ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-22758/2017 от 19.06.2018 АС Северо-Кавказского округа

744/2018-25073(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А53-22758/2017 26 июня 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года. 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при ведении протокола судебного  заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником  судьи Керелюк А.Л. и участии от истца – акционерного общества «Главное управление  жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325) –  Пономаревой Е.В. (доверенность от 02.04.2018), от ответчика – федерального казенного  учреждения «Военный комиссариат Ростовской области» (ИНН 6165035768,  ОГРН 1036165004391) – Ходаковой Е.Ю. (доверенность от 05.10.2017) и Шехавцовой Т.Г.  (доверенность от 05.10.2017), третьего лица – федерального государственного казенного  учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных  отношений» Министерства обороны Российской Федерации – Кречетовой К.Н.  (доверенность от 02.11.2017), рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного  учреждения «Военный комиссариат Ростовской области» на решение Арбитражного суда  Ростовской области от 30.11.2017 (судья Корецкий О.А.) и постановление Пятнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 (судьи Попов А.А., Галов В.В.,  Малыхина М.Н.) по делу № А53-22758/2017, установил следующее. 

АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – общество)  обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской  области» (далее – военкомат) о взыскании 216 398 рублей 55 копеек за теплоснабжение  с 01.12.2016 по 31.12.2016. 

Исковые требования мотивированы тем, что по воле ответчика в спорный период  истец осуществлял теплоснабжение здания военкомата, расположенного по адресу:  Ростовская область, п. Целина, ул. 4-я Линия, 80, однако задолженность не оплачена. 

Решением от 30.11.2017, оставленным без изменения постановлением  апелляционного суда от 27.02.2018, иск удовлетворен в полном объеме. Факт поставки 


тепловой энергии признан доказанным; теплоснабжение обеспечивало функционирование  здания и деятельность призывной комиссии. 

Определением от 26.01.2018 суд апелляционной инстанции привлек к участию  в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, ФКУ «Северо-Кавказское территориальное управление  имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее –  учреждение). 

В кассационной жалобе военкомат просит отменить судебные акты и отказать  в иске. Заявитель ссылается на то, что в заявленный период между сторонами  отсутствовал государственный контракт на поставку тепловой энергии. Контракт  с 01.11.2016 по 30.11.2016 исполнен военкоматом надлежаще и в декабре уже  не действовал. Ответчик заблаговременно проинформировал истца о том, что отделение  военкомата, расположенное по спорному адресу, подлежит расформированию.  В заявленный период военкомат в отапливаемом здании свою служебную деятельность  не осуществлял. Суд не учел, что военный комиссар г. Сальска, Сальского,  Песчанокопского и Целинского районов Ростовской области не был уполномочен  принимать решения о заключении государственных контрактов от имени ответчика.  Общество не приняло мер к прекращению подачи тепловой энергии в высвобождаемые  здания и сооружения. В заявке на заключение государственного контракта с 01.12.2016  отдел военкомата по Целинскому району уже не был указан, хотя заявка и не содержала  прямого отказа от снабжения данного отдела. Поставка без государственного контракта  не порождает у исполнителя права требовать оплаты переданной энергии. Военный  комиссар г. Сальска и прилегающих районов не вправе был подавать заявку  на заключение (продление) контракта. Суд первой инстанции также безосновательно  отнес военкомат к объектам, обеспечивающим безопасность государства, и указал,   что ограничение либо прекращение поставки в адрес ответчика тепловой энергии  являлось недопустимым. Обязанность по оплате поставленной тепловой энергии  за спорный период должна лежать либо на администрации Целинского района, т. к.  ее глава возглавлял призывную комиссию, которая в спорный период осуществляла  деятельность по спорному адресу, либо на ФГБУ «Центральное ЖКУ» Минобороны  России как на специализированном учреждении, созданном для соответствующих целей.  С 01.12.2016 отдел военкомата по Целинскому району прекратил свою деятельность. 

В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения  и постановления. 

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд  Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать. 


Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской  Федерации от 16.12.2015 № 2582-р общество определено единственным исполнителем  государственных контрактов на поставку и передачу тепловой энергии, оказание услуг  водоснабжения и водоотведения, обслуживание казарменно-жилищного фонда и объектов  коммунальной и инженерной инфраструктуры для нужд Минобороны России. 

