ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-28047/2017 от 09.07.2018 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-28047/2017

15 июля 2018 года 15АП-5102/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2018 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,

судей Малыхиной М.Н., Сулименко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Невретдиновым А.А.,

при участии:

от федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» – представитель Воликова И.Н. по доверенности от 23.11.2017 № 85, представитель Кречетова К.Н. по доверенности от 02.11.2017№ 52;

от Министерства обороны Российской Федерации – представитель Сидорин М.Ю. по доверенности от 24.01.2018, представитель Лобова А.А. по доверенности от 22.12.2016;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

товарищества собственников жилья «Садовое»

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05 марта 2018 года

по делу № А53-28047/2017 (судья Тер-Акопян О.С.)
по иску товарищества собственников жилья «Садовое»

(ОГРН 1143456000599, ИНН 3456001609), г.Фролово Волгоградской области,

к ответчикам:
федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» (ОГРН 1026103739892, ИНН 6165035060)

Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации

(ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, неустойки,

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Садовое» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ответчик, учреждение) и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – ответчик, министерство) о взыскании с учреждения, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации задолженности по оплате коммунальных услуг за период с октября 2014 по июнь 2017 года в сумме 73 989 рублей 42 копейки; пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с октября 2014 по июнь 2017 года в сумме 22 585 рублей 03 копейки; задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с октября 2014 по июнь 2017 года в сумме 96 281 рубль 21 копейки, пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт за период с октября 2014 по июнь 2017 в сумме 20 768 рублей 24 копейки.

Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств в части несения бремя содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома в период с октября 2014 по июнь 2017 года.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2018 заявленные требования удовлетворены частично: с федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», а при недостаточности денежных средств у учреждения - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу Товарищества собственников жилья «Садовое» взыскано 23 471 рубль 47 копеек задолженности по содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: г.Фролово Волгоградской области, ул. Садовая, 64, 46 215 рублей 29 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт, 5 199 рубля 30 копеек пени, 2 549 рублей 22 копейки судебных расходов и судебных издержек по делу. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В части требований об оплате коммунальных услуг суд первой инстанции исключил периоды, в которые спорные квартиры были предметом договоров социального найма, соответственно, обязанности по оплате коммунальных услуг лежали непосредственно на нанимателях в силу норм действующего законодательства. Суд отказал в требованиях об оплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате коммунальных услуг, полагая, что отсутствию платежей и образованию задолженности способствовало в том числе и бездействие истца по непринятию своевременных мер ко взысканию.

В части требований о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, суд первой инстанции посчитал, что обязанность учреждения возникла только с момента регистрации права, т.е. с 1 и 3 августа 2016 года, ввиду чего взыскал задолженность за период с августа 2016 по июнь 2017 года, произвел перерасчет неустойки, применил ставку в 7,5% годовых.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

Апеллянт настаивает на доводах о том, что в силу норм действующего законодательства, именно учреждение является надлежащим ответчиком за весь спорный период, несет бремя содержания общего имущества многоквартирного дома. Далее апеллянт оспаривает решение суда в части освобождения ответчика от уплаты неустойки по задолженности на оплату коммунальных услуг, кроме того, не согласен с распределением судом первой инстанции судебных расходов.

Представитель учреждения в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представитель министерства также просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Истец в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья «Садовое» является некоммерческой организацией объединения собственников жилых и нежилых помещений в границах единого комплекса недвижимого имущества, созданной в интересах членов товарищества многоквартирного жилого дома № 64 по ул. Садовая, г. Фролово, Волгоградской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 02.10.2014 года, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставом ТСЖ «Садовое».

Жилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: Волгоградская область, г. Фролово, ул. Садовая, д.64, квартиры №№ 3,4, 7, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 26,29,30 являются федеральной собственностью. Указанные квартиры зарегистрированы на праве оперативного управления зарегистрированы за ответчиком ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ с 1.08.2016, в а отношении квартир №15, №29- с 3 .08.2016.

Так как обязательства по несению расходов на содержание общего имущества МКД не исполнялись, истец обратился с настоящими исковыми требованиями и просил взыскать:

Квартира № 3 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по коммунальным услугам за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 7 259 рублей 21 копейка, сумма пени за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 2 533 рубля 05 копеек.

Квартира № 3 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 8 613 рублей 36 копеек, сумма пени за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 2 460 рублей 02 копейки.

