ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-5496/2021 от 06.04.2022 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности  и обоснованности судебных актов арбитражных судов, 

вступивших в законную силу

г. Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2022.  Постановление изготовлено в полном объёме 13.04.2022. 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Леоновой Л.В.  судей Бессоновой Е.В. 

 ФИО1

при участии в заседании:  от заявителя:  Прокуратура Московского района г. не явились, о времени и месте 

Рязани рассмотрения дела извещены  ОГРН <***> надлежащим образом; 

ИНН <***> 

от заинтересованного лица: 

Индивидуальный предприниматель не явились, о времени и месте  ФИО2 рассмотрения дела извещены  ОГРНИП <***> надлежащим образом; 

ИНН <***>

 рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  прокуратуры Московского района г. Рязани на решение Арбитражного суда  Рязанской области от 18.08.2021 и постановление Двадцатого арбитражного  апелляционного суда от 11.10.2021 по делу № А54-5496/2021, 

УСТАНОВИЛ:

прокуратура Московского района г. Рязани (далее - прокуратура) обратилась в  арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя  ФИО2 (далее - предприниматель) к административной  ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской 


[A1] Федерации об административных правонарушениях. 

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.08.2021 в  удовлетворении заявления отказано. 

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021  решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда  апелляционной инстанции, прокуратура Московского района г. Рязани обратилась  в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда  первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять  новый судебный акт о привлечении ИП ФИО2 к административной  ответственности. 

Изучив материалы дела, проверив доводы, содержащиеся в жалобе, суд  кассационной инстанции пришел к следующим выводам. 

Как следует из материалов дела, прокуратурой в отношении предпринимателя  26.05.2021 проведена проверка по обращению ФИО3 по вопросу  осуществления группой компаний "Дом и Дети", расположенной по адресу: <...>, образовательной деятельности без лицензии, в ходе  проведения которой установлено следующее. 

Предприниматель организует деятельность детского развивающего центра  "Дом и Дети" г. Рязань, расположенного по адресу: <...>. 

Согласно сайту в сети Интернет детский развивающий центр "Дом и дети"  "htths://домидети.рф" предпринимателем оказываются услуги по присмотру и  уходу за детьми, по спортивной деятельности, художественному творчеству,  ментальной арифметике, быстрому обучению чтению (скорочтению) и  английскому языку, т.е. осуществляется образовательная деятельность по  дополнительным общеобразовательным развивающим программам  дополнительного образования детей. 

Развивающие занятия по ментальной арифметике осуществляются на  основании сублицензионного договора от 12.04.2021 № 63/РФ с индивидуальным  предпринимателем "ISMA-Kazakhstan" по авторской программе ФИО4  "Ментальная арифметика". Также в рамках данного договора проводились занятия  по быстрому чтению (скорочтению). Занятия по английскому языку проводятся по  программе "Native class", одобренной городским методическим центром  департамента образования г. Москвы. 

Однако лицензии на осуществление образовательной деятельности детского  развивающего центра "Дом и дети" не имеется, в министерство образования и  молодежной политики предприниматель для получения такой лицензии не  обращалась. 

В связи с этим прокуратурой сделан вывод о наличии в действиях  предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и вынесено постановление от 02.07.2021 о возбуждении дела об  административном правонарушении. 

Указанное постановление, материалы административного дела и заявление о  привлечении предпринимателя к административной ответственности направлены в  арбитражный суд. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд указал, что в 


[A2] материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о системной  реализации образовательных программ, не представлены доказательства  разработки и утверждения какой - либо образовательной программы, в которой  определены содержание и сроки обучения, а также не выдается итоговый документ  о получении образования, деятельность предпринимателя фактически направлена  на присмотр и уход за детьми, в связи с чем пришел к выводу, что в действиях  предпринимателя нет события и состава административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с  вышеуказанным выводом суда в связи со следующим. 

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях за осуществление предпринимательской  деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение  (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена административная  ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от двух  тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции,  орудий производства и сырья или без таковой. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №  99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ)  под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на  осуществление которого на территории Российской Федерации требуется  получение лицензии в соответствии с данным Законом. 

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об  образовании в Российской Федерации" образование - это единый  целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно  значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и  государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,  ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и  сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,  физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его  образовательных потребностей и интересов. 

Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации  образовательных программ (пункт 17 статьи 2 Федерального закона "Об  образовании в Российской Федерации"). 

