ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-1228/2021 от 11.10.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  11 октября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено   15 октября  2021 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Корастелева В.А.,

судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2021 года по делу №А55-1228/2021 (судья Медведев А.А.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс"

к Администрации г.о. Тольятти

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- ТСН «Пилот-Дзержинского 31», ООО «Департамент ЖКУ и С», Государственной жилищной инспекции Самарской области, Управления Роспотребнадзора, Прокуратуры Самарской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,

об обязании,

в судебное заседание явились:

от Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - представитель Князева А.А. (доверенность от 06.04.2021),

в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее акже - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнений просит признать незаконным бездействие Администрации г.о. Тольятти (далее - администрация), выразившееся в неприятии мер по созданию мест накопления ТКО вблизи МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам и имеющих подъездные пути; обязать административного ответчика создать места накопления ТКО по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие подъездные пути для осуществления вывоза ТКО от указанного МКД в десятидневный срок с момента принятия решения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку судом не применен закон, подлежащий применению, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а обстоятельства, которые суд посчитал установленными, не доказаны.

Жалоба мотивирована тем, что суд пришел к ошибочному выводу об обязанности исключительно управляющей компании по созданию контейнерной площадки вблизи МКД. При этом не обоснованно не проверены и отклонены довод регионального оператора, что на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101162:614 организация контейнерной площадки управляющей организацией в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами невозможна, а доказательства об обратном материалы дела не содержат.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом не было принято во внимание, что именно органы местного самоуправления в данном конкретном случае правомочны в создании контейнерной площадки вблизи спорного МКД. Земельный участок находится в муниципальной собственности, и обязанность по созданию контейнерной площадки на нем возлагается в данном именно на администрацию. Судом также не был исследован вопрос о возможности расположения контейнерной площадки в соответствии с санитарными нормами и правилами для данного МКД на ином земельном участке, вблизи данного дома. А организованный на текущий момент способ сбора ТКО нарушает права регионального оператора и жителей данного МКД, а также влечет привлечение регионального оператора к административной ответственности.

ООО «Департамент ЖКУ и С» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало апелляционную жалобу, просило рассмотреть её в отсутствие их представителя.

Прокуратура Самарской области также представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ЭкоСтройРесурс", поддержав доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, отзывы не представили.

На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени его рассмотрения.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нём доказательствам, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее также - Региональный оператор) на основании соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 (далее - Соглашение) осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области.

ООО «ЭкоСтройРесурс» ссылается на то, что по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31, отсутствует место накопления ТКО, указанное в территориальной схеме обращения с отходами.

Вместе с тем многоквартирный дом (далее - МКД), расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31, оснащен мусороприемными камерами, подъезд мусоровоза к которым, по мнению заявителя, невозможен из-за отсутствия подъездных путей, а также ввиду прямого запрета Правил дорожного движения, запрещающих движение транспортных средств пешеходным дорожкам либо тротуарам, а также поступления многочисленных жалоб жильцов по факту нарушения асфальтового покрытия пешеходного тротуара, расположенного вдоль данного МКД при выходе из подъездов.

Ввиду отсутствия подъездных путей к местам сбора ТКО по спорному МКД, а также отказом управляющей компании выкатывать контейнеры из мусороприемных камер к местам, доступным для возможной остановки мусоровоза, вывоз ТКО по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31 стал затруднителен.

08.12.2020 в адрес главы г.о. Тольятти было направлено соответствующее письмо с просьбой в кротчайшие сроки организовать вблизи МКД, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31, место накопления ТКО, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющее подъездные пути для осуществления вывоза ТКО от данного МКД.

