ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
декабря 2021 года Дело № А55-13836/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
с участием:
от акционерного общества "ТЕВИС" – представитель ФИО1 (доверенность от 01.02.2021)
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области – представитель ФИО2 (доверенность от 18.12.2020),
от акционерного общества «ФСК «Лада-Дом» – представитель ФИО3 (доверенность от 01.08.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 декабря 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "ТЕВИС" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2021 года по делу № А55-13836/2021 (судья Мехедова В.В.)
по заявлению акционерного общества "ТЕВИС", Россия 445043, г. Тольятти, Самарская область
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Россия 443086, г. Самара, Самарская область,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества «ФСК «Лада-Дом» (ИНН <***>)
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТЕВИС" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление УФАС Самарской области от 22.04.2021 по делу № 063/04/9.21-99/2021 об административном правонарушении.
Определением суда от 24.05.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. ст.226, 227 АПК РФ.
Определением суда от 19 июля 2021 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам искового производства и в порядке ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «ФСК «Лада-Дом» (ИНН: <***>).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе акционерное общество "ТЕВИС" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 N83 не содержат нормативных запретов на включение в технические условия иных условий. Перечень обязательных данных не является закрытым, а включение в технические условия иных сведений само по себе не свидетельствует о нарушении АО «ТЕВИС» правил градостроительной деятельности.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, акционерное общество «ФСК «Лада-Дом» представили письменный отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель акционерного общества "ТЕВИС" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области и акционерного общества «ФСК «Лада-Дом» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.01.2021 в Самарское УФАС России поступила жалоба АО «ФСК «Лада- Дом» (вх. № 565 от 27.01.2021 г.) на действия АО «ТЕВИС» при осуществлении в отношении юридического лица, являющегося субъектом градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в части нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, а именно предъявление требований о внесении изменений в ранее выданные действующие технические условия на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.
Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 17.12.2019 N 713 "О корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения АО "ТЕВИС", городской округ Тольятти" (вместе с "Производственной программой в сфере водоснабжения и водоотведения") АО «ТЕВИС» установлены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения АО "ТЕВИС", городской округ Тольятти".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, АО "ТЕВИС" является субъектом естественной монополии.
Согласно доводам жалобы АО «ФСК «Лада-Дом» при осуществлении в отношении заявителя процедуры предоставления технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, включенной в перечень процедур в сфере жилищного строительства, который утвержден, постановлением Правительства Российской Федерации № 403 от 30.04.2014, по мнению заявителя, предъявлены неустановленные требования в части внесения изменений в ранее выданные действующие технические условия на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения. Пунктом 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, а также пунктом 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83, установлено, что срок действия технических условий исчисляется с даты их выдачи и составляет не менее 3 лет, по истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Из представленных документов следует, что АО «ТЕВИС» были выданы технические условия на объекты, проектирование которых осуществляет заявитель: № 14/3856 от 29.04.2020, № 14/5143 от 17.06.2020, № 14/5332 от 25.06.2020, № 14/5334 от 25.06.2020, № 14/5335 от 25.06.2020, № 14/5738 от 02.07.2020, № 14/5737 от 02.07.2020, № 14/5285 от 22.06.2020, № 14/5284 от 22.06.2020, № 14/3353 от 08.04.2019, № 14/5736 от 02.07.2020, № 14/3855 от 29.04.2020, № 14/2318 от 14.03.2019.
Как отмечает антимонопольный орган, в отношении технических условий № 14/5332 от 25.06.2020, № 14/5335 от 25.06.2020, № 14/5285 от 22.06.2020, № 14/3353 от 08.04.2019, № 14/5736 от 02.07.2020, № 14/2318 от 14.03.2019, № 14/5738 от 02.07.2020 произошла смена правообладателя земельных участков, соответственно, в связи с чем, правоотношения между АО «ТЕВИС» и АО «ФСК «Лада-Дом» не регулируются Правилами № 83, поскольку технические условия выдаются на основании заявления правообладателя земельного участка, а также в соответствии с пунктом 1 Правил № 83, Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков.
