ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-1002/09 от 13.10.2009 АС Центрального округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

20 октября 2009 года Дело № А54-1002/2009 С8

  Резолютивная часть постановления г. Брянск объявлена 13 октября 2009 года

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Ермакова М.Н.

Судей

  Панченко С.Ю.

Егорова Е.И.

При участии в заседании:

от Общества

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от Таможни

Михайлова Д.Н. – главного государственного таможенного инспектора (дов. от 22.12.2008 №48),

от ООО «Рязань-Экспедиция Плюс»

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «Рязанская международная транспортно-экспедиционная компания № 2» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.05.09г. (судья Стрельникова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.09г. (судьи Тучкова О.Г., Тиминская О.А., Стаханова В.Н.) по делу № А54-1002/2009 С8,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Рязанская международная транспортно-экспедиционная компания № 2» (далее - ООО «Рязанская МТЭК № 2», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Рязанской таможне (далее – Таможня, таможенный орган) о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей №3 от 13.02.09г..

К участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Рязань-Экспедиция Плюс».

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.05.09г. заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.09г. решение арбитражного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.

Рязанская таможня в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителя таможенного органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, в соответствии с заказом на оборудование к соглашению о лизинге от 16.02.05г. №ALIVRUS/007/2005, заключенного между компанией Ивеко Магирус АГ, Германия (Поставщик), компанией Афин Лизинг АГ, Австрия (Покупатель) и ООО «Рязанская МТЭК № 2» (Лизингополучатель) в адрес Лизингополучателя поступили седельные тягачи колесные для полуприцепов IVECO STRALIS AT440S43 Т/Р (код ТН ВЭД России 8701201012) в количестве 13 штук и полуприцепы автомобильные для транспортировки грузов KOEGEL SN 24 Р 90/1.110 CARGO-MAXX PLUS (код ТН ВЭД России 8716393001) в количестве 13 штук на общую фактурную стоимость 1 053 000 Евро (таможенная стоимость 39 169 973 руб.).

Указанные транспортные средства были оформлены в таможенном отношении в режиме временного ввоза. Срок временного ввоза указанных выше товаров установлен до 18.03.15г..

Таможней проведена общая таможенная ревизия в ООО «Рязанская МТЭК № 2» по вопросу целевого использования ввезенных и оформленных товаров, а также соблюдения таможенного законодательства за период с 01.01.08г. по 31.12.08г..

По результатам проверки составлен акт общей таможенной ревизии №10112000/040209/А0002 от 04.02.09г.

В акте проверки отражен установленный таможенным органом факт нецелевого использования седельного тягача колесного для полуприцепов IVECO STRAUS AT440S43 Т/Р и KOEGEL SN 24 Р 90/1.110 CARGO-MAXX PLUS, оформленных по ГТД №10112040/1603 05/П001505: на транспортном средстве г/н У 067 ЕТ 62 с прицепом № АВ5392 62 выполнены две подряд внутренние перевозки грузов. Указанные перевозки были осуществлены в соответствии с договором комиссии от 01.01.08г. № 2008/2, заключенным между ООО «Рязанская МТЭК № 2» (Комитент) и ООО «Рязань-Экспедиция Плюс» (Комиссионер). Маршрут следования проходил по следующим направлениям:

- Kirkkonummi, Финляндия - г. Санкт-Петербург, Россия (заявка от 30.01.08г. № 972, CMR от 01.02.08г. № 210775, транзитная декларация № 10206040/020208/0002687);

- г. Выборг, Ленинградская область - г. Москва (заявка № 996 от 04.02.08г., товарная накладная от 05.02.08г. № 80507947);

- пос. Ибредь, Шиловский район, Рязанская область - г. Кувшиново, Тверская область (заявка от 11.02.08г. № 1029, товарно-транспортная накладная от 11.02.08г. № 992).

- г. Всеволожск, Ленинградская область, Россия - Nokia, Финляндия (заявка от 12.02.08г. № 1039, CMR от 13.02.08г. № 0901515).

Таким образом, данное транспортное средство использовалось для международных перевозок грузов без учета установленных ограничений для внутренней перевозки груза не более одного раза без совершения промежуточных операций.

