ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
29 декабря 2017 года Дело №А55-10380/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Балашевой В.Т., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмовой А.С.,
с участием:
от истца – ФИО1, юрисконсульт отдела договорно-правовой работы юрслужбы филиала (доверенность № КБШ-218/Д от 05.07.2017);
от ответчика – ФИО2, представитель (доверенность от 10.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 декабря 2017 года в зале № 2 помещения суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2017 года по делу №А55-10380/2017 (судья Каленникова О.Н.)
по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва,
к закрытому акционерному обществу «Транс-Экспресс-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Самарская область, г. Тольятти,
о взыскании 5919 руб. 46 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу «Транс-Экспресс-Сервис» (далее – ЗАО «ТЭС», ответчик) о взыскании платы за услуги по оформлению и доставке документов в размере 5919 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве ответчика на апелляционную жалобу, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» и ЗАО «ТЭС» (клиент) был заключен договор на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов № 3УС/118 от 16.12.2014 (далее – договор), по условиям которого ОАО «РЖД» приняло на себя обязательства оказать либо организовать услуги, связанные с перевозкой грузов (л.д. 9-10).
Согласно пункту 1.2. договора перечень необходимых услуг, их содержание и стоимость определены в приложении № 1 к договору, которое является его неотъемлемой частью.
В силу пункта 20 приложения № 1 к договору за оформление документов на станции назначения для завершения процедуры таможенного транзита предусмотрена ставка 595 руб. за 1 документ (без НДС). С 24.08.2015 ставка за оформление документов составляет 780 руб. за 1 документ (без НДС).
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в июне, сентябре, октябре и декабре 2016 года ответчику были оказаны услуги по оформлению следующих перевозочных документов на станции назначения для завершения таможенной процедуры таможенного транзита:
в июне 2016 года: по накопительной ведомости № 624779214 сумма составила - 1 560 руб., (без НДС), НДС 18% - 280 руб. 80 коп. Итого - 1 840 руб. 80 коп.;
в сентябре 2016 года:
- по накопительной ведомости № 641714071 сумма составила – 780 руб., (без НДС), НДС 18% - 140 руб. 40 коп. Итого – 920 руб. 40 коп.;
в октябре 2016 года:
- по накопительной ведомости № 647560414 сумма составила – 780 руб., (без НДС), НДС 18% - 140 руб. 40 коп. Итого – 920 руб. 40 коп.;
в декабре 2016 года:
- по накопительной ведомости № 659836971 сумма составила – 780 руб., (без НДС), НДС 18% - 140 руб. 40 коп. Итого – 920 руб. 40 коп.;
По расчету истца общая сумма по оказанным услугам за июнь, сентябрь, октябрь и декабрь 2016 года составила 4602 руб., с учетом НДС.
Пунктом 22 приложения № 1 к договору за доставку со станции назначения до поста таможенного органа оформленных документов для завершения таможенной процедуры таможенного транзита и отчетов о товарах, размещаемых на складах временного хранения и в зонах таможенного контроля (в расчете за километр доставки за один документ) предусмотрена ставка в размере 31 руб. 90 коп. за 1 документ на километр (без НДС).
Актом от 26.06.2015 установлено расстояние по доставке со станции назначения (ст. Тольятти) до поста таможенного органа (административное здание Таможенного поста, расположенного на территории ОАО «АВТОВАЗ» (База оборудования, ул. Северная, 55) документов для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, которое составляет 7 км.
3а июнь 2016 года ответчику были оказаны услуги в доставке вышеуказанных оформленных документов от станции назначения до поста таможенного органа.
Таким образом, сумма оказанных услуг составляет: 2 док. * 7 км. * 31 руб. 90 коп. = 446 руб. 60 коп. (без НДС) + 80 руб. 39 коп. (НДС) = 526 руб. 99 коп.
3а сентябрь 2016 года ответчику были оказаны услуги в доставке вышеуказанных оформленных документов от станции назначения до поста таможенного органа.
Таким образом, сумма оказанных услуг составляет: 1 док. * 7 км. * 31 руб. 90 коп. = 223 руб. З0 коп. (без НДС) + 40 руб. 19 коп. (НДС) = 263 руб. 49 коп.
3а октябрь 2016 года ответчику были оказаны услуги в доставке вышеуказанных оформленных документов от станции назначения до поста таможенного органа.
Таким образом, сумма оказанных услуг составляет: 1 док. * 7 км. * 31 руб. 90 коп. = 223 руб. 30 коп. (без НДС) + 40 руб. 19 коп. (НДС) = 263 руб. 49 коп.
3а декабрь 2016 года ответчику были оказаны услуги в доставке вышеуказанных оформленных документов от станции назначения до поста таможенного органа.
Таким образом, сумма оказанных услуг составляет: 1 док. * 7 км. * 31 руб. 90 коп. = 223 руб. 30 коп. (без НДС) + 40 руб. 19 коп. (НДС) = 263 руб. 49 коп.
