ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-16593/20 от 17.05.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  17 мая 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено   24 мая 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Корастелева В.А.,

судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сила спорта"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2021 года по делу №А55-16593/2020 (судья Степанова И.К.),

по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Сила спорта"

к администрации городского округа Самара,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «ПромТехРециклинг», Управления Росреестра по Самарской области, Министерства строительства Самарской области, Департамента градостроительства г.о. Самара,

о признании незаконным решения,

о признании незаконным бездействия,

в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

По делу №А55-16593/2020 общество с ограниченной ответственностью "Сила спорта" (далее - заявитель, ООО "Сила спорта") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации городского округа Самара (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным изложенного в письме Департамента градостроительства городского округа Самара от 28.04.2020 № 38-Д05-08/3707 решения об отказе в предоставлении ООО «Сила спорта» в аренду без проведения торгов части земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638002:20, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, площадью 8 618 кв.м., для завершения строительства подземной автостоянки с административно-досуговым центром, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости с присвоением данному объекту незавершенного строительства кадастрового номера 63:01:0638002:3555 и просит обязать Администрацию городского округа Самара подготовить в трех экземплярах проект договора аренды части земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638002:20, относящегося к землям населенных пунктов и расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, площадью 8 618 кв.м., подписать его и в течение тридцати дней с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу направить обществу с ограниченной ответственностью «Сила спорта» оформленный таким образом проект указанного договора, предусматривающего передачу данному юридическому лицу (арендатору) с целью завершения строительства подземной автостоянки с административно-досуговым центром, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости с присвоением данному объекту незавершенного строительства кадастрового номера 63:01:0638002:3555, части названного земельного участка, ограниченного следующими характерными точками: обращений ООО «Сила спорта» от 18.03.2020 и от 17.04.2020 и выразившееся в уклонении от предоставления в аренду указанному хозяйственному обществу в установленный законодательством Российской Федерации срок без проведения торгов части земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638002:20, расположенного по адресу: г. Самара. Октябрьский район. Пятая просека, площадью 8 618 кв.м., для завершения строительства подземной автостоянки с административно-досуговым центром, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости с присвоением данному объекту незавершенного строительства кадастрового номера 63:01:0638002:3555 и просит обязать Администрацию городского округа Самара подготовить в трех экземплярах проект договора аренды части земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638002:20, относящегося к землям населенных пунктов и расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, площадью 8 618 кв.м., подписать его и в течение тридцати дней с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу направить обществу с ограниченной ответственностью «Сила спорта» оформленный таким образом проект указанного договора, предусматривающего передачу данному юридическому лицу (арендатору) с целью завершения строительства подземной автостоянки с административно-досуговым центром, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости с присвоением данному объекту незавершенного строительства кадастрового номера 63:01:0638002:3555, части названного земельного участка.

Кроме того, по делу №А55-16592/2020 общество с ограниченной ответственностью «Сила спорта» обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие, допущенное Администрацией городского округа Самара при рассмотрении указанного выше заявления.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2020 объединены в одном производстве дела: №А55-16592/2020 и №А55-16593/2020 с присвоением делу номера № А55-16593/2020.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением,  ООО "Сила спорта" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального (неприменение части 3 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") и процессуального права (нарушение части 4 статьи 15 и части 4 статьи 170 АПК РФ).

Податель жалобы отмечает, что действующее с 01.01.2017 законодательство допускает не только предварительный кадастровый учет соответствующей части участка, но и проведение такого кадастрового учета одновременно с регистрацией договора аренды части земельного участка, при этом отсутствие предварительного кадастрового учета части земельного участка не является препятствием для заключения договора аренды этой части.

В апелляционной жалобе указывает на то, что требование ООО «Сила спорта» о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в аренду части испрашиваемого земельного участка судом первой инстанции по существу не рассмотрено.