Согласно представленным документам по земельным участкам права переданы: 063:09:0101183:6025 - ООО «Специализированный застройщик «ПОЛЮС» по договору ЛД-439/20 от 12.11.2020, 063:09:0101183:6024 - ООО «Специализированный застройщик «ПАРК» по договору № ЛД-446/20 от 13.11.2020, 063:09:0101183:6027 - ООО «Специализированный застройщик «ПОЛЮС» по договору № ЛД-440/20 от 12.11.2020, 063:09:0101183:6031 - ООО «БАЗИС» по договору № ЛД-509/19 от 27.01.2020, 63:09:0101183:9600 - ООО «Специализированный застройщик«Базис» по договору ЛД-286/20 от 23.07.2020, 63:09:01011183:6015 ООО «Специализированный застройщик «Стрелка» согласно договору ЛД-025/21 в соответствии с письмом АО «ФСК «Лада-Дом» (исх. № 180 от 26.03.2021, исх. № 181 от 26.03.2021, исх. № 182 от 26.03.2021) 063:09:0101183:9603 - Договор расторгнут соглашением от 06.07.2020.
АО «ФСК «Лада-Дом» является потерпевшим только в отношении изменения в технические условия/дополнения технических условий по земельным участкам, по которым является правообладателем на момент получения письма АО «ТЕВИС» от 03.12.2020, а именно в отношении следующих технических условий: № 14/3856 от 29.04.2020, № 14/5143 от 17.06.2020, № 14/5334 от 25.06.2020, № 14/5737 от 02.07.2020, № 14/5284 от 22.06.2020, № 14/3855 от 29.04.2020.
03.12.2020 АО «ТЕВИС» направлены в адрес заявителя уведомления/письма о том, что АО «ТЕВИС» вносит дополнения в ранее выданные технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения п. 6 Раздела III «Дождевая (Ливневая) канализация изложен в следующей редакции: «п. 6. Для определения отвода стоков с территории предусмотреть один из вариантов:
- строительство канализационной насосной станции (КНС) и аккумулирующей емкости (резервуара) для отвода поверхностного (дождевого и талого) стока с территории земельного участка для каждого отдельного подключаемого объекта с последующим перекачиванием в сухое время суток в существующий коллектор ливневой канализации Ду600мм по ул. 40 лет Победы;
- строительство канализационной насосной станции (КНС) с аккумулированием поверхностного (дождевого и талого) стока с территории застройки 14А квартала с помощью емкости (резервуара) с последующим перекачиванием поверхностного стока в сухое время суток в существующий коллектор ливневой канализации Ду 600 мм по ул. 40 лет Победы».
Раздел IV «информация о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения АО «ТЕВИС» изложен в следующей редакции: «Дополнительно сообщаем, что без реализации Заявителем мероприятий, указанных в п. 6 раздела III данных технических условий, АО «ТЕВИС» будет включена в состав платы за подключение (технологическое присоединение) объекта стоимость мероприятий по обеспечению технической возможности отвода сточных вод».
Оспаривая доводы АО «ФСК «Лада-Дом», изложенные в жалобе, АО «ТЕВИС» представило письменные пояснения о причинах и условиях, способствовавших совершению административного правонарушения (исх. № 14/1616 от 18.02.2021, вх. № 1978-3 от 04.03.2021), в которых он ссылался на проведение Администрацией г.о. Тольятти 28.10.2020 публичных слушаний по проекту планировки территории 14 А квартала, который впоследствии 25.01.2021 был утвержден Постановлением Администрации г.о. Тольятти № 197-п/1 от 25.01.2021, ранее действующую документацию по планировке территории, необходимости реконструкции существующих водостоков, отсутствии информации об отмене ранее выданных технических условий или отказа от исполнения обязательств по ним.
Порядок определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее -технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения предусматривается Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (в ред. от 22.05.2020) "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Правила № 83).
В соответствии с пунктом 10 Правил № 83 технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Кроме того, пунктом 10 Правил № 83 предусмотрен императивный перечень содержания технических условий.
