ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д.2 Тел: (843) 5439941
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
«30» октября 2007 года
председательствующего: Нагимуллина И.Р.,
судей: Владимирской Т.В., Махмутовой Г.Н.
с участием представителей сторон:
от истца – ФИО1 (доверенность от 10.10.2007 № 534)
от ответчика – не явился, извещен,
от третьего лица – ФИО2 (доверенность от 09.01.2007 № 11)
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2007 года (председательствующий: Юдкин А.А., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.) по делу №А55-1600/2007
по заявлениюМинистерства имущественных отношений Самарской области, город Самара, о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившегося в неисполнении в месячный срок обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка в городе Самара, Заводское шоссе – проспект Кирова и обязании ответчика выполнить обязанность. (С привлечением третьего лица- общества с ограниченной ответственностью торговый дом «РЕАЛ», город Самара)
УСТАНОВИЛ:
Обжалованным постановлением апелляционной инстанции отменено судебное решение от 08.05.2007, которым в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционной инстанцией бездействие Департамента признано незаконным. Арбитражный суд апелляционной инстанции обязал ответчика устранить допущенные им нарушения.
В кассационной жалобе Департамент (ответчик) просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции, оставлении в силе судебного решения от 08.05.2007, указывая на неисследование судом апелляционной инстанции всех обстоятельств, существенных для разрешения спора, нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей истца и третьего лица, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что 23.10.2006 общество с ограниченной ответственностью торговый дом «РЕАЛ» обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 24,6 кв. м, расположенного на пересечении Заводского шоссе и проспекта Кирова в городе Самара, под установку рекламной конструкции, в связи с чем Министерство 26.10.2006 обратилось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара за изготовлением и утверждением проекта границ указанного земельного участка.
Поступление данного обращения с приложением схемы местоположения земельного участка подтверждено штампом входящей корреспонденции.
05.03.2007 письмом Комитета градостроительства и архитектуры Департаментастроительства и архитектуры городского округа Самара №СП-9/1675-0-2, подписанным главным архитектором города Самары ФИО3, было отказано в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка за невозможностью установки рекламной конструкции.
Признавая неиспользование Департаментом своих обязанностей по изготовлению и утверждению проекта границ земельного участка незаконным бездействием, апелляционная инстанция исходила из анализа имеющихся в деле материалов, обстоятельств дела и требований законодательства, регулирующего сложившиеся по делу отношения, принимая во внимание положения статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждое лицо, участвующее в деле , должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Обязанность доказывать послужившие основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органыобязаныпринятьакт, устанавливающий процедуры и критериипредоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 №74.
Согласно пункту 2.7. названного Порядка на уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Постановлением главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 №2340 «Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством» определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
На основании пункта 1.1 указанного постановления на Департамент возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков площадью более 100 кв. м, за исключением случаев, указанных пунктом 1.3 настоящего Положения, и по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей.
Согласно статье 22 Устава городского округа Самара Самарской области Комитет градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.
Арбитражным судом апелляционной инстанции также установлено, что распоряжение руководителя Департамента от 06.02.2007 №Д05-01-06/2, которым главному архитектору городского округа Самара были делегированы полномочия по рассмотрению заявок Министерства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области на формирование земельных участков, не наделяет главного архитектора правом на подготовку отказов в утверждении проектов границ земельных участков.
Таким образом, вывод апелляционной инстанции о том, что письмо №СП-9/1675-0-2 от 0503.2007, подписанное главным архитектором города, не может быть рассмотрено как исполнение Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка, основаны на правильно примененных судом апелляционной инстанции правовых нормах.
Установленное судом апелляционной инстанции нарушение Департаментом приведенных выше правовых норм и нарушение прав и законных интересов заявителя является основанием для правомерного вывода апелляционной инстанции о незаконности бездействия ответчика, что соответствует положениям статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт являются законным и обоснованным.
Правовых оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 13.07.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А55-1600/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий И.Р. Нагимуллин
судьи Т.В. Владимирская
Г.Н. Махмутова