ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-3172/07 от 09.04.2007 АС Ростовской области

г.

Ростов-на-Дону

Дело №

А53- 3172/2007-С4-4

“12”

апреля

2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 09.04.07 г.

Арбитражный суд в составе судьи Пикиной Л.В..

при ведении протокола судебного заседания судьей Пикиной Л.В..

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Лора»

к МИ ФНС России № 13 по Ростовской области

о признании незаконным и отмене постановления № 16-04-04/08 от 12.03.07 по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя – ФИО1 доверенность от 04.04.07г.

от заинтересованного лица – ст.инспектор ФИО2 доверенность № 17 от 10.01.07, специалист ФИО3 доверенность № 9 от 10.01.07..

установил: рассматривается заявление ООО «Лора» о признании незаконным и отмене постановления № 16-04-04/08 от 12.03.07 о привлечении к административной ответственности, в соответствии с ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Дело рассматривается с перерывом в заседании с 04.04.07 по 09.04.07.

Заявитель считает оспоренное постановление незаконным ввиду того, что согласно положению ст.2.10 КоАП РФ административная ответственность применяется к юридическому лицу за совершение административных правонарушений. Однако, обстоятельства о совершении предприятием административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, при производстве административного дела налоговый орган не доказал. Выводы, изложенные в постановлении налогового органа, не соответствуют обстоятельствам дела. В материалах представленного дела отсутствует объективная и субъективная сторона вменяемого ООО "Лора" административного правонарушения по ст. 14.16 ч.З КоАП РФ. Налоговый орган ссылается на то, что в магазине осуществлялась реализация слабоалкогольной продукции (коктейлей) без ценников. Заявитель указывает, что коктейли были доставлены в магазин ООО "Лора" 28.02.2007 года в 11час.30 мин. из ООО МПФ "Росси" и находились на оформлении (получении) товароведа магазина ФИО4 Никто указанные коктейли в реализацию не ставил, их продажа не осуществлялась, цена на данный товар была еще не сформирована, а товар не находился на витрине или прилавке магазина.

Представитель налогового органа требования отклонил, ссылаясь на то, что материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт нарушений правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.  Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии, копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата

соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Согласно п. 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. В ходе проверки установлено, что в представленных документах на алкогольную продукцию в разделе «Б» справок к ТТН отсутствует печать собственника товара. Кроме того, в реализации находилась слабоалкогольная продукция в количестве трех наименований без ценников.  Факт совершения данного правонарушения подтверждается актом проверки № 25 от 28.02.2007г., объяснением товароведа ФИО4 В материалах административного дела имеются фотографии стеклянной витрины с алкогольной продукцией, в которых зафиксировано наличие в нижней части витрины указанной слабоалкогольной продукции в количестве трех наименований без ценников. По мнению заявителя, данные факты полностью опровергают довод заявителя о том, что указанная алкогольная продукция, в момент проверки находилась на оформлении у товароведа.

Изучив имеющиеся в деле документы, оценив доказательства и объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмены оспоренного постановления, исходя из следующего.

На основании распоряжения от 28.02.07г. № 36 Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области была проведена проверка общества с ограниченной ответственностью «Лора», находящегося по адресу: <...>.

28.02.2007г. в 12 час. 14 мин. в отделе магазина «Лора» принадлежащего ООО «Лора», в ходе проверки установлено, что в представленных документах на алкогольную продукцию в разделе «Б» справок к ТТН отсутствует печать получателя товара. Кроме того в реализации находилась слабоалкогольная продукция в количестве трех наименований (6 банок) без ценников, а именно: слабоалкогольный коктейль «Морсберри-клюква-микс», емк.0.5л., пр-ва ОАО «Вена» г.Санкт-Петербург, с датой розлива от 29.07.06г., - 2 банки; слабоалкогольный коктейль «Морсберри-черная смородина-микс»,емк.0.5л.,пр-ва ОАО «Вена» г.Санкт-Петербург, с датой розлива от 29.07.06г., - 2 банки слабоалкогольный коктейль «Морсберри-лесная ягода-микс», емк.0.5л.,пр-ва ОАО«Вена» г.Санкт-Петербург, с датой розлива от 30.08.06г., - 2 банки.

Отсутствие ценников на названной продукции было квалифицировано как правонарушение, ответственность за которое установлено ч.3 ст. 14.16 КоАП.

Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Ростовской области ФИО5 № 16-04-04/08 по делу об административном правонарушении от 12.03.2007 года ООО "Лора" было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 МРОТ , за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ. В мотивировочной части постановления указаны события правонарушения: в представленных документах на алкогольную продукцию в разделе « Б» справок к ТТН отсутствует печать собственника товара. Кроме того, в реализации находилась слабоалкогольная продукция в количестве 3-х наименований без ценников. Указанные обстоятельства по мнению административного органа свидетельствуют о нарушении пунктов 12,19 « Правил продажи отдельных видов товаров», утв. Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г., а также пункта 5 « Правил заполнения справки к товаро-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию», утв. Постановлением Правительства РФ № 864 от 31.12.2005г. Значит, два правонарушения квалифицированы, как подпадающие по своим признакам под диспозицию части 3 статьи 14.16 КоАП.

Часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Данная норма устанавливает административную ответственность, обеспечивая охрану отношений, урегулированных Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» №171-ФЗ от 22.11.95 г., а также Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства № 55 от 19.01.98 г. (редакция от 08.02.06).

Статьей 26 Федерального Закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции от 31.12.05) установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий; оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками, а также розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции не допускается..

Пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства № 55 от 19.01.98 г. (редакция от 08.02.06) предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товаро-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к товаро-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Несмотря на отсутствие печати собственника товара на алкогольную продукцию в разделе «Б» справок к ТТН, это событие правонарушения не подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.3 статьи 14.16 КоАП РФ. Ответственность за это правонарушение предусмотрена частью 2 ст. 14.16 КоАП при доказанности административным органом факта ненадлежащего оформления товаротранспортных документов. Постановление Правительства РФ от 31.12. 2005г. № 864, которым утверждены Правила заполнения справки к ТТН на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвердило , что организация – покупатель при получении алкогольной продукции заверяет данные, указанные в правой части раздела « Б», подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей должны быть четкими и ясными

Следовательно, в постановлении № 16-04-04/08 от 12.03.07г. квалификация обстоятельств об отсутствии на справке к ТТН печати покупателя алкогольной продукции, проведена неверно и эти обстоятельства при доказанности ненадлежащего оформления ТТН ( к ним относится и оформление справок) должны квалифицироваться по ч.2 ст.14.16 КоАП.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.3 статьи 14.16 КоАП РФ является несоблюдение продавцом правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, считается оконченным с момента предложения алкогольной продукции к реализации с нарушениями правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 4 Правил продажи алкогольной продукции продавец обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателей указанные требования Правил. В пункте 6 Правил установлено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции, а также противопоказаниях к применению алкогольной продукции. Пунктом 141 указанных Правил предусмотрено, что при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена  .

Из утверждения заявителя, следует, что слабоалкогольная продукция (коктейли) была доставлена в магазин ООО "Лора" 28.02.2007 года в 11час.30 мин. из ООО МПФ "Росси" и находились на оформлении (получении) товароведа магазина, а поэтому не имела ценников. Представленная ксерокопия ТТН № РНу 00118903 от 26.02.07г. и акт остатков товара на 28.02.07г. подтверждает это утверждение . В протоколе об административном правонарушении от 01.03.2007г. в разделе объяснений законный представитель общества отразил, что товар еще не находился в реализации, цены не были получателем сформированы, поскольку товар был завезен 28.02.07г. в 11час.30мин., а проверка начата 28.02.07г. в 12час.14 мин. Акт проверки от 28.02.07г. отражает оприходование на момент проверки только алкогольной продукции, а не слабоалкогольной продукции – коктейлей. Указанное противоречие при рассмотрении административного материала не было никакими доказательствами устранено. Также в постановлении не нашло отражение исследование вопроса относительно оферты слабоалкогольной продукции, на которой отсутствовали ценники. Протокол осмотра прилавка или витрины не составлялся.

Слабоалкогольная продукция – коктейли, на которой отсутствовали ценники, по данным протокола об административном правонарушении, находилась в реализации.

« Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе( в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу- на безвозмездной основе».

Значит, в подтверждение факта реализации слабоалкогольной продукции без ценника в магазине « Лора» необходимо иметь доказательство передачи на возмездной основе товара, но таких доказательств административный материал не содержит.

Предъявленные суду для обозрения фотографии со стороны ИФНС и со стороны ООО « Лора» суд не может признать допустимыми доказательствами, поскольку они не значатся в приложении ни к акту проверки, ни в приложении к протоколу об административном правонарушении, не известны место, объект, время проведения фотосъемки.

Ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении не отражено, что товар без ценников находился на витрине.

Витриной является специально оборудованное торговое место, где предметы доступны для обозрения и демонстрации товара. Наличие в витрине стекла, свидетельствует о том, что она предназначена для демонстрации товара, а не является хранилищем.

Суд на основании предъявленных в дело доказательств не установил подтвержденным факт реализации слабоалкогольной продукции- коктейля, факт нахождения этого товара на витрине. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.10.2006г. № 18 указал, что необходимо учитывать, что выставление в местах продажи ( прилавки, витрины) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при отсутствии явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи. В протоколе об административном правонарушении № 16-04-04/08 не указано, что товар без ценников находился на витрине.

Суд считает, что собранными в ходе административного производства материалами не доказано событие правонарушения в действиях ООО «Лора» административная ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ целью производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспоренное решение, а по данному делу налоговый орган свои возражения основывал на неполно исследованных доказательствах состава правонарушения, вмененного заявителю.

Учитывая, что представленные материалы не подтверждают нарушение заявителем иных правил продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, суд пришел к выводу, что событие административного правонарушения не подтверждено, а следовательно, ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применена без учета ст. 1.5 КоАП.

В соответствии с ч. 4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и отменить постановление №16-04-04/08 от 12.03.2007, принятое начальником МРИ ФНС РФ №13 по РО о привлечении ООО « Лора» к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст. 14.16 КоАП в виде штрафа 30000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 259,276 АПК РФ.

Судья Л.В. Пикина