ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
18 января 2019 года Дело № А55-14317/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Сергеевой Н.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от акционерного общества «ТЯЖМАШ» - ФИО1 (доверенность от 31.12.2018),
от Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов по Самарской области) - представитель не явился, извещено,
от ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Самарский район водных путей и судоходства в лице филиала - представитель не явился, извещено,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области- представитель не явился, извещено,
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов по Самарской области)
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2018 по делу № А55-14317/2018 (судья Медведев А.А.),
по заявлению акционерного общества «ТЯЖМАШ», Самарская область, г. Сызрань,
к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов по Самарской области), г. Самара,
третьи лица: ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Самарский район водных путей и судоходства в лице филиала, г. Самара,
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
о признании незаконным решения от 30.03.2018 № КГ-12/699, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ТЯЖМАШ» (далее – заявитель, АО «ТЯЖМАШ») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области (далее – Нижне-Волжское БВУ, заинтересованное лицо), о признании незаконным бездействия заинтересованного лица, признании незаконным отказа от 30.03.2018 № КГ-12/699 в предоставлении в пользование водного объекта или его части на основании договора водопользования участка акватории водного объекта правый берег р. Волги (Саратовское водохранилище) на 1275 км от устья в Сызранском районе Самарской области, площадью 0,004908 км2, в целях размещения сооружений для отстоя судов заявителя, а также об обязании Нижне-Волжского БВУ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения договора водопользования участком акватории водного объекта правый берег р. Волги (Саратовское водохранилище) на 1275 км от устья в Сызранском районе Самарской области, площадью 0,004908 км2 в соответствии со ст. 47 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165, без аукциона.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2018 заявленные требования удовлетворены частично, решение Нижне-Волжского БВУ от 30.03.2018 № КГ-12/699 признано незаконным, на Нижне-Волжское БВУ возложена обязанность в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения с заявителем без проведения аукциона договора водопользования участком акватории водного объекта правый берег р. Волги (Саратовское водохранилище) на 1275 км от устья в Сызранском районе Самарской области, площадью 0,004908 км2, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Нижне-Волжское БВУ подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что 27.03.2018 от филиала ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Самарский РВПиС был получен отказ в согласовании условий водопользования (Выписка из протокола № 05-03/2018 от 26.03.2018).
Пунктом 24 Правил № 165 установлено, что в случае получения отказа федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте «б» пункта 22 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования заявителю направляется отказ в предоставлении водного объекта в пользование.
Решение филиала ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Самарский РВПиС об отказе в согласовании условий водопользования № 05-03/2018 от 26.03.2018 заявителем не обжаловалось. Положительного согласования использования участка акватории водного объекта в заявленных целях от Самарского РВПиС в адрес заинтересованного лица не поступало.
В судебном заседании представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.02.2018 заявитель обратился в Нижне-Волжское БВУ с заявлением на предоставление в пользование водного объекта - правый берег р. Волги (Саратовское водохранилище), на 1275 км от устья в Сызранском районе Самарской области, площадью 0,004908 км2, в целях размещения сооружений для отстоя судов заявителя.
К заявлению были приложены все документы, требуемые постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165, а также документы, обосновывающие право заявителя на заключение договора водопользования без аукциона, в том числе свидетельство о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0116006:500, площадью 1 767 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для яхт-клуба.
На данном земельном участке находится металлический ангар для хранения маломерных судов и парусных судов (яхт), спортивного инвентаря, а также гидротехническое сооружение - причал для отстоя и причаливания пассажирского теплохода «М-88», собственником которого также является заявитель. Данный причал эксплуатируется для приема судна, плавсредств и парусных судов (яхт). Согласно паспорту причального сооружения АО «ТЯЖМАШ» на р. Волга, расположенного по адресу: Россия, <...> кадастровый номер участка 63:08:0116006:500, и свидетельству о годности гидротехнического сооружения к эксплуатации от 29.09.2017 причал является действующим гидротехническим сооружением.
10.04.2018 в адрес заявителя от заинтересованного лица поступил отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели № КГ-12/699 от 30.03.2018 по причине «получения отказа федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в согласовании условий водопользования».
Считая, что Нижне-Волжское БВУ незаконно отказало в предоставлении в пользование водного объекта, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса; 2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи; 3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
В силу части 1 статьи 16 ВК РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В свою очередь, частью 2 статьи 16 ВК РФ предусмотрено, что договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 16 ВК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования (далее – Правила № 165) и форма примерного договора водопользования.
Пунктом 2 Правил № 165 предусмотрено, что действие настоящих Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Согласно пункту 4 Правил № 165 физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление).
В пункте 7 Правил № 165 перечислены документы и материалы, которые должны быть приложены к заявлению.
При подаче заявления для использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, кроме документов и материалов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, прилагаются материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию, а также расчет размера платы за использование водного объекта для указанной цели (пункт 10 Правил № 165).
Пунктом 14 Правил № 165 предусмотрен запрет на требование от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
В силу пункта 20 Правил № 165 представление документов не в полном объеме является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование и возврата заявителю представленных документов.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что заявителем в Нижне-Волжское БВУ представлен полный пакет документов, предусмотренный Правилами № 165. Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
Следовательно, у заинтересованного лица отсутствовали основания для возврата заявителю представленных документов. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 23 Правил № 165 после рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов.
Поступившие в течение этого срока документы рассматриваются в порядке, установленном настоящими Правилами.
В случае, если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230.
Если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем в соответствии с настоящими Правилами.
Судебными актами арбитражных судов по делу № А55-18002/2017 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:08:0116006:500 примыкает к акватории водного объекта, и его площадь занимает всю протяженность запрашиваемой акватории и не позволяет разместить кому-либо иные объекты недвижимости.
