ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-8136/20 от 20.09.2021 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

23 сентября 2021 года

Дело № А54-8136/2020

г. Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена  20.09.2021.

Постановление изготовлено в полном объёме   23.09.2021.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи

                  Леоновой Л.В.

судей

                  Бессоновой Е.В.

                  Смолко С.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

при участии в заседании:

от заявителя:

Акционерное общество "Русская кожа"

ОГРН 1026200871620

ИНН 0602065848

                   Мельниковой Н.А.

Василенко А.Ю. - представитель по доверенности от 30.06.2021;

Магоня П.Д. - представитель по доверенности от 30.06.2021;

от заинтересованных лиц:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области

ОГРН 1026201269269

ИНН 6231010720

Федеральная антимонопольная служба

ОГРН 1047796269663

ИНН 7703516539

от третьего лица:

Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"

Федорова Е.Н. - представитель по доверенности от 11.01.2021;

Федорова Е.Н. - представитель по доверенности от 17.11.2020;

Буравлева О.В. - представитель по доверенности от 18.11.2020.

         рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской областикассационную жалобу акционерного общества "Русская кожа"  на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 года по делу № А54‑8136/2020,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Русская кожа" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - антимонопольный орган) и Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России) о признании незаконными и отмене постановления управления от 10.03.2020 о прекращении дела № 062/04/9.21-617/2020 об административном правонарушении и решения ФАС России от 07.07.2020 № 09/61664/20 о рассмотрении жалобы на постановление от 10.03.2020 о прекращении дела   № 062/04/9.21-617/2020 об административном правонарушении.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья").

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.02.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021, с учетом  изменения мотивировочной части, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с мотивировочной частью постановления суда апелляционной инстанции, АО "Русская кожа"обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой  просит оставить в силе мотивировочную часть решения суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, проверив доводы, содержащиеся в жалобе, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела,общество 06.12.2019 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия ПАО "МРСК Центра и Приволжья", выразившиеся в отказе в выдаче технических условий на технологическое присоединение к сетям энергоснабжения объектов общества со ссылкой на истечение срока технических условий, и просьбой о привлечении третьего лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Антимонопольным органом 30.12.2019 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении                                № 062/04/9.21-617/2019, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и проведении в отношении ПАО "МРСК Центра и Приволжья" административного расследования.

ПАО "МРСК Центра и Приволжья" 10.01.2020 представило в антимонопольный орган пояснения по делу.

Антимонопольным органом 11.02.2020 составлен протокол по делу об административном правонарушении № 062/04/9.21-617/2019, в котором сделан вывод о наличии в действиях ПАО "МРСК Центра и Приволжья" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно: уклонение от продления срока действия технических условий.

Общество 14.02.2020 направило в антимонопольный орган ходатайство о проведении, в том числе экспертизы об установлении наличия (либо отсутствия) технической возможности технологического присоединения общества к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья", в удовлетворении которого отказано определением от 18.02.2020.

Общество 10.03.2020 повторно направило в антимонопольный орган ходатайство о проведении экспертизы.

Антимонопольный орган постановлением от 10.03.2020 прекратил производство по административному делу № 062/04/9.21-617/2019 в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Общество обжаловало указанное постановление в ФАС России, которая решением от 21.07.2020 № 09/61664/20 оставило жалобу общества без удовлетворения, а постановление антимонопольного органа - без изменения.

Не согласившись с указанными постановлением и решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольный орган неправомерно прекратил производство по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие в действиях ПАО "МРСК Центра и Приволжья" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, руководствуясь положениями статьи 4.5 КоАП РФ, суд посчитал срок давности привлечения истекшим 06.11.2020. При этом с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 18 постановления от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", а также положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, суд пришел к выводу, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может, вследствие чего постановление отмене не подлежит.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, и изменяя его мотивировочную часть,  суд апелляционной инстанции исходил из окончания действия договора технологического присоединения к электрическим сетям и истечения пресекательного срока действия выданных в рамках договора технических условий.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, пункта 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопро­сах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административ­ных правонарушениях" постановление о прекращении дела об администра­тивном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которо­го вынесено постановление, потерпевшим, законными представителями этих лиц, а также защитниками и представителями названных выше лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационно­го доступа или установленного порядка подключения (технологического при­соединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефте- продуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспредели­тельным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, хо­лодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недис­криминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопровод­ных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопровод­ным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным се­тям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

За повторное совершение данного правонарушения предусмотрена ответ­ственность по части  2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении дея­тельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепло­вой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).

Технологическое присоединение, в соответствии с действующим законо­дательством, осуществляется на основании договора об осуществлении техно­логического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключае­мого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004    № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимаю­щих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производ­ству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту - Правила № 861), определяющие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (пункт 1 Правил № 861).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоедине­ния. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами (пункт 6).

В пункте 18 Правил № 861 определены мероприятия по технологическому присоединению, которые включают, в том числе подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий.

Срок действия технических условий не может составлять менее 2 лет и более 5 лет (пункт 24 Правил № 861).

