ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-15315/19 от 11.11.2019 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 ноября 2019 года                                                                             Дело № А55-15315/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,

судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2019 года по делу № А55-15315/2019 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Победа" (ОГРН 1036302720046, ИНН 6385000841), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, об оспаривании действий регистрирующего органа,

с участием в судебном заседании:

от сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Победа" - представителя Дмитриевой И.А. (доверенность от 06.06.2019),

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – представителя Старковой Ю.К. (доверенность от 29.12.2018),

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный производственного кооператива (колхоз) "Победа" (далее - СПК "Победа") обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) об оспаривании уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Самарской области) от 02.07.2019 № 63/035/300/2019-158 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:35:0000000:41, расположенного по адресу: Самарская область, Челно-Вершинский район, СПК "Победа", об обязании регистрирующего органа зарегистрировать договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:35:0000000:41, расположенного по адресу: Самарская область, Челно-Вершинский район, СПК "Победа".

Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2019 по делу № А55-15315/2019 заявленные требования удовлетворены.

Управление Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управление Росреестра по Самарской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

СПК "Победа" в отзыве апелляционную жалобу отклонил.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представитель СПК "Победа" в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) содержит записи о праве общей долевой собственности определенных лиц на земельный участок, с кадастровым номером: 63:35:0000000:41, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

27.02.2019 СПК "Победа", в лице представителя Миронова И.В., обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением № 63/035/300/2019-158 о государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 63:35:0000000:41 от 12.02.2019, подписанного между его правообладателями - участниками общей долевой собственности (арендодатели) в лице Милордовой Л.И., действующей на основании протокола № 1 общего собрания от 12.02.2019, и Мироновым И.В., являющимся председателем СПК "Победа" (арендатор) (срок действия договора - десять лет).

Уведомлением от 15.03.2019 № 63/035/300/2019-158 СПК "Победа" был извещен о приостановке действий по государственной регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером (КН) 63:35:0000000:41, расположенного по адресу: Самарская область, Челно-Вершинский район, СПК "Победа".

После предоставления дополнительных документов, СПК "Победа" было выдано уведомление об отказе в снятии приостановления от 29.03.2019 № 63/035/300/2019-158.

Как следует из уведомления от 29.03.2019 приостановка регистрационных действий осуществлена на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ), согласно которому приостановка действий по государственной регистрации происходит в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Также в уведомлении от 29.03.2019 указано, что по данным ЕГРН не все участники долевой собственности зарегистрировали свои права на земельный участок с КН 63:35:0000000:41, площадью 38864646 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Челно-Вершинский район, СПК "Победа". Следовательно, так как не все собственники земельных долей обратились за регистрацией прав, возникших до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним»,   то  неизвестен  субъектный  состав арендодателей и невозможно заключение договора аренды.

Аналогичная информация приведена регистрирующим органом в Уведомлении от 02.07.2019 в качестве основания для отказа в государственной регистрации договора аренды.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения СПК "Победа" в суд с настоящими требованиями.

С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление СПК "Победа".

В силу п. 1 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (п. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством РФ случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством РФ должностных лиц.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (п. 5 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

В силу ст. 27 Закона № 218-ФЗ единственным основанием отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является тот факт, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного Федерального закона.

Как следует из материалов дела, 12.02.2019 состоялось собрание участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с КН 63:35:0000000:41, почтовый адрес ориентира: Самарская область, р-н Челновершинский, СПК "Победа", на котором участниками общей долевой собственности принято решение о заключении договора аренды с СПК "Победа" сроком на 10 лет.

В реестре прав на недвижимость (составная часть ЕГРН) содержится 227 актуальных записей о зарегистрированных правах в отношении земельного участка, с КН 63:35:0000000:41.

15.03.2019 Управлением Росреестра по Самарской области регистрация договора аренды приостановлена в связи с тем, что не все участники общей долевой собственности зарегистрировали свои права на земельные доли.

Регистрирующий орган 02.07.2019 вынесло уведомление об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения с КН 63:35:0000000:41.

Отказ мотивирован тем, что по данным Единого государственного реестра недвижимости не все участники долевой собственности зарегистрировали свои права на земельный участок с КН 63:35:0000000:41, расположенный по адресу: Самарская область, р-н Челновершинский, СПК "Победа".

Иных оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды регистрирующим органом не установлено.

Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, установлены ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон № 101-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 14 закона № 101-ФЗ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

В силу положений п. п. 6, 7 п. 3 ст. 14 Закона № 101-ФЗ участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения, в том числе, о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе об объеме и о сроках таких полномочий; об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности.

Из содержания п. 4 ст. 14 Закона № 101-ФЗ следует, что уполномоченное общим собранием лицо подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, содержащего сведения о данном лице (фамилия, имя, отчество, паспортные данные), о видах действий, на совершение которых уполномочено данное лицо, и указание на срок, в течение которого данное лицо осуществляет переданные ему полномочия, или копией такого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

В случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

Полномочия, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть отозваны только по решению общего собрания участников долевой собственности.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 101-ФЗ договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.

В силу положений ст. 18 Закона № 101-ФЗ свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином - государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Суд первой инстанции установил, что собрание участников общей долевой собственности на земельный участок с КН 63:35:0000000:41 проведено 12.02.2019 по предложению органа местного самоуправления поселения Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, о чем свидетельствуют объявления, опубликованные в газетах "Авангард" и "Волжская коммуна".

Условия договора аренды земельного участка от 12.02.2019 соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с КН 63:35:0000000:41, указанным в протоколе № 1 от 12.02.2019.

Договор аренды от 12.02.2019 земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 63:35:0000000:41, находящегося в общей долевой собственности, заключен и подписан со стороны арендодателей (участников общей долевой собственности на земельный участок) Милордовой Ларисой Ильиничной, уполномоченной общим собранием собственников земельного участка с кадастровым номером 63:35:0000000:41 от 12.02.2019 для осуществления действия по заключению и государственной регистрации договора аренды с СПК "Победа" ("за" проголосовали все участники долевой собственности, присутствующие на собрании).

При этом названным выше протоколом общего собрания собственников земельного участка с кадастровым номером 63:35:0000000:41 от 12.02.2019 подтверждается, что проведенное общее собрание было правомочно, так как в собрании участвовало 110 пайщиков, владеющих в совокупности 143 земельными долями, что составляет 53% общего числа земельных долей (общее количество собственников земельных паев составляет 213 человек, владеющих в совокупности 270 земельными паями).

На дату проведения собрания и рассмотрения дела в суде первой инстанции, в ЕГРН содержалось и содержится 227 записей о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 63:35:0000000:41. При этом СПК "Победа" представлен список участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 63:35:0000000:41, в отношении которых в ЕГРН содержится более одной записи о правах.

Суд первой инстанции проверил указанный список и обоснованно принял довод СПК "Победа" о наличии 14 собственников, в отношении которых имеются по две записи о правах. Данное обстоятельство подтверждается сведениями ЕГРН.

В связи с чем суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о различии между числом участников общей долевой собственности в соответствии с протоколом № 1 от 12.02.2019 общего собрания собственников земельного участка с КН 63:35:0000000:41 (213 человек) и числом лиц, чьи права зарегистрированы в ЕГРН. 

Протокол общего собрания собственников № 1 от 12.02.2019 составлен в присутствии главы сельского поселения Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области Разуковой Т.В., а также подписан указанным лицом.

При этом сведения об оспаривании соответствующего решения общего собрания участников долевой собственности отсутствуют, как отсутствуют и сведения о том, что участники долевой собственности выражали на общем собрании, состоявшемся 12.02.2019, несогласие с передачей земельного участка в аренду СПК "Победа" или настаивали на реализации прав на выдел земельного участка в счет принадлежащих им земельных долей.

С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общее собрание собственников земельных долей земельного участка с КН 63:35:0000000:41, состоявшееся 12.02.2019, проведено, а протокол общего собрания от 12.02.2019 составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем является надлежащим документом, подтверждающим полномочия Милордовой Л. И. на заключение договора аренды в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 63:35:0000000:41 от лица всех участников общей долевой собственности на такой участок.

Доводы жалобы Управление Росреестра по Самарской области о том, что не все участники долевой собственности на земельный участок, передаваемый в аренду, зарегистрировали свои права на него, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.

Закон № 218-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В свою очередь, Закон № 101-ФЗ регулирует отношения, связанные именно с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 14 Закона № 101-ФЗ определяет, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Тем самым, исключая необходимость участия всех участников общей долевой собственности в обороте земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в части установления обязанности каждого собственника ранее возникшего земельного пая зарегистрировать свое право.