ООО «ЭкоСтройРесурс» указывает, что до настоящего времени Администрацией г.о. Тольятти не принято соответствующих мер. Непринятие мер органом местного самоуправления по созданию мест накопления ТКО, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющих подъездные пути, влечет за собой нарушение прав и законных интересов как Регионального оператора, так и потребителей. Кроме того, в результате бездействия администрации г.о. Тольятти Региональный оператор не имеет возможности в полной мере и надлежащим образом осуществлять деятельность по обращению с ТКО в отношении МКД, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31, в соответствии с Соглашением.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Требования истца основаны на его выводе о том, что федеральное законодательство возлагает обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО и крупногабаритных отходов (ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах) именно на органы местного самоуправления. В связи с этим заявитель считает, что создание мест накопления ТКО вблизи МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31, является обязанностью именно Администрации г.о. Тольятти.

Между тем, заявителем не учтены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).

Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления (пункт 5 Правил № 1039).

Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления (пункт 5 Правил № 1039).

По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации городского округа Тольятти от 04.10.2019 №2661-п/1 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр».

Постановлением администрации городского округа Тольятти от 04.10.2019 №2660 -п/1 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов».

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (далее -постановление Правительства РФ № 1039).

Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 (далее - постановление Правительства Самарской области № 471). До введения в действие постановления Правительства Самарской области № 471 действовало постановление Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области».

В силу положений п. 5 постановления Правительства Самарской области № 471 создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в соответствии постановлением Правительства РФ № 1039.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2020 №2862-0 по вопросу допустимости возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, установление данного полномочия пунктом 4 статьи 8 Федерального "Об отходах производства и потребления" в рамках такого вопроса местного значения как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") согласуется с содержанием вопросов местного значения как вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

При этом установление данного полномочия само по себе не свидетельствует об исполнении соответствующей обязанности исключительно органами местного самоуправления и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования твердых коммунальных отходов: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования.

Из материалов настоящего дела следует, что многоквартирный жилой дом № 31 по ул. Дзержинского, г. Тольятти, располагается на земельном участке, предназначенном для его эксплуатации с кадастровым номером 63:09:0101162:614. Управление указанным домом осуществляется ТСН «Пилот Дзержинского 31» (далее - ТСН).

В состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета.

Постановлением мэрии г. Тольятти от 30.10.2008 года №2689-п/1 утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, 31.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Жители МКД являются собственниками земельного участка сформированного для эксплуатации жилого дома в силу закона.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Следовательно, обязанность по созданию и содержанию мест отходов лежит на жильцах многоквартирных домов и лицах, осуществляющих управление.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом,  а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).

В пункте 26 (1) Перечня N 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В силу подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее -Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов. В частности, в соответствии с подпунктом 3.7.1 указанных Правил на общество, как управляющую компанию указанных жилых домов, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» разъяснено, что под «организацией мест накопления» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

С учетом анализа указанных выше норм законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что именно на управляющую компанию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в ее управлении.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 N Ф07-16297/2020 по делу N А05-13536/2019, а также от 20.05.2021 N Ф07-1276/2021 по делу N А05-8260/2020, по которому Определением Верховного Суда РФ от 21.09.2021 N 307-ЭС21-15848 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

В соответствии со статьей 26 Правил благоустройства территории юродского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 04.07.2018 года №1789 установлено, что управляющие организации, собственники индивидуальных жилых домов, собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, самостоятельно или путем заключения договоров со специализированными организациями организуют сбор отходов в контейнеры, бункеры-накопители, установленные на специально отведенных контейнерных площадках.

Органы местного самоуправления городских округов обустраивают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территориях, где отсутствуют на постоянной основе собственники отходов: места массового отдыха населения (городские леса, парки, скверы пляжи).

Общество в соответствии с соглашением, заключенным с Министерством энергетики и коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.

Между жильцами дома № 31 по ул. Дзержинского г. Тольятти и Обществом заключены индивидуальные договоры на оказание услуг по забору, вывозу и утилизации ТКО, которые носят публичный характер.

В соответствии с условиями договоров, Общество обязано оказывать услуги по забору, вывозу и утилизации ТКО с мест (площадок) накопления ТКО с территории многоквартирного дома № 31 по ул. Дзержинского г. Тольятти.