В силу пункта 27 Правил № 861 при невыполнении заявителем техниче­ских условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимает­ся.

Таким образом, из пункта 27 Правил № 861 следует, что по истече­нии срока действия технических условий основаниями для отказа в продлении срока их действия может быть только отсутствие технической возможности (мощностей) на данной точке присоединения.

Положениями пункта 24 Правил № 861 установлен лишь предел действия технических условий при их первоначальной выдаче, а далее факт и период продления действия технических условий определяется наличием технической возможности технологического присоединения.

Из материалов дела следует, что 08.06.2009 года между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (в настоящее время ПАО "МРСК Центра и Приволжья") и ЗАО "Русская кожа" (в настоящее время АО "Русская кожа") заключен договор №050-425 об осуществлении технологического присоединения к электриче­ским сетям объекта заявителя: жилищного массива "Ходынинский", располо­женного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, ул. Большая, а/д Москва-Челябинск с максимальной мощностью 5000 кВт, срок дей­ствия договора определен до 03.06.2011.

Согласно выданным техническим условиям №042-18-258 от 26.05.2009, срок их действия определен до 26.05.2011.

В последующем стороны заключали дополнительные соглаше­ния и вносили изменения в вышеуказанный договор, продляя срок действия договора и продлевая действия технических условий до 02.06.2019.

В связи с не­выполнением мероприятий по договору технологического присоединения №050-425 от 08.06.2009,  ПАО "МРСК Центра и Приволжья" 25.09.2019 уведомило АО "Русская кожа" о намерении расторгнуть договор в судебном поряд­ке с возмещением затрат по договору, направив заявителю соглашение о рас­торжении договора №050-425 от 08.06.2009 по взаимному согласию сторон с компенсацией понесенных фактических затрат.

С целью выполнения всех обязательств, предусмотренных для заявителя техническими условиями, 10.10.2019 заявитель направил в адрес сетевой ор­ганизации предложение о продлении действия технических условий еще на 5 лет.

06.11.2019 сетевая организация, ссылаясь на пункт 24 Правил, направила отказ в продлении срока действия технических условий, указав, что срок действия технических условий для присо­единения к электрическим сетям на дату обращения с письмом истек, договор не может быть продлен далее согласованной даты - 02.06.2019.

В соответствии с пунктом 27 Правил № 861 при невыполнении заявителем техниче­ских условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий.

Вместе с тем, сетевая организация отказала в продлении срока действия ТУ по при­чине истечения срока действия ТУ, не исследовав вопрос о наличии (отсут­ствии) технической возможности для продления срока действия ТУ, не указав в письме, и не представив антимонопольному органу доказательств того, что у него отсутствовала (имелась) техническая возможность для продления срока дей­ствия ТУ.

Учитывая изложенное, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" без достаточных оснований отказало обществу в продлении срока действия ТУ, тем самым нарушило правила технологического присоединения к электрическим сетям.

В связи с чем, антимонопольный орган неправомерно прекратил произ­водству по делу об административном правонарушении из-за отсутствия в действиях ПАО "МРСК Центра и Приволжья" события административного правонарушения, предусмотренного частью  2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с протоколом № 062/04/9.21-617/2019 об административном правонарушении от 11.02.2020 ПАО "МРСК Центра и Приволжья" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения к электрическим сетям.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о прекращении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с тем, что со стороны общества мероприятия, указанные в технических условиях, не выполнены при том, что договор был заключен сторонами в 2009 году, возможный срок продления действия технических условий истек, а возможность исполнения договора по предмету была окончательно утрачена, после истечения срока исполнения обязательств (02.06.2019).

Согласно пункту 1 статьи 26.2 КоАП РФ,  доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (пункт 1 статьи 28.3 КоАП РФ).

По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3 КоАП РФ, протоколом устанавливается место, время совершения и событие административного правонарушения.

Арбитражный суд не может выйти за пределы установления и проверки тех обстоятельств, которые послужили основанием для возбуждения дела, не зафиксированных уполномоченным органом в установленном нормами КоАП РФ порядке.

В силу принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей арбитражный суд не вправе осуществлять полномочия по административному преследованию, возложенные законодательством на уполномоченные органы.

Вместе с тем, апелляционный суд необоснованно вмешался в гражданские правоотношения сторон договора.

Предметом рассмотрения и оценки в настоящем административном деле не является факт прекращения договора.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции выйдя за пределы доказывания по административному делу, сделал вывод относительно прекращения договора.

Следовательно, данный вывод суда апелляционной инстанции является излишним.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Фе­дерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно разъяснениям изложенным в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об администра­тивном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения по ст. 9.21 КоАП РФ составляет 1 год. Следовательно, с учетом того, что письмо ПАО "МРСК Центра и Приволжья" датировано 06.11.2019, срок давности привлечения истек 06.11.2020.

Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 и статьи 4.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонару­шении, обсуждаться не может.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.02.2021 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 года по делу № А54‑8136/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий:                                                             Л.В. Леонова

Судьи:                                                                                           Е.В. Бессонова

                                                                                                       С.И. Смолко