ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
22 ноября 2018 года дело №А55-11610/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2018 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Кузнецова С.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной К.А.,
с участием:
от акционерного общества "Нефтетранспорт" – представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" – представитель ФИО1 (доверенность от 24.05.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 2 апелляционную жалобу акционерного общества "Нефтетранспорт" на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.09.2018 по делу № А55-11610/2018 (судья Каленникова О.Н.)
по иску акционерного общества "Нефтетранспорт" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Нефтетранспорт" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее – ответчик) о взыскании 203 013 руб. неосновательного обогащения, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 24.09.2018 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что отцепка вагонов в процессе перевозки может влиять лишь на исчисление сроков доставки и не служит основанием для изменения условия договора о его цене.
Перевозчик отвечает за техническую неисправность и для освобождения от ответственности должен доказать то, что техническая неисправность возникла по причине, от него не зависящей.
При приеме вагонов к перевозке перевозчик сам несет ответственность за техническое состояние вагонов, поскольку обязуется перед грузоотправителем и грузополучателем доставить груз в сохранности.
В рассматриваемом случае все спорные вагоны были приняты перевозчиком от грузоотправителя к перевозке без претензий по их техническому состоянию.
Приняв вагоны к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил их техническую исправность.
При отцепке в пути следования вагона перевозчик не вправе взыскивать с плательщика тарифа какие-либо дополнительные расходы, связанные с отцепкой, поскольку сам несет ответственность за техническое состояние вагона при приеме груза к перевозке и осуществляет техническое обслуживание грузовых вагонов в пути следования.
Устранение технической неисправности - обязанность перевозчика, возложенная на него пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Таким образом, техническое обслуживание груженых вагонов в пути следования обязанность перевозчика, а плата за техническое обслуживание вагонов входит в тарифы на перевозку грузов.
Перевозчик отвечает за техническую неисправность и для освобождения от ответственности должен доказать то, что техническая неисправность возникла по причине, от него не зависящей.
В рассматриваемом случае все вагоны были приняты перевозчиком от грузоотправителя к перевозке без претензий по их техническому состоянию.
Из расчета иска АО "Нефтетранспорт" следует, что по части спорных вагонов
(№51137420, №51812162, №75066936, №57520793, №53863098, №50565266, №50621101, №51063154, по которым ответчиком списана дополнительная провозная плата, расстояние перевозки (фактические или тарифное) не изменилось, поэтому ответчиком необоснованно произведено списание и определен размер тарифа для отцепленных вагонов не в соответствии с Прейскурантом № 10-01, а самостоятельно, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований на общую сумму 203 013 руб.
Кроме того, при вынесении решения, судом не было учтено, что при отцепке груженого вагона в ремонт провозная плата должна быть рассчитана по первоначальной накладной и не может быть изменена в сторону увеличения. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе, с учетом письменных дополнений.
Представитель ответчика отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель истца надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между истцом и ответчиком заключено Соглашение об организации расчетов №ЭР/29 от 24.12.2010 (далее -Соглашение).
Согласно пункту 1.1 предметом Соглашения являются взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой АО "Нефтетранспорт" провозных платежей, сборов, тарифов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном, транзитном и внутригосударственном сообщениях с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС).
В соответствии с пунктом 1.2. Соглашения АО "Нефтетранспорт" присвоен код плательщика 1000610322, указываемый в перевозочных и иных документах.
Истец указал, что в период с апреля 2017 года по январь 2018 года при следовании вагонов №51137420, №51812162, №75066936, №57520793, №53863098, №50565266, №50621101, №51063154 с грузом, они были отцеплены в текущий отцепочный ремонт по причине выявления технических неисправностей с пересылкой вагонов до мест проведения ремонта и последующей отправкой на станции назначения, в связи с чем перевозчиком произведен перерасчет провозной платы и в безакцептном порядке с Единого лицевого счета (ЕЛС) АО "Нефтетранспорт" произведен добор железнодорожного тарифа в размере 203 013 руб.
Истец узнал о данных обстоятельствах при получении от ответчика первичных учетных документов по спорным железнодорожным отправкам (накладным) №51741389, №51748839, №51750467, №51761184, №Э3141621, №Э3968764, №51801921, №51743657 (скорректированных актов оказанных услуг, перечней документов к скорректированным актам оказанных услуг, скорректированных счетов-фактур) свидетельствующих о фактах несогласованного списания дополнительной провозной платы с ЕЛС истца. По указанным железнодорожным накладным на перевозку вагонов с грузом истец не являлся стороной договора перевозки (грузоотправителем/грузополучателем), а выступал плательщиком на основании договора на организацию расчетов, о чем в графе 20 накладных внесена соответствующая запись.
