ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-21799/2021
15 ноября 2021 года 15АП-18646/2021
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 8 ноября 2021 года,
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 11 января 2021 года (онлайн-участие),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10 сентября 2021 года по делу № А53-21799/2021
по иску акционерного общества «Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой»
(ИНН <***>)
к ответчику: федеральному государственному бюджетному учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации,
о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2021 года в размере 10 554 299 рублей 14 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в соответствии с п. 1.1 договора обязанность по очистке сточных вод лежит на ВКХ (истце), в связи с чем, по мнению апеллянта, лицом, ответственным за сброс в водный объект сточных вод с превышением допустимой концентрации ДК, является истец.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 28.10.2020 между федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (абонент) и акционерным обществом «Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой» (ПМК) был заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 984.
Местом исполнения обязательств по договору являются объекты, расположенные по адресам: <...> (далее - Объект N 1); <...>, В/Г 5 (далее - Объект N 2).
Согласно пункту 1 контракта от 28.10.2020 N 984, ПМК, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодною водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом. ПМК обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствие с пунктом 4.3.5. абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
В соответствии с пунктом 3.8 контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в течение 7 рабочих дней с даты выставления счета.
Стороны согласовали место отбора проба сточных вод, с целью осуществления контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод.
Объект N 1 - Ростовская область. <...>. Установлены места отбора проб сточных вод (контрольные колодцы) - КК N 1 - сбросной канализационный колодец в 25 м от торца здания котельной (доля сбрасываемых сточных вод по территории в/г N 8 в/ч 11659 - 70%); КК N 2 - сбросной канализационный колодец в 20 м от торца здания (казармы) N 12 (доля сбрасываемых сточных вод по территории в/г N 8 в/ч 11659 - 30%) (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 26 апреля 2018 года).
Объект N 2 - <...>. 3. В/Г 5. Контрольным местом отбора проб сточных вод считать канализационный колодец, предшествующий приемной емкости КНС в 6 м от северного и в 32 м от восточного ограждения (забора) в/ч 62829 (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 08 июня 2018 года).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
02 апреля 2021 года истец совместно с экспертной организацией - МУП «Управление «Водоканал» (договор N 39/СВ от 01 мая 2017 года) был произведен очередной отбор сточных вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 728 от 22.05.2020 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесение изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» предоставлено право взимать с абонентов плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Объект N 1 - <...>:
Выпуск N 1 - по результатам протокола измерений проб воды N 035 - СВА от 05 апреля 2021 года, пояснительной записки к протоколу измерений проб воды N 035 - СВА от 05 апреля 2021 года, выполненным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сероводород, сульфиды и гидросульфиды (в расчетах на сульфид-ион) (в 23238,10 раз), АСПАВ (в 263,64 раза), медь (в 1250 раз).
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за апрель 2021 года - 1 778 054,98 руб.
Выпуск N 2 - по результатам протокола измерений проб воды N 036 - СВА от 05 апреля 2021 года, пояснительной записки к протоколу измерений проб воды N 036 - СВА от 05 апреля 2021 года, выполненным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сероводород, сульфиды и гидросульфиды (в расчетах на сульфид-ион) (в 2714,29 раз), АСПАВ (в 290,91 раз), медь (в 1 416,67 раз).
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных состава сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за апрель 2021 года - 769 803,35 руб.
Объект N 2 - <...>. 3. В/Г 5:
- по результатам протокола измерений проб воды N 034 - СВА от 05 апреля 2021 года, пояснительной записки к протоколу измерений проб воды N 034 - СВА от 05 апреля 2021 года, выполненным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сероводород, сульфиды и гидросульфиды (в расчетах на сульфид-ион) (в 2761,90 раз, АСПАВ (в 372,73 раз), медь (в 1666,67 раз).
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за апрель 2021 года - 737 403,91 руб.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за апрель 2021 года составляет 3 285 262,24 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 предоставлено право взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Объект N 1 - <...>:
- выпуск N 1: по результатам протокола измерений проб воды N 035 - СВА от 05 апреля 2021 года, пояснительной записки к протоколу измерений проб воды N 035 - СВА от 05 апреля 2021 года, выполненным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога в составе сточных вод было обнаружено превышение сероводорода и сульфидов (S-H2S+S2-), меди, СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) согласно приложению N 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644).