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской  Федерации" № 273-ФЗ определено, что к основным образовательным программам  относятся: 

а) образовательные программы среднего профессионального образования -  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы  подготовки специалистов среднего звена; 

б) образовательные программы высшего образования - программы  бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы 


[A3] подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы  ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим  государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением  образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе  образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями  высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные  программы в соответствии с федеральными государственными образовательными  стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных  программ. 

 В силу части 1 статьи 91 Федерального закона "Об образовании в  Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию  в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании  отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей  статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам  образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям,  направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам  дополнительного образования. 

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (пункт 6 статьи 10 Федерального закона "Об образовании в Российской  Федерации"). 

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Федерального закона "Об образовании в  Российской Федерации" содержание дополнительных общеразвивающих программ  и сроки обучения по ним определяются образовательной программой,  разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную  деятельность. 

Таким образом, дополнительное образование подлежит лицензированию.

Из анализа приведенных норм следует, что применительно к освоению дополнительных общеобразовательных программ Закон об образовании не обязывает 


[A4] организацию, осуществляющую обучение и разработавшую соответствующую  программу дополнительного образования, выдавать документ о прохождении образования. 

Как следует из материалов дела, в детском развивающем центре "Дом и дети"  по адресу: <...>, оказываются услуги по присмотру и  уходу за детьми, по спортивной деятельности (хореография, карате, услуги  бассейна), художественному творчеству (изодеятельность), ментальная  арифметика, обучение быстрому чтению (скорочтению), английскому языку. 

Поскольку детским развивающим центром "Дом и дети" самостоятельно  программы не разрабатывались индивидуальным предпринимателем для обучения  детей заключен с индивидуальным предпринимателем "ISMA- Kazakhstan" в лице  директора ФИО4 сублицензионный договор № 63/РФ на использование  авторской программы ФИО4 "Ментальная арифметика" состоящей из  рабочих тетрадей по курсу "Ментальная арифметика" различных уровней,  методических пособий по курсу "Ментальная арифметика" различных уровней.  Всего единая программа по обучению ментальной арифметике состоит из 10  уровней. 

Также в рамках данного договора по ее авторским программам проводились  занятия по быстрому чтению (скорочтению). 

Занятия по английскому языку проводились по программе "Native class" которая одобрена городским методическим центром департамента образования г.  Москвы. 

Целью проведения занятий по английскому языку является овладевание  обучаемыми знаниями языка. При этом языкознание и английский язык  рассматриваются законодательством как отрасль знаний. 

Реализация образовательной программы осуществлялась в форме проведения  занятий. 

Факт проведения занятий с детьми по указанной программе подтвержден  предпринимателем, в ходе дачи объяснений, их которых следует, что деятельность  центра ею организуется с 23.04.2021. 

На сайте организации https://домидети.рф в сети интернет также размещались  сведения о проводимых занятиях центром, имелось расписание занятий. 

Как следует из материалов дела, в компании "Дом и Дети" имеются три  возрастные дошкольные группы с полным днём пребывания детей и проводятся  занятия по разным видам деятельности, а именно изодеятельность, ментальная  арифметика, чтение, занятия по английскому языку. 

В связи с вышеизложенным, факт осуществления ИП ФИО2  образовательной деятельности в виде дополнительного образования подтвержден  заключением договоров на проведение занятий по программам разработанным  другими организациями и используемых на возмездной основе, скриншотами с  сайта детского центра о проводимых занятиях, объяснениями ФИО2 

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что развивающий центр "Дом и  Дети" осуществляет образовательную деятельность, при этом лицензия на  осуществление образовательной деятельности отсутствует. 

Доказательств, подтверждающих принятие предпринимателем всех зависящих  от нее мер по соблюдению требований действующего законодательства  Российской Федерации о лицензировании, либо невозможность их выполнения в  силу чрезвычайных событий не представлено. 


[A5] Действия предпринимателя в настоящем случае подтверждают факт  осуществления образовательной деятельности в отсутствие лицензии на  осуществление данного вида деятельности, и образуют событие и состав  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для отмены  обжалуемых судебных актов, поскольку на момент рассмотрения дела в суде  кассационной инстанции истек срок давности привлечения к административной  ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.08.2021 и  постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по  делу № А54-5496/2021, оставить без изменения, а кассационную жалобу– без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий: Л.В. Леонова 

Судьи: Е.В. Бессонова

 ФИО1