ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-38576/20 от 01.12.2021 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-38576/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2021 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании истца– общества с ограниченной ответственностью «Детский оздоровительный центр "Дмитриадовский"» (ИНН <***>, ОГРН <***>), ответчика? департамента социальной защиты населения города Ростов-на-Дону (ИНН <***>,
ОГРН <***>), третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ростовской области, Региональной службы по тарифам Ростовской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «Детский оздоровительный центр "Дмитриадовский"» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу
№ А53-38576/2020, установил следующее.

ООО «ДОЦ "Дмитриадовский"» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с иском к департаменту социальной защиты населения города Ростова-на-Дону
(далее – департамент), в котором просило внести изменения в муниципальный контракт
от 09.04.2020 № 01583000093200000060001 на оказание услуг оздоровления детей
из малоимущих семей с предоставлением путевок в загородный стационарный оздоровительный лагерь, изложить пункт 2.1 контракта в следующей редакции:
цена контракта составляет 20 016 тыс. рублей 00 копеек, НДС не облагается на основании пункта 20 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (уточненные требования; т. 2, л. д. 77). Исковые требования мотивированы тем, что цена контракта увеличилась
с учетом исполнения дополнительных требований в связи с распространением коронавирусной инфекции.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Ростовской области и Региональная служба по тарифам Ростовской области.

Решением суда от 02.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением от 22.07.2021 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.09.2021 решение суда
от 02.06.2021 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, провести судебную экспертизу по предложенным истцом вопросам, принять судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. При исполнении контракта существенно изменились обстоятельства; затраты связанные с мерами по защите от новой коронавирсуной инфекции, не были учтены при заключении контракта. Суды пришли
к ошибочному выводу о рекомендательном характере протокола заседания областной межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей
в Ростовской области от 15.06.2020 № 3. Заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии исключительных случаев, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс).

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции. Таким образом, предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является постановление суда апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно и судами установлено, что 09.04.2020 департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону (заказчик), действующий от имени муниципального образования – городской округ город Ростов-на-Дону, и общество (исполнитель) заключили муниципальный контракт № 01583000093200000060001
на оказание услуг оздоровления детей из малоимущих семей с предоставлением путевок
в загородный стационарный оздоровительный лагерь, по условиям которого заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель принимает на себя обязанности оказать услуги
по оздоровлению детей из малоимущих семей с предоставлением путевок в загородный стационарный оздоровительный лагерь в соответствии с техническим заданием (приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.1 контракта).

Цена контракта составляет 10 008 тыс. рублей, НДС не облагается. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 раздела 5 контракта. Цена контракта включает
в себя вознаграждение и компенсацию издержек исполнителя, в том числе на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону (субвенция, поступившая из областного бюджета; пункт 2.1 контракта).

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема услуги, качества оказываемой услуги и иных условий контракта (пункт 5.1.1 контракта); если по предложению заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем услуги не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный контрактом объем услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему услуги исходя
из установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы услуги
(пункт 5.1.2. контракта). В случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема услуги, предусмотренных контрактом. Сокращение объемов услуг при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации (пункты 5.1 и 5.1.3. контракта)

В пункте 2 технического задание (приложение № 1 к контракту) указан срок оказания услуг: 1-й поток с 03.06.2020 по 23.06.2020 – 180 человек, 2-й поток
с 26.06.2020 по 16.07.2020 – 180 человек, 3-й поток с 19.07.2020 по 08.08.2020 –
180 человек, 4-й поток с 11.08.2020 по 31.08.2020 – 180 человек. Количество путевок для детей 720 штук. Продолжительность заезда одного потока – 21 день.

Дополнительным соглашением от 12.08.2021 в абзац 3 пункта 2 приложения № 1 внесены следующие изменения: «Сроки оказания услуг: 1-й поток с 03.07.2020
по 23.07.2020 (заезд с 10:00 до 12:00) – 180 человек, 2-й поток с 03.07.2020 по 23.07.2020 (заезд с 16:30 до 17:30) – 180 человек, 3-й поток с 29.07.2020 по 18.08.2020
(заезд с 10:00 до 12:00) – 180 человек, 4-й поток с 29.07.2020 по 18.08.2020
(заезд с 15:30 до 17:30) – 180 человек. Продолжительность заезда – 21 день».