На территории многоквартирного дома № 31 по ул. Дзержинского г. Тольятти, в соответствии с заявкой, поступившей от представителей ТСН «Пилот Дзержинского 31», уполномоченным органом установлены места (площадки) скопления ТКО, которые внесены в единый реестр мест скопления ТКО.

В соответствии с реестром местами (площадками) скопления ТКО на территории многоквартирного дома №31 по ул.Дзержинского г.Тольятти являются мусороприемники.

Таким образом, волеизъявлением собственников помещений в МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31, на придомовой территории - земельном участке, предназначенном для эксплуатации МКД с кадастровым номером 63:09:0101162:614 определены места накопления ТКО.

Отказ управляющей компании выкатывать контейнеры к местам, доступным для остановки мусоровоза не может служить основанием для возложения обязанности на администрацию городского округа Тольятти организовать места для накопления ТКО. которые устраивали бы управляющую компанию (без участия собственников отходов -жителей МКД).

Обязанность органов местного самоуправления самостоятельно выбрать места накопления ТКО (при наличии в многоквартирном доме управляющей организации, товарищества собственников Жилья) законодательством не установлена.

Требования Общества направлены на необоснованное возложение обязанности по созданию мест накопления ТКО вблизи МКД на принадлежащем собственникам помещений в МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31, земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101162:614 вопреки волеизъявлению собственников помещений и земельного участка, что приведет нарушению прав собственников.

При этом вопрос о создании мест накопления ТКО «вблизи МКД», но за пределами границ земельного участка, предназначенного для эксплуатации МКД, не имеет каких-либо правовых оснований.

Суд первой инстанции верно отметил, что в силу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Избранный истцом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

Между жильцами дома № 31 по ул. Дзержинского г. Тольятти и Обществом заключены индивидуальные договоры на оказание услуг по забору, вывозу и утилизации ТКО, которые носят публичный характер.

В соответствии с условиями договоров, Общество обязано оказывать услуги по забору, вывозу и утилизации ТКО с мест (площадок) накопления ТКО с территории многоквартирного дома № 31 по ул. Дзержинского г. Тольятти.

Заявитель ссылается на отказ управляющей компании выкатывать контейнеры из мусороприемных камер к местам, доступным для возможной остановки мусоровоза, в связи с чем вывоз ТКО по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 31 стал затруднителен.

Таким образом, между Обществом и иными участниками гражданских правоотношений имеется спор, касающийся мест (площадок) накопления ТКО.

Рассмотрение гражданско-правового спора по правилам главы 24 АПК РФ ставит лиц, участвующих в деле, в неравное положение, возлагая на Администрации г.о. Тольятти дополнительные процессуальные обязанности в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ, и лишая ТСН «Пилот-Дзержинского 31» как третьего лица прав, предоставленных ответчику в случае рассмотрения требований в порядке искового производства.

Возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного в отношении него нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению его нарушенного права и удовлетворять материально-правовой интерес.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих правоприменительных решениях неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на судебное обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 №450-О-О, от 18.07.2006 №367-О).

Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством.

Предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя.

В рассматриваемом случае требования Обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" заявлены без учета изложенных принципов.

С учетом изложенного суд первой инстанции верно указал, что избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению права заявителя, которое он считает нарушенным, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления не имеется.

С учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Доводы и аргументы подателя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность либо опровергли бы выводы суда первой инстанции.

В связи с чем данные доводы подателя жалобы, сводящиеся фактически к повторению его позиции, исследованной и правомерно отклоненной арбитражным судом первой инстанции, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Несогласие Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

РешениеАрбитражного суда Самарской области от 11 августа 2021 года по делу №А55-1228/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            В.А. Корастелев

Судьи                                                                                                           И.С. Драгоценнова

                                                                                                                      Е.Г. Попова