ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-19918/2021 от 21.07.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-19918/2021

июля 2022 года

          Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  28 июля  2022 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Маркиной Т.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стаценко В.А., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с  Арбитражным судом Ростовской области (судья Парамонова А.В.) от   заявителя – государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа Олимпийского резерва № 8 имени В.В. Понедельника» (ОГРН 1026104031381, ИНН 6166033315) – Денисова Д.С. (доверенность от 26.06.2021),  от заинтересованного лица –  Управления Федерального казначейства по Ростовской области – Колесниковой И.М. (доверенность  26.06.2021, от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области – Аллаевой А.А., в отсутствие  третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций  Ростовской области,  надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва № 8 имени В.В. Понедельника»  и  Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу № А53-19918/2021, установил следующее.

Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Спортивная школа Олимпийского резерва № 8 им В.В. Понедельника» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее – УФК по Ростовской области, управление) от 11.05.2021                                                        № 58-22-10/22-5862.

К участию в деле в качестве  третьих лиц,  не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены  Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области (далее – министерство) и  Министерство имущественных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области.

Решением от 03.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от  13.04.2022, суд отказал в удовлетворении заявленного требования.

Учреждение  и министерство обратились в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационными жалобами на указанные судебные акты, которые просят отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного учреждением требования. По мнению заявителей,  перечень мероприятий по адаптации тренировочных площадок для использования в постсоревновательный период является открытым и позволят осуществить замену покрытия на поле, прилегающем к тренировочном площадке. Проводимая за счет  средств субсидии замена покрытия на поле и оплата услуг по внесению  в реестр поля, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-й Конной Армии, 4г, является целевым расходованием средств субсидии.

 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, управление в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Ростовский области от 26.02.2021 № 149 «О назначении плановой выездной проверки государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва № 8 им. В.В. Понедельника», пунктом 25 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Ростовской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 30.12.2020 руководителем Управления Федерального казначейства по Ростовской области, в период с 03.03.2021 по 19.03.2021  провело в отношении  учреждения плановую выездную проверку о предоставлении и использовании средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», за период с 01.01.2019 по 31.12.2020. В ходе проверки управление установило  следующее.      1. В нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 3, 6.3.1 Соглашения от 05.02.2020 № 65, пунктов 1, 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1619, пункта 2 Требований к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31.01.2019 № 59, разделов TV, VII распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.07.2018 N 1520-р «Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года», пункта 62 Перечня тренировочных площадок чемпионата мира по футболу FIFA 2018 для использования в постсоревновательный период, являющегося приложением № 2 к Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.07.2018 № 1520-р, учреждением проведены мероприятия по замене старого искусственного покрытия на новое искусственное покрытие на футбольном поле, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону,                                       ул. 1-й Конной Армии, 4г, которое не входит в состав тренировочной площадки чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, что является нецелевым использованием средств субсидии на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» в сумме                                                       8 843 162,89 рублей (из них средства федерального бюджета – 8 401 004,75 рублей); 2. В нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1619, раздела VII Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.07.2018 № 1520-р, пунктов 1.1, 3, 6.3.1 Соглашения от 05.02.2020 № 65 учреждением оплачены услуги по внесению футбольного поля во Всероссийский реестр объектов спорта (платежное поручение от 26.12.2020 № 890466) за счет средств субсидии на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» на сумму 60тыс рублей. (из них средства федерального бюджета  –                                              57 тыс. рублей), что является нецелевым использованием средств субсидии; 3. В нарушение пункта I статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1619, пункта 2 Требований к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31.01.2019 № 59, пункта 62 Перечня тренировочных площадок чемпионата мира по футболу FIFA 2018 для использования в постсоревновательный период, являющегося приложением № 2 к Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.07.2018 N 1520-р, пунктов 1.1, 3, 6.3.1 Соглашения от 05.02.2020 № 65 учреждением произведены расходы в                                                   сумме 95 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 90 250,00 рублей) на сертификацию футбольного поля по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-й Конной Армии, 4г, которое не входит в состав тренировочной площадки чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, что является нецелевым использованием средств субсидии на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» (платежное поручение от 26.12.2020                                      № 890466); 4. В нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 «в» Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1619, пункта 61 Требований к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31.01.2019 № 59 (в редакции от 13.01.2020) и требований Технического задания, согласованного с министерством спорта Российской Федерации, учреждением в рамках контракта от 10.04.2020 № 38 неправомерно приобретен и оплачен за счет средств субсидии на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» (платежное поручение от 11.06.2020 № 322917) укрывной материал для защиты газона от атмосферных осадков не соответствующий Техническому заданию в части размера ширины полотнищ на                                сумму 1 337 054 рублей 40  копеек (из них средства федерального бюджета –                                     1 270 201 рублей 68 копеек).