Как указало общество в обоснование исковых требований, в связи
с распространением новой коронавирусной инфекции постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2020 № 272 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области
в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» на территории региона до особого распоряжении ведены ограничительные мероприятия в части деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления. Согласно методическим рекомендациям MP 3.1/2.4.0185-20 «Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения
COVID-19», утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 25.05.2020, загрузка детского лагеря должна составлять 50% от максимальной мощности.

Протоколом заседания областной межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей в Ростовской области от 15.06.2020 № 3 рекомендовано на период организации отдыха и оздоровления детей (с 03.07.2020
до 31.12.2020) осуществлять закупку путевок в организации отдыха детей
и их оздоровления на территории Ростовской области, исходя из средней стоимости путевок на 2020 год, рассчитанной Региональной службой по тарифам Ростовской области, и коэффициента роста к стоимости путевки – 2 в пределах средств, предусмотренных на организацию отдыха и оздоровление детей.

Согласно пункту 1.8 указанного протокола главам администраций муниципальных районов и городских округов рекомендовано пересмотреть условия заключенных муниципальных контрактов с организациями отдыха детей и их оздоровления Ростовской области на период оказания услуг детям из малоимущих семей (с 03.07.2020
по 31.12.2020) в части изменения стоимости путевки по контракту и применения коэффициента роста к стоимости путевки по контракту – 2 в пределах средств, предусмотренных на организацию отдыха и оздоровление детей.

Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону направил письмо, согласно которому инициировано принятие постановления администрации города Ростова-на-Дону о возможности изменения срока и (или) цены муниципальных контрактов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV и возникшими независящими от сторон контракта обстоятельствами, влекущими невозможность его исполнения.

В процессе согласования правового акта получены замечания в отношении обоснования увеличения цены контракта в два раза, которые, по мнению экономического контроля администрации города Ростова-на-Дону, не подтверждают дополнительные расходы в ходе исполнения контракта, а также просьбу о предоставлении дополнительных расходов по исполнению муниципального контракта.

В обоснование увеличения цены контракта общество указало, что прямые
и косвенные расходы организации, не зависящие от количества детей, а также расходы, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции, увеличили стоимость цены путевки, рассчитанной из мощности загрузки 50%, что подтверждается расчетами и оборотно-сальдовыми ведомостями организации. Для полноты расчета
и правильности формирования калькуляции цены путевки взят расчетный период
с июня 2019 года по июнь 2020 года. Количество путевок рассчитывалось из полной мощности загрузки умноженной на количество смен за 2019 год, количество путевок составило 4704 штуки, при 50% загрузке количество путевок составит 2352 штуки (письмо от 19.08.2020).

В обоснование увеличения цены контракта истец также ссылается на заключение
№ 0480600548, выполненное экспертным учреждением «Донэкспертиза»
Торгово-промышленной палаты Ростовской области, согласно которому рыночная стоимость предоставления услуги путевки обществом с учетом исполнения дополнительных требований в связи с распространением короновирусной инфекции COVID-19 по состоянию на 01.07.2020 в период заселения с 01.07.2020 по 31.12.2020 составляет 29 027 рублей 30 копеек.

В претензии от 19.10.2020 истец просил ответчика заключить дополнительное соглашение к договору в части сроков исполнения контракта, цены единицы услуги, цены контракта.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества
в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность),
а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса по требованию одной
из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда
при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса предусмотрено, что, если стороны
не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 названной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора
и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев
или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 Гражданского кодекса).

На основании части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Специальные нормы части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ допускают изменение отдельных условий государственного контракта в одностороннем порядке или
по соглашению сторон в исключительных случаях, прямо предусмотренных в нормах
этой же статьи. Перечень указанных случаев является исчерпывающим.

В связи с пандемией, обусловленной коронавирусной инфекцией (COVID-19),
в Закон № 44-ФЗ внесена специальная норма. В соответствии с частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении
в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV,
а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность
его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется при наличии
в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом № 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта,
если предусмотренное названной частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Закона № 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Государственным
или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное данной частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных
в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований
и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется,
что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы
и возражения участвующих в деле лиц, установив, что в отношении спорного контракта решение уполномоченного органа в соответствии с частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ не принято, денежные средства в виде лимитов бюджетных обязательств
свыше цены контракта не доведены, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для внесения изменения в контракт.

Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку суда в оспариваемом судебном акте, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил
с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.

Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.

Основания для отмены или изменения постановления по приведенным
в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021
по делу № А53-38576/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу ?
без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.И. Фефелова

Судьи Е.В. Артамкина

О.Л. Рассказов