ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-3107/2023 от 09.11.2023 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А54-3107/2023

20АП-6121/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2023

Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2023

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Волошиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Румянцевой С.В., при участии в судебном заседании от Управления Росреестра по Рязанской области – представителя Мартьянова А.Н. (доверенность от 03.04.2023, диплом), в отсутствие арбитражного управляющего Дыниной Юлии Игоревны, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области апелляционную жалобу финансового управляющего Зверьковой Татьяны Сергеевны Дыниной Юлии Игоревны на решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.08.2023 по делу № А54-3107/2023 (судья Медведева О.М.),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г.Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 35, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Дыниной Юлии Игоревны (г.Рязань) к адми­нистративной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Россий­ской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 14.04.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упро­щенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самосто­ятельных требований относительно предмета спора, привлечен Невейкин Александр Вален­тинович.

Определением от 13.06.2023 суд перешел к рассмотрению дела по правилам админи­стративного судопроизводства.

Решением суда от 04.08.2023 Дынина Юлия Игоревна привлечена к административной ответственности за совершение административного правона­рушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, финансовый управляющий Дынина Ю.И. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Управления Росреестра по Рязанской области, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.03.2022 по делу №А54- 9985/2021 Зверькова (Крючкова, Плугина) Татьяна Сергеевна (ИНН 622807485109) призна­на несостоятельной (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком до 18.08.2022, финансовым управляющим утверждена Дынина Юлия Игоревна (да­лее - арбитражный управляющий).

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 15.07.2022 по указанному делу, в третью очередь реестра требований кредиторов Зверьковой (Крючковой, Плугиной) Татьяны Сергеевны включены требования Невейкина Александра Валентиновича (г. Ря­зань) в сумме 427 266 руб. 89 коп., из них: 393 131 руб. 10 коп. - основной долг, 20 875 руб. 83 коп. - проценты, 13 259 руб. 96 коп. - расходы по госпошлине.

В декабре 2022 года Невейкин Александр Валентинович обратился в Управление Фе­деральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской об­ласти (далее - Управление) с жалобами (вх./15.560, вх./15.559, л.д. 13- 20) на действия (без­действие) финансового управляющего по подготовке отчета (заключения) о результатах своей деятельности, сроках направления конкурсным кредиторам и на действие (бездей­ствие) финансового управляющего по несвоевременному уведомлению конкурсного креди­тора о введении реализации имущества гражданина и несоответствии сведений, публикуе­мых на сайте ЕФРСБ.

Определением Управления от 20.12.2022 вышеуказанные жалобы от 13.12.2022 объ­единены для совместного рассмотрения (л.д. 27-32).

Уведомлением о вызове для ознакомления с результатами административного рассле­дования (от 20.12.2022 исх. №10/05570) на 20.01.2023 на 15 час. 00 мин. Управлением ар­битражному управляющему были направлены копия определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №64- 20/12/2022 от 20.12.2022, копия определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. Указанные документы получены адресатом 09.01.2023 (л.д. 51).

Управлением 20.01.2023 вынесено определение о продлении срока проведения адми­нистративного расследования до 20.02.2023.

Повторным уведомлением от 20.01.2023 №10/00462 Управление известило арбитраж­ного управляющего о вызове для ознакомления с результатами административного рассле­дования на 20.02.2023 на 15 час. 00 мин. и направило копию определения о продлении сро­ка проведения административного расследования от 20.01.2023. Указанное уведомление получено арбитражным управляющим 06.02.2023.

Должностным лицом Управления, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, 20.02.2023 в отсутствие лица, привлекаемого к администра­тивной ответственности, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотре­ния дела, был составлен протокол об административном правонарушении №00156223 (л.д. 56-58), копия которого была направлена арбитражному управляющему заказным письмом с уведомлением о вручении (л.д. 59-63).

