ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-9397/20 от 05.10.2021 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                             Дело  № А54-9397/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Дайнеко М.М., судей Заикиной Н.В. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания Фроловой Е.С., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.06.2021 по делу № А54-9397/2020 (судья Стрельникова И. А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕГИОН» (г. Рязань, ИНН 6234189320, ОГРН 1206200002777) к Администрации города Рязани (г. Рязань, ИНН 6227000292, ОГРН 1026201270260) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженного в письме от 16.11.2020 № 02/1/1/1-09/3226-Исх,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕГИОН» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации города Рязани (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, площадью 239 кв.м, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Лесок, в районе стр. 4 (Октябрьский район), для размещения пункта приема вторичного сырья, для размещения которого не требуется разрешение на строительство, выраженного в письме от 16.11.2020 № 02/1/1/1-09/3226-Исх, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕГИОН» путем принятия решения о разрешении на использование земельного участка на срок 60 месяцев, площадью 239 кв.м, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Лесок, в районе стр. 4 (Октябрьский район), для размещения пункта приема вторичного сырья, для размещения которого не требуется разрешение на строительство, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, публичного сервитута, оформленного в соответствии с требованиями пункта 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 18.11.2019 № 358.

Решением  суда от 03.06.2021 заявление удовлетворено. 

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене. В обоснование своей позиции указывает, что согласно пояснительной записке к заявлению о предоставлении земельного участка заявитель планирует принимать от населения твердые бытовые отходы. Указанная деятельность в силу положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» может осуществляться региональным оператором, которым заявитель не является.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 21.10.2020 общество с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕГИОН» обратилось в администрацию города Рязани с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта (за исключением линии связи, линейно-кабельных сооружений связи и антенно-мачтовых сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство), который может быть размещен на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена без предоставления земельных участков и установления сервитутов, площадью 239 кв.м., по адресу: Рязанская область, город Рязань, рн Лесок, в районе стр. 4 (Октябрьский округ), для размещения пункта приема вторичного сырья, для размещения которого не требуется разрешения на строительство, согласно прилагаемой схеме границ. Срок использования земельного участка 60 месяцев.

Письмом от 16.11.2020 № 02/1/1/1-09/3226-Исх администрация города Рязани отказала заявителю в выдаче разрешения на основании подпункта «а» пункта 9 Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 18.11.2019 № 358, ввиду указания в пояснительной записке перечня видов отходов, планируемых к приему, без конкретизации их кодов в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, а также в связи с тем, что заявитель не является оператором (осуществляющим сбор ТКО) регионального оператора по обращению с ТКО в Рязанской области.

Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень видов объектов).

В соответствии с пунктом 22 указанного Перечня к числу объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов относятся пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Постановлением Правительства Рязанской области от 18.11.2019 № 358 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута (далее - Разрешение), выдаваемого исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее Уполномоченный орган).

Разрешение оформляется решением Уполномоченного органа о разрешении на использование земель или земельного участка для размещения объектов без предоставления земельного участка и установления сервитутов, публичного сервитута по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Пунктами 5, 6 Положения установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению. Данным перечнем помимо прочего предусмотрено приложение пояснительной записки по обоснованию площади земель, земельного участка или его части, включая технические характеристики объекта, указанного в Заявлении, требования (отсутствие требований) к их установке (размещению) и охранным зонам объекта (при наличии), а также  схемы границ, которая представляет собой документ, в котором в текстовой и графической формах отражены сведения о границах, планируемых к использованию земель или части земельного участка, необходимых для размещения Объекта(ов). Схема границ составляется по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

Пунктом 9 Положения установлены основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

В силу п. 10 Положения в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное п. 9. В решении об отказе в выдаче разрешения, принятом на основании п/п «а» п. 99 Положения, указывается норма действующего законодательства в соответствии с которой размещение объекта не допускается.

Как следует из содержания письма от 16.11.2020 № 02/1/1/1-09/3226-Исх решение об отказе в выдаче разрешения мотивировано п/п. «а» п. 9 Положения.

Администрация указала, что как следует из пояснительной записки, приниматься будут у населения твердые коммунальные отходы, а заявитель не является региональным оператором по обращению с ТКО в Рязанской области.

Из пояснительной записки следует, что на испрашиваемом земельном участке планируется размещение площадки из бетонных дорожных плит, огороженной по периметру профилированным листом. На площадке устанавливается один или два морских контейнеров, биотуалет для сотрудника, блок-контейнер, автомобильные весы.

В пояснительной записке также указан перечень сырья, планируемого к приему (картон, бумага А4, газеты, журналы, книги, пленка, алюминевые баки, оконный профиль ПВХ, оконный профиль AL, ПЭТ бутылки, стекло, стеклянные бутылки, трубы ПНД, трубы ПВХ, трубы полипропиленовые).

В соответствии с Региональной программой Рязанской области по обращению с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Рязанской области от 28.04.2018 № 217-р, исполнителями программного мероприятия "Создание пунктов приема вторичного сырья" являются операторы по обращению с отходами, осуществляющие деятельность по обработке и утилизации ТКО.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дано определение понятию "оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами", а именно - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности заявителя является "Утилизация отсортированных материалов", соответствующая коду 38.32 по "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Заявитель по виду осуществляемой деятельности соответствует понятию "оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами", закрепленном в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

 С учетом изложенного, выводы ответчика о том, что намечаемая заявителем деятельность противоречит нормативным правовым актам в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Рязанской области, в связи с тем, что заявитель не является оператором (осуществляющим сбор ТКО) регионального оператора по обращению с ТКО в Рязанской области, основаны на неверном толковании норм Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления".

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы приобретение статуса оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами действующим законодательством не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия заключенного договора с региональным оператором.

06.09.2021 в суд апелляционной инстанции поступили дополнительные пояснения ответчика, согласно которым испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Д2 – многофункционального делового, общественного и коммерческого назначения. В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 № 897-I зона Д2 предназначена для размещения государственных и муниципальных учреждений, комплексных многофункциональных зон общественно-деловой и коммерческой сферы, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Таким образом, прямой запрет на предоставление спорного земельного участка для размещения пункта приема вторичного сырья, не установлен.

Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь пунктом 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

                                          ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.06.2021 по делу № А54- 9397/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             М.М. Дайнеко

Судьи                                                                                                            Н.В. Заикина

                                                                                                                      А.Г. Селивончик