ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
30 ноября 2018 года Дело №А55-14314/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2018 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.11.2018 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2018 по делу №А55-14314/2018 (судья Бойко С.А.), принятое по заявлению акционерного общества «ТЯЖМАШ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях, от 10.05.2018 №№ 27, 28, 29, 31, 34, 35, 38, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 48, 49
с участием в судебном заседании:
от акционерного общества «ТЯЖМАШ» - представителя ФИО1 (доверенность от 31.12.2017),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам – представителя ФИО2 (доверенность от 14.05.2018),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ТЯЖМАШ» (далее – АО «ТЯЖМАШ», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее – административный орган) от 10.05.2018 №№ 27, 28, 29, 31, 34, 35, 38, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 48, 49 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в общей сумме 52237,59 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2018 по делу №А55-14314/2018 заявленное требование удовлетворено. Оспариваемые постановления административного органа признаны незаконными и отменены.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению административного органа, суд первой инстанции неверно применил норму статьи 14 Федерального закона от 10.12.2013 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), так как не учел, что согласно данному закону операции по расчетам с нерезидентами не могут быть осуществлены юридическим лицами – резидентами без использования банковских счетов. Выводы суда первой инстанции о том, что часть 6 статьи 12 Закона № 173-ФЗ не содержит каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом - резидентом (АО «ТЯЖМАШ») и нерезидентом, по мнению административного органа, основаны на неверном толковании положений статьи 12 и 14 Закона № 173-ФЗ в их совокупности.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества отзыв на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании указал, что считает решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество имеет филиал в Республике Эквадор.
В банке за пределами территории Российской Федерации - «BANKOPICHINCHAC.A.» филиалу общества открыты счета: №USD 3512831304, №USD2100062455.
В мае 2016 года филиал общества произвел расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (предварительная установка антенны; документ, вывеска на русском языке; медицинская консультация; лекарственные средства; спецодежда; черный спрей; продукты питания; прозрачная коробка 3 шт.), воды питьевой в баллонах (47 бутылей воды, 15 упаковок для воды), топлива (топливо Дизель Премиум), технической ревизии автомобиля, работ по ремонту FX105 SCH0068, работ по ремонту линии 110 V, услуг по уведомлению, что подтверждается счет-фактурами и реестром первичных документов за май 2016 года. Тем самым, по мнению административного органа, общество нарушило требования части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, административный орган 16.04.2018 составил в отношении него протоколы об административном правонарушении, а постановлениями от 10.05.2018 №№ 27, 28, 29, 31, 34, 35, 38, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 48, 49 привлек общество к административной ответственности на основании указанной нормы с назначением наказания в виде административного штрафа в общей сумме 52237,59 руб.
Не согласившись с данными постановлениями, АО «ТЯЖМАШ» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными указанных постановлений.
С учетом положений части 2 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для определения объективной стороны правонарушения подлежит доказыванию незаконность валютной операции.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона № 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с данным Федеральным законом.
По мнению административного органа, положения статьи 14 Закона № 173-ФЗ касаются не только операций, совершенных резидентами на территории Российской Федерации, но и валютных операций, совершенных резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации.
Однако данный вывод административного органа суд апелляционной инстанции считает необоснованным исходя из следующего.
Расчеты при валютных операциях между резидентами и нерезидентами регулируются Законом № 173-ФЗ.
По общему правилу, установленному статьей 6 Закона № 173-ФЗ, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 данного Федерального закона.
В соответствии с абзацем 1 части 6 статьи 12 Закона № 173-ФЗ юридические лица -резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с данным Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 данной статьи.
Таким образом, указанная норма не содержит каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом - резидентом (АО «ТЯЖМАШ») и нерезидентами за пределами Российской Федерации.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона № 173-ФЗ.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с данным Федеральным законом.
Начиная с абзаца 3 части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, перечислены операции по расчетам с нерезидентами, которые могут осуществлять юридические лица - резиденты без использования банковских счетов в уполномоченных банках (абзацы 3 - 5).
Указанные положения касаются операций, совершенных исключительно на территории Российской Федерации, о чем прямо указано в этой норме.
В силу статьи 1 Закона № 173-ФЗ уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Из буквального содержания статьи 14 Закона № 173-ФЗ не следует, что юридическим лицам - резидентам запрещено осуществлять наличные валютные операции с нерезидентами за пределами территории Российской Федерации.
Статьей 2 Закона № 173-ФЗ определена сфера действия данного Федерального закона и отношения, регулируемые данным Федеральным законом, а именно: данный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
Таким образом, административный орган не доказал, что общество нарушило требования статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанная норма не содержит каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом - резидентом (АО «ТЯЖМАШ») и нерезидентами за пределами Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что статья 14 Закона № 173-ФЗ устанавливает закрытый перечень случаев, когда резиденты могут осуществлять валютные операции в наличной форме без использования банковских счетов, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку частью 2 данной статьи установлено, что если иное не предусмотрено данным Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Вместе с тем статьей 6 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьей 11 Закона № 173-ФЗ.
Таким образом, валютные операции, осуществленные обществом, не отнесены действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
В этой связи суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При изложенных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2018 года по делу №А55-14314/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий | О.А. Лихоманенко |
Судьи | И.С. Драгоценнова Е.Г. Попова |