ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-35073/2021
07 октября 2022 года 15АП-15069/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2022 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 08.07.2022 № 01-720;
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 11.01.2022 № 28.1-1.4/77,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 13.07.2022 по делу № А53-35073/2021
по иску Федерального бюджетного учреждения «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН <***>)
к ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области
при участии третьего лица Федерального агентства морского и речного транспорта
о признании незаконным отказа в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 09.07.2021 N 28.2-2.1/3224.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Решением от 13.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 13.07.2022, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что, судом первой инстанции неверно применены и истолкованы пункты 2.7. и 2.14 административного регламента. Судом также дано неверное толкование статьи 39.14 ЗК РФ, так как лесной земельный участок был образован и не требовалось заявителю получать разрешение о предварительном согласовании предоставления лесного участка.
Министерство в отзыве на жалобу просит оставить решение от 13.07.2022 без изменения, а апелляционную жалобу ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» без удовлетворения. Министерство указывает, что заявитель ошибочно полагает, что в перечне представляемых документов для получения государственной услуги по предоставлению лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование отсутствуют такие сведения как: местоположение (лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел) и площадь лесного участка, который предполагается взять в постоянное (бессрочное) пользование; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения. Предоставление лесных участков в пользование является государственной услугой, оказываемой на основании Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558 (далее - Административный регламент). Для получения услуги заявитель предоставляет в уполномоченный орган документы, предусмотренные п.2.7. Административного регламента. Причем, п. 2.7. Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем. В соответствии с п. 2.7 Административного регламента, для получения государственной услуги заявитель представляет в уполномоченный орган заявление о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту и содержащее следующие сведения, в том числе: кадастровый номер, местоположение (лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел) и площадь лесного участка, который предполагается взять в постоянное (бессрочное) пользование; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения. В нарушение п. 2.7 Административного регламента заявитель обратился в министерство с заявлением о предоставлении в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, в котором отсутствуют сведения о местоположении лесного участка: не указано: лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел. Также заявителем не предоставлены реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка. В соответствии с п. 2.14 Административного регламента, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является: - непредставление документов, указанных в пункте 2.7 Административного регламента. Заявитель жалобы ошибочно полагает, что земельный участок с кадастровым номером 61:03:0600004:3895 был правомерно образован и предварительное согласование о предоставлении земельного участка не требовалось. До проведения работ по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет заявитель должен был обратиться в министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором и должны указываться реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом (пункт 4 части 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации). Следовательно, нарушен порядок предоставления в пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов. Данная позиция также отражена в письме Федерального агентства лесного хозяйства от 29.05.2020 АВ-06-27/9822 (вх. от 01.06.2020 МЭДО/307 имеется в материалах дела). Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка подробно регламентирована положениями статьи 39.15 Земельного кодекса. Заявитель жалобы с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование в министерство не обращался. Указанные нарушения привели к постановке 12.12.2019 на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 61:03:0600004:3895, без предварительного согласования предоставления земельного участка, а также с установлением вида разрешенного использования, не предусмотренного статьей 25Лесного Кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что поскольку спорному земельному участку присвоен вид разрешенного использования, то п. 2.14 административного регламента не применим. С данным доводом нельзя согласиться по следующим основаниям. В соответствии с п. 2.14 Административного регламента, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является: - в отношении лесного участка, указанного в заявлении, не установлен вид разрешенного использования. В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса. К числу таких оснований статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены, в частности, следующий случай: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования. В соответствии с выпиской из ЕГРН земельному участку с кадастровым номером 61:03:0600004:3895 присвоен вид разрешенного использования: для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза. Нормами действующего лесного законодательства не предусмотрен такой вид использования лесов, как для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза. На момент обращения заявителя в министерство испрашиваемому лесному участку не присвоен вид разрешенного использования в соответствии с требованиями лесного законодательства, не представлен полный пакет документов, указанных в п. 2.7 Административного регламента, а также не соблюден порядок предварительного согласования предоставления лесного участка в пользование, что в