ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решенияарбитражного суда
18 января 2022 года Дело № А55-13425/2021
г. Самара
Резолютивная часть постановления оглашена 11 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Ануфриевой А.Э., Митиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2021 по делу № А55-13425/2021 (судья Плотникова Н.Ю.),
принятое по иску Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Избирательная комиссия Самарской области
о прекращении права собственности и признании права собственности,
при участии представителей:
от истца - представитель ФИО1 по доверенности от 10.01.2022
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Советского внутригородского района городского округа Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, в котором просит:
- прекратить право собственности за муниципальным образованием - городской округ Самара, на объект недвижимости - нежилое помещение, площадью - 68,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии, д. 27, литера внутренняя Э (1 этаж: ком. № № 15, 16, 19, 20; 3 этаж: ком. № 11), учтенный в реестре муниципального имущества городского округа Самара за реестровым номером 006504;
- признать права собственности за муниципальным образованием - Советский внутригородской район городского округа Самара, на объект недвижимости - нежилое помещение, площадью - 68,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии, д. 27, литера внутренняя Э (1 этаж: ком. № № 15, 16, 19, 20; 3 этаж: ком. № 11).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции к участию в нем в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Избирательная комиссия Самарской области.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что нежилое здание по адресу <...>, общей площадью 2004,7 кв. м находилось в собственности муниципального образования до момента передачи части помещений площадью 1936,1 кв. м в собственность Советского внутригородского района г.о.Самара. Государственная регистрация права собственности на здание не производилась. Данное нежилое здание используется истцом в целом для осуществления своих полномочий. Истец несет расходы на эксплуатацию здания и его содержание. В связи с чем Департамент не будет возражать против удовлетворения требований заявителя.
Арбитражный суд Самарской области решением от 22.10.2021 в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование своей жалобы истец укaзал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Ответчик и третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела,17 сентября 1992 года Малым Советом Самарского городского Совета народных депутатов было принято Решение № 222, которым в перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г.о.Самары была включена Администрация Советского района г.Самары, по адресу: Советской Армии, 27.
22.10.2003 филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» был составлен Технический паспорт на объект недвижимости нежилого фонда: административное здание 1972 года постройки, 4 – этажное, общей площадью 2004,7 кв. м, расположенное по адресу: г.Самара, Советский район, ул.Советской Армии, д.27, в состав которого входят, в том числе: комнаты 1-го этажа № 15 – кабинет площадью 16,3 кв. м, № 16 – коридор площадью 6,4 кв. м, № 18 – кабинет площадью 50,3 кв. м, № 19 – кабинет площадью 17,1 кв. м, № 20 – кабинет площадью 17,1 кв. м, а также комната № 11 третьего этажа – кабинет площадью 11,7 кв. м (л.д.20-37).
02.07.2011 нежилое административное здание, 4-х этажное, общей площадью 2004,7 кв. м, расположенное по адресу: <...> было поставлено на государственный кадастровый учет как единый объект недвижимости с присвоением кадастрового номера 63:01:09160026950 (л.д.64-65).
06.08.2015 в соответствии с Законом Самарской области от 12.03.2009 № 27-ГД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области» Департаментом управления имуществом г.о.Самара было издано Распоряжение № 375 «Об утверждении перечней имущества, подлежащего передаче муниципальному образованию внутригородскому Советскому району г.о.Самара», в состав которого вошло: нежилое помещение общей площадью 1936,10 кв. м по адресу г.Самара, Советский район, ул.Советской Армии, дом 27, литера внутренняя М, 1 этаж, комнаты № 1, 2, 3-7, 8-14, 18, 21, 23-32; 2 этаж, комнаты № 1-10, 12, 14-23; 3 этаж, комнаты № 1, 4-10, 12-26; цоколь, комнаты № 1-14, 16-22, 25-31 (л.д.87-88).
20.11.2015 Постановлением Администрации г.о.Самара был согласован Перечень имущества, подлежащего передаче муниципальному образованию внутригородскому Советскому району г.о.Самара, в который входило нежилое административное помещение общей площадью 1778,40 кв. м, по адресу г.Самара, Советский район, ул.Советской Армии, дом 27, литера внутренняя М, 1 этаж, комнаты № 1, 2, 3-7, 8-14, 18, 21, 23-32; 2 этаж, комнаты № 1-10, 12, 14-23; 3 этаж, комнаты № 1, 4-10, 12-26; цоколь, комнаты № 1-4, 10-14, 16-21, 26-31 (л.д.84-85).