В целях привлечения арбитражного управляющего к административной ответствен­ности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязан­ской области с настоящим заявлением.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 №52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью са­морегулируемых организаций арбитражных управляющих», Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, ка­дастра и картографии», Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Феде­рации от 01.06.2009 №457, пункта 10 части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение проверок деятельности арбитражных управляющих и составление протоколов о привлечении арбитражных управляющих к ад­министративной ответственности по ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях относится к компетенции регулирующего органа - Управле­ния Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязан­ской области.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те админи­стративные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное ви­новное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Вина арбитражного управляющего как фи­зического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом на основании статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбит­ражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного орга­на, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к адми­нистративной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных право­нарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитраж­ным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого дея­ния, с наказанием в виде предупреждения или административного штрафа в размере от два­дцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Субъектами правонарушения следует признавать арбитражного управляющего, руко­водителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации.

С субъективной стороны данное нарушение характеризуется деянием в форме дей­ствия либо бездействия и проявляется в невыполнении правил, применяемых в период ве­дения соответствующей процедуры банкротства.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ча­стью 3 статьи 14.13 Кодекса, является невыполнение субъектом административного право­нарушения (арбитражным управляющим) требований, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2005 №122-О указано на то, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях, предусматривающие ответственность за правонаруше­ния в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздо­ровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организа­ций, должников и кредиторов.

При этом следует иметь в виду, что назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 Кодек­са Российской Федерации об административных правонарушениях общих оснований при­влечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость дока­зывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков проти­воправности и виновности.

Порядок проведения процедур банкротства, а также обязанности арбитражных управ­ляющих при проведении таких процедур регулируются нормами Закона о банкротстве.

В силу статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъек­том профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении проце­дур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответ­ствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве.

Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в действиях, не причиняющих вреда кредиторам, должнику и обществу.

Как указано выше, решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.03.2022 по делу №А54-9985/2021 Зверькова (Крючкова, Плугина) Татьяна Сергеевна (ИНН 622807485109) признана несостоятельной (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком до 18.08.2022, финансовым управляющим утверждена Дынина Юлия Игоревна (далее - арбитражный управляющий).

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 15.07.2022 по указанному делу, в третью очередь реестра требований кредиторов Зверьковой (Крючковой, Плугиной) Татьяны Сергеевны включены требования Невейкина Александра Валентиновича (г. Ря­зань) в сумме 427 266 руб. 89 коп.

Как следует из материалов административного дела, 05.09.2022 финансовым управ­ляющим Дыниной Ю.И. в адрес конкурсного кредитора Невейкина А.В. был направлен от­чет о результатах своей деятельности и реализации имущества должника от 31.08.2022.

В Приказе Министерства Юстиции РФ №195 от 14.08.2003 разработаны и утвержде­ны типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего. В частности, для подготовки отчета финансового управляющего предусмотрена типовая форма Приложения №4 отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах проведения кон­курсного производства.

Также в Общих правилах подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляю­щего в пункте 4 указано, что отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции РФ.

Как указало Управление, отчет финансового управляющего от 31.08.2022 подготовлен со следующими нарушениями Приложения №4 к Приказу Министерства Юстиции №195 от 14.08.2003:

1. В разделе «информация о жалобах на действия (бездействия) арбитражного управ­ляющего» указано, что жалоб на действия финансового управляющего не поступало. Одна­ко, данный факт, не соответствует действительности, поскольку 12.08.2022 конкурсным кредитором Невейкиным А.В. была подана жалоба на действия финансового управляющего Дыниной Ю.И. в Арбитражный суд Рязанской области по непредоставлению отчета о своей деятельности за 2 квартал 2022 года.

На сайте Арбитражного суда Рязанской области 19.08.2022 в разделе «картотека ар­битражных дел», опубликовано сообщение о принятии к рассмотрению заявления (жалобы) и назначении судебного заседания.

Финансовым управляющим Дыниной Ю.И. 31.08.2022 был изготовлен отчет о своей деятельности и результатах проведения реализации имущества должника.

