ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
г.Брянск
8 июня 2010 года
Дело №А54-3630/2009 С20
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
ФИО1
Судей
ФИО2
ФИО3
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Сервиспрестиж»
ФИО4 – представитель, доверенность от 04.06.2010 №8
ФИО5 – представитель, доверенность от 11.01.2010
от Администрации города Рязани
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью «Профстрой»
ФИО6 – представитель, доверенность от 25.04.2009
от Федерального государственного унитарного предприятия «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации»
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Профстрой» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.10.2009 (судья Белов Н.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 (судьи: Еремичева Н.В., Тиминская О.А., Тучкова О.Г.) по делу
№А54-3630/2009 С20
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Сервиспрестиж» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Рязани (далее – Администрация) от 30.06.2009 №4639 «О продаже
ООО «Профстрой» земельного участка для обслуживания нежилого помещения».
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.10.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и
ООО «Сервиспрестиж» заключен договор аренды от 24.04.2003 № А165-03А земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 02:0002, общей площадью 23 370,3 кв.м., расположенного по адресу: <...> км. (Окружная дорога), 4 (Октябрьский округ), для размещения и эксплуатации производственной базы сроком на 10 лет (с 21.02.2002 по 21.02.2012).
По договору купли-продажи от 03.06.2005 ООО «Сервиспрестиж» реализовало ООО «Профстрой» нежилое помещение Н1, лит. Ж, назначение - нежилое, общей площадью 639,6 кв.м., расположенное на первом и втором этажах здания лит. Ж по адресу: <...> км. (Окружная дорога), 4.
ООО «Профстрой» обратилось в Рязанский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» с просьбой выполнить работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 02:0002, находящегося в аренде у ООО «Сервиспрестиж». Техническое задание на межевание земельного участка от 14.01.2008 согласовано с заказчиком. Как следует из землеустроительного дела, план земельного участка площадью 2 700 кв. м. был изготовлен 09.12.2008.
ООО «Профстрой», являясь собственником вышеуказанного объекта недвижимости, 05.03.2009 обратилось к заместителю Главы администрации города Рязани с заявлением о включении ООО «Профстрой» в число участников договора аренды земельного участка от 24.04.2003 №А165-03А.
Также ООО «Профстрой» 09.04.2009 обратилось в Администрацию с заявлением о продаже земельного участка, занимаемого объектом недвижимости.
В связи с указанным главой администрации города Рязани 30.06.2009 принято постановление №4639 о продаже ООО «Профстрой» земельного участка площадью 2 700 кв.м. в границах согласно плану для обслуживания нежилого помещения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением,
ООО «Сервиспрестиж» оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом
«О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, исполнительный орган принимает решение о предоставлении земельного участка только при условии предоставления кадастрового паспорта на данный участок.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемым постановлением «Профстрой» для обслуживания нежилого помещения, принадлежащего последнему на праве собственности, был предоставлен земельный участок площадью 2 700 кв. м., кадастровый паспорт на который отсутствовал.
Поскольку доказательств обратного в деле не представлено, судебные инстанции обоснованно указали на несоответствие оспариваемого постановления действующему законодательству.
Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ
«О землеустройстве» предусмотрено, что в случаях изменения границ объектов землеустройства, а также предоставления и изъятия земельных участков землеустройство проводится в обязательном порядке.
При проведении территориального землеустройства выполняется межевание объекта землеустройства.
Порядок проведения межевых работ определен Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 (далее по тексту - Инструкция).
Согласно пунктам 2, 9.2 Инструкции межевание земель включает согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем (производителем работ). Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Из материалов дела видно, что на земельном участке, переданном ООО «Сервиспрестиж» по договору аренды от 24.04.2003 №А165-03А, находится объект недвижимости, принадлежащий ООО «Профстрой» - нежилое помещение Н1, лит. Ж, общей площадью 639,6 кв.м. Смежными землепользователями являются: ОАО РМУ «Центроэлектромонтаж», ООО «Промсервис», ОАО «Фирма «Центрспецстрой», ООО «Сервиспрестиж».
В имеющемся в материалах дела акте согласования границ земельного участка отсутствуют подписи правообладателей смежных земельных участков.
Повторное собрание о согласовании местоположения границ земельного участка проводилось 30.06.2009.
Пунктами 8.1 и 8.2 указанной Инструкции предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2-х экземплярах, один из которых подшивается в межевое дело.
Однако, в нарушение приведенных норм извещение об участии и согласовании в натуре границ направлено инженером-землеустроителем ФИО7 в адрес ООО «Сервиспрестиж» по почте.
Начальник межевого отдела ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» письмом от 14.07.2009 №ф-62/01-11/20 сообщил директору ООО «Сервиспрестиж» о том, что в связи с расторжением договора аренды от 24.04.2003 №А 165-03 А собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 0002:0002 по адресу: <...> км. (Окружная дорога), 4 является МО городской округ г. Рязань и согласование будет проводиться с ним.
Вместе с тем, доказательства расторжения договора аренды от 24.04.2003 №А165-03А в материалах дела отсутствуют.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебные инстанции обоснованно указали на несоблюдение предусмотренной законодательством процедуры проведения землеустроительных работ и определения границ земельного участка при его предоставлении ООО «Профстрой».
Оснований для переоценки указанных выводов суда в кассационной инстанции не имеется.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8
«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах спора, поскольку оспариваемое постановление Администрации не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушает права ООО «Сервиспрестиж», арбитражный суд обоснованно признал его недействительным.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.10.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу №А54-3630/2009 С20 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ФИО1
Судьи
ФИО2
ФИО3