ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-10421/17 от 15.11.2017 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 ноября 2017 года                                                                                   Дело №А55-10421/2017

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15.11.2017 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества по производству напольных покрытий «ТАРКЕТТ» на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2017 по делу №А55-10421/2017 (судья Якимова О.Н.), принятое по заявлению акционерного общества по производству напольных покрытий «ТАРКЕТТ» (ИНН 6340007043, ОГРН 1026303207226), г.Отрадный Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г.Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, об оспаривании решения

в судебном заседании приняли участие:

представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области Маркова Т.И. (доверенность от 11.01.2017) и Бондарева Е.С. (доверенность от 09.06.2017),

представители акционерного общества по производству напольных покрытий «ТАРКЕТТ» Воробьева Ю.А. (доверенность от 11.07.2017) и Ревина Н.Ю. (доверенность от 09.01.2017),

представитель Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области Васичкина Н.В. (доверенность от 21.09.2017),

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество по производству напольных покрытий «ТАРКЕТТ» (далее – АО «ТАРКЕТТ», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее – налоговый орган) от 08.11.2016 №08-10/240.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее – УФНС России по Самарской области).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2017 по делу №А55-10421/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

АО «ТАРКЕТТ» в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению АО «ТАРКЕТТ», обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

Налоговый орган и УФНС России по Самарской области в отзывах апелляционную жалобу отклонили.

В судебном заседании представители общества поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представители налогового органа и УФНС России по Самарской области в судебном заседании просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, принявших участие в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, решением налогового органа от 08.11.2016 №08-10/240 АО «ТАРКЕТТ» было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде штрафа в размере 1250 руб. (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность общества за совершенное правонарушение).

Решением УФНС России по Самарской области от 16.01.2017 № 20-15/00936@ решение налогового органа оставлено без изменения.

Решением ФНС России от 06.04.2017 № СА-4-9/6518@ жалоба АО «ТАРКЕТТ» была оставлена без удовлетворения, решение налогового органа - без изменения.

С учетом положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в  удовлетворении его заявления.

Согласно пункту 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

Статьей 129.4 НК РФ предусмотрено, что неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В силу пункта 2 статьи 105.16 НК РФ форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию: календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках; предметы сделок; сведения об участниках сделок: полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации); фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем; сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Указанная информация позволяет идентифицировать контролируемую сделку, ее участников и является обязательной для заполнения.

В соответствии с Порядком заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденным Приказом ФНС России от 27.07.2012 №ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» и зарегистрированным в Минюсте России от 30.08.2012 № 25323 (далее - Порядок заполнения), предусмотрены обязательные для заполнения и необязательные для заполнения пункты. Порядком заполнения также предусмотрено, что некоторые пункты заполняются только при наличии определенных условий. При этом пункты, обязательные для заполнения, непосредственно относятся к информации о контролируемой сделке, прямо предусмотренной в пункте 3 статьи 105.16 НК РФ.

Отсутствие информации в пунктах, обязательных для заполнения, либо указание в этих пунктах недостоверной информации указывает на то, что налогоплательщик не выполнил требования пункта 3 статьи 105.16 НК РФ и Порядка заполнения, то есть представил уведомление о контролируемых сделках, содержащее недостоверные сведения.

Пунктом 4.4 Порядка заполнения предусмотрено, что в пунктах 121-124 Раздела 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» уведомления указывается соответствующая цифра по коду отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 НК РФ в соответствии с приложением №1 к Порядку заполнения.

Так, пункт 121 Раздела 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» уведомления с кодом отнесения сделки к контролируемой «1» заполняется в случае, если сделки совершены между взаимозависимыми лицами в соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ.

АО «ТАРКЕТТ» пункт 121 Раздела 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» уведомления по сделкам с порядковыми номерами №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 20 с АО «ТАРКЕТТ РУС» заполнило со значением «0» вместо «1».

Кроме того, АО «ТАРКЕТТ» не заполнило пункт 090 «Адрес (для иностранных организаций)» Раздела 2 «Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)» уведомления по сделке с порядковым номером 21 в отношении иностранной организации TARKBTTHOLDINGGMBH.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым сделкам (пункт 1 статьи 105.14 НК РФ) в зависимости от сумм полученных доходов (понесенных расходов), определенных положениями статьи 105.14 НК РФ.

Из пункта 1 статьи 248, пункта 6 статьи 250, подпункта 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ следует, что независимо от оформления доходами по договорам займа являются только полученные по ним проценты. При этом средства, получаемые по договорам займа, не учитываются в качестве доходов при расчете налога на прибыль. Аналогичный порядок применяется в отношении расходов, с тем лишь отличием, что учет регулируется статьей 269 НК РФ.

Таким образом, по контролируемым сделкам, относящимся к займам между взаимозависимыми лицами, независимо от способа оформления заимствований контроль осуществляется только по суммам начисленных процентов.

Следовательно, в уведомлении налогоплательщиком должны быть отражены начисленные проценты по договору займа.

Довод апелляционной жалобы о том, что все необходимые для налогового контроля сведения были заполнены достоверно, в полном соответствии с существом сделки отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду нижеследующего.

В уведомлении АО «ТАРКЕТТ» по сделке с порядковым номером №22 с иностранной организацией TARKETT недостоверно заполнен пункт 030 «Наименование предмета сделки» Раздела 1Б уведомления, поскольку вместо «Проценты по договору займа» указано: «Предоставление денежных средств»; в пункте 045 «Код предмета сделки (код ОКВЭД)» Раздела 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)» уведомления вместо кода «65.22» указан код «01.4» (предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг); в пункте 090 «Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара, оказания услуги, работы, совершения сделки с иными объектами гражданских прав)» Раздела 1Б уведомления вместо указания местонахождения заимодавца (код страны «250», город «Париж») указан адрес АО «ТАРКЕТТ» (код страны «643», город «Отрадный); в пункте 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» Раздела 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)» уведомления вместо «84 687 013» указано значение «0».

Пунктом 3 статьи 105.16 НК РФ прямо предусмотрена необходимость указания на предмет сделки в сведениях о контролируемых сделках.

В рассматриваемом случае представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках выразилось именно в недостоверном указании предмета сделки, а также места совершения сделки и ее цены.

Довод АО «ТАРКЕТТ» (со ссылкой на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации» от 16.02.2017) о том, что неправильное заполнение уведомления о контролируемых сделках не мешает налоговому органу идентифицировать контролируемую сделку и, соответственно, оснований для привлечения к ответственности по статье129.4 НК РФ не имеется, не может быть принят во внимание, поскольку в рассматриваемом случае общество недостоверно указало предмет сделки, что является прямым нарушением положений пункта 3 статьи 105.16 НК РФ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что факт представления АО «ТАРКЕТТ» в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) общества события налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 НК РФ.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал АО «ТАРКЕТТ» в удовлетворении его заявления.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции установил, что доводы, приведенные АО «ТАРКЕТТ» в апелляционной жалобе, не основаны на законе и не опровергают вышеприведенные обстоятельства, установленные судом первой инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2017 года по делу №А55-10421/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий                                                               

В.С. Семушкин

     Судьи 

А.А. Юдкин

И.С. Драгоценнова