ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-1823/2022 от 08.09.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-1823/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца– первого заместителя прокурора Ростовской области – Рябоконев А.В. (доверенность от 11.11.2021), в отсутствие ответчиков: муниципального казенного учреждения города Новошахтинска «Управление городского хозяйства»
(ИНН 6151018177, ОГРН 1126182006279), общества с ограниченной ответственностью «Торг Юг» (ИНН 6168107153, ОГРН 1196196020900), извещенных надлежащим образом
о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации
на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения города Новошахтинска «Управление городского хозяйства» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу № А53-1823/2022, установил следующее.

Первый заместитель прокурора Ростовской области в интересах муниципального образования «Город Новошахтинск» в лице администрации города Новошахтинска
(далее – прокурор) обратился в арбитражный суд с иском к МКУ города Новошахтинска «Управление городского хозяйства» (далее – учреждение) и ООО «Торг Юг»
(далее – общество), в котором просил признать недействительными электронный аукцион на приобретение автомобиля, оформленного учреждением протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2021 № 08583000182100011 и муниципальный контракт
от 19.04.2021 № 0858300001821000011, заключенный учреждением и обществом,
на поставку автотранспортного средства LADA Niva Travel, применить последствия недействительности сделки, обязав учреждение возвратить обществу автомобиль, общество возвратить в бюджет муниципального образования 751 197 рублей. Исковые требования мотивированы нарушением учреждением при проведении торгов требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Решением суда от 29.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.06.2022, исковые требования в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что указание учреждением в описании объекта закупки в технической документации таких параметров, которым соответствует автомобиль только определенной марки и комплектации, противоречит требованиям статьи 33 Закона № 44-ФЗ, поскольку ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа.

В кассационной жалобе учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя, судебные акты вынесены с нарушением норм права. В аукционной документации отсутствовали особые требования к поставщику, каких-либо ограничений в отношении числа участников закупок не было. Спорный контракт исполнен сторонами, автомобиль эксплуатируется учреждением. Установление в документации требований к цвету автомобиля обусловлено особенностями эксплуатации.

В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих
в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба
не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно и судами установлено, что прокуратурой в рамках надзора за исполнением законов в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.11.2009 № 355/7 «Об усилении прокурорского надзора
за исполнением законодательства в сфере размещения заказов» осуществлена проверка законности заключения учреждением муниципального контракта от 19.04.2021
№ 0858300001821000011 на приобретение автотранспортного средства LADA Niva Travel, в ходе которой установлено, что 26.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http:zakupki.gov.ru) учреждение опубликовало извещение о проведении электронного аукциона № 0858300001821000011 «Приобретение легкого автомобиля», начальная (максимальная) цена контракта составила 760 600 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона
от 06.04.2021 № 0858300001821000011 победителем электронного аукциона признано общество (т. 1, л. д. 63 – 64).

19 апреля 2021 года учреждение (заказчик) и общество (поставщик) заключили муниципальный контракт № 0858300001821000011 на поставку легкого автомобиля LADA Niva Travel, VIN: X9L212300M0726670, года выпуска: 2021, по условиям которого поставщик обязался поставить легковой автомобиль, а заказчик – принять и оплатить
его на условиях, в порядке и сроки, определенные контрактом (пункт 1.1 контракта;
т. 1 л. д. 13 – 21).

Цена контракта по результатам проведения электронного аукциона составила
751 197 рублей (пункт 3.1 контракта).

Наименование, ассортимент, технические характеристики, количество и цена товара определены в спецификации (приложение № 1 к контракту) и техническом задании (приложение № 2 к контракту), являющимися неотъемлемой его частью
(пункт 1.2 контракта; т. 1, л. д. 22 – 30),

По акту приема-передачи от 29.04.2021 поставщик передал товар заказчику
(т. 1 л. д. 67).

Поставленный товар оплачен заказчиком в полном объёме; данный факт подтверждается платежным поручением от 26.05.2021 № 690054 на сумму 754 197 рублей (т. 1, л. д. 66).

Полагая, что торги в форме электронного аукциона и заключенный
по их результатам муниципальный контракт являются недействительными, прокурор обратился в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – Гражданский кодекс) оспоримой сделкой является сделка, недействительная
по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая
на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса предусмотрено, если иное
не вытекает из существа договора, он может быть заключен путем проведения торгов
с лицом, выигравшим торги.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные
с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса.

В соответствии со статьей 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий
для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное
лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации
и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем; часть 1 статьи 8 Закон № 44-ФЗ).

В силу части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями
по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят
к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом № 44-ФЗ, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе
о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии
с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация
об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки
не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут
за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование
в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик
при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми
и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии
с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными
в части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).

Следовательно, при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям
и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Вместе с тем включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона № 44-ФЗ (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Из пункта 18 указанного Обзора следует, что государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий,
в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, то есть посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.

В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно
доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований
и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется,
что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к правомерному выводу
о том, что действия учреждения по включению в описание объекта закупки, отраженного в конкурсной документации, таких параметров, которым соответствует лишь автомобиль определенной марки и комплектации, противоречат требованиям статьи 33
Закона № 44-ФЗ, поскольку ограничивают количество потенциальных участников размещения заказа, что является признаком ограничения конкуренции. Ответчики надлежащим образом не доказали, что заявленные технические характеристики имеют существенное эксплуатационное значение, а также существование допустимых
в соответствии с аукционной документацией аналогов спорного автомобиля.

При таких обстоятельствах, учитывая, что надлежащее обоснование объективной необходимости в указании в аукционной документации соответствующих характеристик объекта закупки учреждение не представило, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.

Правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2017 № 304-КГ17-15454 по делу
№ А46-11393/2016, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 21.09.2018 № Ф08-7132/2018 по делу № А63-16468/2017 и от 03.06.2021
№ Ф08-4813/2021 по делу № А53-16670/2020, от 15.02.2022 № Ф08-335/2022 по делу
№ А63-4016/2021).

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой
и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов
в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали
и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу № А53-1823/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ? без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.И. Фефелова

Судьи Е.И. Афонина

Е.Л. Коржинек