ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-17220/06 от 25.12.2006 АС Ростовской области

г. Ростов-на-Дону

28 декабря 2006 г. № дела А53-17220/2006-С5-22

резолютивная часть решения оглашена 25.12.06г.

Арбитражный суд в составе судьи Зинченко Т.В. _______________________________

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Неговора Р.Н. ____

рассмотрел в заседании суда дело заявлению ОАО «Усть-Донецкий порт» _

к МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области _

о признании незаконным решения _

При участии:

от истца (заявителя) –нач. юр. отд. Чижиков Р.А. – по дов. № 33 от 01.11.06г. _

от ответчика (заинтересованного лица – гл. инсп. юр. отд. Филимонова К.Н. – по дов. № 6 от 10.01.06г. _

Сущность спора:    В открытом судебном заседании рассматривается заявление ОАО «Усть-Донецкий порт» о признании незаконным решения МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области № 2357 от 06.10.06г. в части привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 134 569,62 руб. (с учетом утоненных требований).

Представитель ОАО «Усть-Донецкий порт» в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении. Как следует из пояснений заявителя, факты совершения налоговых правонарушений Обществом не отрицаются, однако налоговый орган в нарушение ст.ст. 122, 114 НК РФ вынес оспариваемое решение без учета смягчающих ответственность ОАО «Усть-Донецкий порт» обстоятельств.

Представитель МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области представил отзыв по делу, в котором налоговый орган не возражает против применения судом смягчающих обстоятельств при рассмотрении вопроса о снижении налоговых санкций, начисленных заявителю по оспариваемому решению.

Исследовав представленные документы, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.

ОАО «Усть-Донецкий порт» 15.06.93г. зарегистрировано Администрацией Усть-Донецкого р-на Ростовской области в качестве юридического лица (свидетельство серия 61 № 001728730 от 04.10.02г.) и состоит на налоговом учете в МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области.

В ходе проведенной МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области выездной налоговой проверки ОАО «Усть-Донецкий порт» налоговым органом была выявлена неполная уплата Обществом налога на прибыль за 2003г. в сумме 32 641 руб., за 2004г. – в сумме 46 499 руб., налога на добавленную стоимость за февраль 2004г. – в сумме 991,53 руб., за апрель 2004г. – в сумме 34 779,67 руб., за май 2004г. – в сумме 145 800 руб., за июнь 2004г. – в сумме 166 347,92 руб., за июль 2004г. – в сумме 123 921,75 руб., за сентябрь 2004г. – в сумме 68 477,40 руб., за декабрь 2004г. – в сумме 53 389,84 руб.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика заместителем руководителя МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области было вынесено решение № 2357 от 06.10.06г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ: за неполную уплату налога на прибыль за 2003г. – в виде штрафа в сумме 6 528,20 руб., за неполную уплату налога на прибыль за 2004г. – в виде штрафа в сумме 9 299,80 руб., за неполную уплату НДС за февраль 2004г. – в виде штрафа в сумме 198,31 руб., неполную уплату НДС за апрель 2004г. – в виде штрафа в сумме 6 955,93 руб., за неполную уплату НДС за май 2004г. – в виде штрафа в сумме 29 160 руб., за неполную уплату НДС за июнь 2004г. – в виде штрафа в сумме 33 269,58 руб., за неполную уплату НДС за июль 2004г. – в виде штрафа в сумме 24 784,35 руб., за неполную уплату НДС за сентябрь 2004г. – в виде штрафа в сумме 13 695,48 руб., за неполную уплату НДС за декабрь 2004г. – в виде штрафа в сумме 10 677,97 руб.

Указанное решение в части начисления налоговым органом штрафных санкций без учета смягчающих обстоятельств явилось предметом данного спора.