В соответствии с Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 04.04.2014 N 1081-п/1 (ред. от 25.02.2015) "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях городского округа Тольятти" АО «ТЕВИС» определено гарантирующей организацией в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Тольятти, охватывающей территорию Автозаводского района.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, Комиссия УФАС пришла к выводу о нарушении АО «ТЕВИС» Правил № 83, а именно: нарушен пункт 10 Правил № 83 путем изменения технических условий/дополнения технических условий: № 14/3856 от 29.04.2020, 14/5143 от 17.06.2020, 14/5334 от 25.06.2020, 14/5737 от 02.07.2020, 14/5284 от 22.06.2020, 14/3855 от 29.04.2020 письмами от 03.12.2020 до истечении срока их действия.
АО «ТЕВИС» считает, что статьей 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка подключения (технологического присоединения), т.е. Правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения. К нарушениям относятся: несоответствие предлагаемых потребителю для заключения проекта договора (условий подключения), нарушение установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора (условий подключения), необоснованный отказ в заключении договора. Таким образом, по мнению АО «ТЕВИС» им не нарушен порядок подключения (технологического присоединения), предусмотренного Правилами № 644.
Разъяснением N 7 Президиума ФАС России "Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15) разъяснен состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В настоящее время утверждены и действуют следующие правила (порядки обеспечения) недискриминационного доступа и порядки подключения (технологического присоединения): Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 в части, касающейся подключения объектов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, либо при препятствовании собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям; Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
Таким образом, согласно Разъяснению № 7 Президиума ФАС России объективной стороной нарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, является нарушение не только Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, но и нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
АО «ТЕВИС» в письме (исх. № 14/3415 от 07.04.2021) сообщило, что АО «ФСК «Лада-Дом» уведомило АО «ТЕВИС» об осуществлении перехода прав и обязанностей на другие юридические лица.
При рассмотрении протокола должностным лицом, право владения земельными участками, по которым выданы технические условия № 14/3856 от 29.04.2020, 14/5143 от 17.06.2020, 14/5334 от 25.06.2020, 14/5737 от 02.07.2020, 14/5284 от 22.06.2020, № 14/3855 от 29.04.2020 подтверждены выписками ЕГРН от 14.04.2021.
Таким образом, Комиссия УФАС обоснованно пришла к вводу, что АО «ТЕВИС» совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившееся в нарушении пункта 10 Правил № 83, путем внесения изменений в технические условия/дополнений технических условий № 14/3856 от 29.04.2020, 14/5143 от 17.06.2020, 14/5334 от 25.06.2020, 14/5737 от 02.07.2020, 14/5284 от 22.06.2020, 14/3855 от 29.04.2020 письмами от 03.12.2020 письмами от 03.12.2020.
АО «ТЕВИС» делает вывод об отсутствии в его действиях правонарушения, ссылаясь на Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.04.2013 по делу №А45-21879/2012. Данный довод АО «ТЕВИС» суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельным, поскольку приведенная судебная практика не является аналогичной.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях АО «ТЕВИС» виновно в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как у него имелась возможность для соблюдения Правил № 83, но АО «ТЕВИС» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и недопущению выявленного правонарушения.
Принимая во внимание характер и последствия указанного административного правонарушения, степень вины общества, осуществление АО «ТЕВИС» социально-значимого основного вида уставной деятельности, предпринятые меры по устранению выявленного нарушения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, АО «ТЕВИС» назначено минимальное административное наказание в виде штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере 50 000руб.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами, в том числе, Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
В соответствии с абзацем 4 пункта 10 Правил № 83 срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Исходя из указанной нормы, параметры выданных технических условий могут быть изменены только после истечения пятилетнего срока действия таких условий.
Доводы АО «ТЕВИС» в отношении параметров технических условий суд первой инстанции верно признал несостоятельными по следующим основаниям.
Общество в заявлении ссылается на тот факт, что согласно п. 10 правил № 83, в ТУ в обязательном порядке указывается следующая информация (параметры):
- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
- срок действия технических условий».
Далее следует ссылка из судебной практики, что реальная редакция пункта 10 Правил № 83 предусматривает, что Технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Таким образом, включение в технические условия не перечисленных в пункте 10 Правил № 83 информации (параметров) не предусмотрено действующим законодательством.