13.02.09г. Таможня направила в адрес Общества требование № 3 об уплате таможенных платежей в сумме 307 536, 97 руб., а также пеней в размере 42 335,03 руб.

Не согласившись с требованием таможенного органа, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.

Согласно пп. 1 п.2 ст. 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от уплаты пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Статьей 271 ТК РФ определены условия полного освобождения от уплаты транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, от уплаты таможенных пошлин, налогов:

1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;

2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;

3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;

4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.

Согласно п. 1 ст. 212 ТК РФ перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок» от 11.03.03г. № 147 в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию РФ и помещаемых под таможенный режим временного ввоза предоставляется полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24.07.98г. № 127-ФЗ международная автомобильная перевозка - перевозка транспортным средством грузов и пассажиров за пределы территории Российской Федерации и на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов и пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого и негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно.

Согласно совместному приказу Министерства транспорта РФ и Государственного таможенного комитета РФ «О перечне документов и порядке контроля целевого использования транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» от 08.09.03г. №187/970 документами, подтверждающими использование для международных перевозок товаров транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), временно ввезенных с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов, кроме таможенных сборов за таможенное оформление, являются товарно-транспортные накладные (CMR), предусмотренные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров. Транспортное средство для внутренней перевозки груза допускается использовать при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации; внутренняя перевозка производится один раз без совершения промежуточных операций.

Как установлено судом, Обществу было предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении транспортных средств, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.

В соответствии со ст. 161 ТК РФ обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, возлагается на декларанта.

В силу п. 3 ст. 271 ТК РФ в случаях, если полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не применяется в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, а также если не соблюдаются условия, при которых применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в отношении транспортных средств применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном ТК РФ в отношении временно ввозимых товаров.

Согласно п. 2 ст. 212 ТК РФ в отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

В силу ст. 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки, таможенные органы взыскивают их в принудительном порядке.

До применения мер принудительного взыскания налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об их уплате.

В соответствии со ст. 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей и (или) проценты.

Материалами дела подтверждено, что Общество, используя для международных и внутренних перевозок седельный тягач колесный для полуприцепов IVECO STRAUS AT440S43 Т/Р, государственный номер У 067 ЕТ 62, и полуприцеп автомобильный для транспортировки грузов KOEGEL SN 24 Р 90/1.110 CARGO-MAXX PLUS, государственный номер АВ 5392 62, оформленные по ГТД № 10112040/160305/П001505, после перевозки по маршруту: г. Выборг, Ленинградская область - г. Москва осуществило вторую подряд внутреннюю перевозку грузов по маршруту: пос. Ибредь, Шиловский район, Рязанская область - г. Кувшиново, Тверская область.

Осуществление двух подряд внутренних перевозок седельного тягача является несоблюдением условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, а, следовательно, основанием для применения частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Доводу Общества об отсутствии в его действиях нарушений, поскольку первая внутренняя перевозка относится к первому циклу международных перевозок (Россия - Финляндия), а вторая - ко второму (Финляндия - Россия), дана надлежащая оценка судом.

Приказом Министерства транспорта РФ и ГТК РФ № 187/970 от 08.09.03г. допускается использовать транспортное средство для внутренней перевозки груза при условии, что:

- внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации;

- внутренняя перевозка производится один раз без совершения промежуточных операций.

Учитывая изложенное, судом правомерно указано, что место доставки товаров не является местом завершения или начала международной перевозки. Внутренняя перевозка допускается после совершения международной, при этом допускается только одна внутренняя перевозка.

Таким образом, выводы судов о нарушении Обществом условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, у суда первой и апелляционной инстанции имелись достаточные основания для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.

В кассационной жалобе Общество ссылается на доводы, являвшиеся обоснованием его позиции по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по изложенным в жалобе доводам.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального ко­декса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 мая 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по делу № А54-1002/2009 С8 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Рязанская международная транспортно-экспедиционная компания № 2» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий М.Н. Ермаков

Судьи С.Ю. Панченко

Е.И. Егоров