Отчет финансового управляющего 05.09.2022 был направлен в адрес конкурсного кре­дитора, то есть после получения жалобы финансовым управляющим, что в свою очередь ука­зывает на осведомленность финансового управляющего Дыниной Ю.И. о том, что на рас­смотрении Арбитражного суда Рязанской области в ее отношении находится жалоба.

2. Кроме того, в разделе «сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки иму­щества должника» указано, что имущество не выявлено. Однако, никаких документов (акт проведения осмотра имущества должника), финансовый управляющий к отчету не прило­жил, не направил документы в Арбитражный суд Рязанской области, ни кредиторам.

Также в отчете отсутствует дата проведения осмотра имущества должника и номер акта проведения описи имущества должника.

Как полагает Управление, осмотр жилого помещения не производился, поскольку подтверждающие обратное документы отсутствуют.

3. В разделе «сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требо­ваний кредиторов», в графе «третья очередь: требования, не обеспеченные залогом, всего, в том числе», под номером 1 указан ИП Невейкин Александр Валентинович. Вместе с тем, конкурсный кредитор Невейкин А.В. не является индивидуальным предпринимателем, дан­ный статус у него отсутствует.

4. Отсутствует раздел и данные, которые должны содержаться в нем в графе «сведе­ния о реестродержателе».

5. Отсутствуют прилагаемые документы к отчету управляющего о своей деятельно­сти, а именно: копия реестра требований кредиторов на дату составления отчета с указани­ем размера погашенных и непогашенных требований кредиторов; документы, подтвержда­ющие погашение требований кредиторов; иные документы, (к примеру, опись имущества должника, акт проведения осмотра имущества должника).

Финансовый управляющий Дынина Ю.И. 29.03.2022 на сайте ЕФРСБ разместила пуб­ликацию №8487311 о признании Зверьковой Татьяны Сергеевны несостоятельной (банкро­том) и введении в отношении нее процедуры реализации имущества гражданина.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве в ходе проце­дур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подле­жат сведения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества граж­данина.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 213.24 Федерального закона в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина в соответствии с пунктом 8 статьи 213.6 настоящего Федерального закона финансовый управляющий направляет по почте уведомление о признании гражда­нина банкротом и введении реализации имущества гражданина всем известным ему креди­торам гражданина не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты вынесения арбитраж­ным судом решения о признании гражданина банкротом.

В указанном уведомлении также кредиторам предлагается заявить свои требования в деле о банкротстве гражданина и разъясняется порядок их заявления.

Согласно, пункта 8 статьи 213.6 Закона о банкротстве, по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответ­ствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, арбитражный суд вправе на ос­новании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.

Финансовый управляющий Дынина Ю.И. должна была отправить уведомление о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина не позд­нее 15 (пятнадцати) суток, т.е. – 13.04.2022. Однако в нарушение пункта 2.1 статьи 213.24 Федерального закона финансовый управляющий направил Невейкину А.В. уведом­ление о признании гражданину банкротом и введении реализации имущества гражданина с решением Арбитражного суда Рязанской области только - 18.08.2022. Данный факт под­тверждается отчетом об отслеживании отправления №80095375866630, размещенным на сайте Почты России (л.д. 48, 49).

В направленном Невейкину А.В. от финансового управляющего конверте от 18.08.2022 содержались уведомление о введении реализации имущества гражданина (исх.№13 от 28.03.2022 в адрес ИП Невейкина А.В.) и на оборотной стороне листа (уве­домления) решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.03.2022 о признании должника банкротом и введении в отношении него процедуры реализации имущества должника.