Самарским УФАС России вменяется нарушение по внесению изменений в технические условия ранее срока прекращения их действия.
Как указывает антимонопольный орган, АО «ТЕВИС» в период рассмотрения Управлением административного дела были заявлены ходатайства (исх.№ 14/3993 от 21.04.2021, вх. № 3195 -з от 22.04.2021, № 14/3994 от 21.04.2021, вх. № 3196-3 от 22.04.2021) о прекращении в связи с малозначительностью дела или применении к АО «ТЕВИС» меры ответственности в виде предупреждения.
Комиссия УФАС посчитала, что рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Арбитражный суд первой инстанции верно согласился с таким выводом суда первой инстанции.
По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности. Как отмечает Конституционный суд в своем Постановлении от 17.02.2016 № 5-П, что же касается правомочия суда признать административное правонарушение малозначительным и, соответственно, освободить совершившее его лицо от административной ответственности (статья 2.9 КоАП Российской Федерации), то такой способ обеспечения справедливости административного наказания и его соразмерности правонарушающему деянию можно считать оправданным лишь при условии, что это деяние с учетом его характера, личности правонарушителя и тяжести наступивших последствий, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не причиняет существенного ущерба охраняемым общественным отношениям.
Между тем, использование такой возможности всякий раз, когда правоприменительный орган считает наказание несоразмерным, способствовало бы, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 17 января 2013 года N° 1-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П, формированию атмосферы безнаказанности, несовместимой с принципом неотвратимости ответственности, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. АО «ТЕВИС» были нарушены императивные нормы, установленные Правилами № 83, которые, в свою очередь, относятся к сфере публичного права. Игнорирование публично-правовых норм посягает на публичный правопорядок в сфере водоснабжения/водоотведения, следовательно, признать правонарушение, посягающее на публичный правопорядок малозначительным, не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, в системе действующего правового регулирования институт освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения ориентирован исключительно на правоприменительную оценку самого правонарушения и не предназначен для целей учета имущественного и финансового положения юридических лиц или иных смягчающих административную ответственность обстоятельств, а потому не может быть отнесен к средствам, которые позволяли бы при определении меры административной ответственности скорректировать последствия законодательного установления значительных минимальных размеров административных штрафов и тем самым избежать непропорционального ограничения имущественных прав юридического лица.
Наличие же в действующем законодательстве дополнительных, не связанных с малозначительностью совершенного административного правонарушения, оснований освобождения от административной ответственности имеет узкую предметную направленность и охватывает собой только отдельные виды административных правонарушений. Таким образом, из совокупности условий для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ из материалов дела не усматривается. В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения правонарушителем новых правонарушений.
О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к категории значительных.
В связи с изложенным, а также учитывая, что АО «ТЕВИС» не признало факт нарушения пункта 10 Правил № 83, Управлением было отказано АО «ТЕВИС» в удовлетворении заявленных ходатайств.
АО «ТЕВИС» заявлением данных ходатайств признает факт нарушения, однако просит признать его малозначительным в противоречие своих доводов об отсутствии нарушения пункта 10 Правил № 83. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным можно признать именно административное нарушение.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что дело № 063/04/9.21-99/2021 об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями законодательства.
Административное расследование и составление протокола об административном правонарушении по делу № 063/04/9.21-99/2021 проведено в соответствии с нормами КоАП РФ.
Самарским УФАС России в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ в установленный срок с момента возбуждения дела об административном правонарушении было проведено административное расследование, по результатам проведения которого составлен протокол об административном правонарушении.
АО «ТЕВИС» было извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении определением (исх. № 1249/5 от 09.02.2021).
Определением исх.№ 12165/5 от 04.03.2021 срок административного расследования был продлен в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств дела и получением дополнительных материалов (документов).
Протокол об административном правонарушении (исх. № 3539/5 от 08.04.2021) составлен в присутствии представителей АО «ТЕВИС» ФИО4 (доверенность № 166 от 12.11.2020) и ФИО5 (доверенность № 190 от 31.12.2020), представителей АО «ФСК «Лада-дом» ФИО6 (доверенность № 006 от 09.01.2021 г.), ФИО7 (доверенность № 005 от 09.01.2021).
