ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А54-3745/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2018
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2018
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., в отсутствии представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Паритет» (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), заинтересованного лица – администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, управления капитального строительства администрации города Рязани, управления архитектуры и градостроительства Рязанской области, управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани, надлежащим образом извещенных, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя –общества с ограниченной ответственностью «Паритет» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.02.2018 по делу № А54-3745/2017 (судья Шуман И.В.), установил следующее.
Общество с ограниченно ответственностью «Паритет» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации города Рязани (далее – администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на размещение линии электропередачи и трансформаторной подстанции классом напряжения до 35 кВ на земельном участке по адресу: <...> вблизи д. 12, выраженного в письме от 07.04.2017 № 03/1/1/2-10-1107-исх.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом области были привлечены государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области, управление капитального строительства администрации города Рязани, управление архитектуры и градостроительства Рязанской области, управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г. Рязани.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.02.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов ссылается на то, что положения пункта 4.25 Проекта зон охраны памятников истории и культуры города Рязани (решение Рязоблисполкома от 09.10.1986 № 281/17, далее – Проект зон охраны) не содержат категорического запрета на размещение линии электропередач и трансформаторной подстанции классом напряжения до 35 кВ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество является собственником помещения (части здания) и земельного участка по адресу: <...>.
С целью размещения на участке (землях) площадью 301 кв. м по адресу: <...> вблизи д. 12, линии электропередачи и трансформаторной подстанции классом напряжения до 35 кВ, общество 10.03.2017 обратилось в администрацию с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения заявления в адрес общества администрацией направлено письмо от 07.04.2017 № 03/1/1/2-10/1107-исх, согласно которому в разрешении на размещение линии электропередачи и трансформаторной подстанции классом напряжения до 35 кВ на земельном участке по адресу: <...> вблизи д. 12, отказано в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о порядке и условиях размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 21.10.2015 № 265 (далее – Положение о порядке и условиях размещения объектов), по следующим основаниям.
В соответствии с Проектом зон охраны вышеуказанный земельный участок расположен в границах охранной зоны, режимы использования которой предусматривают запрет любого строительства объектов капитального строительства, в том числе трансформаторных подстанций.
Кроме того, указанный земельный участок расположен в границах территории выявленного объекта археологического наследия Рязанской области «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)», в связи с чем на территории вышеуказанного участка запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и хозяйственных работ, производство которых предполагает повреждение почвенного слоя.
В письме администрация также указала на условия проведения земляных, строительных, мелиоративных и хозяйственных работ на территории объекта культурного наследия.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень видов объектов), в который, в том числе, включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
На территории Рязанской области утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке и условиях размещения объектов объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов при условии, что:
– размещение объекта в испрашиваемых границах допускается действующим законодательством;
– земельный участок или его часть, на использование которого испрашивается разрешение:
не предоставлен в аренду или постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение или безвозмездное срочное пользование или не используется на основании соглашения об установлении сервитута;
не предоставлен в запрашиваемых границах для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута;
– объект, на размещение которого испрашивается разрешение, предусмотрен Перечнем видов объектов.
Заявление о выдаче разрешения (далее – заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее – заявитель) либо представителем заявителя в уполномоченный орган (пункт 4 Положения о порядке и условиях размещения объектов).
Согласно пункту 5 Положения о порядке и условиях размещения объектов в заявлении должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, – в случае, если заявление подается физическим лицом;
б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц – в случае, если заявление подается юридическим лицом;
в) фамилия, имя и отчество (при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего полномочия, – в случае, если заявление подается представителем заявителя;
г) вид объектов, планируемых к размещению;
д) адресные ориентиры земель или кадастровый номер земельного участка – в случае, если планируется использование земельного участка или его части.
К заявлению прилагается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема границ) с указанием координат характерных точек границ территории в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.
Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической формах отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута. Схема границ составляется по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению (пункт 6 Положения о порядке и условиях размещения объектов).
При этом в соответствии с пунктом 7 Положения, о порядке и условиях размещения объектов уполномоченный орган запрашивает посредством межведомственного информационного взаимодействия выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).
Заявитель вправе представить выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке) по собственной инициативе.
Пункт 9 Положения о порядке и условиях размещения объектов содержит перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на такое размещение, в частности в подпункте а) предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если действующим законодательством не допускается размещение объекта в испрашиваемых границах. При этом в решении об отказе должна указываться норма действующего законодательства, в соответствии с которой размещение объекта не допускается (пункт 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов).
Проанализировав указанные нормативные положения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что из их содержания не вытекает обязанность уполномоченного органа власти принять по результатам рассмотрения поданного заявления только положительное решение.
Частью 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).
Исходя из содержания части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Правила землепользования и застройки г. Рязани утверждены решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 № 897-I.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ и трансформаторной подстанции на земельном участке площадью 301 кв. м, расположенном по адресу: <...> вблизи д. 12.