Заявленная АО «ТЯЖМАШ» площадь акватории определена с учетом территории, необходимой для безопасного отстоя и удобного подхода и отхода теплохода и иных плавсредств к причалу АО «ТЯЖМАШ».
Таким образом, у возможных претендентов (участников аукциона) отсутствует возможность осуществить фактическое водопользование водным объектом, так как Общество является владельцем земельного участка с гидротехническими сооружениями, прилегающего к испрашиваемой заявителем водной акватории.
Часть водной акватории, занятой такими объектами, как причалы, гидротехнические, судоподъемные и судоремонтные сооружения, трубопроводы, не может быть предоставлена в пользование путем проведения аукциона, поскольку лицо, выигравшее торги, не сможет пользоваться частью акватории, занятой объектом недвижимости, принадлежащим иному лицу.
Указанными судебными актами по делу № А55-18002/2017 фактически признано за заявителем право на получение в пользование спорной части водной акватории без проведения аукциона.
Согласно пункту 24 Правил № 165 отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:
а) документы представлены с нарушением требований, установленных настоящими Правилами;
б) получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в подпункте "б" пункта 22 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования;
в) право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
д) использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нижне-Волжское БВУ в обоснование принятого решения ссылается на тот факт, что им 27.03.2018 от филиала ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Самарский РВПиС был получен отказ в согласовании условий водопользования (Выписка из протокола № 05-03/2018 от 26.03.2018), что и послужило основанием для отказа заявителю в предоставлении водного объекта в пользование.
Однако данный вывод заинтересованного лица является необоснованным, исходя из следующего.
Согласно выписке из протокола № 05-03/2018. от 26.03.2018 заседания комиссии по согласованию и выдаче технических условий при Самарском РВПиС - филиал ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» отказ принят по заявке Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ № КЕ-12/499 от 06.03.2018, при этом причина отказа состоит в необходимости уточнения границ испрашиваемой акватории относительно судового хода (инфраструктуры внутренних водных путей). В связи с чем вышеуказанной комиссией этим же решением на Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ возложена обязанность по предоставлению «плана русловой съемки в масштабе не менее 1:5000 с указанием на нем положения границ испрашиваемой акватории относительно судового хода».
То есть причиной отказа в согласовании технических условий послужил факт невыполнения именно Нижне-Волжским БВУ своих обязанностей.
В свою очередь, АО «ТЯЖМАШ» к заявлению приложило все требуемые данными Правилами № 165 документы и информацию.
Нижне-Волжское БВУ в рамках действующего законодательства не вправе требовать от заявителя дополнительные документы, в частности, план русловой съемки в масштабе не менее 1:5000 с указанием на нем положения границ испрашиваемой акватории относительно судового хода.
Указанная в заявлении АО «ТЯЖМАШ» площадь акватории определена с учетом территории, необходимой для безопасного отстоя и удобного подхода и отхода теплохода и иных плавсредств к существующему причалу. Параметры запрашиваемой водной акватории с географическими координатами участка водопользования были указаны АО «ТЯЖМАШ» в заявлении о заключении договора водопользования, что позволяет всем заинтересованным лицам определить соотношение размеров запрашиваемой акватории относительно судового хода.
В то же время АО «ТЯЖМАШ» при обращении в адрес заинтересованного лица к заявлению о заключении договора водопользования приложило: программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, местоположение с географическими координатами, параметры водопользования, предложения по условиям водопользования, сведения о технических параметрах, ситуационный план места водопользования, пояснительную записку к графическим материалам и расчет площади используемой акватории. Указанные в заявлении и прилагаемых документах параметры запрашиваемой водной акватории с географическими координатами участка водопользования позволяли заинтересованному лицу самостоятельно определить границы запрашиваемой части водной акватории относительно судового хода.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо Средневолжского ТУ Росрыболовства от 27.03.2018 № 4/2693, согласно которому вышеуказанным органом рассмотрено и принято решение о согласовании АО «ТЯЖМАШ» условий использования водного объекта - части акватории водного объекта правый берег р. Волги (Саратовское водохранилище), на 1275 км от устья в Сызранском районе Самарской области, площадью 0,004908 км2, исходя именно из данных, указанных в заявлении АО «ТЯЖМАШ» от 20.02.2018 № 1056 и прилагаемых к нему документов.
Довод заинтересованного лица о том, что заявитель решение филиала ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Самарский РВПиС об отказе в согласовании условий водопользования № 05-03/2018 от 26.03.2018 не обжаловал, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку указанное решение принято не по обращению заявителя и не адресовано заявителю. Кроме того, как уже отмечено выше, именно на Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ возложена обязанность по предоставлению «плана русловой съемки в масштабе не менее 1:5000 с указанием на нем положения границ испрашиваемой акватории относительно судового хода».
При указанных обстоятельствах у Нижне-Волжского БВУ отсутствовали основания для принятия оспариваемого в рамках настоящего дела решения.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование о признании незаконным решения Нижне-Волжского БВУ от 30.03.2018 № КГ-12/699.
Руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно возложил на заинтересованное лицо обязанность в месячный срок с момента вступления в законную силу решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения с ним без проведения аукциона договора водопользования участком акватории водного объекта - правый берег р. Волги (Саратовское водохранилище), на 1275 км от устья в Сызранском районе Самарской области, площадью 0,004908 км2.
Оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным бездействия Нижне-Волжского БВУ не имеется. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении указанной части требований заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2018 по делу № А55-14317/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.С. Засыпкина
Судьи Н.В. Сергеева
Е.Г. Филиппова