Указанные обстоятельства, по мнению Управления, подтверждают, что финансовым управляющим Дыниной Ю.И. нарушен п.4 ст.20.3., п.2.1 ст.213.24 Закона о банкротстве, постановления Правительства РФ от 22.05.2003 №299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего», Приказа Министерства Юстиции РФ №195 от 14.08.2003 в части указания в отчете неполных, недостоверных све­дений о результатах проведения процедуры банкротства должника, несвоевременного направления конкурсному кредитору уведомления о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

В представленном отзыве на заявление арбитражный управляющий указала, что Зако­ном не предусмотрен конкретный (императивный) срок направления отчета финансового управляющего в адрес кредитора в течение квартала. Следовательно, направление отчета финансового управляющего за 3-ий квартал 2022 года 31.08.2022 не является нарушением. Кроме того, 27.12.2022 в адрес кредитора финансовым управляющим был направлен отчет за 4-ый квартал 2022 года, который содержал сведения о доходе должника с момента при­знания должника банкротом по декабрь 2022 года (включая сентябрь 2022 года). По мне­нию Дыниной Ю.И., какие-либо нарушения в данном случае отсутствуют, сведениями о доходе за все месяцы проведения процедуры реализации имущества кредитор обладает. Ка­кого-либо ущерба интересам кредитора также не причинено.

Относительно отсутствия в отчете финансового управляющего информации о жалобе на действия (бездействия) финансового управляющего Дынина Ю.И. указала, что на мо­мент формирования отчета финансового управляющего окончательного решения по жалобе не было принято. Сведений о номере документа по итогам рассмотрения жалобы (протокол, судебный акт), о принятом решении, сведений о пересмотре принятого решения не имелось. Кроме того, в процедуре реализации имущества гражданина включены требования только одного кредитора - Невейкина А.В. Данный кредитор и является подателем жалобы, следо­вательно, он осведомлен о заявителе жалобы, содержании жалобы, квалификации правона­рушения, об органе (организации), рассмотревшем жалобу и (или) принявшем решение. Ка­кие-либо интересы кредиторов не нарушены в данном случае.

Относительно указания в реестре требований кредиторов сведений о кредиторе Невейкине А.В., как имеющем статус индивидуального предпринимателя Дынина Ю.И. указа­ла на наличие опечатки, что не искажает смысл текста.

Также арбитражный управляющий, отклоняя доводы Управления, указала, что в слу­чае, если количество конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр тре­бований кредиторов, превышает пятьсот, привлечение реестродержателя обязательно. В процедуре реализации имущества должника включены требования только одного кредито­ра, следовательно, у финансового управляющего не было обязанности по привлечению ре­естродержателя. Какие-либо нарушения в указанной части отсутствуют.

Суд области указал, что доводы арбитражного управляющего, изложенные в представленной правовой по­зиции, не опровергают факты выявленных нарушений.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств дела, суд области пришел к верному выводу о нарушении арбитражным управляющим Дыниной Ю.И. п.4 ст.20.3., п.2.1 ст.213.24 Закона о банкрот­стве, постановления Правительства РФ от 22.05.2003 №299 «Об утверждении Общих пра­вил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего», Приказа Министер­ства Юстиции РФ №195 от 14.08.2003 в части указания в отчете неполных, недостоверных сведений о результатах проведения процедуры банкротства должника, несвоевременного направления конкурсному кредитору уведомления о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

Факт нарушения требований п.2.1 ст.213.24 Закона о банкротстве относительно направления уведомления о признании гражданина банкротом в адрес кредитора также подтверждается определением Арбитражного суда Рязанской области от 10.02.2023 по делу №А54-9985/2021.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных пра­вонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те администра­тивные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об администра­тивном правонарушении, является виновность лица в совершении административного пра­вонарушения.

Примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных пра­вонарушениях определено, что лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно­-хозяйственных функций, руководители и другие работники, а также арбитражные управля­ющие и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Учитывая, что должностные лица отнесены законодателем к лицам, вина которых определяется по аналогии с виной физических лиц, суд приходит к выводу, что вина арбит­ражного управляющего в форме умысла или неосторожности подлежит установлению и до­казыванию административным органом на основании положений статьи 2.2 Кодекса Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях.

Вина арбитражного управляющего в данном конкретном случае заключается в неис­полнении им предусмотренных Законом о банкротстве обязанностей. При этом арбитраж­ный управляющий имел реальную возможность для исполнения обязанностей, установлен­ных Законом о банкротстве.