По результатам проверки управление выдало учреждению   предписание, которым  обязало  его по нарушениям, указанным в пунктах 1 – 3 предписания, принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации (в том числе меры, предусматривающие направление требований о возврате средств к юридическим или физическим лицам, необоснованно их получившим, и (или) виновным должностным лицам и осуществление претензионно-исковой работы), а именно возвратить в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 777 2 18 45426 01 0000 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, из бюджетов субъектов Российской Федерации» денежные средства в размере 8 548 254 рублей 75 копеек на лицевой счет администратора доходов бюджета № 04951007770 с указанием информации в поле «Назначение платежа: «возмещение ущерба по предписанию (указать номер, дату)» в срок до 11 октября                            2021 года (включительно). По нарушению, указанному в пункте 4 предписания, принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации (в том числе меры, предусматривающие направление требований о возврате средств к юридическим или физическим лицам, необоснованно их получившим, и (или) виновным должностным лицам и осуществление претензионно-исковой работы), а именно возвратить в доход федерального бюджета средства по коду бюджетной классификации Российской Федерации 777 2 18 45426 01 0000 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, из бюджетов субъектов Российской Федерации» средства в размере 1 270 201 рублей 68 копеек на лицевой счет администратора доходов бюджета № 04951007770 с указанием информации в поле «Назначение платежа: «возмещение ущерба по Предписанию (указать номер, дату)» в срок до 11.10.2021 (включительно).

Не согласившись с указанным  предписанием учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судебные инстанции   установили фактические обстоятельства по данному делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод  о законности  предписания   управления.

Порядок предоставления субсидии установлен Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1619 (далее – Правила № 1619).

Судебные инстанции установили, что 17.12.2019 министерство согласовало разработанное  учрежждением Техническое задание по реализации Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года для тренировочной площадки на стадионе «Олимп-2», г. Ростов-на-Дону, просп. Шолохова 31Е, содержащее в себе наименования и техническое характеристики приобретаемых спортивного оборудования и услуг. В  Техническом задании местом расположения объекта указано: г. Ростов-на-Дону, просп. Шолохова 31е. Назначение объекта – тренировочная площадка для тренировочного процесса. На основании  Технического задания в соответствии с пунктом 10 Правил                              № 1619, рассчитана потребность в софинансировании из федерального бюджета в отношении данной тренировочной площадки.

23 декабря 2019 года Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Ростовской области заключено соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации от 23.12.2019 N 777-17-2020-005 (далее – соглашение № 777-17-2020-005), размер межбюджетного трансферта, предоставляемого  учреждению  из федерального бюджета, определен в приложении № 1 к соглашению № 777-17-2020-005 в общей сумме 61 200 000,00  рублей  (21 800 000,00 рублей (из них средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета – 20 710 000,00 рублей) на мероприятие по адаптации иной инфраструктуры на тренировочной площадке на стадионе «Олимп-2», г. Ростов-на-Дону, просп. Шолохова,  31е (поставка комплекта оборудования для скалодромного комплекса, используемого для проведения соревнований регионального и всероссийского уровня);                           39 400 000,00 рублей (из них средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета – 37 430 000,00 руб.) на мероприятия по адаптации футбольного поля на тренировочной площадке на стадионе «Олимп-2», г. Ростов-на-Дону, просп. Шолохова,  31 е (поставка комплекта оборудования и материалов для устройства искусственного покрытия футбольного поля (с сертификацией), поставка комплекта защитных покрытий поля). Аналогичные объемы финансирования предусмотрены Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 05.02.2020 № 65, заключенным между Министерством по физической культуре и спорту Ростовской области и учреждением.