По акту от 24.05.2016 № 0000880 о приеме-передаче объектов нефинансовых  активов учреждение передало военкомату здание, расположенное по адресу: Ростовская  область, Целинский район, п. Целина, ул. 4-я линия, 80, в котором размещен отдел  военкомата по Целинскому району. 

Общество (теплоснабжающая организация) и военкомат (абонент) заключили  государственный контракт теплоснабжения от 05.05.2016 № 61-01-051/59, по условиям  которого с 01.12.2015 по 31.10.2016 теплоснабжающая организация обязалась подавать  абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель,  а абонент – принимать и оплачивать их в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных  контрактом, соблюдая режим потребления тепловой энергии. 

В приложении № 1 к данному контракту стороны согласовали 10 точек поставки  теплового ресурса, в том числе названное здание отдела военкомата по Целинскому  району. 

Вместе с тем 26.12.2016 обществу поступило письмо военного комиссара города  Сальска, Сальского, Песчанокопского и Целинского районов Ростовской области  с просьбой продлить эксплуатацию котельной здания военного городка № 1,  расположенного по адресу: Ростовская область, п. Целина, ул. 4-я линия, 80, в связи  с выполнением задач по призыву граждан в ряды вооруженных сил Российской  Федерации и мероприятий, связанных с мобилизацией людских и транспортных ресурсов,  в Целинском районе Ростовской области, до передачи здания в муниципальную  собственность. 


Письмом от 09.01.2017 военкомат сообщил обществу о том, что им  оптимизированы (сокращены) четыре отдела муниципальных образований, в числе  которых и отдел по Целинскому району (военный городок № 1, Ростовская область,  п. Целина, ул. 4-я линия, 80), поэтому данный объект не включен в заявку на дальнейшее  теплоснабжение. Государственный контракт на теплоснабжение заключался только  на ноябрь 2016 года без пролонгации. Государственные контракты военкомат планирует  заключить с декабря 2016 года по ноябрь 2017 года. 

Общество направило военкомату письмо от 18.01.2017 № 65 с разъяснением,  что письмо от 28.11.2016 № 5980 не является заявкой на заключение договора  теплоснабжения на новый период либо заявлением об исключении объектов  из действующего договора. Заявка на заключение государственного контракта  для поставки тепловой энергии для объектов военкомата с 01.12.2016 поступила обществу  29.12.2016. Однако письмо военного комиссара города Сальск, Сальского,  Песчанокопского и Целинского районов Ростовской области о продлении эксплуатации  котельной поступило 26.12.2016. Теплоснабжающая организация не имеет права  ограничивать или прекращать поставку коммунальных услуг для объектов Министерства  обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской  Федерации от 23.11.1995 № 1173. В связи с этим, учитывая фактическое оказание услуги  теплоснабжения отделу военкомата по Целинскому району в декабре 2016 года, общество  предложило ответчику оплатить задолженность в размере 216 398 рублей 55 копеек. 

Военкомат в письме от 03.02.2017 № 508 просил общество до выяснения спорных  обстоятельств по вопросу поставки тепловой энергии в декабре 2016 года в военный  городок № 1, расположенный по адресу: п. Целина, ул. 4-я линия, 80, выделить данный  объект в отдельный государственный контракт. 

Общество направило на подпись военкомату проект государственного контракта  теплоснабжения № 61-01-145 на поставку теплового ресурса с 01.12.2016 по 31.12.2016  в отношении спорного объекта, однако ответчик контракт не подписал. 

Поставка в декабре 2016 года тепловой энергии на названный объект военкомата  на сумму 216 398 рублей 55 копеек подтверждается актом от 01.01.2017 № 894,  счетом-фактурой от 01.01.2017 № 7367, счетом на оплату от 01.01.2017 № 894  и ответчиком не оспаривается. 

Досудебный порядок урегулирования спора не привел к его разрешению, поэтому  истец обратился в суд. 

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации,  оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии  в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными  правовыми актами или соглашением сторон. 