Администрация обратилась (22.03.2017) в государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области (далее – госинспекция), уполномоченную постановлением Правительства Рязанской области от 08.07.2015 № 162 в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, отнесенных законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области к компетенции регионального органа охраны объектов культурного наследия, по вопросу выдачи разрешения на размещение указанных объектов.
Согласно письму госинспекции земельный участок, расположенный по адресу: <...> вблизи д. 12, в соответствии с Проектом зон охраны находится в границах территории выявленного объекта археологического наследия Рязанской области «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)».
При этом выявленный объект археологического наследия «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)» имеет статус объекта областного значения и приказом министерства культуры и туризма Рязанской области от 24.04.2013 № 275 отнесен к объектам, представляющим историко-культурную ценность (т. 1, л. 86).
Данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.10.2016 (т. 1, л. 24).
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее – Закон № 73-ФЗ) при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
– не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
– соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
– не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
На территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях (подпункт 3 пункта 1 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ).
Лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 – 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (пункт 11 статьи 48 Закона № 73-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 34 названного Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно пункту 2.3 Проекта зон охраны охранная зона – это территория, непосредственно прилегающая к памятнику или его территории, с особо рассчитанным режимом, направленным на обеспечение сохранности памятника и ближайшего к нему окружения как в физическом, так и в эстетическом отношении.
Охранная зона обеспечивает создание оптимальных условий для целесообразного использования, благоприятного восприятия с ближних расстояний и массового ознакомления с ними.
Спорный земельный участок расположен в заповедной зоне древнего ядра и исторической части Рязани, в охранной зоне Кремля, в зоне объектов археологического наследия, в том числе выявленных, в зоне охраны памятников археологии, в зоне исторического культурного слоя, на территории достопримечательного места – Древний город Переяславль-Рязанский и его оборонительные и архитектурные сооружения XII – XIX веков» (<...>).
На территории охранной зоны в соответствии с Проектом зон охраны запрещается:
– новое строительство,
– прокладка дорог и проведение других работ, не предусмотренных режимом содержания и использования охранной зоны,
– прокладка воздушных линий электропередачи,
– размещение гаражей, автостоянок, трансформаторных подстанций, торговых киосков, рекламных щитов и прочих сооружений, нарушающих историческую среду.
Режим содержания и использования охранной зоны памятника закреплен в пунктах 4.21 – 4.35 Проекта зон охраны.
В суде первой инстанции, а, впоследствии, в суде апелляционной инстанции общество ссылалось на положения пункта 4.25 Проекта зон охраны не содержащего, по его мнению, категорического запрета на размещение линии электропередач и трансформаторной подстанции классом напряжения до 35 кВ.
Согласно пункту 4.25 Проекта зон охраны в пределах охранной зоны не допускается размещение нарушающих историческую среду памятника, мешающих его обзору:
– гаражей, автостоянок;
– наземных трансформаторных подстанций и воздушных линий электропередачи;
– торговых и других киосков, рекламных щитов, не относящихся непосредственно к памятнику, других сооружений.
Таким образом, буквальное содержание данной нормы запрещает размещение наземных трансформаторных подстанций и воздушных линий электропередачи, нарушающих историческую среду памятника и одновременно мешающих его обзору (совокупность негативных факторов).
Само же здание, находящееся в собственности у общества, является объектом культурного наследия регионального значения (т. 1, л. 24), то есть не только территория Кремля, в охранной зоне которого оно находится.
Следовательно, при размещении наземной трансформаторной подстанции и воздушных линий электропередачи могут быть нарушены, во-первых, историческая среда памятника, как территории Кремля, так и самого здания – дома № 12 по ул. Соборной; во-вторых, археологический культурный слой на территории объекта археологического наследия Рязанской области «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)».
В этой связи в рассматриваемой ситуации следует также учитывать положения пункта 4.4 Проекта зон охраны, в силу которого строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников.
Аналогичные условия проведения таких работ закреплены в статье 36 Закона № 73-ФЗ и предполагают обязательное согласование с региональным органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанного объекта археологического наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанного объекта археологического наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
С учетом этого размещение трансформаторной подстанции и воздушных линий электропередачи объекта в испрашиваемых границах возможно только при соблюдении условий, предусмотренных Проектом зон охраны.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал законным отказ администрации в выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ и трансформаторной подстанции на земельном участке по адресу: <...> вблизи д. 12, выраженный в письме от 07.04.2017 № 03/1/1/2-10/1107-исх, в связи чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество на основании статьи 110 АПК РФ.
Статьей 102 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах – 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Как усматривается из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы по настоящему делу общество по платежному поручению от 07.02.2018 № 8 уплатило государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.02.2018 по делу № А54-3745/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Паритет» (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченной по платежному поручению от 07.02.2018 № 8.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи | Е.Н. Тимашкова Е.В. Мордасов В.Н. Стаханова |