Арбитражный управляющий не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил законодательства о банкротстве, за нарушение которых Кодексом Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено администра­тивное наказание по ч. 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств существования объективных причин, препятствующих своевременно и в полном объеме исполнить обязательные требования законодательства о банкротстве материалы настоящего дела не содержат.

С учетом изложенных обстоятельств, в действиях (бездействии) арбитражного управ­ляющего Дыниной Ю.И. имеется вина и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях.

Процедура привлечения арбитражного управляющего к административной ответ­ственности Управлением соблюдена. Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, уста­новленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), вина Дыниной Ю.И. доказана, что является достаточным основанием для привлечения к административной от­ветственности.

Согласно ч. 2 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правона­рушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожно­сти, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных послед­ствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Арбитражный управляющий является лицом, имеющим специальную подготовку в области антикризисного управления, позволяющую осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего в строгом соответствии с правилами, установленными Зако­ном о банкротстве. Поэтому она не могла не осознавать, что вышеназванные деяния по нарушению положений Закона о банкротстве носят противоправный характер. Доказа­тельств принятия Дыниной Ю.И. всех необходимых мер по соблюдению требований зако­нодательства о банкротстве не представлено. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоя­тельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено. Таким образом, в действиях арбитражного управляющего имеется событие административного правонарушения и вина в их совершении.

Суд области, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессу­ального кодекса Российской Федерации материалы дела, пришел к обоснованному выводу о том, что Управлением в материалы дела представлены достаточные доказательства, свидетельству­ющие о нарушении арбитражным управляющим Дыниной Ю.И. вышеуказанных норм за­кона, и являющиеся основанием для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше­ниях. Обстоятельств, исключающих производство по делу в силу статьи 24.5 Кодекса Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.

В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве) составляет три года со дня совершения правонарушения, на момент рассмотрения дела указанный срок не истек.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что процедура администра­тивного расследования осуществлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с соблюдением процессуальных прав и гарантий, предоставленных лицу, привлекаемому к административной ответственно­сти.

При изложенных обстоятельствах, заявленное требование о привлечении арбитражно­го управляющего Дыниной Ю.И. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворено правомерно.

Оснований для признания правонарушения малозначительным нет.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонару­шения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административ­ном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонару­шение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение при рассмотрении дел об административном правонарушении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматрива­ющей возможность освобождения от административной ответственности при малозначи­тельности административного правонарушения, является правом, а не обязанностью суда.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рас­смотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки кон­кретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие об­стоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначи­тельности правонарушения.

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 указанного Постановления Пленума Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации). При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Предусмотренные статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основания для освобождения арбитражного управляющего от админи­стративной ответственности ввиду малозначительности административного правонаруше­ния, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых во­просах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных пра­вонарушениях» и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях», отсутствуют.

В настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-­правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, применяемых в период процедуры банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Арбитражным управляющим Дыниной Ю.И. не представлено доказательств, свиде­тельствующих о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и исключительности совершенного правонарушения.

В определении от 21.04.2005 №122-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, предусматривающие ответственность за правонарушения в обла­сти предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного по­рядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления эко­номики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должни­ков и кредиторов.

Процедура проверки арбитражного управляющего была инициирована конкурсным кредитором, что фактически свидетельствует о нарушении его прав в деле о банкротстве.

В связи с этим суд области обоснованно указал на отсутствие оснований для признания совершенного правона­рушения малозначительным.

Факт совершенного нарушения доказан.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим, реестродержате­лем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем вре­менной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, уста­новленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти ты­сяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пяти­десяти тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, ос­нованному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании име­ющихся в деле доказательств.

Исходя из характера совершенного правонарушения, принимая во внимание, что ма­териалы дела не содержат сведений о привлечении арбитражного управляющего ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение, последствий его со­вершения, учитывая, что наказание должно быть справедливым и соразмерным совершен­ному правонарушению, судебная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что Дынина Юлия Игоревна подлежит привлечению к административной ответственности в пределах минимальной санкции, установленной зако­ном, в виде предупреждения.

