ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-1885/07 от 21.05.2007 АС Ростовской области

г. Ростов-на-Дону

«28» мая 2007 г. № дела А53-1885/2007-С5-23

Резолютивная часть объявлена

«21» мая 2007г.

Арбитражный суд в составе   судьи Воловой Н.И.

при ведении протокола судебного заседания   судьей Воловой Н.И.

рассмотрев дело по заявлению   Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

к   ИФНС РФ по Советскому району г. Ростова-на-Дону

об   оспаривании решения от 29.01.07 № 6654

при участии:

от заявителя  – представителей Карташевой И.В. по доверенности от 2.04.07 № 1/11/425.

от налогового органа    – представителя Ягло А.Г. по доверенности от 12.01.07г. № 03-01/288

установил:   В судебном заседании рассматривается заявление Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – учреждение) о признании недействительным решения ИФНС РФ по Советскому району г. Ростова-на-Дону от 29.01.07 № 6654 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части признания Института налогоплательщиком и взыскания земельного налога и пени.

По ходатайству учреждения для представления дополнительных доказательств по делу в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.05.07. После окончания срока перерыва судебное заседание было продолжено.

Учреждение требование поддержало, полагает, что налоговый орган не обоснованно доначислил налог и пеню, поскольку входит в единую систему МВД России, осуществляет государственные функции в сфере обеспечения безопасности и освобождено от уплаты земельного налога в силу п.п. 1,3 ст.389 НК РФ.

Налоговый орган в письменном отзыве и в судебном заседании требование учреждения не признал, полагает, что образовательные организации, подведомственные МВД России и имеющие правовой статус бюджетных учреждений не являются органами внутренних дел (исполнительными органами власти), в которых предусмотрено прохождение такого вида государственной федеральной службы, как правоохранительная, не относятся к силам, обеспечивающим безопасность в соответствии с Законом РФ «О безопасности» и поэтому земельные участки, закрепленные за образовательными учреждениями, входящими в систему МВД РФ, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В соответствии с постановлением Главы администрации г.Ростова-на-Дону от 16.12.92 № 1574 «О правовой перерегистрации существующих земельных участков и выдаче правовых документов» Ростовской высшей школе МВД РФ предоставлен земельный участок площадью 7,6 га по ул.Еременко, 83 в бессрочное (постоянное) пользование. Ростовской высшей школе МВД РФ выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей № РО-44-01575.

По приказу Министерства внутренних дел от 5.08.98 № 89 «О переименовании образовательных учреждений МВД России» Ростовская высшая школа МВД РФ переименована в «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Учреждение представило в ИФНС РФ по Советскому району г. Ростова-на-Дону 18.10.06 налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2006 г. с нулевой суммой налога.

Налоговый орган провел камеральную проверку представленного нулевого расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2006 г. По результатам проверки заместитель руководителя инспекции вынес решение от 29.01.07 № 6654 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым предложил учреждению уплатить не уплаченный земельный налог в сумме 747 737 руб. и пеню за несвоевременную уплату налога в сумме 49 677 руб. 88 коп.

Учреждение с решением налогового органа не согласилось и оспорило его в арбитражный суд.

Требование учреждения являются обоснованными в виду следующего.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки:

- изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты историко-культурными заповедниками;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности.

Согласно п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

Согласно п/п. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не указанные в п. 4 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.92 N 2446-1 (с изменениями и дополнениями) силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.

Довод налогового органа о том, что истец должен уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке, поскольку не входят в систему безопасности, противоречит Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927 (в редакции Указов Президента от 29.12.2005 N 1554, от 09.06.2006 N 576, от 20.09.2006 N 1023), Уставу учреждения, Приказам учреждения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Из пункта 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", следует, что Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно пункту 5 указанного Положения, МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Согласно указанному положению, МВД России организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России.

Статья 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет правоохранительную службу как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Система государственной службы, согласно нормам статьи 2 данного Федерального закона, включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны (другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Вводная норма Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, предусматривает, что Положение регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. В связи с чем, во всех организациях и подразделениях органов внутренних дел, созданных в установленном порядке для реализации задач, возложенных на эти органы, т.е. являющихся органами исполнительной власти, предусмотрено прохождение государственной службы «аттестованными» (имеющими специальные звания» сотрудниками органов внутренних дел. Данное утверждение применимо и к организациям и подразделениям, созданным для реализации задач (государственных функций), возложенных на внутренние войска.

Приказом Министерства Внутренних дел РФ от 30.11.05 № 979 утвержден Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Пунктом 1 Устава предусмотрено, что государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» образовано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.01.98 № 80Р. В соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5.02.98 № 89 Институт является правопреемником Ростовской высшей школы Министерства внутренних дел Российской Федерации, образованной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.92 № 404 и в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.06.92 № 208.

Согласно пункту 9 Устава институт входит в систему МВД России и реализует образовательные программы среднего, высшего, послевузовского профессионального образования, а также дополнительного образования.

В соответствии с пунктом 10 Институт осуществляет за счет средств федерального бюджета подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, подготовку научно-педагогических и научных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России.

Из Устава следует, что личный состав Института состоит из постоянного и переменного составов. К постоянному составу относятся: руководящий, научно-педагогический (профессорско-преподавательский, научный),инженерно-технический, административный состав; командиры подразделений курсантов и слушателей; учебно-вспомогательный персонал, а также рабочие и служащие. Должности постоянного состава Института замещаются сотрудниками (лицами рядового и начальствующего состава, которым в установленном порядке присвоены специальные звания) и работниками (рабочими и служащими) органов внутренних дел. К переменному составу Института относятся докторанты, адъюнкты, аспиранты, курсанты, слушатели, студенты. Докторанты, адъюнкты, аспиранты, курсанты – лица высшего, среднего, старшего, младшего или рядового состава органов внутренних дел.

Таким образом, из Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» следует, что руководящий, научно-педагогический (профессорско-преподавательский, научный),инженерно-технический, административный состав; командиры подразделений курсантов и слушателей; докторанты, адъюнкты, аспиранты, курсанты, слушатели, учебно-вспомогательный персонал, а также рабочие и служащие проходят государственную службу в органах МВД.

С сотрудниками и курсантами заключаются контракты о службе в органах внутренних дел.

В материалы дела представлены приказы по учреждению (л.д.113-124), из которых следует, что личный состав института систематически выделяется для охраны общественного порядка в г.Ростове-на-Дону.

В соответствии с Уставом учреждение осуществляет прием лиц для обучения на договорной основе. Как следует из справки об использовании полученных доходов от 21.05.07 № 1/9/693 в 2006 г. 90 процентов полученного от платной образовательной деятельности дохода направлено на строительство учебного корпуса на 800 мест с общежитием на 300 мест.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что земельный участок, выделенный учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, относится к ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности, а следовательно, не признается объектом налогообложения по земельному налогу.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что решение от 29.01.07 № 6654 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части признания Института налогоплательщиком и взыскания земельного налога и пени не соответствует Налоговому кодексу РФ.

Таким образом, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, относятся на ИФНС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать не соответствующее Налоговому кодексу РФ решение ИФНС РФ по Советскому району г. Ростова-на-Дону от 29.01.07 № 6654 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части признания Института налогоплательщиком и взыскания земельного налога и пени не законным.

Взыскать с ИФНС РФ по Советскому району г. Ростова-на-Дону в пользу Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» государственную пошлину в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Ростовской области в месячный срок со дня принятия.

Судья Н.И. Волова