ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-40584/2021 от 15.09.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-40584/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой К.В., в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области при участии от заявителя – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 07.04.2022), от заинтересованного лица – закрытого акционерного общества «Красный октябрь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 10.10.2021), ФИО3 (доверенность от 10.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу № А53-40584/2021, установил следующее.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее ? министерство) обратилось в суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Красный октябрь» (далее – общество) о взыскании 17 543 204 рублей 37 копеек субсидии.

Министерство уточнило исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ), просило суд взыскать с общества 16 998 312 рублей 44 копеек субсидии.

Общество обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Министерству с требованием о взыскании 544 891 рублей 93 копеек за ремонт насосной станции. Общество уточнило сумму требований в порядке статьи 49 АПК РФ, просило взыскать с министерства 544 890 рублей 82 копейки.

Решением суда от 17.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2022, в удовлетворении требования министерства о взыскании 16 998 312 рублей 44 копеек субсидии отказано. В удовлетворении встречного иска общества к министерству о взыскании 544 890 рублей 82 копеек за ремонт спорной насосной станции отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований министерства о взыскании с общества субсидии, предоставленной
в качестве возмещения расходов по техническому перевооружению внутрихозяйственной оросительной системы. 544 890 рублей 82 копейки субсидии, предоставленной в качестве возмещения расходов на ремонт гидротехнического сооружения (насосной станции) в 2020 году, возвращены обществом в бюджет.

Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 17.03.2022
и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2022, и принять новый судебный акт, которым с общества в пользу министерства взыскать 16 998 312 рублей 44 копейки субсидии. Заявитель жалобы считает, в случае установления нарушения условий предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в бюджет в полном объеме.

В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители общества в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в декабре 2020 года общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении 17 543 204 рублей субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части фактически осуществленных расходов на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках регионального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» и федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса».

Порядок предоставления указанного вида государственной поддержки регламентирован Положением о порядке предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее ? Положение), утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 16.02.2017 № 107 (ред. от 19.11.2020), действующим на момент предоставления обществу средств государственной поддержки.

В соответствии с пунктом 1.5 раздела 1 Положения министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление субсидии, и уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области по распределению средств, поступивших из федерального бюджета на предоставление субсидии.

22.12.2020 между обществом и министерством заключено соглашение № 10?2020?10763 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части фактически осуществленных расходов на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках регионального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» и федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (далее ? соглашение).

Согласно абзацу первому пункта 1.3 раздела 1 Положения субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в целях возмещения части фактически осуществленных ими расходов на выполнение гидромелиоративных мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных
и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов.

В соответствии с подпунктом 4.1.6 пункта 4.1 раздела IV соглашения министерство осуществляет контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и соглашением, в том числе в части достоверности предоставляемых получателем сведений, путем проведения плановых и неплановых проверок.

Во исполнение приказа министерства от 06.07.2021 № 99 «О проведении аудиторского мероприятия» отделом сводной отчетности АПК и внутреннего финансового аудита министерства (далее ? отдел) проведена выборочная проверка заявок на предоставление вышеуказанной субсидии за 2020 год.

Проверкой представленных документов получателями субсидии по возмещению части фактически осуществленных расходов на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения установлено, что общество представило в министерство проектную документацию по техническому перевооружению орошаемого участка и строительство здания насосной станции «Ростов 1-2» (далее – насосная станция), в которой отсутствует кадастровый номер земельного участка 61:06:0600012:619, расположенного под зданием насосной станции, в том числе, на которую предоставлена обществу вышеуказанная субсидия.

В рамках аудиторского мероприятия, проводимого отделом, запрошена информация у общества о наличии правоустанавливающих документов на здание насосной станции и землю, находящуюся под зданием насосной станции.

На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 12.11.2021 № 99/2021/430473743 правообладателем насосной станции является Российская Федерация. С 12.09.2018 объект находится в оперативном управлении у Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения».

Таким образом, министерством сделан вывод, что общество неправомерно,
в нарушение абзаца первого пункта 1.3 раздела 1 Положения, исходя из того, что насосная станция не принадлежит на праве собственности (аренды) и, соответственно, необоснованно получило 17 543 204 рубля 37 копеек субсидии. Вышеуказанные факты являются существенным нарушением условий Положения и соглашения.

В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Положения в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля; невыполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных соглашением; представления получателем субсидии недостоверных сведений, а также в случае не достижения результата предоставления субсидии, установленного показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, министерство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов письменно уведомляет получателя субсидии об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата субсидии в областной бюджет в полном объеме.

Пунктом 4.3 раздела 4 Положения получатель субсидии обязан в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления перечислить полученную субсидию в областной бюджет в полном объеме.

В случае не перечисления получателем субсидии в областной бюджет в объеме и в срок, установленные пунктом 4.3 раздела 4 Положения, указанные средства взыскиваются министерством в судебном порядке.