Истец полагает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для одностороннего изменения условий договора перевозки, перерасчета тарифа и списания дополнительной провозной платы по факту отцепки спорных вагонов с грузом в текущий отцепочный ремонт в пути следования, указав, что в отношении перевозок железнодорожным транспортом порядок установления платы за перевозку грузов определяется статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), Федеральным законом от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее -Устав) Федеральным Законом от 10.01.2003 №17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее- Закон №17-ФЗ).
Согласно ст. 2 УЖТ РФ, ст. 8 ФЗ «О железнодорожном транспорте», плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.
Тарифы на перевозку грузов по российским железным дорогам предусмотрены прейскурантом №10-01, утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 №47-т/5 (далее - Прейскурант № 10-01).
В соответствии с пунктом 1.1.6 Прейскуранта №10-01 установлены расчетные таблицы плат за перевозку наливных грузов в собственных (арендованных) цистернах с локомотивом ОАО "РЖД" (тарифные схемы №19-24), которыми предусмотрены диапазоны расстояний для расчета тарифа за перевозку грузов из расчета за одну тонну перевозимого груза.
Прейскурантом 10-01 установлено, что размер тарифа зависит от расстояния перевозки, определяемого, в случае отцепки вагонов в пути следования в текущий ремонт, согласно Правилам выдачи грузов, утвержденным Приказом МПС от 18.06.2003 №29.
В рассматриваемом случае истец, учитывая перевозимый в спорных вагонах груз (дистилляты, дизельное топливо, бензин, винилбензол), считает, что при расчете провозной платы подлежали применению следующие установленные Прейскурантом 10¬01 Тарифные схемы:
- Тарифная схема №19, предусмотренная для расчета провозной платы грузов: нефть и нефтепродукты; бензин стабильный газовый; конденсат газовый; дистиллят газового конденсата; кислоты, оксиды, пероксиды и ангидриды; остальные наливные грузы;
- Тарифная схема №20, предусмотренная для расчета провозной платы грузов: метанол; углеводороды и их производные: винилбензол; этилхлорид; хлорэтил.
По расчету истца, при отцепке и направлении спорных порожних вагонов в ремонт не произошло изменение диапазона расстояний, предусмотренного Тарифными схемами №№19, 20 Прейскуранта №10-01, поскольку итоговое расстояние перевозки каждого отцепленного в ремонт вагона укладывается в соответствующий диапазон тарифной схемы, согласованный с перевозчиком при заключении договора перевозки.
Истец указал, что применительно к спорным железнодорожным отправкам:
- по железнодорожным накладным №№33141621, Э3968764 изменения установленного Прейскурантом №10-01 диапазона расстояний (Тарифная схема №19) не произошло, поскольку итоговое расстояние перевозки не изменилось (отклонение от указанного в ж.д. накладной расстояния перевозки составляет - 0 км), ввиду того, что станции отцепки вагонов и проведения текущего ремонта находились на первоначальном маршруте следования вагонов с грузом;
- по железнодорожным накладным №№51741389, 51748839, 51750467, 51761184, 51801921, 51743657 изменения установленного Прейскурантом №10-01 диапазона расстояний (Тарифная схема №№19, 20) не произошло, поскольку отклонение итогового расстояния перевозки вагонов с грузом от указанного в ж.д. накладной расстояния перевозки составило - 4 км, что укладывается в соответствующий диапазон Тарифной схемы, согласованный с перевозчиком при заключении договора перевозки.
Принимая во внимание отсутствие факта изменения установленного Прейскурантом №1 0-01 диапазона расстояний (Тарифные схемы №19, 20), истец полагает, что у перевозчика отсутствовали правовые основания для одностороннего изменения условий договора перевозки, перерасчета железнодорожного тарифа и добора провозной платы при направлении спорных вагонов с грузом в ремонт.
Не согласившись с действиями перевозчика по перерасчету тарифа и одностороннему списанию дополнительной провозной платы за перевозку спорных вагонов с грузом, истец направил ответчику претензии с требованием вернуть необоснованно списанные ЕЛС истца денежные средства. которые оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что в апреле и мае 2017 года грузоотправителем ООО "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" в адрес Несте Ой, Балтик Танк Ой (Финляндия) был отправлен груз по железнодорожным накладным №51750467. №51741389, №51748839, №51743657, №51801921, №51761184. В графе №20 международных железнодорожных вкладных №51750467, №51741389, №51748839, №51743657, №51801921, №51761184 истец указан в качестве плательщика платы за перевозку грузов. В железнодорожных закладных №33141621 и № Э3968764 отправитель груза также указал в качестве плательщика АО "Нефтетранспорт".