Квартира № 4 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.12.2015 по 30.06.2017 составит – 7 643 рубля 56 копеек, сумма пени за период с 01.12.2015 по 30.06.2017 составит – 1 192 рубля 92 копейки.

Квартира № 7 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по коммунальным услугам за период с 01.05.2015 по 30.06.2017 составит – 27 551 рубль 63 копейки, сумма пени за период с 01.05.2015 по 30.06.2017 составит – 6 383 рубля 79 копейка.

Квартира № 7 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.05.2015 по 30.06.2017 составит – 10 076 рублей 90 копеек, сумма пени за период с 01.05.2015 но 30.06.2017 составит – 2 301 рубль 40 копеек.

Квартира № 9 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 составит – 5 108 рублей 22 копейки, сумма пени за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 составит – 745 рублей 15 копеек.

Квартира № 10 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 составит – 7 338 рублей 42 копейки, сумма пени за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 составит – 1 070 рублей 44 копейки.

Квартира № 13 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по коммунальным услугам за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 24 070 рублей 49 копеек, сумма пени за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 9 234 рубля 01 копейка.

Квартира № 13 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 12 601 рубль 29 копеек, сумма пени за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 3 598 рублей 91 копейка.

Квартира № 14 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по коммунальным услугам за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 955 рубля 65 копеек, сумма пени за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 519 рублей 21 копейка.

Квартира № 14 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 4 163 рубля 37 копеек, сумма пени за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 812 рублей 07 копеек.

Квартира № 15 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по коммунальным услугам за период с 01.11.2014 по 30.06.2017 составит – 3 627 рублей 10 копеек, сумма пени за период с 01.11.2014 по 30.06.2017 составит – 635 рублей 01 копейка.

Квартира № 15 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 5 571 рубль 72 копеек, сумма пени за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 составит – 1 005 рублей 41 копейка.

Квартира № 16 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.09.2015 по 30.06.2017 составит – 7 019 рублей 46 копеек, сумма пени за период с 01.09.2015 по 30.06.2017 составит – 1 314 рублей 17 копеек.

Квартира № 17 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.11.2014 по 30.06.2017 составит – 5 812 рублей 95 копеек, сумма пени за период с 01.11.2014 по 30.06.2017 составит – 1 577 рублей 73 копейки.

Квартира № 19 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.09.2015 по 30.06.2017 составит – 7 019 рублей 92 копейки, сумма пени за период с 01.09.2015 по 30.06.2017 составит- 1 322 рубля 16 копеек.

Квартира № 26 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по коммунальным услугам за период с 01.04.2015 по 30.06.2017 составит – 9 290 рублей 01 копейка, сумма пени за период с 01.04.2015 по 30.06.2017 составит – 3 139 рублей 74 копейка.

Квартира № 26 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.02.2015 по 30.06.2017 составит – 5 519 рублей 36 копеек, сумма пени за период с 01.02.2015 по 30.06.2017 составит – 1 404 рубля 27 копеек.

Квартира № 29 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по коммунальным услугам за период с 01.10.2016 по 30.06.2017 составит – 1 235 рублей 33 копейки, сумма пени за период с 01.10.2016 по 30.06.2017 составит – 140 рублей 22 копейки.

Квартира № 29 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.05.2016 по 30.06.2017 составит – 2 767 рублей 10 копеек, сумма пени за период с 01.05.2016 по 30.06.2017 составит – 276 рублей 43 копейки.

Квартира № 30 по ул. Садовая, 64 г. Фролово: задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.11.2014 по 30.06.2017 составит – 7 025 рублей 58 копеек, сумма пени за период с 01.11.2014 по 30.06.2017 составит – 1 687 рублей 16 копеек.

Всего задолженность и пени в общей сумме 213 623 рубля 90 копеек.

При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает правомерным и обоснованным исходить из следующего.

Положениями статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Следовательно, предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.

Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из предмета и основания, заявленных в иске. При этом под предметом иска понимается материально-правовое требование истца к ответчику, в основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5150/12).

В силу пункта 1 статьи 133, пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10.

