ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-26046/2022 от 20.12.2023 АС Северо-Кавказского округа

810/2023-67764(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А53-26046/2022 20 декабря 2023 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2023 года. 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при ведении протокола помощником  судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области от истца – государственного  унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем  водоснабжения» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – Неровной А.М.  (доверенность от 07.02.2023), в отсутствие ответчика – общества с ограниченной  ответственностью «Новороссийский прокатный завод» (ИНН <***>,  ОГРН <***>), третьего лица – общества с ограниченной ответственностью  «Очистные сооружения», надлежаще извещенных о времени и месте судебного  разбирательства посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества  с ограниченной ответственностью «Новороссийский прокатный завод» на решение  Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2023, дополнительное решение  Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2023 и постановление Пятнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу № А53-26046/2022, установил  следующее. 

ГУП Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (далее –  предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Новороссийский прокатный  завод» (далее – общество) о взыскании 445 496 рублей 83 копеек платы за негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения с 01.10.2021  по 31.12.2021, 75 049 рублей 08 копеек пеней с 18.03.2022 по 06.07.2023, пеней,  начисленных на сумму задолженности, в размере 1/130 ставки рефинансирования  Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, 


от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 07.07.2023, по день  фактической оплаты (уточненные требования). 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Очистные сооружения». 

Решением от 13.07.2023, дополнительным решением от 20.07.2023, оставленным  без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.09.2023, с ответчика  в пользу истца взыскано 445 496 рублей 83 копейки платы за негативное воздействие  на работу централизованной системы водоотведения, 75 049 рублей 08 копеек пеней,  пени, начисленные на сумму задолженности, в размере 1/130 ставки рефинансирования  Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты,  от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 07.07.2023, по день  фактической оплаты. С общества в доход федерального бюджета взыскано 13 411 рублей  государственной пошлины. 

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить  дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя,  удовлетворение иска третьего лица к ответчику по делу № А53-1765/2021 исключает  удовлетворение иска по рассматриваемому делу, поскольку действующим  законодательством не предусмотрена возможность одновременной деятельности двух  гарантирующих поставщиков для одного абонента на одной территории. Суды не учли  признанные истцом в возражении на отзыв от 12.09.2022 обстоятельства того, что  предприятием и ООО «Очистные сооружения» не соблюдены условия, указанные  в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений  в некоторые акты Правительства Российской Федераций, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644):  в нарушение пункта 46 отсутствует обязательный к заключению договор  по транспортировке сточных вод между истцом и третьим лицом; в нарушение пункта 52  истец и третье лицо не согласовали существенные условия договора по транспортировке  сточных вод, в том числе порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов  по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу  и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного  воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также порядок  информирования организации водопроводно-канализационного хозяйства  (гарантирующей организации) о превышении установленных нормативов и требований;  в нарушение пункта 55 (2) ООО «Очистные сооружения» и предприятие не провели  совместное обследование канализационных сетей, эксплуатируемых истцом, которое  


осуществляется, в том числе, в целях составления акта разграничения балансовой  принадлежности и эксплуатационной ответственности. В г. Шахты указанная система  водоотведения действует именно по причине нарушений законодательства истцом  и третьим лицом; последствия данных нарушений возложены на ответчика, который  является слабой стороной в названных правоотношениях. 

В отзыве предприятие просит оставить судебные акты без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя  истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит  удовлетворению. 

Как следует из материалов дела, 13.03.2020 предприятие (ресурсоснабжающая  организация) и общество (абонент) заключили договор по транспортировке сточных вод   № 1330СТ (далее – договор), по условиям которого абонент обязуется соблюдать  требования законодательства Российской Федерации, установленные к составу  и свойствам отводимых сточных вод, нормативы по объему и составу отводимых  в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленные  законодательством в целях предотвращения негативного воздействия  на централизованную систему водоотведения. 

В силу пункта 3.1.9 договора ресурсоснабжающая организация вправе требовать  от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных  нормативов допустимых сбросов абонента, нормативов водоотведения по объему  и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных  в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему  водоотведения. 

В письме от 12.10.2021 № ПДК/763 предприятие уведомило общество  о проведении контроля и отбора проб сточных вод, отводимых в систему коммунальной  канализации, по адресу: Ростовская область, г. Шахты, <...>;  по результатам проведенного осмотра составлен акт № 6-Ш. 

По данным химического анализа проб сточных вод, отобранных 12.10.2021  в контрольном канализационном колодце общества, сбрасываемые абонентом сточные  воды содержат химические вещества, концентрация которых превышает предельно  допустимые величины, установленные Правилами № 644, по показателям рН. 

Отобранная проба в соответствии с актом отбора проб направлена  в аккредитованную испытательную лабораторию ООО «Научно-исследовательский центр  "ПРОМЭКС"» (аттестат аккредитации RA.RU.517899 от 15.10.2015). 


В результате лабораторного анализа проб установлено превышение максимально  допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод  и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента. 

Предприятие направило обществу уведомление и счет на внесение платы  за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на сумму  445 496 рублей 83 копейки. 

Неоплата названной задолженности в добровольном порядке послужила  основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском. 

Суды при разрешении спора руководствовались положениями Гражданского  кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ  «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), Правилами № 644,  Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее –  Основы ценообразования № 406). 

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона № 416-ФЗ абоненты, объекты  капитального строительства которых подключены (технологически присоединены)  к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими  организациями договоры водоотведения. 

Статьей 2 данного Закона водоотведение определено как прием, транспортировка  и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. 

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения  организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод  абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку  и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод  и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации,  осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение  указанных нормативов и требований. 

В силу пункта 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды,  принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат  загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие  на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей  водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ  и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере  и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения,  утвержденными Правительством Российской Федерации. 


Договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором  водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 14  Закона № 416-ФЗ). 