10.02.2016 Постановлением № 105 Администрация Советского внутригородского района г.о.Самара согласовала перечень имущества, подлежащего передаче муниципальному образованию внутригородскому Советскому району г.о.Самара, в состав которого вошло: нежилое помещение общей площадью 1936,10 кв. м по адресу г.Самара, Советский район, ул.Советской Армии, дом 27, литера внутренняя М, 1 этаж, комнаты № 1, 2, 3-7, 8-14, 18, 21, 23-32; 2 этаж, комнаты № 1-10, 12, 14-23; 3 этаж, комнаты № 1, 4-10, 12-26; цоколь, комнаты № 1-14, 16-22, 25-31 (л.д.82-83).
Законом Самарской области № 29-ГД от 20.02.2017 ««О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности г.о.Самара Самарской области» был утвержден Перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность Советского внутригородского района г.о.Самара из собственности г.о.Самара Самарской области, в том числе: нежилое помещение общей площадью 1936,10 кв. м, 1 этаж, комнаты № 1, 2, 3-7, 8-14, 18, 21, 23-32; 2 этаж, комнаты № 1-10, 12, 14-23; 3 этаж, комнаты № 1, 4-10, 12-26; цоколь, комнаты № 1-14, 16-22, 25-31, по адресу: г.Самара, Советский район, ул.Советской Армии, дом 27, литера внутренняя М.
В соответствии с Законом Самарской области «О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности г.о.Самара Самарской области» № 29-ГД от 20.02.2017, 03 марта 2017 года между Муниципальным образованием г.о.Самара и муниципальным образованием Советский внутригородской район г.о.Самары был подписан акт приема-передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования г.о.Самара в собственность муниципального образования Советского внутригородского района г.о.Самара, по которому в собственность истца в том числе было передано: нежилое помещение 1972 года постройки, общей площадью 1936,10 кв. м, 1 этаж, комнаты № 1, 2, 3-7, 8-14, 18, 21, 23-32; 2 этаж, комнаты № 1-10, 12, 14-23; 3 этаж, комнаты № 1, 4-10, 12-26; цоколь, комнаты № 1-14, 16-22, 25-31, расположенные по адресу: г.Самара, Советский район, ул.Советской Армии, д.27, литера внутренняя М.
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что при формировании перечня имущества, подлежащего передаче в собственность истца из собственности г.о.Самара была допущена техническая ошибка при перечислении нежилых помещений в нежилом здании по адресу <...>. В перечне ошибочно не были указаны нежилые помещения площадью 68,6 кв. м, расположенные на 1-ом этаже здания № № 15, 16, 19,20, и на 3-м этаже здания № 11.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции отметил, что данное утверждение истца не подтверждается документально. В Перечне не указано здание в целом с перечислением комнат, в результате которого могли быть пропущены отдельные номера помещений. В Перечне четко определены помещения, которые передаются истцу в порядке разграничения собственности. Спорные помещения исключены из состава передаваемых помещений.
Кроме того, ответчик в отзыве пояснял, что передача истцу не объекта в целом, а отдельных нежилых помещений была обусловлена наличием на момент разграничения собственности г.о.Самара иных пользователей нежилых помещений, расположенных в здании.
Доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют его доводы, приведенные при рассмотрении иска.
Между тем, ссылка истца на договор использования имущества муниципальной казны от 04 апреля 2005 года в качестве подтверждения, что здание целиком принадлежало Администрации Советского района г.Самары на момент разграничения собственности не может служить доказательством обоснованности его требований. К указанному договору не представлены дополнительные соглашения, которыми вносились соответствующие изменения в состав передаваемого имущества. Кроме того, сам по себе факт передачи здания администрации по договору использования имущества муниципальной казны не может подтверждать намерение сторон передать – принять здание целиком. Никакие возражения относительно состава передаваемого имущества на дату утверждения перечня ни одной из сторон не заявлялись. Бремя содержания объекта недвижимости также не может служить подтверждением права собственности на помещения.
Как следует из представленной Выписки из реестра муниципального имущества от 30.03.2021, предоставленной Департаментом управления имуществом г.о.Самары, объект недвижимости – нежилое помещение, площадью 68,6 кв. м, расположенное по адресу: г.Самара, Советский район, ул.Советской Армии, д.27, литера внутренняя Э (1 этаж: комнаты № № 15, 16, 19, 20; 3 этаж комн. № 11) учтен в реестре муниципального имущества г.о.Самара на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов № 222 от 17.09.92г. за реестровым номером 006504 (л.д.42).
При этом комната № 11 на 3 этаже здания по адресу <...>, с 01 октября 2007г. на основании договора об обеспечении размещения и эксплуатации комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы», заключенного с Департаментом управления имуществом г.о.Самара находится в безвозмездном пользовании у Избирательной комиссии Самарской области.