Рассмотрев представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 103.1 НК РФ налоговые санкции в сумме, не превышающей пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, взыскиваются с организации по решению руководителя (его заместителя) налогового органа, принятого на основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с п. 7 ст. 114 НК РФ налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Порядок рассмотрения материалов проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности установлен ст. 101 НК РФ. Указанной нормой, в частности, установлено обязательное рассмотрение налоговым органом письменных возражений или объяснений налогоплательщика, представленных в налоговый орган к рассмотрению материалов проверки.

Пунктом 4 статьи 112 НК РФ к компетенции налогового органа, рассматривающего дело, отнесено также обязательное установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, и обязанность учитывать эти обстоятельства при вынесении решения о взыскании санкций за налоговые правонарушения.

Установление обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика в совершении налогового правонарушения является выражением правового принципа индивидуализации как составляющей совокупности принципов привлечения лица к ответственности.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, указаны п 1. ст. 112 НК РФ. К ним относятся:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (подп. 1 п. 1);

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (подп. 2 п. 1);

иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (подп. 3 п. 1).

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не является закрытым. Суд или налоговый орган, рассматривающий дело, может признать смягчающими ответственность обстоятельствами и иные, нежели указанные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 112 НК РФ.

Как было указано выше, вопрос о привлечении ОАО «Усть-Донецкий порт» к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль за 2003г. и 2004г., налога на добавленную стоимость за февраль, апрель-июль, сентябрь, декабрь 2004г. рассматривался заместителем руководителя МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области.

Факты неполной уплаты ОАО «Усть-Донецкий порт» налога на прибыль за 2003г. и 2004г., налога на добавленную стоимость за февраль, апрель-июль, сентябрь, декабрь 2004г. в доначисленных налоговым органом суммах Обществом не отрицаются.

Таким образом, Общество обоснованно привлечено налоговым органом к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Однако, как следует из материалов дела, оспариваемое решение № 2357 от 06.10.06г. было вынесено налоговым органом без учета обстоятельств, смягчающих ответственность Общества в совершенных налоговых правонарушениях.

Таким образом, при вынесении МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области решения № 2357 от 06.10.06г. налоговым органом не соблюден порядок рассмотрения материалов проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, установленный ст. 101 НК РФ.

Суд установил, что ОАО «Усть-Донецкий порт» впервые привлечено к налоговой ответственности, что налогоплательщик признал свою вину в совершенных правонарушениях.

Указанные обстоятельства являются смягчающими ответственность ОАО «Усть-Донецкий порт», и налоговому органу надлежало принять их во внимание при вынесении оспариваемого решения.

Вместе с тем, данные обстоятельства в силу ст.111 НК РФ не являются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

При изложенных обстоятельствах суд счел возможным снизить размер штрафов: по налогу на прибыль за 2003г. – до 1 000 руб., за 2004г. – до 1 000 руб., по налогу на добавленную стоимость за апрель 2004г. – до 1 000 руб., за май 2004г. – до 2 000 руб., за июнь 2004г. – до 3 000 руб., за июль 2004г. – до 2 000 руб., за сентябрь 2004г. – до 1 000 руб., за декабрь 2004г. – до 1 000 руб. и признал правомерными требования заявителя о признании незаконным решения МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области № 2357 от 06.10.06г. в части необоснованно начисленных сумм штрафов – в сумме 122 371,31 руб.

Расходы по госпошлине, в соответствии со ст.ст. 110, 112 АПК РФ суд относит на МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области без выдачи исполнительного листа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 164, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение МРИ ФНС РФ № 12 по Ростовской области № 2357 от 06.10.06г. в части начисления ОАО «Усть-Донецкий порт» штрафа в сумме 122 371 руб. 31 коп. как несоответствующее ст.ст. 101, 112, 114 НК РФ

Выдать ОАО «Усть-Донецкий порт» справку на возврат из дохода федерального бюджета РФ 2 000 руб. - государственной пошлины, оплаченной платежным поручением № 02132 от 13.11.06г. при подаче заявления в суд.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 181 АПК РФ.

Судья Т.В. Зинченко