Податель жалобы настаивает, что неприменение арбитражным судом первой инстанции части 3 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подлежащей применению при рассмотрении данного дела, повлекло судебную ошибку.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в собственности Общества с ограниченной ответственностью «Сила спорта» находится объект незавершенного строительства КН 63:01:0638002:3555, расположенный по адресу: Самарская область, город Самара, Октябрьский район, просека 5-я (далее -объект), о чем в Единый государственный реестр недвижимости 26.12.2019 внесена запись 63:01:0638002:3555-63/001/2019-3. Право собственности на объект возникло у ООО «Сила спорта» на основании договора оплаты доли в уставном капитале хозяйственного общества при его учреждении от 06.12.2019, заключенного с ООО «ПромТехСтейт», которое создало объект в границах земельного участка КН 63:01:0638002:20, предоставленного в аренду ООО «ПромТехСтейт» по зарегистрированному в установленном порядке договору аренды земельного участка от 08.07.2005 № 020066з (в редакции дополнительных соглашений № б/н от 21.06.2006, № 1 от 01.08.2013 и № 2 от 17.09.2014), о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.02.2007 внесена запись регистрации № 63-63-01/025/2007-394.

После перехода права собственности на объект от ООО «ПромТехСтейт» к ООО «Сила спорта» арендатор земельного участка КН 63:01:0638002:20 ООО «ПромТехСтейт» уведомил арендодателя о переходе к новому собственнику объекта права аренды части указанного земельного участка наряду с сохранением данного права у ООО «ПромТехСтейт» (уведомление от 12.03.2020 № 89/1).

Поскольку все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков за исключением случаев, установленных федеральными законами, то ООО «Сила спорта» обратилось к руководителю администрации с заявлением от 18.03.2020 с просьбой о предоставлении обществу права аренды части земельного участка, находящегося по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, кадастровый номер 63:01:0638002:20, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для завершения строительства Подземной автостоянки с административно-досуговым центром, находящейся по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, кадастровый номер 63:01:0638002:3555, являющегося объектом незавершенного строительства. Площадь части земельного участка для предоставления в аренду составляет 8618 кв.м.

Письмом Департамента градостроительства городского округа Самара от 25.03.2020 № СП-9/1108-0-1 указанное заявление от 18.03.2020 со всеми приложениями к нему возвращено заявителю, основанием возвращения Департаментом указано то, что объектом гражданских прав может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, а испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 8618 кв.м. не является таковым.

Не согласившись с такой позицией, общество письмом от 17.04.2020 повторно направило руководителю администрации заявление от 18.03.2020, обосновав его отсутствием возможности образования самостоятельного земельного участка, занятого объектом, на основании схемы его расположения.

Письмом Департамента градостроительства городского округа Самара от 28.04.2020 № 38-Д05-08/3707 заявитель уведомлен о наличии у него права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с приложением № 3 к Административному регламенту после формирования испрашиваемого земельного участка. Заявителю были возвращены его заявления от 18.03.2020 и от 17.04.2020, а также приложенные к ним документы.

Не согласившись с изложенным в письме Департамента градостроительства городского округа Самара от 28.04.2020 № 38-Д05-08/3707 решением об отказе в предоставлении ООО «Сила спорта» в аренду без проведения торгов части земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638002:20, общество обратилось в арбитражный суд.

При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Оспариваемое принятое решение об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемой части упомянутого земельного участка общество считает не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы ООО «Сила спорта».

В обоснование общество ссылалось на то, что исходя из сложившейся судебной практики, покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение (абзац второй пункта 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 №11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").

Заявитель указал на то, что в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом (пункт 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

При этом заявитель указал на установленный статьей 39.14 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка в случаях, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; если испрашиваемый земельный участок ранее образован и его границы не подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и обращает внимание на то, что уполномоченный орган не сослался при рассмотрении обращений общества от 18.03.2020 и от 17.04.2020 на необходимость уточнения границ земельного участка КН 63:01:0638002:20, в пределах которых расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект.

По объяснениям заявителя, имеющиеся у него документы кадастрового учета (например, кадастровая выписка о земельном участка от 12.04.2016 № 63-00-102/16 - 283273) не содержат сведений о необходимости уточнения границ земельного участка КН 63:01:0638002:20, в пределах которых расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект, поэтому заявитель считает процедуру предоставления земельного участка на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в данном конкретном случае следует начать с подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка. Поэтому заявитель обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду части земельного участка КН 63:01:0638002:20, в пределах которых расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект.

Заявитель объяснил, что испрашивание части названного земельного участка обусловлено существованием объективных обстоятельств и наличием соответствующих этим обстоятельствам законодательных ограничений.