В постановлениях от 16.11.2010 N 8467/10, от 06.09.2011 N 4275/11, от 19.06.2012 N 2665/12, от 07.02.2012 N 12573/11, от 24.07.2012 N 5761/12, от 09.10.2012 N 5377/12 и от 10.12.2013 N 9139/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции. При очевидности преследуемого истцом материально-правового интереса суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы подлежат применению. Формальный подход к квалификации заявленного требования недопустим. Такой подход не обеспечивает разрешение спора, определенность в отношениях сторон, баланс их интересов и стабильность гражданского оборота в результате рассмотрения одного дела в суде, что способствовало бы процессуальной экономии и максимально эффективной защите прав и интересов всех причастных к спору лиц.

При квалификации спорных правоотношений суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Фактически истцом заявлены два требования с точки зрения законодательного регулирования:

- о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг;

- о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт.

В части требований о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с положениями статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механические, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры

В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества в случае, если иное не установлено законом или договором.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона, вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с положениями статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с положениями пункта 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, собственник помещения многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождают это лицо от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

Названными правилами определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. Собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 31 Правил, содержание общего имущества в многоквартирном доме размер платы за содержание и текущий ремонт является одинаковым для всех собственников помещений и не имеет каких-либо исключений, связанных с заключением напрямую договоров с ресурсоснабжающими организациями и установкой индивидуальных систем отопления и др.

Пунктом 33 Правил предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

Из указанных правовых норм следует, что бремя расходов по содержанию общего имущества возлагается на всех собственников как жилых, так и нежилых помещений, а отсутствие договора в виде документа, подписанного обеими сторонами, не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в несении расходов по содержанию и ремонту общего имущества.

Независимо от наличия либо отсутствия договорных отношений с ТСЖ либо управляющей компанией, на собственнике либо на ином титульном владельце помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что на собственнике либо на ином титульном владельце помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.

Из анализа постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 № 4910/10 следует, что расчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей компании и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещения.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае обязательства возникают в силу закона.

В соответствии с положениями статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с положениями статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства.

В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

По смыслу пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.

В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Как было указано ранее, на собственнике либо на ином титульном владельце помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.

Таким образом, обращаясь с требованиями о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, истец обязан доказать титул владельца помещения и обосновать размер задолженности.

В силу положений статей 209, 210, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и не целевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.

Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

В соответствии частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Закона о регистрации).

В соответствии с частью 6 статьи 1 Закона «О регистрации» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.

Верховный Суд Российской Федерации в Определении № 304-ЭС15-6285 от 13.10.2015 по делу № А70-5139/2014 сославшись на статью 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 39, часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации указал, что именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федарации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

С учетом названной позиции Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой обязанность вносить оплату за содержание общего имущества и коммунальные услуги у субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления возникает с момента регистрации права оперативного управления, в период до регистрации права оперативного управления учреждения, лицом, обязанным вносить соответствующие платежи является собственник имущества – Российская Федерация в лице Министерства обороны, поскольку спорное имущество явялось федеральным и закреплено за министерством.

Право оперативного управления учреждения зарегистрировано 1 и 3 августа 2016 года, поэтому исковые требования к данному лицу могут быть заявлены за период не ранее указанных дат.

Т.е. фактически необходимо учитывать, что до момента регистрации титула учреждения, фактически собственником являлось Министерство обороны Российской Федерации.

Однако ответчик представил сведения об использовании квартир, которые не приняты во внимание истцом при формировании исковых требований, так как вышеуказанные квартиры были предоставлены по договорам служебного найма жилых помещений военнослужащим:

-кв. № 3 - по договору № 1464 от 21.08.2015 по 13.04.2017 предоставлялась Кураеву А.В.;

кв. №4 - по договору № 14 от 01.02.2017 предоставлена Кравченкову В.М.;

кв. № 9 - по договору № б/н от 14.01.2013 по 02.03.2017, по договору № 29 от 02.03.2017 предоставлена Цепляеву С.В.