соответствии с п. 2.14 Административного регламента является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого лесного участка. Процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории строго регламентирована статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В 2017- 2019 годах ДПТ, подготовленная применительно к землям лесного фонда, неоднократно направлялась ООО «КРТ Система» (субподрядчик) в министерство на согласование, и в отдельных представленных редакциях была предварительно согласована министерством, но с определенными замечаниями, условиями, которые необходимо было устранить, доработать. Заявитель жалобы по вопросу согласования ДПТ в министерство не обращался. Довод заявителя, о том, что письмо Рослесхоза от 23.07.2019 № АВ-03-46/13376 о внесении границ Семикаракорского лесничества в ЕГРН нельзя признать относимым доказательством опровергается постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 27.05.2022 по делу №А53-13599/2021,которое для настоящего дела имеет преюдициальное значение. Постановлением установлено, что министерство не является органом, в полномочия которого входит распоряжение земельными участками, не входящими в земли лесного фонда. На момент рассмотрения и согласования проектной документации лесных участков (с мая по июнь 2019 года) министерству не было известно о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах Семикаракорского лесничества, Рослесхоз уведомил министерство об указанном не ранее 23.07.2019 письмом № АВ-03-46/13376. Границы зоны Семикаракорского лесничества зарегистрированы, внесены в реестр в соответствии с действующим законодательством и являются обязательными для всех. Несоответствия, выявленные при сопоставлении границ Семикаракорского лесничества и границ лесных участков в утвержденной проектной документации лесных участков, попадающих в зону строительства объекта, не могут быть проигнорированы министерством. В связи с указанным, необходимо осуществить актуализацию и корректировку проектной документации лесных участков с учетом того, что для размещения объекта могут быть использованы только участки, на которые имеются материалы лесоустройства, а также корректировку документации по планировке территории, произведенную в части размещения объекта в границах земель лесного фонда. Кроме того, решением арбитражного суда от 06.12.2021 по делу №А53-27425/2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.02.2022, постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 28.07.2022, в удовлетворении заявленных требований ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация отказано. Суды пришли к выводу о соответствии законодательству решения министерства об отказе в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование спорного лесного участка, который не может быть расценен как нарушающий права учреждения. Данное решение также для настоящего дела имеет преюдициальное значение.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках реализации государственной программы «Развитие транспортной системы» была разработана «Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 327-р, и по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 15 августа 2016 г. N Пр-1741 ГС были даны Поручения Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми проводится комплекс мероприятий по строительству Багаевского гидроузла на р. Дон.
Государственным заказчиком объекта «Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон» (далее - объект) выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта Российской Федерации (далее - Росморречфлот).
На основании ст. 79 Бюджетного кодекса РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 13 Росморречфлот передал полномочия застройщика по реализации объекта по соглашению N СГ-6 от 10.02.2014 федеральному бюджетному учреждению «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей», которое действовало до 16.06.2020.
С 16.06.2020 вступило в силу новое соглашение N 110-12-2020-002 о передачи отдельных полномочий государственного заказчика ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация». При этом объем переданных полномочий не изменился.
28.06.2021, исходя из переданных полномочий, ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» (далее - учреждение) направило в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области заявление N 01-693 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, р-н Багаевский, с кадастровым номером 61:03:0600004:3895, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:03:0000000:3880.
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование от 28.06.2021 N 01-693 (вх. от 29.06.2021 N 28.1/7216) министерство сообщило, что с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство данного объекта, и которому в соответствии с законодательством (согласно представленным документам) лесной участок не может быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование; в нарушении пункта 2.7 Регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558 (далее - регламент), в заявлении о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование отсутствуют сведения о местоположении лесного участка, который предполагается взять в постоянное (бессрочное) пользование: не указано лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел.
Учитывая изложенное, в соответствии с основаниями, предусмотренными пунктом 2.14 регламента, министерство отказало в предоставлении лесного участка, расположенного в Ростовской области, Багаевском районе, площадью 26,0 кв. м, с кадастровым номером 61:03:0600004:3895, в постоянное (бессрочное) пользование и возвращает в адрес ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» представленные документы. Одновременно сообщило, что в заявлении отсутствуют реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка, до проведения работ по постановке указанного в заявлении земельного участка на государственный кадастровый учет учреждение должно было обратиться в министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка. Учреждение в министерство по данному вопросу не обращалось. Таким образом, нарушен порядок предоставления в пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов.