В связи с тем, что в собственность Советского района г.о.Самара не были переданы 5 комнат в вышеуказанном здании, 23.08.2019 истец обращался к Главе г.о.Самара с просьбой поручить Департаменту управления имуществом г.о.Самара выйти с законодательной инициативой в Правительство Самарской области и Самарскую Губернскую Думу о внесении изменений в Закон Самарской области № 29-ГД от 20.02.2017 в части передачи в собственность истцу всего вышеуказанного здания как объекта в целом (л.д.13).
Рассмотрев данное обращение по поручению Главы г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара письмом от 10.09.2019 ответил, что инициирование внесения изменений в Закон № 29-ГД нецелесообразно, поскольку данный процесс является весьма пролонгированным по времени, кроме того при процедуре согласования перечней передаваемого имущества всеми участвующими в процессе разграничения муниципальными образованиями издавались муниципальные правовые акты о согласовании перечне передаваемого и принимаемого имущества. С учетом изложенного, ответчик рекомендовал истцу обратиться в суд с требованием о признании права собственности (л.д.14-15).
19.03.2020 Департаментом управления имуществом г.о.Самара издано Распоряжение № 157 «Об утверждении перечня имущества, подлежащего передаче в собственность муниципального образования Советского внутригородского района г.о.Самара», в который включено нежилое помещение 1972 года постройки, площадью 68,6 кв. м, 1 этаж комнаты № № 15, 16, 19, 20; 3 этаж, комната № 11, расположенное по адресу: г.Самара, Советский район, ул.Советской Армии, д.27, литера внутренняя Э (л.д.16-17).
Данный перечень имущества согласован Постановлением № 95 от 21.05.2020 Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара (л.д.18-19).
Однако, 16 сентября 2020 года Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев обращение Департамента управления имуществом г.о.Самара по вопросу подготовки законопроекта Самарской области о разграничении муниципального имущества между г.о.Самара и Советским внутригородским районом г.о.Самара, сообщило, что основания для подготовки законопроекта отсутствуют, поскольку муниципальное имущество на территории г.о.Самара Самарской области уже разграничено Законом Самарской области от 20.02.2017 № 29-ГД (л.д.39-40).
Суд апелляционной инстанции находит доводы заявителя, указанные в апелляционной жалобе, несостоятельными.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Пунктом 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве. Решение суда по иску о признании права собственности, как правило, носит правоподтверждающий характер. Обязательным условием для удовлетворения такого иска является нахождение имущества во владении истца.
По своей правовой природе иск о признании права собственности (за исключением иска из статьи 222 ГК РФ на самовольную постройку и иска гражданина, участвующего в долевом строительстве, на незавершенный строительством объект) направлен на устранение всяких сомнений в принадлежности вещного титула собственника. Это иск лица, который уже на момент разрешения спора является собственником. Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 12.03.2009 № 27-ГД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области" разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области, осуществляется на основании законов Самарской области, принимаемых по согласованным предложениям органов местного самоуправления муниципальных образований, между которыми осуществляется разграничение имущества (далее - законы Самарской области о разграничении имущества).
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 12.03.2009 № 27-ГД право собственности муниципальных образований на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает с момента, определенного законами Самарской области о разграничении имущества.
В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по разграничению имущества, находящегося в муниципальной собственности, в соответствии с законами Самарской области от 12 марта 2009 года № 27-ГД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области", от 30 марта 2015 года № 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области", Самарской Губернской Думой 31.01.2017 был принят Закон Самарской области от 20.02.2017 № 29-ГД "О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа Самара Самарской области".
Статьей 2 Закона Самарской области № 29-ГД утверждены перечни имущества, подлежащего передаче в собственность внутригородских районов, входящих в состав городского округа Самара Самарской области, из собственности городского округа Самара Самарской области, согласно приложениям 1 - 9 к настоящему Закону, в состав которого входило вышеописанное нежилое помещение общей площадью 1936,10 кв. м по адресу г.Самара, Советский район, ул.Советской Армии, дом 27, литера внутренняя М, 1 этаж, комнаты № 1, 2, 3-7, 8-14, 18, 21, 23-32; 2 этаж, комнаты № 1-10, 12, 14-23; 3 этаж, комнаты № 1, 4-10, 12-26; цоколь, комнаты № 1-14, 16-22, 25-31.
Статьей 3 Закона Самарской области № 29-ГД установлено, что право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает с момента подписания передаточных актов органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В материалах рассматриваемого дела доказательства передачи в установленном вышеописанными законами РФ и Самарской области порядке спорного нежилого помещения площадью 68,6 кв. м расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии, д. 27, литера внутренняя Э (1 этаж: ком. № № 15, 16, 19, 20; 3 этаж: ком. № 11), отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2021 по делу № А55-13425/2021оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Л.Л. Ястремский
Судьи А.Э. Ануфриева
Е.А. Митина