кв. № 10 - по договору № 6 от 05.08.2009 по 21.07.2017 предоставлялась Еременко А.С.;

кв. № 13 - по договору № 3217от 17.10.2017 предоставлена Петряковой Е.И.;

кв. № 14 - по договору № 77 от 04.07.2013 по 12.10.2016 предоставлялась Черненко Н.Н., по договору № 3270 от 17.10.2016 предоставлена Кобзеву Ю.С.;

кв. № 15 - по договору № 3268 от 17.10.2016 предоставлена Сысоеву A.M.;

кв. № 16 - по договору № 5 от 24.04.2008, по договору № 45 от 18.04.2017 предоставлена Мартышенко СВ.;

кв. № 17 - по договору № 22 от 28.12.2007 предоставлена Петреченко М.Ю.;

кв. № 19 - по договору № 13 от 18.12.2007 предоставлена Степанову Д.А.;

кв. № 26- по договору № 3272 от 17.10.2016 предоставлена Галицину А.А.;

кв. № 29 - по договору № 23 от 27.04.2010 по 28.10.2016 предоставлялась Адельбаеву Б.А., по договору № 3325 от 01.12.2016 предоставлена Анисиной Т.Г.;

кв. № 30 - по договору № 30 от 18.02.2008 по 04.10.2017 предоставлялась Попову А.В.

Ответчиком представлены договоры найма, приобщенные к материалам дела.

Таким образом, в указанные периоды титульными владельцами выступали социальные наниматели.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15066/12 от 11.06.2013 выражена правовая позиция о том, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с положениями части 1 части 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 2 названной статьи, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.

Из указанных норм, а равно из выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15066/12 от 11.06.2013 правовой позиции следует, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить непосредственно управляющей организации плату за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома и коммунальные платежи; данные обязанности лежат на муниципальном образовании - собственнике жилого помещения в лице органов местного самоуправления до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Данные нормы применимы и к договорам служебного найма жилого помещения, представленных ответчиком.

Таким образом, ни учреждение, ни министерство не являются надлежащими ответчиками по требованиям о неуплате платежей за содержание и текущий ремонт жилого помещения, в периоды проживания в них военнослужащих по договорам служебного найма, а также по оплате потребленных ими коммунальных услуг. Лица, которым переданы квартиры, как получатели коммунальных услуг несут обязанность по их уплате.

Данных о том, что истец предпринял меры к взысканию задолженности за потребленные коммунальные услуги, за содержание и ремонт с жильцов, не имеется.

Довод истца о том, что им не известны владельцы квартир, не может быть принят во внимание, так как граждане должны быть зарегистрированы по месту жительства, товарищество собственников жилья должно иметь соответствующую информация о жильцах многоквартирного жилого дома.

В соответствии со статьей 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:

1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;

2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;

3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Положениями части 1 статьи 154 Жилищного кодекса определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.

В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса).

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.

Требование о взыскании названных расходов с ответчика фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.

Исключению из этого правила подлежат те периоды, когда квартиры не находились в служебном пользовании граждан и их семей.

С учетом этого суд первой инстанции правомерно и обоснованно произвел перерасчет задолженности, исключив спорные периоды из расчета, определив размер задолженности по оплате коммунальных услуг в 23 471 рубль 47 копеек.

Указанная сумма и подлежит взысканию с учреждения, владеющего спорным имуществом на праве оперативного управления.

Истцом также было заявлено требование о взыскании неустойки за нарушение срока оплаты в сумме 22 585 рублей 03 копеек за период с октября 2014 по июнь 2017 года.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Суд апелляционной инстанцией не может согласиться с выводами суда первой инстанции, о том, что в рассматриваемом случае ответчики подлежат освобождению от ответственности в виду освобождения от уплаты неустойки.

Ссылки ответчиков на отсутствие выставленных со стороны управляющей компании счетов на оплату коммунальных услуг несостоятельна, поскольку не выставление счетов на оплату не является основанием для неоплаты предусмотренных законом платежей по содержанию и ремонту общего имущества МКД и коммунальных платежей.

Указанная позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 N 309-ЭС17-4665 по делу N А34-3850/2016, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.04.2018 N Ф08-1513/2018 по делу N А32-796/2017.

Судом апелляционной инстанции произведен перерасчет пени, размер которой составил 6 892 рубля 95 копеек.

С учетом изложенного с учреждения в пользу истца надлежит взыскать 23 471 рубль 47 копеек задолженности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, 6 892 рубля 95 копеек неустойки на сумму задолженности по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Далее истец просил взыскать с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с октября 2014 по июнь 2017 года в сумме 96 281 рубль 21 копейки, пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт за период с октября 2014 по июнь 2017 в сумме 20 768 рублей 24 копейки.

В названной части суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу пункта 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты.

Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

Согласно статье 2 Федерального закона № 257 от 29.07.2017, положения части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

- владелец специального счета;

- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, собственниками помещений в многоквартирном доме № 64 по ул. Садовая, г. Фролово, Волгоградской области протоколом №4 от 03-05 октября 2014 года принято решение, которым фактически изменен способ формирования фонда капитального ремонта МКД, прекращен способ формирования фонда на счете регионального оператора, выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД путем специального счета.

Как было указано ранее, в соответствии с положениями пункта 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области", решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Как следует из информации, содержащейся на официальном сайте http://xn--34-6kcuxohhgk0a.xn--p1ai/index.php (капремонт34.рф) способ формирования фонда для указанного многоквартирного жилого дома – специальный счет.

Учитывая положения статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 7 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области", истец получил право требования перечисления денежных средств в течение пяти дней после вступления в силу указанного решения, т.е. с 11 октября 2015 года (протокол от 5 октября 2014 года).

Далее, необходимо отметить, что период до передачи спорных квартир и регистрации права оперативного управления, обязанности по внесению денежных средств на капитальный ремонт лежали на Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, как фактическом собственнике, ввиду чего подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации с 11.10.2015 до периода регистрации права оперативного управления.

Суд первой инстанции правомерно определил сумму взыскания с учреждения.

Так как право собственности на квартиры зарегистрировано за учреждением 1 и 3 августа 2016, то требования о взыскании взносов на капитальный ремонт являются обоснованными за период с августа 2016 по июнь 2017 именно с учреждения. С учетом этого периода размер взносов по каждой квартире составит:

Квартира №3- 3 069,77 руб.

Квартира №4- 4 458,63руб.;

Квартира №7- 4 458,63 руб.;

Квартира №9- 3 121,69руб.;

Квартира №10 – 4 484,59руб.;

Квартира №13- 4 491,08 руб.;

Квартира №14- 2 226,07 руб.;

Квартира №15- 3 108,71 руб.;

Квартира №16- 3 601,95 руб.;

Квартира №17- 2 193,62 руб.;

Квартира №19- 3 608,44 руб.;

Квартира №26- 2 213,09 руб.;

Квартира №30- 3 004,87 руб.;

Квартира №29- 2 174,15 руб., а всего 46 215 рублей 29 копеек.

В то же время суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что за период с октября 2015 года по 1 и 3 августа 2016 с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца надлежит взыскать 30 203 рубля 60 копеек задолженности на капитальный ремонт.

Таким образом, с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца надлежит взыскать 30 203 рубля 60 копеек задолженности на капитальный ремонт за период с октября 2015 года по 1 и 3 августа 2016 года. С учреждения в пользу истца надлежит взыскать 46 215 рублей 29 копеек задолженности на капитальный ремонт за период с 1 и 3 августа 2016 года по июнь 2017 года.

Далее истец просил взыскать пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт за период с октября 2014 по июнь 2017 в сумме 20 768 рублей 24 копейки.

В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка является одним из способов защиты нарушенного права.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Как было указано ранее, ссылки на отсутствие выставленных со стороны управляющей компании счетов на оплату коммунальных услуг несостоятельна, поскольку не выставление счетов на оплату не является основанием для неоплаты предусмотренных законом платежей по содержанию и ремонту общего имущества МКД и коммунальных платежей.

Указанная позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 N 309-ЭС17-4665 по делу N А34-3850/2016. Как было указано ранее, за период с октября 2015 года по 1 и 3 августа 2016 года обязанность по оплате за капитальный ремонт лежала на Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, ввиду чего суд производит перерасчет подлежащей взысканию неустойки, начисленной на задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с октября 2015 года по 1,3 августа 2016 года, размер которой составит 4 796 рублей 28 копеек.

Далее суд производит перерасчет неустойки, подлежащей взысканию с учреждения за период с 1 и 3 августа по июнь 2017 года, размер которой составляет 6 301 рубль 57 копеек.

С учетом материалов дела, позиций сторон расчет неустойки произведен с применением ключевой ставки, действующей на дату вынесения обжалуемого судебного акта арбитражного суда первой инстанции, т.е. 7,5%. Следует учитывать, что именно указанная ставка указана при последнем расчете истца, представленном в материалы дела.

С точки зрения процессуального законодательства, в рассматриваемом случае выступают два ответчика:

федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» и Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции полагает правомерным и обоснованным произвести взыскание в следующем порядке.