В апелляционной жалобе финансовый управляющий Дынина Ю.И. ссылается на формальный подход суда первой инстанции к рассмотрению дела. Указывает на то, что отсутствие в ежеквартальном отчете финансового управляющего информации о жалобе на действия (бездействия) финансового управляющего связано с тем, что на момент формирования отчета финансового управляющего окончательно решения по жалобе не принято, сведений о номере документа по итогам рассмотрения жалобы (протокол, судебный акт), о принятом решении, сведений о пересмотре принятого решения не имелось. Считает, что какие-либо интересы кредиторов не нарушены. Обращает внимание на то, что указание в реестре требований кредиторов сведений о кредиторе Невейкина Александра Валентиновича, как имеющего статус индивидуального предпринимателя является опечаткой, что не искажает смысл текста. Указывает на то, что в процедуре реализации имущества должника включены требования только одного кредитора, следовательно, у финансового управляющего не было обязанности по привлечению реестродержателя, какие-либо нарушения в указанной части отсутствуют. Утверждает, что опись имущества и акт проведения осмотра имущества должника не является обязательным документом для направления их в адрес кредитора, однако по запросу кредитора такие документы могу быть предоставлены для сведения, каких-либо запросов финансовому управляющему не поступало. Указывает на то, что финансовый управляющий объективно не мог направить уведомление о введении процедуры реализации в отношении должника в течение 15 суток.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об их необоснованности.

В силу требований, которые предъявляются законодательством Российской Федерации о банкротстве к профессиональной подготовке арбитражного управляющего, Дынина Ю.И. не могла не знать о противоправном характере своих действий, имела реальную возможность добросовестно осуществлять возложенные на нее законодательством о несостоятельности (банкротстве) обязанности арбитражного управляющего, но не приняла все зависящие от нее меры, направленные на обеспечение их надлежащего осуществления.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции, оснований для переоценки не имеется.

Доводы арбитражного управляющего, изложенные в представленной правовой по­зиции в суд первой инстанции, а также в апелляционной жалобе, не опровергают факты выявленных нарушений.

Арбитражный управляющий Дынина Ю.И. нарушила п.4 ст.20.3., п.2.1 ст.213.24 Закона о банкрот­стве, постановление Правительства РФ от 22.05.2003 №299 «Об утверждении Общих пра­вил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего», Приказ Министер­ства Юстиции РФ №195 от 14.08.2003 в части указания в отчете неполных, недостоверных сведений о результатах проведения процедуры банкротства должника, несвоевременного направления конкурсному кредитору уведомления о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

Факт нарушения требований п.2.1 ст.213.24 Закона о банкротстве относительно направления уведомления о признании гражданина банкротом кредитору также подтверждается определением Арбитражного суда Рязанской области от 10.02.2023 по делу №А54-9985/2021.

Доказательства того, что арбитражным управляющим принимались меры, направленные на соблюдение норм Закона о банкротстве, а также наличие обстоятельств, препятствующих исполнению его обязанностей, в материалах дела отсутствуют и арбитражному суду не представлены.

Проведение процедур банкротства должника в соответствии с Законом о банкротстве возложено непосредственно на арбитражного управляющего, и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.

Арбитражный управляющий является лицом, имеющим специальную подготовку, позволяющую осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего в строгом соответствии с правилами, установленными Законом о банкротстве.

Совершенное арбитражным управляющим правонарушение посягает на урегулированный законодательством Российской Федерации порядок в сфере общественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается, в частности, в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей в части соблюдения правил, применяемых в период процедуры банкротства.

Наказание судом первой инстанции назначено исходя из конкретных обстоятельств дела, в пределах санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Несогласие лиц, участвующих в деле, с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судом норм законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в деле, не свидетельствует об ошибках, допущенных судом при рассмотрении дела.

Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.08.2023 по делу № А54-3107/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

О.Г. Тучкова

Ю.А. Волкова

Н.А. Волошина