Именно поэтому утвержденный порядок ведения ЕГРН разделяет право каждого участника долевой собственности в отдельные записи независящие друг от друга.

В соответствии с абз. 5 п. 10 приказа Минэкономразвития РФ от 16.12.2015 № 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" запись о праве, ограничении права, обременении недвижимости, сделке вносится в реестр прав на недвижимость при наличии записи об объекте недвижимости в кадастре недвижимости.

Сведения о земельном участке с КН 63:35:0000000:41 в ЕГРН имеются.

В соответствии с п. 90 данного приказа при регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в общей долевой собственности, право каждого сособственника регистрируется в виде отдельной записи о вещном праве каждого из участников общей долевой собственности.

Запись об аренде (ограничении, обременении) права также вносится в отношении каждой записи участника общей долевой собственности.

По смыслу п. 3 ст. 69 Закона № 218-ФЗ, в которой говорится, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, в отношении записи об обременении в отношении доли в праве конкретного лица необходима до этого его государственная регистрация.

Таким образом, в случае обращения участника общей долевой собственности за государственной регистрацией доли в праве на земельный участок с КН 63:35:0000000:41 в ЕГРН будет сделана запись о праве общей долевой собственности, а также запись об обременении данного права арендой.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2016 по делу № 308-ЭС15-15531 разъяснено, что п.5 ст.14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что участник общей долевой собственности, выразивший на общем собрании участников общей долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, или с условиями договора аренды такого участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащей ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным п.4 ст.13 названного выше закона, и распорядиться им по своему усмотрению; при этом договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается.

Иными словами, государственная регистрация договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, при отсутствии данных обо всех участниках долевой собственности на такой участок в любом случае не нарушает права и законные интересы соответствующих участников (даже тех, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации прав на земельные доли в составе спорного земельного участка), поскольку указанные лица даже после заключения соответствующего договора субаренды земельного участка и в случае наличия возражений относительно такого договора не лишаются возможности выделить и лично пользоваться (или иным образом распорядиться) принадлежащей им земельной долей.

Кроме того, изложенное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации требование обеспечить регистрацию всеми участниками общей долевой собственности своих прав, противоречит положениям п.1 ст.69 Закона № 218-ФЗ, поскольку регистрация права на земельную долю является правом, а не обязанностью гражданина.

Таким образом, отказ заинтересованного лица основан на неправильном применении норм действующего законодательства.

В Определении Конституционного Суда РФ от 21.05.2015 № 1197-О также указано, что положения п.1 ст.13 и п.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусматривающие право участника общей долевой собственности на выдел земельного участка в счет своей земельной доли и условия реализации данного права, обеспечивают с учетом специфики этой сферы земельных и имущественных отношений необходимый баланс интересов всех участников общей долевой собственности, а также арендаторов земельного участка.

В то же время на основании заявления правообладателя земельной доли в реестр не может быть внесена запись о невозможности государственной регистрации права аренды всего участка, так как это противоречит положениям ст. 14 Закона № 101-ФЗ и создает препятствия в реализации решений, принятых общим собранием участников долевой собственности.

Кроме того, в уведомлении об отказе от 02.07.2019 не указано, заявления о государственной регистрации прав каких именно правообладателей земельных долей в составе земельного участка из общего числа участников долевой собственности отсутствуют у регистрирующего органа.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.02.2018 по делу № А46-4549/2017, и определением Верховного Суда РФ от 18.05.2018 № 304-ЭС18-5776 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие государственной регистрации права долевой собственности на земельный участок всех участников долевой собственности не препятствует регистрации договора аренды на этот участок, а принятие на собрании решения о передаче земельного участка в аренду в отсутствие некоторых участников долевой собственности не свидетельствует о незаконности договора аренды.

Аналогичные выводы сделаны в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.11.2014 по делу № А64-760/2014.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ регистрирующего органа зарегистрировать договор аренды земельного участка с КН 63:35:0000000:41 в связи с непредставлением на государственную регистрацию заявлений правообладателей (участников общей долевой собственности на земельный участок) о государственной регистрации прав, возникших до введения в действие закона о регистрации является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.

Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 по делу № А55-38043/2018).

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2019 года по делу № А55-15315/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                    

О.А. Лихоманенко

Судьи 

П.В. Бажан

Е.Г. Филиппова