ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-15683/2021 от 05.04.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-15683/2021

06 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Садовникова А.В. и
Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца – Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060 ОГРН 1026103739892) – Крутько Е.В. (доверенность
от 10.01.2022), в отсутствие ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538 ОГРН 1046164044156), третьего лица – открытого акционерного общества «Оборонэнерго» (ИНН 7704726225 ОГРН 1097746264230), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу № А53-15683/2021, установил следующее.

ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее – управление) о признании незаконным отказа от 10.03.2021
№ КУВД-001/2020-25390175/6; обязании осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Российской Федерации в отношении нежилого помещения № 13, 17 площадью 34,7 кв. м, расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома по адресу: Ростовская область, Егорлыкский район, ст. Егорлыкская, ул. Лескова, 6.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ОАО «Оборонэнерго».

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 10.12.2021 решение отменено, принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление
от 10.12.2021 и оставить в силе решение от 29.09.2021. Податель жалобы
не согласен с выводами суда апелляционной инстанции о том, что помещение № 13, 17 не является изолированным и обособленным.

В отзыве на кассационную жалобу управление сослалось на несостоятельность ее доводов.

В судебном заседании представитель учреждения настаивал на доводах жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд апелляционной инстанции установил, что 23.11.2020 Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации обратилась с заявление о государственном кадастровом учете с одновременной регистрацией прав. К заявлению приложен технический план помещения 16.11.2020, изготовленный на основании технического паспорта от 09.02.1996.

В качестве документов, подтверждающих возникновение права собственности Российской Федерации в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества, к заявлению приложены следующие документы:

– выдержка из Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ,
а именно ссылка на пункт 12 статьи 1;

– постановление Верховного Совета Российской Федерации
«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»
от 27.12.1991 № 3020-1 (далее – постановление от 27.12.1991 № 3020-1).

В качестве документов, подтверждающих отнесение вышеуказанного объекта недвижимого имущества к ведению Министерства обороны Российской Федерации, в состав технического плана включены следующие документы:

– передаточный акт от ФГУ «Вторая Ростовская КЭЧ района» Минобороны России от 01.04.2011;

– распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 30.10.2003 № 5962-р «О закреплении имущества за Второй Ростовской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России»;

– приказ Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871
«О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации».

В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 30.11.2020 указано, что помещение не изолировано и не обособлено от других помещений в здании или сооружении, что противоречит п. 34 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, а именно: помещение № 13, 17 не является самостоятельным предметом гражданского оборота, так как доступ к помещению осуществляется через помещения № 1, 2, 16, 15, 14, 3. В уведомлении указано, что в целях устранения причин, послуживших основанием для принятия указанного решения, необходимо представить технический план, соответствующий требованиям действующего законодательства в части обособленности помещения. 28.12.2020 учреждение обратилось с заявлением о приеме дополнительных документов с включением в состав технического плана заключения кадастрового инженера относительно обособленности и изолированности помещения, а также с предоставлением договора безвозмездного пользования в отношении спорного имущества.

26 февраля 2021 года учреждением подано заявление о приеме дополнительных документов с приложением ответа администрации Егорлыкского района от 24.02.2021 № 71.05/129 о вспомогательном характере помещений 1, 2, 16, 15, 14, 3. В уведомлениях от 30.12.2020 и 01.03.2021 повторно указаны причины для приостановления регистрации аналогичные тем, что указаны в уведомлении
от 30.11.2020, а также указано новое основание для приостановления: неверно указаны сведения об этаже, на котором расположено помещение, а именно: тип этажа – подвал, номер этажа – б/н; необходимо указать сведения об этаже, на котором расположено помещение, в виде: тип этажа – подвал, номер этажа – числовое значение.

01 марта 2021 года учреждение обратилось с заявлением о приеме дополнительных документов с приложением исправленного технического плана от 01.03.2021 и указанием номера этажа «Подвальный 1».

В соответствии с уведомлением о неустранении причин приостановления
от 09.03.2021 № КУВД-001/2020-25390175/5 указано новое основание, препятствующее осуществлению регистрационных действий в отношении нежилого помещения, а именно необходимость представить заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

В уведомлении от 10.03.2021 № КУВД-001/2020-25390175/6 заявителю отказано в постановке на кадастровый учет объекта и государственной регистрации права в связи с тем, что помещение не изолировано и не обособлено от других помещений в здании или сооружении, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Управлением указано на необходимость представить технический план, соответствующий требованиям действующего законодательства в части обособленности помещения

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.

При разрешении спора суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Эти документы должны отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ).

Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона № 218-ФЗ).

Суд апелляционной инстанции установил, что общество просило зарегистрировать «нежилое помещение № 13, 17», расположенное в подвальном этаже многоквартирного дома по адресу: Ростовская область, Егорлыкский район, ул. Лескова, 6. Для регистрации помещения общество представило документы, в том числе технический план, подготовленный на основании технического паспорта.

На основании с пункта 34 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия спорного решения об отказе в государственной регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машиномест).

Согласно абзацу 5 пункта 2 требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее – требования № 953) технический план помещения составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких смежных этажах здания либо сооружения один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством Российской Федерации изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании или сооружении и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота.

В пункте 4 обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, указано, что для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета. При этом обособленность как признак помещения представляет собой пространственную характеристику, указывающую на то, что часть здания или сооружения ограничена строительными конструкциями. В то же время изолированность является функциональной характеристикой, отражающей то, что помещение имеет самостоятельное назначение, отдельный вход, не используется для доступа в иное помещение, доступа к общему имуществу собственников помещений в здании, инженерным коммуникациям.

В соответствии с позицией, изложенной в Письме Минэкономиразвития Российской Федерации от 24.02.2014 № Д23и-501 «Относительно признания помещений изолированными или обособленными от других помещений в здании или сооружении» помещение считается: обособленным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями; изолированным, если отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иное помещение.

Согласно части 6 статьи 24 Закона № 218-ФЗ местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения.

Суд апелляционной инстанции проверил причины отказа в постановке объекта на учет и регистрации права и установил, что они соответствуют фактическим обстоятельствам. Согласно техническому плану «нежилого помещения № 13,17» данное помещение состоит из двух помещений – помещения № 13 и помещения № 17. Из вышеприведенных требований № 953 следует, что технический план может быть составлен на совокупность нескольких помещений, но такие помещения должны быть смежными и иметь доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении. На несоответствие технического плана данным требованиям регистрирующий орган указывал в уведомлениях о приостановлении и отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Отдельно помещение № 13 является изолированным и обособленным. Помещение № 17 также является изолированным и обособленным. Данные помещения не являются смежными, находятся в разных частях подвального этажа. Доступ друг к другу без использования иных помещений в здании для данных помещений невозможен. Такой доступ осуществляется через помещения № 2, 3, 14, 15, 16. Установленные обстоятельства позволили суду апелляционной инстанции прийти к обоснованному выводу о законности отказов управления.

Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал
и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.

Основания для отмены или изменения постановления по приведенным
в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 − 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021
по делу № А53-15683/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу − без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                         Е.В. Артамкина

Судьи                                                                                                        А.В. Садовников

                                                                                                                   И.И. Фефелова