ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А54-4957/2018
16.10.2018
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2018 по делу № А54-4957/2018 (судья Костюченко М.Е.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Управления образования администрации муниципального образования - городской округ город Касимов (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными решения от 21.05.2018 № 072S19180003412,
УСТАНОВИЛ:
управление образования администрации муниципального образования - городской округ город Касимов (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением Управлению ПФР ГУ-УПФ РФ по Касимовскому району в Рязанской области (далее – управление) о признании недействительными решения от 21.05.2018 №072S19180003411; 072S19180003412; 072S19180003413; 072S19180003414; 072S19180003415; 072S19180003416; 072S19180003417; 072S19180003418; 072S19180003419.
Суд определением от 13.06.2018 выделил в отдельное производство под номером №А54-4956/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 №072S19180003411; под номером №А54-4957/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 №072S19180003412; под номером №А54-4959/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 №072S19180003413; под номером №А54-4960/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 №072S19180003414; под номером №А54-4961/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 №072S19180003415; 1 под номером №А54-4962/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 №072S19180003416; под номером №А54-4963/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 №072S19180003417; под номером №А54-4964/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 №072S19180003418.
В рамках дела №А54-4957/2018 судом рассматриваются требования заявителя о признании незаконным решения от 21.05.2018 №072S19180003412, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 15500 руб.
Решением от 08.08.2018 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Управление настаивает, что материалами дела подтвержден факт наличия правонарушения в действиях заявителя. По мнению апеллянта,страхователь, представив дополняющую форму СЗВ-М не уточнял (исправлял) представленные ранее сведения, а впервые представил сведения об этих застрахованных лицах, т.к. в исходных формах данные лица не были представлены.
Как указывает заявитель жалобы, правонарушение, выразилось в непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ.
Заявитель по доводам жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Решение суда было вынесено в соответствии с положениями статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящая жалоба рассмотрена судьей единолично без участия сторон.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.08.2016 от страхователя в адрес фонда поступили сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период: июнь 2016 года в количестве 12 чел., что подтверждается протоколом проверки.
В результате проведения сверки РСВ-1 за полугодие 2016 года и исходной формы СЗВ-М за июнь 2016 года фондом были выявлены расхождения в количестве застрахованных лиц, так исходная форма СЗВ-М за июнь 2016 года была представлена на 12 застрахованных лиц, а форма РСВ-1 за полугодие 2016 года была сдана страхователем на 43 застрахованных лица 28.07.2016.
01.03.2018 страхователю было вручено Уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ.
После получения уведомления, страхователем 06.03.2018 была представлена дополняющая форма СЗВ-М за июнь 2016 года в количестве 31 чел., что подтверждается протоколом проверки
Фондом проведена проверка страхователя, в результате которой выявлено нарушение страхователем законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.04.2018 №072S18180003412.
21.05.2018 было вынесено решение № 072S19180003412 о применении финансовой санкции к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с данным решением страхователь привлечен к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" с применением финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Сумма финансовой санкции за июнь 2016 года составила 15500 руб.: (500*31*1), где 31 - количество застрахованных лиц, в отношении которых сведения сданы в дополняющей форме, и в исходной форме они указаны не были, 1 - количество месяцев, за которые несвоевременно сданы сведения.
Решение в адрес страхователя было направлено 21.05.2018 почтовым отправлением.
09.06.2018 управлением было выставлено требование об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 072S01180003260 на сумму 15500 руб. Требование было направлено в адрес страхователя почтовым отправлением 13.06.2018.
Не согласившись с вынесенным пенсионным фондом решением, заявитель обратился в суд с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон №27-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон №167-ФЗ), Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон №27-ФЗ), страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения по форме СЗВ-М: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона №27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона №27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п, вступившим в силу с 01.04.2016.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, указанных выше, статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ предусмотрена ответственность в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в Фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н (далее - Инструкция №766н).
Согласно пункту 37 Инструкции №766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Частью 5 статьи 17 Закона №27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В пункте 39 Инструкции №766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ и Инструкции №766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Из материалов дела следует и сторонами не отрицается тот факт, то СЗВ-М, содержащие сведения о дополнительных 31 застрахованное лицо, представлены страхователем в фонд 06.03.2018 с кодом "доп" в течение пяти рабочих дней после получения 01.03.2018 страхователем от ответчика уведомления о выявленных расхождениях с отчетностью по форме РСВ-1.
Таким образом, после получения 01.03.2018 уведомления пенсионного фонда об обнаружении им ошибки в представленных страхователем сведениях, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пятидневный срок, установленный Инструкцией "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 №766н, в пенсионный фонд дополнительных сведений (дополняющей формы) за этот период, что допускает не применять к Управлению образования администрации муниципального образования - городской округ город Касимов финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона №27-ФЗ.
Пенсионный фонд в отзыве на заявление, полагает, что в действиях страхователя имеется состав вменяемого правонарушения, поскольку дополняющая форма СЗВ-М была представлена в отношении новых застрахованных лиц, а не с целью исправления допущенных ошибок в исходной форме СЗВ-М, а направление уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий в рассматриваемом случае не имеет правового значения для квалификации спорного правонарушения, поскольку в исходной форме СЗВ-М сведения, указанные в дополняющей форме, отсутствовали.
Доводы пенсионного фонда суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку пришел к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку состав правонарушения отсутствует - страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений в установленный для этого срок.
При этом арбитражный суд области верно отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в рассматриваемом случае заявитель устранил ошибки, выявленные управлением в пятидневный срок, ввиду чего и в соответствии с пунктом 39 Инструкции штрафные санкции в силу указанной нормы не применяются.
Приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н, вступившим в законную силу 01.10.2018, в инструкцию внесены изменения, согласно которым в течение 5 дней можно без штрафа скорректировать сведения, но только о тех, кто включен в уведомление. Самостоятельно исправить обнаруженные ошибки можно исправить путем подачи корректировки, однако без штрафных санкций только в отношении тех сведений, которые фонд уже принял.
Поскольку на момент вынесения данные положения в силу не вступили, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы относительно подачи заявителем новых сведений, а не корректировки старых, как основания для наложения штрафных санкций.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд области справедливо признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.05.2018 № 072S19180003412, не соответствующим Федеральному закону от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и удовлетворил заявленные требования, обязав управление устранить допущенные нарушения прав заявителя в соответствии частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда, изложенные в решении от 08.08.2018, соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с учетом исследованных доказательств, обстоятельства выяснены полно и доказаны материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела по существу и направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2018 по делу № А54-4957/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Судья | Е.В. Мордасов |