При перевозках грузов в российско-финляндском сообщении применяются следующие регламентирующие документы:
- соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении (ратифицировано Федеральным законом от 05.04.2016 N 86-ФЗ);
- договор между ОАО "РЖД" и АО "VR-Group Ltd" о взаимодействии при организации железнодорожных перевозок №35/№Y20031/010/15 от 13.03.2015;
- служебная инструкция, регламентирующая порядок взаимодействия между перевозчиками ОАО "РЖД" и AO "VR-Group Ltd" при перевозках грузов на условиях соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении.
В обоснование перерасчета стоимости перевозки груза (провозной платы) в вагонах №51137420, №51812162, №75066936, №57520793, №50621101, №51063154, следовавших в рамках железнодорожной перевозки в международном сообщении и вагонов №53863098, №50565266, следовавших в пределах территории Российской Федерации, ответчик указал на следующие обстоятельства.
Вагоны №51137420, №51812162, №75066936, №57520793, следовавшие по железнодорожным накладным №51750467, №51741389, №51748839, №51761184 со станции Аллагуват (Куйбышевская ж.д ОАО «РЖД») на ст. Шёльдвик (Финляндские ж.д.) через пограничный пропускной пункт станции Бусловская (эксп.), возвращены но неприему Финляндскими железными дорогами (далее - Фин.ж.д.) по причине выявления технической неисправности вагонов. Для устранения технической неисправности вагоны были направлены со станции Бусловская (эксп.) на станцию Бусловская для проведения ремонта, что подтверждается актами общей формы: №1/1488 от 15.04.2017 на вагон №51137420, №1/2513 от 15.07.2017 на вагон №57520793, №1/1971 от 28.05.2017 на вагон №75066936, №1/1906 от 23.05.2017 на вагон №51812162.
После проведения ремонта, что подтверждено актами общей формы №1/2499, №3/1983, №1/1518, №3/2087, №ВУ-36, вагоны проследовали на станцию назначения Шёльдвик Фин.ж.д.
Вагоны №51063154, №50621101, следовавшие по железнодорожным накладным №51743657, №51801921 со ст.ФИО2. ж.д. на ст.ФИО3 Фин.ж.д. через пограничный пропускной пункт ст.Бусловская (эксп), были возвращены на станцию Бусловская в связи с отказом в приеме вагонов Финскими железными дорогами по причине выявления технической неисправности на пограничной железнодорожной станции Бусловская-эксп., На станцию Бусловская вагоны были возвращены для проведения текущего отцепочного ремонта. После проведения ремонта и устранения неисправностей, что подтверждается актами общей формы №1/1669 от 28.04.2017 на загон №51063154 и №3/231 от 21.01.2018 на вагон №50621101, ВУ-36, вагоны проследовали на станцию назначения ФИО3 Фин.ж.д.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении в случае, если при возникновении препятствий к перевозке грузов был изменен путь следования но причинам, не зависящим от перевозчика, провозные платежи исчисляются за измененный путь следования.
Таким образом, ответчиком были начислены дополнительные провозные платежи в сумме 143 336 руб. за пробег отцепленных вагонов от станции Бусловская-эксп. (код станции 021401) до ст. Бусловская (код станции 028504) (2 км) и обратно (2км).
Кроме этого, ответчиком были взысканы дополнительные сборы в сумме 8676 руб. за ведение учета и формирование отчетов о товарах ДО -1, ДО-2, размещенных на складах временного хранения и в зонах таможенного контроля. Сборы взысканы согласно акту общей формы на станции Бусловская ОКТ ж.д. №3/2131, №3/1507, №3/2047, №3/1722, №3/280.
Груженые вагоны №53863098, №505658266 по накладным №33141621 и № Э3968764 были отцеплены в пути следования от групповой отправки. Отцепка вагонов №53863098, №505658266 проводилась с целью устранения выявленной технической неисправности, с подачей на станцию ремонта, отличную от станции отцепки. По акту отцепки на станциях Хилок ЗБК ж.д. и Ртищево-2 ЮВС ж.д. были составлены акты общей формы №11388, №11291.
Перерасчет тарифа в сумме 51 001 руб. на станциях назначения Юго-Восточной и Дальневосточной железной дороги выполнен в соответствии с требованиями статей 15 и 30 Устава.