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2021 года - 4 111 617,54 руб.
Объект N 1 <...>:
- выпуск N 2: по результатам протокола измерений проб воды N 036 - СВА от 05 апреля 2021 года, пояснительной записки к протоколу измерений проб воды N 036 - СВА от 05 апреля 2021 года, выполненным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога в составе сточных вод было обнаружено превышение сероводорода и сульфидов (S-H2S+S2-), меди, СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) согласно приложению N 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644).
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2021 года - 1 592 416,96 руб.
Объект N 2 - <...>. В/Г 5:
- по результатам протокола измерений проб воды N 034 - СВА от 05 апреля 2021 года, пояснительной записки к протоколу измерений проб воды N 034 - СВА от 05 апреля 2021 года, выполненным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога в составе сточных вод было обнаружено превышение сероводорода и сульфидов (S-H2S+S2-), меди, СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) согласно приложению N 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644).
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2021 года - 1 565 002,40 руб.
Общая сумма задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2021 года составляет 7 269 036,90 руб.
Итоговая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2021 года составляет 10 554 299,14 руб.
В досудебной претензии от 27.05.2021 N 2845 истец просил погасить имеющуюся задолженность.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд с иском.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Заключенный сторонами договор по своей правовой природе является договором водоснабжения, отношения по которому регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Подпункт «и» пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. «ж» пункта 35 Правил N 644, абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов «в», «г» пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 Правил.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения требований, установленных в пункте 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев.
Таким образом, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной систему водоотведения является квартал.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 728).
Пунктом 194 Правила N 728 организации, осуществляющей водоотведение, предоставлено право взимать с абонентов плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Таким образом, нормами законодательства предусмотрена обязанность ответчика производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 728, при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - фактические показатели состава и свойств сточных вод), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - декларация), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения) в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (далее - требования, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 728 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем:
а) обследования объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (далее - визуальный контроль);
б) отбора проб сточных вод;
в) анализа отобранных проб сточных вод.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
Постановлением N 149 от 18.03.2021 утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод на апрель 2021 года.
На основании пункта 6 Правил N 728 периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющий водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонента ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Южному военному округу) составляет 1 раз в квартал.
В соответствии с п. 148 Правил N 644, п. 13 Правил N 728 организация ВКХ уведомляет абонента о предстоящем отборе проб сточных вод не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
В соответствии с п. 35 п. 147 Правил N 644, п. 10 Правил N 728 абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителям организации ВКХ к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
02 апреля 2021 года АО «Аксайская ПМК РСВС» совместно с экспертной организацией - МУП «Управление «Водоканал» (договор N 39/СВ от 01 мая 2017 года). был произведен очередной отбор сточных вод.
Уведомления о проведении отбора проб сточных вод (исх. 907 от 29.03.2021, исх. 905 от 29.03.2021) были отправлены 30.03.2021 в 09-28 ценным заказным письмом с описью документов АО «Почта России» на юридический адрес: 105005, <...> и на фактический адрес: 346400 <...>. Также 29.03.2021 в 11-56 были направлены повторно уведомления о проведении отбора проб сточных вод (исх. 907 от 29.03.2021, исх. 907 от 29.03.2021) на эл. адрес (rostov_novochek03@mail.ru).
Согласно Акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 40 от 02 апреля 2021 года начало отбора сточных вод было произведено в присутствии представителя по доверенности N 6 от 01 января 2021 года - начальника производственного участка N 2/5 ФИО3 02 апреля 2021 года в 11 час 30 мин. Окончание отбора проб сточных вод в 12 час 00 мин.
Согласно акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 39 от 02 апреля 2021 года начало отбора сточных вод было произведено 02 апреля 2021 года в 10 час 00 мин. Окончание отбора проб сточных вод в 10 час 10 мин. Проба была отобрана в присутствии представителя по доверенности от 22.01.2021 ЖКС N 2 г. Новочеркасска Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЮВО) - мастера участка N 5 п. Рассвет КЖФ ПУ N 2/5 (п. Степной) ФИО4.