Форма такого типового договора утверждена постановлением Правительства  Российской Федерации от 29.07.2013 № 645. 

Согласно подпункту «ж» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан, в том числе,  вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов  состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии  с данными Правилами. 

На основании пункта 118 Правил № 644 в случае, если сточные воды,  принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат  загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие  на работу такой системы, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан  компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные  с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы  водоотведения, в порядке и размере, которые определены указанными Правилами. 

Таким образом, в силу прямого указания закона субъектом, имеющим право  на получение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения, является гарантирующая организация, с которой абонентом заключен  договор на водоотведение. 

Данная правовая модель не зависит от того, оказывает ли гарантирующая  организация услуги водоотведения посредством собственных централизованных сетей  либо с привлечением транзитной организации (организации, осуществляющей  эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них,  оказывающей услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод). 

Статьей 17 Закона № 416-ФЗ закреплено, что по договору о транспортировке  сточных вод транзитная организация обязуется осуществлять организационно  и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных  сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным  законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом  принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод  в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод  до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной  ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, 


осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии  с режимом приема сточных вод и требованиями названного закона и оплачивать услуги  по транспортировке сточных вод. 

Согласно приведенной норме права, а также содержанию типового договора  по транспортировке сточных вод, сторонами такого договора являются транзитная  организация и организация, осуществляющая водоотведение, но не абонент. 

Обязанность обеспечить транспортировку сточных вод абонента возложена  на гарантирующую либо иную водоотводящую организацию, для чего последней  и заключается договор транспортировки сточных вод с транзитной организацией. 

В силу положений пунктов 7 и 8 статьи 31 Закона № 416-ФЗ к регулируемым видам  деятельности в сфере водоотведения относятся прием и транспортировка сточных вод;  регулированию подлежат тариф на водоотведение и тариф на транспортировку сточных  вод. 

Порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определен  Основами ценообразования № 406. 

Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суды первой  и апелляционной инстанций исходили из того, что истец вправе претендовать  на получение платы за негативное воздействие на централизованную систему  водоотведения. 

Так, постановлением администрации от 14.11.2014 № 7250 определены  гарантирующие поставщики в сфере водоотведения: предприятие – отведение сточных  вод за пределы населенных пунктов, ООО «Очистные сооружения» – очистка  и обеззараживание сточных вод и их осадков. Установлены два отдельных тарифа  на указанные услуги. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 416-ФЗ расчет тарифов в сфере  водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров,  оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки. 

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов  с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой  организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных  средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации,  а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации,  и рассчитывается по формуле 30 Методических указаний по расчету регулируемых  тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной  службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э. 


Сведения о заявленных организациями и принятых Региональной службой  по тарифам Ростовской области расходах, а также размере необходимой валовой выручки  в тарифах на водоотведение для предприятия и ООО «Очистные сооружения»  на 2020 указаны в приложении № 26.1 к протоколу заседания правления Региональной  службы по тарифам Ростовской области от 12.12.2019 № 63 и приложении № 57.4  к протоколу заседания правления Региональной службы по тарифам Ростовской области  от 18.12.2019 № 66, на 2022 год – в приложении № 19.1 к протоколу заседания правления  Региональной службы по тарифам Ростовской области от 05.10.2021 № 48 и приложении   № 20.8 к протоколу заседания правления Региональной службы по тарифам Ростовской  области от 20.12.2021 № 71. 

ООО «Очистные сооружения» и предприятие заключили договоры  с потребителями на очистку сточных вод и их транспортировку. 

Общество заключило договор на водоотведение (транспортировка сточных вод)  с предприятием. 

Суды отклонили ссылку общества на то, что в рамках дела № А53-1765/2021 с него  уже взыскана плата, поскольку данное обстоятельство не является основанием для  освобождения от внесения соответствующей платы предприятию. 

В рамках дела № А53-1765/2021 суд кассационной инстанции указал, что оценка  правоотношениям предприятия и общества не может быть дана судом ввиду рассмотрения  арбитражных дел между истцом и ответчиком нижестоящими судами. Более того, суд  кассационной инстанции отметил, что судам необходимо учесть возможность  тарификации для одной территориальной зоны в рамках одной централизованной системы  водоотведения двух гарантирующих организаций в соответствии с оказываемыми каждой  из них отдельными услугами в сфере водоотведения. 

В г. Шахты нормативными актами утверждены тарифы для двух гарантирующих  организаций. 

Постановление органа местного самоуправления не оспорено, при этом  утверждение обеим организациям тарифов регулирующим органом, по сути, повлекло  разделение функций гарантирующей организации между ООО «Очистные сооружения»  и предприятием, создало предпосылку для договорного взаимодействия абонентов  по публичным договорам с обеими гарантирующими организациями в пределах их  функций. 

В рамках дела № А53-1765/2021 тариф на транспортировку, утвержденный для  предприятия и не включенный в тариф ООО «Очистные сооружения» при определении 


размера взыскиваемой платы, не учитывался, доводы общества о двойном взыскании  платы признаны неправомерными. 

Представленными доказательствами подтверждено, что фактически отбор проб  производился из колодца, который указан как контрольный канализационный колодец  в акте разграничения эксплуатационной ответственности между предприятием  и обществом. Превышение нормативов ответчиком не опровергнуто. 

При указанных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении иска  не имелось. 

Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен  с оспариваемым судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств,  установленных нижестоящими судами, что исходя из положений главы 35 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо при рассмотрении дела  в суде кассационной инстанции. 

При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения,  дополнительного решения и постановления по доводам жалобы отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2023, дополнительное решение  Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2023 и постановление Пятнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу № А53-26046/2022 оставить без  изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,  не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном  статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий А.Х. Ташу  Судьи О.В. Бабаева   М.Н. Малыхина