Итого – 1317 руб. 46 коп. (с НДС)
Истец полагает, что факт оказанных услуг подтверждается наличием отметок таможенного органа на железнодорожных транспортных накладных о прохождении процедуры таможенного декларирования, накопительных ведомостях, а также отчётами об оказанных услугах за июнь 2016 года № 06; за сентябрь 2016 года № 09; за октябрь 2016 года № 10 и за декабрь 2016 года № 12 в ЗТК ст. Тольятти.
Таким образом, по расчету истца, общая сумма оказанных услуг в июне, сентябре, октябре и декабре 2016 года составила 5919 руб. 46 коп., с учетом НДС.
Направленные истцом в адрес ответчика претензии № 888/КбшНЮ, №890/КбшНЮ, № 892/КбшНЮ и № 881/КбшНЮ от 16.02.2017 с требованиями оплатить образовавшуюся задолженность оставлены без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на то, что согласно заключенному договору ОАО «РЖД» обязалось оказать либо организовать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов на основании письменных заявок на оказание услуг, являющихся неотъемлемой частью договора и оформленных по установленной договором форме (пункт 1.3. договора).
Перечень необходимых клиенту услуг, их содержание и стоимость определяются в приложении № 1 к договору.
Клиент обязан направлять ОАО «РЖД» надлежащим образом оформленные заявки не позднее, чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты оказания услуг (пункт 2.2.1. договора).
Таким образом, чтобы получить услуги по оформлению документов на станции назначения для завершения таможенной процедуры таможенного транзита и доставки со станции назначения до поста таможенного органа оформленных документов для завершения таможенной процедуры таможенного транзита необходимо оформить отдельный документ установленной формы за подписью полномочных представителей сторон и предоставить его в ТЦФТО (Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания).
Однако, ЗАО «ТЭС» не направляло в адрес ОАО «РЖД» заявок на оформление документов на станции назначения и на доставку со станции назначения до поста таможенного органа оформленных документов для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии с главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза применяются специальные условия перевозки с применением таможенной процедуры таможенного транзита в случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем.
В силу пункта 1 статьи 21 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный перевозчик обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 215 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
В силу статьи 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Согласно пункту 20.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ № 29 от 18.06.2003 когда груз находится под таможенным контролем, перевозчик не вправе выдать железнодорожную накладную получателю до ее предоставления должностному лицу таможенного органа.
В соответствии со статьей 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
Статьей 225 Таможенного Кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что при перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, на перевозчика возложена обязанность по завершению процедуры таможенного транзита. Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств-членов таможенного союза.
Таким образом, доставка товара, находящегося под таможенным контролем, следующего в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, требует завершения таможенной процедуры в установленном порядке.
Как указано в статье 223 Таможенного кодекса Таможенного союза при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
По правилам статьи 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие, возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы, возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных статьей 22 Устава, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов, время задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными Органами государственного контроля (надзора).
Таким образом, обязательным условием для применения положений статьи 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации является наличие указания таможенного органа, отраженного в каком-либо документе письмо, справка, уведомление и другие документы. При этом указание таможенного органа должно содержать распоряжение на производство конкретного вида работ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие выполнение перевозчиком каких-либо работ по инициативе или указанию таможенных органов, либо иных органов государственного контроля (надзора) и (или) заявок ЗАО «ТЭС» на оформление и доставку документов в таможенные органы для завершения ВТТ.
Таким образом, расходы за оформление и доставку документов в таможенные органы для завершения ВТТ станции назначения являются установленной законом обязанностью перевозчика и, соответственно, поэтому ЗАО «ТЭС» не подписывало спорные накопительные ведомости.
Согласно заключенному договору стороны согласовали перечень и стоимость услуг (приложение № 1), связанных с перевозкой грузов, в том числе и оформление документов на станции назначения для завершения процедуры таможенной процедуры.
Пунктами 20, 22 приложения № 1 стороны согласовали доставку со станции назначения до поста таможенного органа оформленных документов для завершения таможенной процедуры.
Согласно пункту 2.1. договора услуги оказываются истцом на основании согласованной с клиентом заявки. Форма заявки на оказание дополнительных услуг согласована в приложении № 2 к договору.
Между тем ответчик заявки об оказании услуг по оформлению перевозочных документов на станции назначения для завершения таможенной процедуры таможенного транзита по накладным № ЭС 339675, № ЭС 339777, № ЭФ 601467, № ЭЦ 012804, № ЭШ 872645 истцу не представлял, что истцом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований признать иное и переоценить данные выводы суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а по существу, сводятся к несогласию истца с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств и исследованных обстоятельств, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2017 года по делу №А55-10380/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья Судьи | В.А. Морозов В.Т. Балашева Е.Г. Демина |