ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-10830/17 от 30.11.2017 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

город Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 7 декабря 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шадриной О.Е.,

судей Балашевой В.Т. и Туркина К.К.,

протокол судебного заседания вела секретарь Хурина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 2 дело по апелляционной жалобе акционерного общества «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2017, принятое по делу №А55-10830/2017 судьей Ястремским Л.Л.,

по иску акционерного общества «Особая экономическая зона промышленно- производственного типа «Тольятти» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Самарская обл., Ставропольский р-н, с. Подстепки, к обществу с ограниченной ответственностью «Тольяттинская бумажная фабрика» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Самарская обл., Ставропольский р-н, с. Подстепки, об обязании заключить договор, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области,

с участием:

от истца - ФИО1, представитель (доверенность от 20.09.2017 №75-62/05.1) (до и после перерыва),

от ответчика - ФИО2, представитель (доверенность от 21.03.2017) (до и после перерыва),

от третьих лиц:

от Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - ФИО3, представитель (доверенность от 12.01.2017 №7-03/1) (до и после перерыва),

от Министерства экономического развития Российской Федерации - не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти», Самарская область, Ставропольский район, село Подстепки, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Тольяттинская бумажная фабрика», Самарская область, Ставропольский район, село Подстепки, о понуждении к заключению договора по содержанию внутриплощадочных дорог, тротуаров общего пользования и уходу за зелеными насаждениями на условиях, изложенных в  проекте договора.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.07.2017 (л.д. 90) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2017 в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 127).

Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (л.д. 135), в которой ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и удовлетворить заявленные требования.

В заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ООО «Тольяттинская бумажная фабрика» с доводами жалобы не согласился, представил отзыв на апелляционную жалобу.

Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считая отказ фабрики  от заключения договора неправомерным. В материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу истца (л.д. 154).

Министерство экономического развития Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило, представило письменные объяснения по существу заявленного иска, поддержав требования истца.

Заслушав представителей сторон и третьего лица, руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд объявляет перерыв в судебном заседании до 30.11.2017, до 11 час. 30 мин.

Информация о перерыве опубликована на официальном сайте суда.

После перерыва заседание продолжено в прежнем составе суда, с участием представителей сторон.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Обращаясь с иском в суд с требованием о понуждении к заключению договора, по которому резидент поручает, а управляющая компания принимает на себя обязательство по оказанию услуг по содержанию внутриплощадочных дорог, тротуаров общего пользования и уходу за зелеными насаждениями, расположенными на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти», истец ссылается на статьи 420, 421, 423, 424, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена  Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. 

Если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда, что установлено частями 1 и 4 статьи 445 Кодекса).

Правовое регулирование отношений в сфере особых экономических зон в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особой экономической зоной является часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (статья 3 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 621 «О создании на территории Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа» на территории муниципального района Ставропольский Самарской области создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа.

По предложению правительства Самарской области осуществление строительства инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры особой экономической зоны промышленно-производственного типа производится за счет средств бюджета Самарской области и бюджета муниципального района Ставропольский Самарской области в размере не менее 774 млн. рублей, а также за счет средств внебюджетных источников.

10.09.2010 Правительство Российской Федерации, Правительство Самарской области и Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области заключили соглашение о создании на территории муниципального района Ставропольский Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа № 16997-ОС/Д25 на срок 20 лет.

В дальнейшем, дополнительным соглашением от 24.12.2012 № С-717-ОС/Д25 срок существования особой экономической зоны промышленно-производственного типа продлен до 2055 года.

21.07.2012 Министерство экономического развития Российской Федерации и АО «Особые экономические зоны» заключили Соглашение об управлении особой экономической зоной промышленно-производственного типа, созданной на территории муниципального района Ставропольский Самарской области № С-225-ОС/Д/25.

27.08.013 Министерство экономического развития Российской Федерации, ОАО «Особые экономические зоны» (управляющая компания) и ООО «Тольяттинская бумажная фабрика» (резидент) заключили соглашение № С-383-ОС/Д14 об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, предметом которого является ведение резидентом промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне, а именно, создание и эксплуатация производства бумаги для гофрирования и картона для твердых слоев, создание резидентом зданий и сооружений общей площадью не менее 5 100 кв.м., создание управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных Соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям резидента.

28.07.2015 Министерство экономического развития Российской Федерации и ОАО «Особая экономическая зона» заключили соглашение об управлении особой экономической зоной промышленно-производственного типа, созданной на территории муниципального района Ставропольский Самарской области № С-228-АЦ/Д14, определяющего взаимные обязательства сторон.

В соответствии с разделом 3 Соглашения Управляющая компания обеспечивает создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ и их функционирование. Привлекает резидентов и иных инвесторов для осуществления деятельности по созданию инфраструктуры ОЭЗ.

Согласно пункту 5.6. Соглашения создание, содержание и эксплуатация объектов инфраструктуры ОЭЗ осуществляется за счет уставного капитала Управляющей компании и иных средств Управляющей  компании.

В целях определения объема финансовых средств федерального бюджета для обеспечения создания объектов инфраструктуры ОЭЗ и подготовки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Управляющая компания в срок до 01.04.года, предшествующего очередному финансовому году, формирует и представляет в Министерство предложения и обоснования по необходимому объему финансирования на очередной финансовый год и плановый период.