Установив указанные обстоятельства, суды обоснованно исходили из того, что и в техническом задании от 17.12.2019 и в соглашении № 777-17-2020-005, заключенным  Министерством Спорта Российской федерации и субъектом Российской Федерации адресом объекта, на который подлежали расходованию средства федеральной субсидии, указан: г. Ростов-на-Дону, просп. Шолохова,  31е, при этом учреждение не представил пояснений, почему, намереваясь использовать искусственное покрытие на футбольном поле, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-й конной Армии, 4 г (в рамках разделу VII Концепции), в техническом задании и в соглашении № 777-17-2020-005 указан иной адрес – г. Ростов-на-Дону, просп. Шолохова, д. 31е.

При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о  нецелевом использовании учреждением денежных средств и законности выданного управлением предписания.

Доводы  учреждения, в том числе   о том, что стадион «Олимп-2» представляет  собой спортивный кластер, состоящий из объектов инфраструктуры спортивного и хозяйственного назначения был предметом исследования судебных инстанций и получил надлежащую правовую оценку.

Обоснованным является и вывод судов о том, что расходы на сертификацию данного поля и внесения его во Всероссийский реестр объектов спорта также являются нецелевым использованием средств субсидии.  Включение во Всероссийский реестр объектов спорта объекта «Поле спортивное открытое специализированное футбольное, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. 1-й Конной Армии, д. 4г» осуществлено самим заявителем. В связи с чем, данный объект является самостоятельным спортивным объектом и не может быть частью объекта – «Стадион «Олимп-2».

Суды установили, что разделом VII «Ресурсное обеспечение реализации концепции» Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года не предусмотрено финансирование расходов на мероприятия по внесению объектов спорта во Всероссийский реестр объектов спорта.

Суды установили, что комплект защитных покрытий поля должен состоять из модульного плиточного сборно-разборного покрытия для защиты травяного покрытия при сооружении на поле тяжелых конструкций (площадью не менее 2850 м), модульного плиточного сборно-разборного покрытия для защиты травяного покрытия при сооружении на поле легких конструкций (площадью не менее 800С м2), укрывного материала для защиты травяного покрытия от температурных перепадов (площадью не менее 8000 м"), укрывного материала для защиты травяного покрытия от атмосферных осадков (площадью не менее 8000 м2). Визуальным осмотром, проведенным управлением  10.03.2021 в присутствии представителей объекта контроля установлено, что ширина полотнища укрывного материала для защиты газона от атмосферных осадков                                     составляет 6 м. Указанное подтверждено актом осмотра (наблюдения) от 10.03.2021. При таких обстоятельствах, суды обоснованно указали, что учреждение в рамках контракта от 10.04.2020 № 38 неправомерно приобрело и оплатило за счет средств субсидии укрывной материал для защиты газона от атмосферных осадков, не соответствующий Требованиям № 59 и Техническому заданию в части размера ширины полотнищ на                                  сумму 1 337 054,40 рублей, из них средства федерального бюджета – 1 270 201,68 рублей.

Доводы заявителей, в том числе о том, что отклонение от технического задания по требованию к ширине укрывного материала, никак не сказывается на качестве данного материала, об исполнимости предписания, были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов, не установлены.

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от  03.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022  по                                                  делу А53-19918/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

                    Л.Н. Воловик

Судьи                                                                                                           Т.Г. Маркина

                                                                                                                      М.В. Посаженников