Возможность проведения ремонта на станции отцепки вагонов отсутствовала, в связи с чем вагоны были отправлены для устранения неисправностей на ближайшую станцию, на которой расположен участок текущего отцепочного ремонта вагонного депо.
В соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС РФ от 8.06.2003 №39, в накладных и дорожных ведомостях в разделе "Отметки в пути следования" перевозчиком сделана отметка с указанием номеров отцепленных вагонов №53863098, №505658266 и наименование станции отцепки, с указанием причины отцепки и номеров актов общей формы.
В соответствии с пунктом 13.6 раздела 13 "Действия пограничных станций при возврате вагонов, в том числе с контейнерами" Служебной инструкции, регламентирующей порядок взаимодействия между перевозчиками ОАО "РЖД" и АО "VR-Group L.td" при перевозках грузов на условиях Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении, перевозчик ОАО "РЖД", после устранения технической неисправности и составления всех необходимых документов, возвращает вагоны для дальнейшего проследования до станции назначения по досылочной ведомости.
Спорные вагоны, предъявленные к перевозке групповыми отправками, были приняты перевозчиком согласно оформленным перевозочным документам №51750467, №51741389, №51748839, №51743657, №51801921 №51761184, №ЭЗ141621, №ЭЗ68764. В процессе перевозки ввиду выявленных перевозчиком технических исправностей вагоны были отцеплены от групповых отправок, направлены на железнодорожную станцию ремонта, а после осуществления ремонта - на железнодорожную станцию назначения, что подтверждено отметками, содержащимся в перевозочных документах, актах общей формы, досылочных дорожных ведомостях. В результате отцепки и направления вагонов на железнодорожную станцию ремонта расстояние перевозки увеличилось, а следовавший ранее в составе групповой отправки вагон после отцепки проследовал на железнодорожную станцию назначения (с учетом захода в ремонт) по отдельной досылочной дорожной ведомости. Ввиду изменения расстояния, рассчитанного по основной накладной в составе групповой отправки и технологии перевозки отцепленною вагона от железнодорожной станции отцепки, перевозчиком был произведен добор провозной платы за отцепленный вагон как за повагонную отправку.
Оценив обстоятельства дела и пояснения сторон, суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о том, что отцепка вагона от групповой отправки по причинам, не зависящим от перевозчика, влияет на изменение вида отправки, что является правомерным основанием для перерасчета провозной платы для перевозки вагона без учета коэффициентов, применяемых для групповой отправки.
Правомерность добора провозной платы по отношению к отцепленным вагонам (от станции отцепки до станции ремонта и до станции ремонта до станции назначения, либо до станции пограничного пропускного пункта) справочных коэффициентов, установленных Прейскурантом № 10-01 (утв. Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ № 47-т/5 от 17.06.2003, далее - Прейскурант № 10-01), для повагонных отправок, подтверждена следующим.
Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом предусмотрены Прейскурантом № 10-01. При перевозке грузов в зависимости от количества вагонов в отправке (повагонная, групповая) и применяемой грузоотправителем технологии перевозки грузов к тарифам за пользование инфраструктурой и локомотивами ОАО "РЖД" применяются поправочные коэффициенты, указанные в таблице №5 - приложения 4 Прейскуранта №10-01 (для повагонных отправок - коэффициенты максимальны, для групповых отправок - минимальны).
Применение поправочных коэффициентов обусловлено тем, что технология перевозки групповых и повагонных отправок отличны друг от друга и соответственно состав затрат, связанных с перевозкой таких отправок, различен, в том числе в части пользования инфраструктуры общего пользования для переформирования грузовых поездов на сортировочных станциях и дополнительного простоя на технических станциях в ожидании накопления состава поезда до установленного веса и длины (для повагонных отправок - затраты будут максимальны, для групповых отправок минимальны).
Провозная плата на отцепленные вагоны пересчитывается за весь маршрут следования по трем участкам: от станции погрузки до станции отцепки, от станции отцепки до станции ремонта, от станции ремонта до станции назначения.
Ответчиком в подтверждение произведенного расчета в соответствии с нормативами Прейскуранта №10-01 представлен подробный расчет провозной платы по каждому вагону (т.2, л. 11-26).
Согласно статье 30 Устава окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Таким образом, положения статьи 30 Устава не исключают возможности перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость.
Согласно пункту 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 32 (далее - Правила № 32), в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его неисправности перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода уза.
