ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
19 февраля 2019 года Дело № А55-16240/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зародовым М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2018 года по делу № А55-16240/2018, принятое судьей Матюхиной Т.М., по заявлению акционерного общества "ТЯЖМАШ" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Сызрань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными и отмене постановлений,
с участием в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - представителя ФИО1 (доверенность от 15.01.2019),
от акционерного общества «ТЯЖМАШ» - представителя ФИО2 (доверенность от 31.12.2018),
установил:
акционерное общество «ТЯЖМАШ» (далее по тексту – АО «ТЯЖМАШ», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее по тексту – административный орган, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области) от 24.05.2018 № 129, №130, №131, №132, №133, №135, №137, №139, №140, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 945,39 руб., 14776,93 руб., 190,27 руб., 1359,08 руб., 20110,56 руб., 945,39 руб., 173,85 руб., 1163,97 руб. и 544,83 руб. соответственно.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2018 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым отказать АО "ТЯЖМАШ" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Подробно доводы Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области изложены в апелляционной жалобе.
АО "ТЯЖМАШ" представило в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях исполнения международных контрактов на территории Республики Эквадор АО «ТЯЖМАШ» создал филиал.
В банке за пределами территории Российской Федерации - «BANKO PICHINCHA C.A.» филиалу AO «ТЯЖМАШ» открыты счета: №USD3512831304, №USD2100062455, на которые AO «ТЯЖМАШ» производит переводы денежных средств через счет, открытый в уполномоченном банке на территории Российской Федерации.
В мае 2016 года филиалом AO «ТЯЖМАШ» произведены расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов, технической ревизии авто, шин, операции PlacasVeniculo, сбора за пребывание, полной мойки легкового автомобиля, топлива Super, что, по мнению административного органа, является нарушением части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
По указанным фактам в отношении AO «ТЯЖМАШ» составлены протоколы об административных правонарушениях и вынесены оспариваемые постановления о привлечении его к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными постановлениями, АО «ТЯЖМАШ» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения АО «ТЯЖМАШ» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ явился вывод административного органа о том, что осуществляя выплаты денежных средств в иностранной валюте нерезидентом, минуя счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации, юридическое лицо (зарубежное представительство/филиал) - резидент совершает валютную операцию с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации.
По мнению административного орган, АО «ТЯЖМАШ» нарушило требования статьи 14 Закона №173-Ф3, выразившееся в осуществлении незаконных валютных операций путем осуществления расчетов резидентом с нерезидентами в наличной иностранной валюте. В статье 25 Закона №173-Ф3 установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом от № 173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютными ценностями признаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Согласно подпункту "г" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Под нерезидентами понимаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с приведенными нормами (подпункт "а" пункта 7 части 1 статьи 1 названного Закона).
В части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено указанным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Материалами дела установлено, что филиал АО «ТЯЖМАШ» совершил валютные операции с нерезидентами Анитой Баррига и ФИО3 в безналичной форме расчета.
Таким образом, расчеты между резидентом - АО "ТЯЖМАШ" и нерезидентами были произведены в безналичной форме расчета.
Исходя из норм ст. 6 ч. 6 ст. 12, ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, требование об осуществлении валютных операций резидентом только через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами с нерезидентами за пределами Российской Федерацией с использованием наличной иностранной валюты, переведенной из Российской Федерации на счета иностранного банка с соблюдением требований Федерального закона № 173-ФЗ.
Вышеуказанные нормы права не содержат каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом-резидентом (АО "ТЯЖМАШ") и нерезидентами за пределами территории Российской Федерации. При этом доводы административного органа противоречат положениям ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, исходя из их буквального толкования.
Следовательно, совершенная АО "ТЯЖМАШ" валютная операция, указанная в оспариваемых постановлениях, валютным законодательством Российской Федерации не отнесена к запрещенным валютным операциям, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях общества события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При таких условиях, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемые постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности незаконны и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2018 года по делу № А55-16240/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2018 года по делу № А55-16240/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий А.А. Юдкин
Судьи Н.В. Сергеева
Е.Г. Попова