Заявитель сослался на распоряжение Департамент градостроительства городского округа Самары от 06.06.2016 № РД-488 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», на основании которого 05.12.2016 в государственном кадастре недвижимости были учтены земельные участки КН 63:01:0638002:1473, 63:01:0638002:1474, 63:01:0638002:1475, 63:01:0638002:1476, 63:01:0638002:1477, 63:01:0638002:1478, 63:01:0638002:1479, 63:01:0638002:1480, 63:01:0638002:1481, 63:01:0638002:1482, 63:01:0638002:1483, 63:01:0638002:1484; внесенные в ГКН сведения о них в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) носили временный характер. Поэтому заключение договора аренды части земельного участка, занятого объектом, по мнению общества, влечет после достройки данного объекта возникновение у его собственника права использования соответствующей части участка без внесения изменений в правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на такой земельный участок, что соответствует земельному законодательству и практике его применения.

Заявитель считает, что иные объективно существующие обстоятельства также ограничивают заявителя в возможности испрашивания в аренду всего земельного участка, в границах которого расположен принадлежащий ему на праве собственности объект, а также лишают его возможности инициирования образования самостоятельного земельного участка, занимаемого данным объектом. Так, переход права собственности на объект к ООО «Сила спорта» состоялся в условиях, когда на арендуемом ООО «ПромТехСтейт» земельном участке КН 63:01:0638002:20 было расположено два объекта недвижимости - объект КН 63:01:0638002:3555, поставленный на кадастровый учет 06.09.2019, и многоквартирный дом КН 63:01:0638002:3558, поставленный на кадастровый учет 23.12.2019, а право собственности кого-либо из участников долевого строительства на объект долевого строительства, входящий в состав названного многоквартирного дома, не было зарегистрировано, поэтому в результате отчуждения объекта его прежний собственник - ООО «ПромТехСтейт», являющийся также застройщиком многоквартирного дома КН 63:01:0638002:3558, не утратил право аренды земельного участка КН 63:01:0638002:20.

Ссылаясь на разъяснения пункта 13 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 №73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которым наличие в ЕГРП записи об аренде недвижимой вещи не препятствует внесению в реестр записи о другом договоре аренды той же вещи, однако данная возможность не предоставляет арендодателю права передать арендатору то же самое имущество, которое было ранее передано другому арендатору, заявитель полагает неисполнимым договор аренды всего земельного участка КН 63:01:0638002:20.

Ссылаясь на пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, заявитель обращает внимание на то, что право аренды земельного участка КН 63:01:0638002:20, возникшее на основании заключенного арендодателем и арендатором - ООО «ПромТехСтейт» договора аренды данного земельного участка, поступило в залог участников долевого строительства на основании положений статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Поэтому в условиях отсутствия проекта межевания территории, на которой расположен земельный участок КН 63:01:0638002:20, раздел данного участка в целях образования самостоятельного земельного участка, занимаемого объектом и необходимого для его достройки, заявитель считает возможным исключительно в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае необходимости предоставления образуемого земельного участка собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

Заявитель полагает, что до ввода в эксплуатацию объекта не имеется законной возможности образования самостоятельного земельного участка, занятого объектом, на основании схемы его расположения и обращает внимание на то, что положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утв. постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 №170, также не предусматривают для такой ситуации возможности образования земельного участка на основании схемы.

Поэтому заявитель считает отсутствующей какую-либо возможность реализации своего законного права на однократное приобретение без проведения торгов земельного участка в аренду сроком на три года для завершения строительства помимо обращения к уполномоченному органу с заявлением о предоставлении ему части существующего земельного участка для цели достройки объекта.

В обоснование возражений администрация указывает, что основаниями для возврата заявления о предоставлении земельного участка и представленных заявителем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в части предоставления земельного участка, является в том числе несоответствие заявления о предоставлении земельного участка требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

По объяснениям администрации, 18.03.2020 в Департамент градостроительства городского округа Самара поступило заявление ООО «Сила спорта» о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов (вход. № СП-9/1108), в соответствии с которым, заявитель просил предоставить часть земельного участка по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, с кадастровым номером 63:01:0638002:20, площадью 8 618 кв.м, для завершения строительства подземной автостоянки с административно-досуговым центром. 25.03.2020 письмом департамента ООО «Сила спорта» возвращено его заявление от 18.03.2020 №СП-9/1108.