Учреждение, не согласившись с отказом, полагая его незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Поскольку законодательство не ограничивает возможность применения различных способов для защиты субъектом хозяйственной деятельности предполагаемого нарушенного права, суд полагает подлежащим рассмотрению по существу заявленного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Оценивая отказ, выраженный в письме от 09.07.2021 N 28.2-2.1/3224, на предмет соответствия его действующему законодательству, суд исходил из следующего.
ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» считает отказ Минприроды Ростовской области незаконным и не обоснованным ввиду того, что ст. 39.16 ЗК РФ и п. 2.14 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.10.2016 г. N 558, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование. Указывает, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация», поскольку препятствует реализации его функций, предусмотренных Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, уставом. Заявляет, что в соответствии с ч. 12.3 ст. 45 и ст. 43 ГрК РФ Минприроды Ростовской области при согласовании документации по планировке территории (письма N 28.03-28.031.1/3569 от 25.08.2017, N 23.2-2.1.1/1030 от 31.08.2018, N 28.2-2.1.1/2199 от 03.06.2019) предварительно согласовало предоставление земельных участков под размещение объекта. Полагает, что согласно переданным полномочиям (п. 3.3.9.19 - 3.3.9.26 соглашения N 110-12-2020-002 от 16.06.2020) ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» обоснованно и правомерно обратилось к Минприроды Ростовской области с заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 61:03:0600004:3895 из земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (третье лицо) поддержало позицию учреждения.
Между тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация (далее - ЛК РФ) передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Пунктом 2.1.9 Положения о министерстве предусмотрено, что министерство предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Заявитель обратился в министерство с заявлением от 28.06.2021
о предоставлении лесного участка с кадастровым номером 61:03:0600004:3895 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Предоставление лесных участков в пользование является государственной услугой, оказываемой на основании Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558 (далее - Административный регламент).
Для получения услуги заявитель предоставляет в уполномоченный орган документы, предусмотренные п. 2.7. Административного регламента.
В соответствии с п. 2.7 Административного регламента, для получения государственной услуги заявитель представляет в уполномоченный орган, в том числе:
- кадастровый номер, местоположение (лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел) и площадь лесного участка, который предполагается взять в постоянное (бессрочное) пользование;
- реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения.
В нарушение п. 2.7 Административного регламента учреждение обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, в котором отсутствуют сведения о местоположении лесного участка, не указаны: лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел. Также заявителем не предоставлены реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка.
В соответствии с п. 2.14 Административного регламента, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является:
- непредставление документов, указанных в пункте 2.7 Административного регламента;
- в отношении лесного участка, указанного в заявлении, не установлен вид разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованное юридическое лицо обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или с проектной документацией лесных участков, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, до проведения работ по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет заявитель должен был обратиться в министерство с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участков. Следовательно, нарушен порядок предоставления в пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов.
Данная позиция также отражена в письме Рослесхоза от 29.05.2020 АВ-06-27/9822 (вх. от 01.06.2020 МЭДО/307).
В силу ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Заявитель с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в бессрочное пользование в министерство не обращался.
Указанные нарушения привели к постановке 12.12.2019 на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 61:03:0600004:3895 без предварительного согласования предоставления земельного участка, а также с установлением вида разрешенного использования, не предусмотренного статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
К числу таких оснований статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены, в частности, следующий случай: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
Виды использования лесных участков установлены статьей 25 ЛК РФ.
Нормами действующего лесного законодательства не предусмотрен такой вид использования лесов, как для Багаевского лесничества Семикаракорского лесничества.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются, в том числе виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В отношении Семикаракорского лесничества Ростовской области разработан лесохозяйственный регламент, утвержденный приказом министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 25.09.2018 N ПР-176 (далее - Лесохозяйственный регламент).
