ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности определения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
17 декабря 2021 года Дело № А55-1328/2021
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Львова Я.А.,
судей Мальцева Н.А., Поповой Г.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цветиковым П.А.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2021 года в помещении суда в зале № 2,апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ», на определение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2021 года о прекращении производства по делу № А55-1328/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ» к Администрации муниципального района Борский Самарской области, о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило в порядке субсидиарной ответственности, взыскать с Администрации м.р.Борский Самарской области за счет казны муниципального образования в пользу ООО «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ» задолженность МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации м.р.Борский Самарской области" в сумме 3861000 рублей, подтвержденную определением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2018 года по делу № А55-19366/2016.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Борский Самарской области».
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2021 года, на основании статьи 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен конкурсный управляющий МУП «Жилсервис».
Определением Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2021 года прекращено производство по делу № А55-19366/2016 о несостоятельности (банкротстве) МУП «Жилсервис».
Определением Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2021 года производство по делу № А55-1328/2021 прекращено.
ООО «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2021 года о прекращении производства по делу № А55-1328/2021.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2021 года апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Администрация муниципального района Борский Самарской области в отзыве возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая обжалуемое определение законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, при вынесении обжалуемого определения суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2018 года по делу № А55- 19366/2016 суд признал недействительными сделки, совершенные от имени должника администрацией Борского района Самарской области в лице комитета по управлению имуществом и применил последствия признания сделок недействительными в виде возмещения действительной стоимости имущества на момент его отчуждения из МУП «ЖИЛСЕРВИС» в размере 3 861 000 рублей.
По итогам открытых торгов между взыскателем - МУП «ЖИЛСЕРВИС» и ООО «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ» заключен договор уступки права требования от 07.09.2020 года, в соответствии с которым право требования вышеуказанной задолженности уступлено взыскателем в пользу ООО «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ».
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2020 по делу №А55-19366/2016 произведена процессуальная замена взыскателя по МУП «ЖИЛСЕРВИС» на его правопреемника - ООО «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ».
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП «Жилсерис» Конкурсный управляющий ФИО1 обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, вх. 117413 от 03.08.2017.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2018 года в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о привлечении Администрации муниципального района Борский Самарской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Борского района, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к субсидиарной ответственности отказано. Постановлением Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 24.05.2018 года Определение Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2018 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2018 года по делу №А55-19366/2016 определение Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по делу № А55-19366/2016 отменено, обособленный спор направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2018 признано доказанным наличие оснований для привлечения Администрации муниципального района Борский Самарской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Борского района к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП «Жилсервис», ИНН <***>, приостановлено рассмотрение заявления конкурсного управляющего ФИО1 к Администрации муниципального района Борский Самарской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Борского района о привлечении к субсидиарной ответственности до окончания расчетов с кредиторами.
Из определения Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2018 следует, что в качестве основания для привлечения к субсидиарной ответственности указано совершение сделок, которые Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2018 признаны недействительными.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2020 года производство по заявлению возобновлено.
Приняв во внимание указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о прекращении производства по делу применительно к п. 2 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости прекращения производства по исковому заявлению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и из содержания апелляционной жалобы, в рамках настоящего дела истцом заявлены требования о привлечении Администрации муниципального района Борский Самарской области к субсидиарной ответственности в порядке части 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, как к собственнику имущества должника по исполнительному документу - муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Борский Самарской области» ввиду недостаточности имущества данного должника.
В силу части 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Как следует из определения Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2018 года по делу №А55-19366/2016, судом признано доказанным наличие оснований для привлечения Администрации муниципального района Борский Самарской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Борский по обязательствам МУП «ЖИЛСЕРВИС» по специальным основаниям, как контролирующего должника лица, на основании пункта 1 статьи 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод жалобы о том, что данные споры имеют разные предмет, основания и состав лиц участвующих в деле, и не могут быть признаны тождественными.
Истцом по настоящему иску является ООО «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ», то есть взыскатель по исполнительному производству о приведении в исполнение денежного реституционного требования к Администрации муниципального района Борский в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Борский. Данное лицо не является кредитором или иным лицом, участвующим в деле о банкротстве №А55-19366/2016, и его требования не подлежат включению в размер субсидиарной ответственности, определяемой судом в рамках такого обособленного спора.
Замена взыскателя по исполнительному производству с должника МУП «ЖИЛСЕРВИС» на нового взыскателя ООО «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ» не изменяет правовой природы реституционного требования и общего объема обязательств Администрации.
В результате приобретения на торгах права требования к Администрации ООО «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ» уплатило за него покупную цену, в связи с чем уплаченные им денежные средства включены в конкурсную массу и направлены на расчеты с кредиторами.
В рамках настоящего дела истец требует привлечь Администрацию муниципального района Борский к субсидиарной ответственности, как собственника имущества созданного ею казенного учреждения, при недостаточности имущества последнего, в то время как в рамках дела № А55-19366/2016 Администрация муниципального района Борский привлекается к субсидиарной ответственности за совершение неправомерных действий, повлекших банкротство должника МУП «ЖИЛСЕРВИС», являющегося унитарным предприятием.
Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности направлено на защиту имущественных интересов кредиторов МУП «ЖИЛСЕРВИС», к которым ООО «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ» не относится, являясь приобретателем актива должника, включенного в конкурсную массу.
В соответствии с п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2020 г. № 12 "О ПРИМЕНЕНИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ", при рассмотрении жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции арбитражный суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).
Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, отказа в его принятии, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса).
В этих случаях, поскольку арбитражный суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, арбитражный суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.
Таким образом, определение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2021 года по делу № А55-1328/2021 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2021 года по делу № А55-1328/2021 отменить.
Направить дело № А55-1328/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЦСБ «ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ» к Администрации муниципального района Борский Самарской области на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Я.А. Львов
Судьи Н.А. Мальцев
Г.О. Попова