Суды с учетом фактических обстоятельств правоотношений сторон правомерно  отклонили довод военкомата об отсутствии у него обязательства по оплате энергии ввиду  незаключения контракта на спорный период. 

Военкомат не опроверг тот факт, что здание отдела военкомата по Целинскому  району в указанный период использовалось для работы призывной комиссии. 

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации  от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон   № 53-ФЗ) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется  два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании Указов  Президента Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 53-ФЗ призыв на военную службу  граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование  и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата  время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение  в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу  указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные  подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных  районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального  значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации  (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта  Российской Федерации) по представлению военного комиссара. 

Суды обоснованно исходили из того, что деятельность призывной комиссии  в спорный период в здании отдела военкомата по Целинскому району была  непосредственно санкционирована военкоматом. 

То обстоятельство, что в силу части 1 статьи 27 Закона № 53-ФЗ глава  муниципального образования являлся председателем призывной комиссии,  не свидетельствует об использовании здания муниципальным образованием для своих  нужд. Призыв граждан на срочную военную службу является непосредственной  обязанностью военкомата, поэтому именно ответчик фактически потреблял  коммунальный ресурс, поставляемый обществом. Это обстоятельство подтверждается  названным письмом военного комиссара города Сальска, Сальского, Песчанокопского  и Целинского районов Ростовской области от 26.12.2016 о продлении эксплуатации  котельной здания военного городка № 1, расположенного по адресу: Ростовская область,  п. Целина, ул. 4-я линия, 80, в связи с выполнением задач по призыву граждан в ряды  вооруженных сил Российской Федерации и мероприятий, связанных с мобилизацией  людских и транспортных ресурсов, провидимых в Целинском районе Ростовской области.  Утверждая в кассационной жалобе об отсутствии у данного лица права действовать 


от имени военкомата, ответчик тем не менее не опроверг доказательствами содержание  письма относительно проведения названных мероприятий. 

Суды также учли, что письмо военкомата от 28.11.2016 № 5980 не содержало  прямого отказа от дальнейшего получения коммунального ресурса в отношении здания  отдела военкомата по Целинскому району и требования об отсоединения спорного здания  от тепловых сетей истца, поэтому истец правомерно исходил из обязанности продолжать  теплоснабжение здания с учетом приведенных норм Закона № 53-ФЗ и письма военного  комиссара города Сальска, Сальского, Песчанокопского и Целинского районов  Ростовской области от 26.12.2016. 

Суды установили, что имущество, коммунальные сооружения и оборудование  военного комиссариата по городу Сальску, Сальскому, Песчанокопскому и Целинскому  районам Ростовской области передано ответчиком на баланс войсковой части 31727  только 31.01.2017. Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами  подтверждается факт владения и пользования зданием отдела военкомата по Целинскому  району в спорный период ответчиком. 

Право оперативного управления на спорное здание не регистрировалось  за учреждением, также оно не являлось стороной правоотношений с общество, в связи  с чем суды правомерно отклонили довод ответчика о том, что обязанность по оплате  потребленного коммунального ресурса должна быть возложена на третье лицо. 

ФГБУ «Центральное ЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации  создано на основании приказа названного министерства от 02.03.2017 № 155, т. е. после  возникновения задолженности, обязательства военкомата ему не переданы, поэтому  данное учреждение также не может являться обязанным лицом по ее погашению. 

При изложенных обстоятельствах суды правильно взыскали задолженность  с военкомата. 

Доводы военкомата об отсутствии оснований для оплаты тепловой энергии  без заключения в установленном порядке государственного контракта отклоняются. Суды  исходили в данном случае из фактических обстоятельств предыдущей и последующей  поставки тепловой энергии по контрактам, то есть длящихся правоотношений сторон,  подтвержденной материалами дела и не опровергнутой ответчиком необходимости  продолжения использования здания для осуществления военкоматом обязанностей  согласно Закону № 53-ФЗ по призыву граждан на срочную военную службу, отсутствии  доказательств возможности использовать спорное здание при осуществлении призыва  без подачи на него тепловой энергии. 

Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2017 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 по делу   № А53-22758/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Р.А. Алексеев  Судьи О.В. Бабаева 

 В.Ф. Кухарь