По обязательствам учреждения перед истцом.

В соответствии частью 4 статьи 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно статье 399 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность субсидиарного должника является дополнительной и наступает тогда, когда к ответственности может быть привлечен основной должник, за которого он несет ответственность в субсидиарном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

С учетом правового положения казенного учреждения и пределов его ответственности, требования истца о возложении субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения на собственника его имущества является обоснованным. Поэтому при недостаточности денежных средств у учреждения, взыскание следует производить за счет средств его учредителя- Министерства обороны Российской Федерации.

Взыскание суммы задолженности и неустойки в порядке субсидиарной ответственности с Минобороны России соответствует установленному порядку и нормам действующего законодательства (пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса, пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").

По обязательствам Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, взыскание надлежит производить за счет средств казны Российской Федерации.

Итого с Федерального государственного казенного учреждения «СевероКавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» в пользу истца надлежит взыскать 23 471 рубль 47 копеек задолженности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, 6 892 рубля 95 копеек неустойки на сумму задолженности по содержанию общего имущества многоквартирного дома; 46 215 рублей 29 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт, 6 301 рубль 57 копеек пени на задолженность по взносам на капитальный ремонт.

С Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца надлежит взыскать 30 203 рубля 60 копеек задолженности на капитальный ремонт, 4 796 рублей 28 копеек неустойки.

Общая цена иска составила 213 623 рубля 90 копеек, иск удовлетворен на сумму 117 881 рубль 16 копеек, что составляет 55,18% от цены иска.

Истцом также заявлены требования о взыскании судебных расходов в сумме 15 400 рублей за получение выписок из ЕГРП; 448 рублей расходов за перевод оплаты за предоставление выписок из ЕГРП; 2 000 рублей расходов по оплате юридических услуг по составлению досудебной претензии; 192 рубля 20 копеек почтовых расходов по отправке претензий; 3 500 рублей расходов по оплате услуг по составлению искового заявления; 613 рублей 98 копеек почтовых расходов по отправке исковых заявлений. Всего, включая судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 29 426 рублей 18 копеек.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

С учетом пропорционального удовлетворения исковых требований, компенсации подлежит 16 237 рублей 37 копеек.

Далее, распределение среди ответчиков названных расходов так же подлежит пропорционально:

- с министерства надлежит взыскать 7 430 рублей 22 копейки судебных расходов, понесенных в суде первой инстанции;

- с учреждения в пользу истца надлежит взыскать 8 807 рублей 15 копеек судебных расходов, понесенных в суде первой инстанции.

Также при подаче апелляционной жалобы истцом уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, которая подлежит компенсации пропорционально размеру присуждения в размере 1 655 рублей 40 копеек, из которых:

- 757 рублей 51 копейка за счет Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации;

- 897 рублей 49 копеек за счет учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 05 марта 2018 года по делу №А53-28047/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» (ОГРН 1026103739892, ИНН 6165035060), а при недостаточности денежных средств у учреждения - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) в пользу товарищества собственников жилья «Садовое» (ОГРН 1143456000599, ИНН 3456001609) 23 471 рубль 47 копеек задолженности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, 6 892 рубля 95 копеек неустойки на сумму задолженности по содержанию общего имущества многоквартирного дома; 46 215 рублей 29 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт, 6 301 рубль 57 копеек пени на задолженность по взносам на капитальный ремонт, 8 807 рублей 15 копеек судебных расходов, понесенных в суде первой инстанции.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Товарищества собственников жилья «Садовое» (ОГРН 1143456000599, ИНН 3456001609) 30 203 рубля 60 копеек задолженности на капитальный ремонт, 4 796 рублей 28 копеек неустойки, 7 430 рублей 22 копейки судебных расходов, понесенных в суде первой инстанции.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» (ОГРН 1026103739892, ИНН 6165035060), а при недостаточности денежных средств у учреждения - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) в пользу товарищества собственников жилья «Садовое» (ОГРН 1143456000599, ИНН 3456001609) 897 рублей 49 копеек расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу товарищества собственников жилья «Садовое» (ОГРН 1143456000599, ИНН 3456001609) 757 рублей 51 копейку расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий В.В. Галов

Судьи М.Н. Малыхина


О.А. Сулименко