ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-15316/19 от 11.11.2019 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 ноября 2019 года                                                                          Дело № А55-15316/2019    

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 11 ноября 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  15 ноября 2019 года                                                                         

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Сурайкиной А.В.,

с участием: от Департамента градостроительства городского округа Самара -  представитель ФИО1.(доверенность от 16.01.2019),

от общества с ограниченной ответственностью «Русспецсвязь» -  представитель ФИО2.(доверенность от 14.05.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе   Департамента градостроительства городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 августа 2019 года по делу                                  № А55-15316/2019 (судья Якимова О.Н.),

по  заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русспецсвязь»,

к Департаменту градостроительства городского округа Самара,

о признании незаконным отказ Департамента градостроительства городского округа Самара выраженный в решении №СП-9/2047-0-1 от 30.04.2019 года,

об обязании Департамента градостроительства городского округа Самара в течение 30 дней с даты вступления судебного акта в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Русспецсвязь» путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр-т ФИО4/ул. Молодежная, участок б/н, в координатах, указанных в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной 29.03.2019 кадастровым инженером ФИО3,

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Русспецсвязь» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара (далее - ответчик), о признании незаконным отказа Департамента градостроительства городского округа Самара выраженный в решении №СП-9/2047-0-1 от 30.04.2019 года, об обязании Департамента градостроительства городского округа Самара в течение 30 дней с даты вступления судебного акта в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Русспецсвязь» путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр-т ФИО4/ул. Молодежная, участок б/н, в координатах, указанных в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной 29.03.2019 кадастровым инженером ФИО3

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента градостроительства г.о. Самара, выраженный в решении № СП-9/2047-0-1 от 30.04.2019.

На Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность в течение 30 дней с даты вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Русспецсвязь» путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Промышленный район, пр -т ФИО4/ул. Молодежная, участок б/н, в координатах, указанных в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной 29.03.2019 кадастровым инженером ФИО5 С Департамента градостроительства г.о.Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью «Русспецсвязь» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000,00 рублей.

Не согласившись с выводами суда, Департамент градостроительства городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ООО «Русспецсвязь» отказать в полном объеме.  

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на неправомерный вывод суда о том, что ни одно из оснований, перечисленных в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ не содержит указания на невозможность утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причине нахождения образуемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, либо нахождения земельного участка в границах соответствующей территориальной зоны. Однако, одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу п.п.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Как указал податель жалобы, документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в отношении указанной территории в установленном законом порядке не разрабатывалась и не утверждалась, в связи с чем образование спорного земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка, приложенной ООО «Русспецсвязь» к заявлениюот 24.04.2019г, приведет к нарушению требований п. 3 ст.11.3 ЗК РФ.

Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Русспецсвязь» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

19.04.2019 года ООО «Русспецсвязь» обратилось в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр-т ФИО4/ул.Молодежная, участок б/н, для предоставления услуг связи (коммунальное обслуживание), площадью 1 500 кв.м.

Заявлением ООО «Русспецсвязь» от 26.04.2019 года к ранее поданному обращению приобщены дополнительные документы: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением Департамента градостроительства городского округа Самара от 30.04.2019 года №СП-9/2047-0-1 указанное заявление возвращено ООО «Русспецсвязь», в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отказано.

Основанием для отказа, по мнению Департамента градостроительства городского округа Самара, является невозможность образования испрашиваемого земельного участка по основаниям подпункта 4 пункта 3 ст. 11.3 ЗК РФ, в соответствии с которым образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными домами, документация по планировки территории в отношении указанной территории не разрабатывалась и не утверждалась.

Полагая, что отказ Департамента градостроительства г.о. Самара, выраженный в решении № СП-9/2047-0-1 от 30.04.2019, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «Русспецсвязь», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие следующих условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ требования о признании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными подлежат удовлетворению, если решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, обязанность по доказыванию наличия нарушенного права или законного интереса заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на самого заявителя. В свою очередь орган должен доказывать законность принятого решения (действия, бездействия).

Департамент в обоснование своих возражений сослался на то, что документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в отношении спорной территории в установленном законом порядке не разрабатывалась и не утверждалась.

По мнению заинтересованного лица, образование спорного земельного участка приведет к нарушению требований пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ.

Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемый отказ правомерно исходил из следующего.

 В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 №11-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «0 перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «0 закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» и статью 5.1 Закона Самарской области «0 земле», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара осуществляются органами местного самоуправления.

С 01.03.2015 порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой V.I Земельного кодекса РФ, Законом Самарской области «О земле».

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного

участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Схема расположения, испрашиваемого земельного участка была подготовлена ООО «Русспецсвязь». Подача ООО «Русспецсвязь» ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 19.08.2015 г. №929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, а также по возвращению в течение срока, установленного ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.

Следовательно, как верно указал суд, Департамент градостроительства городского округа Самара был компетентен принять заявление ООО «Русспецсвязь» о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решить вопрос о его возвращении заявителю при наличии предусмотренных законом оснований.

Согласно п.1,2 ст.39.15 ЗК РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

-фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

-кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления, которого подано, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

-реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

-кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;

-основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований;

-вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

-цель использования земельного участка;

-реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

-реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

-почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1)документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

4 ) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае» если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

В соответствии с п.3 ст.39.15 ЗК РФ, в течение 10 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует изложенным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены указанные выше документы. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как следует из оспариваемого отказа, заинтересованное лицо считает невозможным образование земельного участка на основе схемы его расположения, поскольку, по мнению ответчика, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется, в соответствии с п.3 ст.11.3 ЗК РФ, исключительно на основе утвержденного проекта межевания территории.