Основанием для возврата послужили пункт 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), подпункт 1 пункта 2.12 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 № 171.

В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются сведения, перечисленные в пункте 1 статьи 39.17 ЗК РФ, в том числе кадастровый номер испрашиваемого земельного участка. Однако, в нарушение данной нормы в заявлении ООО «Сила спорта» кадастровый номер испрашиваемого земельного участка не указан.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.12 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 № 171, основаниями для возврата заявления о предоставлении земельного участка и представленных заявителем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в части предоставления земельного участка, является в том числе несоответствие заявления о предоставлении земельного участка требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции верно отметил, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ч. 3 ст. 607 ГК РФ).

В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

22.04.2020 в департамент поступило также обращение общества с просьбой о рассмотрении заявления ООО «Сила спорта» от 18.03.2020 (вход. № 18138).

28.04.2020 письмом департамента ООО «Сила спорта» на данное обращение был направлен ответ с разъяснением порядка оформления испрашиваемого земельного участка в аренду.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).

В соответствии с статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. В случае расположения земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельного участка осуществляется только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления на основании предложений физических и юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Кроме того, согласно абзацу 6 пункта 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» судам также необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно указал на то, что заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.

На основании изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что предоставление земельного участка площадью 8618 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638002:20, не прошедшего государственный кадастровый учет, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

В обжалуемом решении верно отмечено, что Департамент градостроительства г.о. Самара поддерживает позицию администрации и подтверждает, что письмом департамента от 28.04.2020 № 38-Д05-08/3707 заявителю разъяснен порядок оформления прав на испрашиваемый земельный участок, в том числе указано на наличие у него права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с приложением №3 к Административному регламенту после формирования испрашиваемого земельного участка.

Департамент доказал, что в данном случае бездействия уполномоченным органом допущено не было, поскольку на каждое обращение заявителя департаментом были подготовлены ответы в соответствии с нормами действующего законодательства в сроки, предусмотренные законом, в связи с чем суд первой инстанции требование ООО «Сила спорта» о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в аренду части испрашиваемого земельного участка рассмотрено и отклонено.

Кроме того, ссылаясь на положения ст. 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, департамент указывает на то, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Ссылаясь на пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», департамент также указывает на заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, только после предварительного проведения кадастрового учета названной части участка.

Вывод о заключении договора аренды в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, только при проведении кадастрового учета данной части земельного участка подтверждается сложившейся судебной практикой (в т.ч. Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 №13123/13 по делу №А21-4610/2012, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.08.2017 № Ф09-3448/17 по делу № А47-12355/2015).

Суд первой инстанции верно посчитал обоснованными доводы администрации и департамента и правомерно отклонил аргументы заявителя, поскольку заключение договора аренды в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возможно только при проведении кадастрового учета данной части земельного участка.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал верный вывод, что бездействие администрации при рассмотрении обращений ООО «Сила спорта» от 18.03.2020 и от 17.04.2020, выразившегося в уклонении от предоставления в аренду указанному хозяйственному обществу в установленный законодательством Российской Федерации срок без проведения торгов части земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638002:20, материалами дела не подтверждается, разъяснения порядка оформления испрашиваемого земельного участка в аренду были даны обществу.

При этом представленные заявителем в материалы дела уведомление департамента об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка от 15.12.2020 и схема расположения земельного участка не опровергают вывод о заключении договора аренды в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, только при проведении кадастрового учета данной части земельного участка.

Кроме того, в случае несогласия общество вправе было оспорить изложенный в уведомлении департамента отказ в утверждении схемы расположения земельного участка от 15.12.2020 в установленном порядке.

Довод подателя жалобы о том, что неприменение арбитражным судом первой инстанции части 3 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подлежащей применению при рассмотрении данного дела, повлекло судебную ошибку, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку суд первой инстанции верно применил относительно настоящего спора положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при подаче заявления о предоставлении части земельного участка в аренду.

Другие аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

РешениеАрбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2021 года по делу №А55-16593/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            В.А. Корастелев

Судьи                                                                                                           И.С. Драгоценнова

                                                                                                                      Н.В. Сергеева