Данные об отцепленном вагоне (группе вагонов) также вычеркиваются перевозчиком из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление с указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и строчным штемпелем станции отцепки.
После устранения неисправности на основании данных акта общей формы перевозчиком на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения. Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком по форме и в порядке, установленным в правилах заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 8 Правил № 32 срок доставки порожних грузовых вагонов или груза, находящегося в вагонах, отцепленных от маршрутной или групповой отправки, после устранения неисправности вагона исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
Согласно пункту 1 Приложения №5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса России 21.12.2010, железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 20 Устава техническая и коммерческая пригодность вагонов, не принадлежащих перевозчику, под налив проводится грузоотправителями. Подготовка вагонов, контейнеров при погрузке опасных грузов производится с соблюдением условий, предусмотренных Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 05.04.1996 N 15), Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества) протокол от 22.05.2009 года N 50) (далее - Правила перевозок грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума). Однако, в нарушение Устава вагоны не были подготовлены грузоотправителем надлежащим образом, что повлекло за собой необходимость устранения технической неисправности в пути следования вагонов и доначисления провозной платы.
ОАО "РЖД" не отвечает за техническое состояние вагонов, не принадлежащих ему.
Ответственность за техническое состояние вагонов возложено на собственника вагонов, что следует как из общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации о праве собственности, так и специальных норм нормативно-правовых актов в сфере железнодорожного транспорта.
Для кодирования основных неисправностей грузовых вагонов колеи 1520 мм., курсирующих по путям общего пользования государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики, используется Классификатор "Основных неисправностей грузовых вагонов" от 01.012.2005 (К ЖА 2005) с изменениями по состоянию на 14.03.2013 (далее -Классификатор К ЖА 2005), введенный в действие с 01.12.2005.
Вагоны, указанные в исковом заявлении, были забракованы по кодам неисправностей "107" "выщербина обода колеса", грение букс (код неисправности 150), неправомерного проката по кругу катания (код неисправности 117) для проведения текущего отцепочного ремонта. Указанные действия по забраковке вагонов соответствуют обязанности ответчика по контролю за технической пригодностью подаваемых под погрузку вагонов согласно статье 20 Устава, а также пункту 7 "Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 28, Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утверждённой Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 21 -22.05.2009 № 50) (далее - Инструкция осмотрщику вагонов).
В соответствии с Классификатором К ЖА 2005, являющимся международным договором Российской Федерации (правомерность применения данного Классификатора подтвердил Верховный суд Российской Федерации в определении от 7.08.2015 № 305-ЭС15- 2566), такие виды неисправностей вагонов как "ползун на поверхности катания" (код "106"), "выщербина обода колеса" (код "107"), "неравномерный прокат" (код "117") являются эксплуатационными, то есть возникающими в процессе нормального износа, что не предполагает отнесение ответственности за их возникновение на какую-либо из сторон отношений по перевозке грузов железнодорожным транспортом -пункт 2.5.
Затраты на восстановительный ремонт вагонов по неисправностям данного типа (цифровой код - 2) являются расходами собственника по содержанию надлежащего ему имущества в соответствии со статьей 210 ГК РФ.
Кроме применяемого при определении неисправности вагонов Классификатора К ЖА 2005 в период отцепки спорных вагонов (и в настоящее время) действует Руководящий документ но ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утверждённый Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества протоколом 16-17 октября 2012г. № 57 и введённым с 01.01.2013, который также содержит классификатор неисправностей грузовых вагонов, аналогичный К ЖА 2005.
В соответствии с абзацем 11 части 1 статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 9 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 №626, операторы обеспечивают соответствие предоставляемых ими вагонов и контейнеров оператора требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минтранса от 21.12.2010 №286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог РФ. В соответствии с пунктом 1 приложения №5 "Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава" к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации установлено, что железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обсуживающие.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответственным за исправное технической состояние, а также за прохождение вагоном обслуживания и ремонта является владелец вагона или лицо, непосредственно его обслуживающие, а не перевозчик.
Доказательств отсутствия необходимости выполнения текущего отцепочного ремонта, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии вины ответчика в технической неисправности спорных вагонов, истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в вязи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Ссылка истца в дополнении к апелляционной жалобе на судебную практику Девятого арбитражного апелляционного суда является несостоятельной, поскольку Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Кроме того, правовая позиция суда первой инстанции по указанному спору подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.12. 2017 по делу А40-50570/2017
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.09.2018 по делу № А55-11610/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Нефтетранспорт" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Демина
Судьи С.А. Кузнецов
О.Е. Шадрина