По результатам протокола измерений проб воды N 035 - СВА от 05 апреля 2021 года, пояснительной записки к протоколу измерений проб воды N 035 - СВА от 05 апреля 2021 года, выполненным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сероводород, сульфиды и гидросульфиды (в расчетах на сульфид-ион) (в 23238,10 раз), АСПАВ (в 263,64 раза), медь (в 1250 раз) (выпуск N 1, объект N 1 - <...>. 1).
По результатам протокола измерений проб воды N 036 - СВА от 05 апреля 2021 года, пояснительной записки к протоколу измерений проб воды N 036 - СВА от 05 апреля 2021 года, выполненным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сероводород, сульфиды и гидросульфиды (в расчетах на сульфид-ион) (в 2714,29 раз), АСПАВ (в 290,91 раз), медь (в 1 416,67 раз) (выпуск N 2, объект N 1 - <...>. 1).
По результатам протокола измерений проб воды N 034 - СВА от 05 апреля 2021 года, пояснительной записки к протоколу измерений проб воды N 034 - СВА от 05 апреля 2021 года, выполненным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сероводород, сульфиды и гидросульфиды (в расчетах на сульфид-ион) (в 2761,90 раз, АСПАВ (в 372,73 раз), медь (в 1666,67 раз) (объект N 2 - <...>. 3. В/Г 5).
В связи с выявленным превышением количества загрязняющих веществ в сточных водах ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, истцом произведено начисление платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ с превышением допустимой концентрации, в том числе за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, за апрель 2021 года и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2021 года в размере в размере 10 554 299,14 руб.
Истец осуществил свои права путем отбора проб сточных вод в контрольном канализационном колодце ответчика, и направления проб в аккредитованную лабораторию. По результатам отборов составлены Акты контрольного отбора проб сточных вод.
Ответчик не воспользовался своим правом на проведение параллельного отбора проб сточных вод и проведение параллельного исследования отобранных проб сточных вод.
Экземпляры Актов контрольных отборов проб сточных вод, в которых указано: наименование абонента, адрес, цель отбора проб с наименованием показателей для дальнейшего лабораторного исследования, дата, ГОСТ, согласно которому проводился отбор проб, были направлены ответчику почтовой связью.
Границы эксплуатационной ответственности сторон и места отбора проб сточных вод установлены в соответствии с подписанным и согласованной Схемой разграничения ответственности, согласно которой определены контрольные канализационные колодцы для отбора проб сточных вод.
Отборы производились из контрольного колодца, находящегося на сетях ответчика. Доказательств нарушения порядка отбора проб материалы дела не содержат.
В материалы дела ответчиком не представлено доказательств явно свидетельствующих о нарушениях процедуры отбора проб сточных вод и нарушениях условий доставки проб.
Ответчиком также не представлено доказательств, опровергающих результаты проведенного лабораторией анализа проб сточных вод.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется на основании Правил 644, по формуле п. 123:
П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) + Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр, которую применяют в случае сброса абонентом сточных вод с превышением максимально допустимых значений показателей и концентраций, что и было установлено протоколами лабораторных испытаний от аккредитованной лаборатории.
Материалами дела доказан факт того, что ответчик (по двум объектам) сбрасывает загрязняющие вещества в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе запрещенные к сбросу загрязняющие вещества в систему канализации г. Аксая.
В соответствии с пунктом 4.3.5 Правил N 644 абонент обязан: вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Расчет платы за сбор сточных вод с превышением допустимых концентраций в системы канализации г. Аксая, в том числе за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций (ДК) за апрель 2021 года произведены истцом в соответствии с вышеуказанными нормативными положениями и с учетом нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, разрешенных абонентам к сбросу в городскую канализацию, утвержденных в приложении N 1 к Постановлению от 18.03.2021 N 149.
Представленный истцом расчет задолженности судом проверен, признан арифметически и методологически произведенным верно.
Как верно указано судом первой инстанции ответчик самостоятельный отбор проб не производил, контррасчет не представил, основания ставить под сомнение расчеты истца не доказал.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в системы канализаций с превышением допустимых концентраций, в том числе за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период апрель 2021 года в размере 10 554 299 рублей 14 копеек законно и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10 сентября 2021 года по делу А53-21799/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий В.В. Галов
Судьи О.А. Сулименко
А.А. Попов