного, оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в обжалуемой части в апелляционном порядке, не имеется. Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции проверены, признаны необоснованными, поскольку не подтверждают существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2021 по делу
№ А53-14916/2021 в обжалуемой части оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий М.Г. Величко
Судьи Ю.И. Баранова
О.А. Еремина