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 063/04/9.21-99/2021 (исх. № 3542/5 от 08.04.2021) АО «ТЕВИС» было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела № 063/04/9.21-99/2021.
Заместитель руководителя Самарского УФАС России, руководствуясь действующим законодательством, 22.04.2021 рассмотрел протокол и материалы дела № 063/04/9.21-99/2021 об административном правонарушении и вынес постановление о назначении административного наказания. Дело рассмотрено в присутствии представителей АО «ТЕВИС» ФИО4 (доверенность № 166 от 12.11.2020) и ФИО5 (доверенность № 190 от 31.12.2020), представителей АО «ФСК «Лада-дом» ФИО6 (доверенность № 006 от 09.01.2021), ФИО7 (доверенность № 005 от 09.01.2021).
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, нарушений процессуальных требований судом первой инстанции не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1КоАП РФ), отвечает положениям статей 1.2, 3.5, 4.1, 4.5КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Из материалов дела следует, что при назначении Обществу административного наказания антимонопольным органом учтены характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
При вынесении постановления были учтены все обстоятельства дела. При производстве по делу Самарским УФАС России нарушений, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 063/04/9.21-99/2021 является законным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права.
Довод апелляционной жалобы о параметрах технических условий суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку АО «ТЕВИС» цитирует пункт 10 Правил № 83 не в соответствии с его реальным содержанием, придавая ему иной смысл. А именно, на втором листе своей апелляционной жалобы АО «ТЕВИС» указывает, что согласно п. 10 правил № 83, в ТУ в обязательном порядке указывается следующая информация (параметры): максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий.
Между тем, редакция пункта 10 Правил № 83 содержит положения о том, что технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Таким образом, включение в технические условия не перечисленных в пункте 10 Правил № 83 информации (параметров) не предусмотрено действующим законодательством.
Вместе с тем, Самарским УФАС России вменяется нарушение по внесению изменений в технические условия ранее срока прекращения их действия.
Указанный неправомерный довод Общества в отношении параметров технических условий уже был оценен судом первой инстанции и признан несостоятельным по вышеизложенным обстоятельствам.
В апелляционной жалобе АО "ТЕВИС" продолжает настаивать на том, что действующее законодательство не содержит императивного запрета на включение в технические условия дополнительной информации, считает, что перечень является открытым, а внесенные изменения не порождают для АО "ФСК "Лада-Дом" последствий, обязанностей, а также что сторонами не представлено доказательств изменений информации о максимальной нагрузке в возможных точках подключения, сроке подключения и сроке действия технических условий.
В отношении перечисленных доводов суд апелляционной инстанции приходит к следующему. Правилами № 83 не предусмотрено, что технические условия носят информационный характер. В соответствии с пунктом 10 Правил № 83 технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Таким образом, пунктом 10 Правил № 83 предусмотрен императивный перечень содержания технических условий.
Данные по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусмотренные техническими условиями, включают в себя данные, необходимые для их выполнения, следовательно, технические условия содержат обязательные требования и не носят информационный характер.
Отсутствие типовой формы для технических условий не позволяет организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, указывать в них данные, которые не предусмотрены пунктом 10 правил № 83.
Пункт 10 Правил № 83 является императивной нормой, ясно изложен, не подразумевает рекомендации, нарушение данной нормы квалифицируется по статье 9.21 КоАП РФ.
Технические условия - это документ строгого содержания, которые предусмотрены пунктом 10 Правил № 83. Внесение в него каких-либо других обязательств не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Судом первой инстанции в решении правомерно подтверждено, что дело №063/04/9.21-99/2021 об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями законодательства.
При вынесении постановления были учтены все обстоятельства дела, при производстве по делу Самарским УФАС России нарушений, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Материалами дела № 063/04/9.21-99/2021 установлена и доказана вина АО «ТЕВИС» в совершении административного правонарушения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2021 года по делу №А55-13836/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Сергеева
Судьи В.А. Корастелев
И.С. Драгоценнова