Действительно, в силу пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Под элементами планировочной структуры, согласно п.1 ст.41 ГрК РФ, понимаются, в частности, микрорайоны и кварталы. Поэтому, если испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в пределах квартала, застроенного многоквартирными домами, формирование занимаемого им земельного участка, действительно, возможно только на основе проекта межевания территории.

Однако формирование земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, по обращению уполномоченного заявителя во всех случаях является обязанностью органа местного самоуправления в силу п.4 ст.16 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ».

Поэтому, как верно указал суд, отсутствие проекта межевания территории не только не является основанием для непринятия ответчиком решения по обращению ООО «Русспецсвязь», но не может являться основанием и для отказа в формировании земельного участка по этому обращению, поскольку организация разработки проекта межевания территории относится к компетенции ответчика. В этом случае ответчик был обязан обеспечить разработку проекта межевания территории и его передачу на утверждение Главе администрации г.о. Самара. Орган местного самоуправления не вправе перекладывать на заявителя обязанность по проведению мероприятий, необходимых для формирования земельного участка.

Далее, процедура, предусмотренная п.3 ст.39.15 ЗК РФ является процедурой проверки формального соответствия комплекта документов, представленных заявителем, и собственно его заявления, требованиям закона. На этом этапе не проверяется обоснованность заявления, не разрешается вопрос о возможности образования земельного участка, который испрашивает заявитель.

Согласно пп.4 п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставлении земельного участка реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории указываются только в том случае, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено этим уже существующим проектом.

При отсутствии утвержденного проекта межевания территории, которым предусмотрено образование земельного участка, данный пункт заявления не заполняется, даже и в том случае, если образование земельного участка в конкретных обстоятельствах возможно только на основе проекта межевания.

Пунктом 4 ч. 3 ст.11.3 ЗК РФ установлено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домам и.

Между тем, нормами Градостроительного Кодекса РФ установлен порядок разработки и утверждения документации по планировке территории, к разновидностям которой относятся элементы планировочной структуры.

В соответствии со ст.1 ГрК РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства финансов РФ от 5 ноября 2015 г. N 171н «Об утверждении перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и правил сокращенного наименования адресообразующих элементов», изданным в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1221 от 19.11.2014, утвержден Перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, в котором такой элемент планировочной структуры, как застроенный многоквартирными домами отсутствует.

Согласно ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьями 41.1 - 43 ГрК РФ предусмотрен порядок разработки и утверждения документации по планировки территории, для чего проводятся инженерные изыскания, составляется проект планировки территории, состоящий из основной части и материалов по обоснованию проекта, разрабатывается проект межевания территории.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2016 г. N 793 утверждены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в соответствии с п.2 которых требования к цифровому описанию атрибутивной информации векторной модели данных и отображению условными обозначениями объектов на картах, входящих в состав документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Уточнение местоположения планируемых к размещению объектов осуществляется на этапах реализации документов территориального планирования посредством подготовки градостроительной и землеустроительной документации.

Как следует из оспариваемого ответа Департамента градостроительства г. о. Самара документация по планировке территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывалась и не утверждалась.

Следовательно, испрашиваемый земельный участок не может располагаться в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами,

заявление о возврате не соответствует закону и фактическим обстоятельствам.

Кроме того, пунктами 1-2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и прилагаемым к нему документам, которые заявителем исполнены в полном объеме.

Исчерпывающий перечень оснований к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлен п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ

В свою очередь п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ устанавливает, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Однако, Департаментом конкретное основание из перечня, установленного п.16. ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, в оспариваемом отказе не приведено.

Между тем, как верно установил суд,  ни одно из оснований, перечисленных в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, не содержит указания на невозможность утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причине нахождения образуемого участка в границах элемента планировочной структуры застроенного многоквартирными жилыми домами, либо нахождения земельного участка в границах соответствующей территориальной зоны.

В оспариваемом отказе Департамент сослался на правило, установленное пп.4 п.3 ст. 11.3 ЗК РФ, в соответствии с которым исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Однако, как указано выше, перечень оснований к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка является исчерпывающим и не подлежит произвольному расширению.

Кроме того, Департаментом не учтено следующее.

Согласно п.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

В силу пп.4 п.3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Исходя из положений Градостроительного кодекса РФ элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы, границы которых определены документацией по планировке территории в соответствии со ст. 41 ГрК РФ. В действующем законодательстве отсутствуют иные способы определения границ элемента планировочной структуры.

Таким образом, правила, предусмотренные пп.4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, применяются при наличии утвержденного проекта планировки территории.

При отсутствии утвержденного проекта планировки территории допускается образование земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка, что подтверждается п.2 письма Министерства экономического развития РФ от 29.12.2015г. № Д23м-6350, направленного в адрес Правительства Самарской области.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу об отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Учитывая, что иных оснований для отказа Департаментом градостроительства г.о. Самара указано не было, заявленные требования являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Довод апелляционной жалобы о неправильно определенном судом способе восстановления нарушенного права, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку по смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Рассматривая споры в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Фед ерации, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.

В рассматриваемом случае, установив основания для признания оспариваемого отказа недействительным, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность в течение 30 дней с даты вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Русспецсвязь» путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Промышленный район, пр -т ФИО4/ул. Молодежная, участок б/н, в координатах, указанных в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной 29.03.2019 кадастровым инженером ФИО5

О наличии каких-либо препятствий для совершения указанных действий, либо  невозможности их совершения с учетом поступивших от заявителя документов, ответчиком не заявлено.

Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21 августа 2019 года по делу                                  № А55-15316/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                И.С.Драгоценнова

Судьи                                                                                                                А.Б.Корнилов   

                                                                                                                           Т.С.Засыпкина