28.07.2015 Министерство экономического развития Российской Федерации, ОАО «Особые экономические зоны», ОАО «Особая экономическая зона» промышленно-производственного типа «Тольятти» и ООО «Тольяттинская бумажная фабрика» заключили Соглашение № С-238-Ац/Д14 о замене Управляющей компании по Соглашению об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального района Ставропольский Самарской области от 27.08.2013 № С-383-ОС/Д14, согласно которому все права и обязанности управляющей компании по Соглашению об осуществлении деятельности передаются от Открытого акционерного общества «Особые экономические зоны» Открытому акционерному обществу «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти».

Статьей 8.1. Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» установлено, что именно Управляющая компания обеспечивает создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны в соответствии с соглашением о создании особой экономической зоны; обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ; привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ; разрабатывает проект планировки ОЭЗ; осуществляет иные предусмотренные Законом и соглашением об управлении особой экономической зоны функции.

Обращаясь с требованием о понуждении ООО «Тольяттинская бумажная фабрика» заключить договор на содержание истцом внутриплощадочных дорог, тротуаров общего пользования и уходу за зелеными насаждениями, АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» указало, что плата за пользование объектами инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, электроснабжения регулируется, при этом средства на содержание этих сетей оплачиваются в составе тарифов за потребление ресурсов, порядок расчета и оплаты которых установлен нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Дорожная сеть особой экономической зоны является объектом инфраструктуры, как и названные сети, но в отличие от них, расходы на ее содержание не регулируются нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

На вопрос арбитражного апелляционного суда представитель истца сообщил, что в установленном порядке АО не обращалось в Министерство с предложением и обоснованием необходимого объема финансирования и выделении денежных средств на содержание внутриплощадочных дорог, тротуаров и уход за зелеными насаждениями.

АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» является собственником объектов инженерной инфраструктуры и транспортной сети особой экономической зоны на территории муниципального района Ставропольский Самарской области. 1 этап. Автомобильные дороги, тротуары, назначение: нежилое, протяженность 8765, адрес объекта: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, территория ОЭЗ. Шоссе № 1 - № 4. Автомобильные дороги, тротуары, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2016 (л.д. 32).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» реконструкция, ремонт, капитальный ремонт, содержание частных автомобильных дорог осуществляются за счет средств их владельцев и иных не запрещенных законом источников.

Обращаясь с требованием о понуждением резидента заключить договор на оказание истцом навязываемых Обществу услуг, АО ошибочно полагает, что таким источником средств является ООО «Тольяттинская бумажная фабрика».   

При этом истец необоснованно ссылается на пункт 2.5.11. Соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального района Ставропольский Самарской области.

Исходя из буквального толкования содержания названного пункта Соглашения резидент заключает с Управляющей компанией договоры на обеспечение  своих нужд на топливно-энергетические ресурсы, коммунальные услуги и иные услуги, связанные с объектами инфраструктуры особой экономической зоны.

По сути, Управляющая компания, являясь собственником дорог, пытается трансформировать свои собственные обязанности в поручение ей резидентом за его собственные средства оказывать услуги по содержанию дорог, тротуаров и зеленых насаждений.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог,  что установлено частью 1 статьи 17 и частью 4 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ.

Анализ содержания статей 8 – 10 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» свидетельствует о необоснованности заявленных истцом требованиях.

Ссылка истца на пункт 5.2. двухстороннего Соглашения об управлении особой экономической зоной по форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.04.2012 № 188, необоснованна и не распространяет свое действие на лиц, его не заключивших.

Арбитражный апелляционный суд не принимает во внимание ссылку истца на разъяснения Департамента регионального развития от 04.04.2016 № Д14и-872, которые не могут являться правовым основанием к понуждению резидента заключить договор на услуги, которые будет оказывать ему истец. 

Для резидента заключение договора на оказание услуг истцом по содержанию собственных дорог, не является обязательным.

В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации с требованием о понуждении к заключению договора возможно обращаться в суд лишь в том случае, когда Кодексом, иными законами или добровольно принятым обязательством установлена обязанность заключить такого рода договор.

Если обязанность по заключению договора не установлена ни законом, ни договором, то требования о понуждении к заключению договора не подлежат удовлетворению.

Согласно статье 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Анализируя проект договора, заключение которого навязывается резиденту истцом, не относится к числу публичных договоров, следовательно, обязанность ответчика заключить договор с истцом из положений Гражданского кодекса Российской Федерации не возникает.

Пункт 2.5.11. Соглашения нельзя оценивать как предварительный договор.

В соответствии с частью 1 статьи 429 Кодекса, по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Пункт 2.5.11. Соглашения не может быть истолкован в качестве предварительного договора, поскольку не содержит условий, позволяющих установить предмет договора как определенные действия или вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей ответчика.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Оснований признать иное и переоценить выводы суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию  истца с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчик не представил.

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя и возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2017, принятое по делу №А55-10830/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                            О.Е. Шадрина

Судьи                                                                                                           В.Т. Балашева

                                                                                                                      К.К. Туркин