Министерство в адрес общества направило претензию от 13.09.2021 № 34.8/1985, в которой потребовало возвратить 17 543 204 рубля 37 копеек субсидии в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.

Исходя из ответа на претензию от 03.11.2021 № 409, общество не отрицало факт нарушения условий получения субсидии для перевооружения насосной станции,
но просило учесть, что проектная документация предусматривала техническое перевооружение как насосной станции, так и орошаемого участка, в связи с этим общество выразило готовность возместить 544 891 рубль 93 копейки. По мнению общества, вышеуказанная сумма соответствует доле полученной субсидии на перевооружение насосной станции.

С вышеуказанными доводами министерство не согласилось.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 1.4.2 пункта 1.4 раздела 1 Положения не подлежат возмещению за счет средств субсидии расходы сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение объектов незавершенного строительства, проведение капитального ремонта мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Министерство посчитало, что при предоставлении субсидии насосная станция и орошаемый участок являлись взаимосвязанной мелиоративной системой, проектная документация по объекту «Техническое перевооружение орошаемого участка в ЗАО "Красный Октябрь"» предусматривала перевооружение объектов в комплексе, поэтому денежные средства подлежат возврату в полном объеме.

На момент подачи искового заявления 17 543 204 рубля 37 копеек субсидии обществом не возвращены, что явилось основанием обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.

Общество, сделав оценку затрат на ремонт насосной станции (спорного имущества), на который потрачены 544 891 рублей 93 копейки бюджетных денег, осуществило возврат указанной суммы министерству.

Перевод денежных средств общество произвело в целях примирения сторон
с указанием возможных вариантов такого примирения, однако министерство денежные средства учло, как возврат части неправомерно полученной субсидии, потребовав возврата субсидии в размере всей оставшейся выделенной суммы, а не только средств, потраченных на реконструкцию насосной станции на спорном земельном участке.

Основной претензией министерства к обществу является отсутствие
в представленной документации на получение субсидии договора аренды земельного участка под насосной станцией. По мнению общества, Положение и соглашение не содержат требований в отношении насосной станции о наличии именно договора аренды земельного участка и, следовательно, на основании статьи 287.3 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается использование здания или сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем другому лицу в силу закона или договора.

Учитывая указанные обстоятельства, общество обратилось в арбитражный суд
со встречным иском о взыскании денежные средств, в размере 544 890 рублей 82 копейки (уточненные требования).

Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии
с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь, статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением, а также соглашением между министерством и обществом, сделали правильный вывод об отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований министерства о взыскании с общества субсидии, предоставленной в качестве возмещения расходов по техническому перевооружению внутрихозяйственной оросительной системы. Субсидия, предоставленная в качестве возмещения расходов на ремонт гидротехнического сооружения (насосной станции) в 2020 году, возвращена обществом в бюджет.

Судебные инстанции пришли к верному и обоснованному выводу о том, что требования министерства о взыскании всех полученных по соглашению денежных средств не подлежат удовлетворению.

Суды установили, что 16 998 313 рублей 74 копейки затрат общества произведены в соответствии с целями заключенного соглашения на земельных участках, принадлежащих обществу. Данные обстоятельства полностью подтверждены документацией, и подтверждают сумму понесенных затрат обществом на реализацию мероприятий по техническому перевооружению внутрихозяйственной оросительной системы, в рамках соглашения, заключенного между сторонами.

Судами установлено, что произведенные обществом работы полностью соответствуют целям заключенного соглашения.

Довод министерства о том, что в соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Положения, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, субсидия подлежит возврату в бюджет в полном объеме, и что действующим законодательством не предусмотрен возврат в бюджет части субсидии, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Суд округа также отклоняет указанный довод министерства.

Положения БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, не препятствуют принятию таких правил предоставления и возврата субсидии, которые предполагают необходимость возврата лишь части предоставленной субсидии в случае, если в оставшейся части цели предоставления конкретной субсидии будут полностью достигнуты. Указанный правовой подход содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 № 1451-О.

Поскольку судами установлено, условия соглашения в части реализации мероприятий по техническому перевооружению внутрихозяйственной оросительной системы выполнены в полном объеме и сумма затрат полностью подтверждена, цели предоставления субсидии на конкретное мероприятие полностью достигнуты, то возврату в бюджет подлежали денежные средства, затраченные на ремонтные работы гидротехнического сооружения (насосной станции) в размере 544 891 рубля 93 копеек.

Таким образом, суды обоснованно отказали во взыскании с общества полученных по соглашению 16 998 312 рублей 44 копеек субсидии.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, выражают несогласие выводами судов, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Доводы, заявленные в жалобе, были предметом исследования судебных инстанций, не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушение судами норм материального и (или) процессуального права, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу № А53?40584/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.В. Прокофьева

Судьи А.Н. Герасименко

Л.А. Черных