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом виды использования лесов на территории лесничества определяются ЛК РФ (ст. 25 ЛК РФ).
Таким образом, на момент обращения заявителя в министерство испрашиваемому лесному участку не присвоен вид разрешенного использования в соответствии с требованиями лесного законодательства, не представлен полный пакет документов, указанных в п. 2.7 Административного регламента, а также не соблюден порядок предварительного согласования предоставления лесного участка в пользование, что в соответствии с п. 2.14 Административного регламента является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого лесного участка.
В соответствии с частью 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.
Предметом согласования является допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов.
В 2017-2019 годах документация по планировке территории (далее - ДПТ), подготовленная применительно к землям лесного фонда, неоднократно направлялась ООО «КРТ Система» (субподрядчик) в министерство на согласование, и в отдельных представленных редакциях была согласована министерством, но с определенными замечаниями, условиями, которые необходимо было устранить, доработать.
При этом в июле 2019 года проведены работы по установлению границ Семикаракорского лесничества, в связи с чем в ЕГРН были внесены изменения с присвоением учетного номера 61.00.2.465 (61:00-6.695).
Письмом от 23.07.2019 N АВ-03-46/13376 (вх. от 24.07.2019 N МЭДО-176) Рослехоз информировал министерство о внесении границ Семикаракорского лесничества в ЕГРН.
По результатам сопоставления министерством границ зоны Семикаракорского лесничества, внесенной в ЕГРН, и границ лесных участков в утвержденной проектной документации лесных участков, попадающих в зону строительства объекта, выявлено большое количество несоответствий: часть ранее утвержденных участков остались за границей зоны Семикаракорского лесничества; часть площади ранее утвержденных участков частично исключены из границы зоны Семикаракорского лесничества; в границу зоны включены новые земельные участки, которые раньше не относились к землям лесного фонда.
Кроме того, выявлены иные замечания к текстовой и графической части ДПТ объекта, к способу образования земельных участков из земель лесного фонда, попадающих в зону строительства объекта, указанных в ДПТ.
В результате министерство письмом от 17.06.2019 N 28.2-2.1.1/2363 отозвало свое согласование ДПТ, письмом от 02.08.2019 N 28.2-2.1.1/3145 в адрес ООО «КРТ Система» был направлен отказ в согласовании ДПТ.
Рослехоз информировал министерство о внесении границ Семикаракорского лесничества в ЕГРН письмом от 23.07.2019 N АВ-03-46/13376 (вх. от 24.07.2019 N МЭДО-176). При этом информация об издании приказа Рослесхоза от 13.02.2019 N 191 об установлении границ Семикаракорского лесничества и информация о внесении в него изменений была направлена Рослесхозом в адрес министерства письмом от 19.11.2019 N АВ-03-27/22378 (вх. от 19.11.2019 N МЭДО-393).
Таким образом, министерство, утверждая проектную документацию лесных участков в июне 2019 года, не владело сведениями о координатном описании границ Семикаракорского лесничества и об их утверждении приказом Рослесхоза. Определить на момент утверждения проектной документации лесных участков местоположение границ образуемых участков относительно границ лесничества, утвержденных приказом Рослесхоза, не представлялось возможным.
В связи с чем, доводы учреждения о том, что министерство, утверждая проектную документацию лесных участков в июне 2019 года, владело сведениями об установлении границ Семикаракорского лесничества, признаны судом ошибочными.
Таким образом, отказ, выраженный в письме от 09.07.2021 N 28.2-2.1/3224, в полной мере соответствует действующему законодательству и не может быть расценен как нарушающий права учреждения.
На основании изложенного, суд констатировал отсутствие установленной статьями 198 и 201 АПК РФ совокупности условий, являющихся основанием для признания оспариваемого акта незаконным.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя признаны судом не подлежащими удовлетворению в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2022 по делу N А53-27425/2021 и постановлении 15 ААС от 22.09.2022 по делу N А53-19328/2021, постановлении 15 ААС от 19.09.2022 по делу N А53-27426/2021
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2022 по делу
№ А53-35073/2021 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий М.Г. Величко
Судьи Ю.И. Баранова
О.А. Еремина