ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-16709/15 от 04.04.2017 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности определения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

06 апреля 2017 г.                                                                                 Дело №А55-16709/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2017 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Серовой Е.А.,

судей Садило Г.М., Холодковой Ю.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,

с участием:  

 от ФНС России - ФИО1 по доверенности от 10.03.2017г.,

от Министерства промышленности и технологий Самарской области - ФИО2 по доверенности от 09.01.2017г.,

конкурсный управляющий ФИО3 лично, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале №7,

апелляционную жалобу Министерства промышленности и технологий Самарской области,

на определение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2017 года, принятое по заявлению Министерства промышленности и технологий Самарской области о включении требования в реестр требований кредиторов

в рамках дела № А55-16709/2015 (судья Садовникова Т.И.)

О признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества «АвтоВаЗагрегат», ИНН <***>, ОГРН <***>,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2016г. ОАО «АвтоВАЗагрегат» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утверждена ФИО3.

Министерство промышленности и технологий Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении требования в сумме 7 080 045,75руб. в реестр требований кредиторов должника в состав требований кредиторов третьей очереди.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2017 года прекращено производство по заявлению.

Не согласившись с принятым  судебным актом, Министерство промышленности и технологий Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2017г.

В судебном заседании представитель Министерства промышленности и технологий Самарской области поддержал апелляционную жалобу. По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы права.

Представитель ФНС России доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить обжалуемое определение.

Конкурсный управляющий ФИО3 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям представленного отзыва.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения  судом  первой  инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2017 года, принятого по заявлению Министерства промышленности и технологий Самарской области о включении требования в реестр требований кредиторов в рамках дела № А55-16709/2015, в связи со следующим.

Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления в 2014-2020 годах за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам-организациям машиностроительного комплекса - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с приобретением и внедрением энерго- и ресурсосберегающих систем и оборудования, а также на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, направленным на приобретение и внедрение энерго- и ресурсосберегающих систем и оборудования, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 07.08.2014г. №467 ОАО «АвтоВАЗагрегат» были перечислены субсидии в соответствии с заключенными договорами( п.22-22 Порядка).

16.12.2014г. между Министерством промышленности и технологий Самарской области ( Министерство ) и ОАО «АвтоВАЗагрегат» ( Получатель) был заключен договор № 45/07 о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии организации машиностроительного комплекса.

Согласно п. 2.1 Министерство перечисляет Получателю субсидию в сумме 904 131,49руб. на возмещение затрат, связанных с приобретением и внедрением энерго -и ресурсосберегающих систем и оборудования, а также на уплату процентов пот кредитам, полученным в российских кредитных организациях, направленным на приобретение ии внедрение энерго- и ресурсосберегающих систем и оборудования в соответствии с утвержденной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий.

В соответствии с п.2.2.6 договора в случае просрочки предоставления хотя бы одного из отчетов (п.2.2.1 договора) более чем на 10 рабочих дней Получатель возвращает субсидию в полном объеме в областной бюджет в порядке, предусмотренном п.3.2 договора.

Срок действия настоящего договора - с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонам своих обязательств, кроме обязательства по перечислению субсидии в соответствии с п.2.1.1, срок исполнения которого заканчивается 29.12.2014г.(п.6.1 договора).

Дополнительным соглашением № 1 к договору № 45/07 от 16.12.2014г. п.2.2.2 раздела 2 «права и обязанности сторон» был дополнен абзацем относительно сроков, а именно: Получатель обязан в течение 90 календарных дней с момента окончания отчетного квартала погасить просроченную задолженность по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы РФ и(или) просроченную задолженность по выдаче средств на заработную плату и представить справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы РФ и(или) справку об отсутствии просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату в течение 15 рабочих дней, следующих за периодом погашения просроченной задолженности.

18.12.2014г. между Министерством промышленности и технологий Самарской области(Министерство) и ОАО «АвтоВАЗагрегат» (Получатель) был заключен договор о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии организации машиностроительного комплекса, по условиям которого(п.2.1 договора) Министерство перечисляет Получателю субсидию в сумме 2 884 950,75руб. на возмещение затрат, связанных с модернизацией и техническим перевооружением, а также на уплату процентов по кредитам, полученных в кредитных учреждениях и направленных на модернизацию и техническое перевооружение.

Согласно п.2.2.6 договора в случае просрочки предоставления хотя бы одного из отчетов более чем на 10 рабочих дней Получатель возвращает субсидию в полном объеме в областной бюджет в порядке, предусмотренном п.3.2 договора.

Срок действия договора - с момента его подписания и до полного исполнения Сторонами своих обязательств, кроме обязательства по перечислению субсидии в соответствии с п.2.1.1, срок исполнения которого заканчивается 29.12.2014г.(п.6.1 договора).

Дополнительным соглашением № 1 к договору № 88/01 от 18.12.2014г. от 30.12.2014г. п.2.2.2 раздела 2 «Права и обязанности сторон» договора дополнен абзацем относительно увеличения срока, а именно: Получатель обязан в течение 90 календарных дней с момента окончания отчетного квартала погасить просроченную задолженность по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы РФ и(или) просроченную задолженность по выдаче средств на заработную плату и представить справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы.

16.12.2014г. между Министерством промышленности и технологий Самарской области (Министерство) и ОАО «АвтоВАЗагрегат» быль заключен договор № 53/04 о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии организации машиностроительного комплекса, по условиям которого Министерство (п. 2.1.1 договора) перечисляет Получателю субсидию в сумме 3 290 963,51руб. на возмещение затрат, связанных с приобретением и вводом в эксплуатацию программного обеспечения и с разработкой и внедрением информационных систем для подготовки, управления и диспетчеризации производства, управления проектами и качеством в соответствии с утвержденной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год.

В соответствии с п.2.2.6 договора в случае просрочки предоставления хотя бы одного из отчетов более чем на 10 рабочих дней Получатель обязан возвратить субсидию в полном объеме в областной бюджет в порядке, предусмотренном п.3.2 договора.

Срок действия договора - с момента подписания и до исполнения Сторонами своих обязательств, кроме обязательства по перечислению субсидии в соответствии с п. 2.1.1 договора, срок исполнения которого заканчивается 29.12.2014г.(п.6.1 договора).

В п.3.2 вышеназванных договоров о предоставлении субсидий указано, что в случае нарушения Получателем условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных пунктами 2.2.1- 2.2.7 субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления Министерства о возврате субсидии.

В обоснование заявления Министерство представило в материалы дела платежные поручения   № 366 от 24.12.2014г. о перечислении 2 884 950,75руб. - субсидия по договору № 88/01 от 18.12.2014г.; № 388 от 24.12.2014г. о перечислении 3 290 963,51руб. - субсидия по договору № 53/04 от 16.12.2014г.; № 410 от 25.12.2014г. о перечислении 904131,49руб.-субсидия по договору № 45/07 от 16.12.2014г.

В связи с нарушением условий договора, 20.10.2015г. были составлены Акты № 1 о нарушении условий Договора о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии организациям машиностроительного комплекса от 16.12.2015г. № 45/07, № 88/01 от 18.12.2014г.; от 16.12.2014г. № 53/04.

На основании актов Министерством был сделан вывод: обязать ОАО «АвтоВАЗагрегат» вернуть в бюджет Самарской области в полном объеме ранее выданные субсидии в размере 904 131,49руб., 3 290 963,51руб. и 2 884 950,75руб.

Материалами дела подтверждается, что уведомления о возврате субсидий от 12.11.2015г. ОАО «АвтоВАЗагрегат» были получены 18.11.2015г.

При этом в отношении ОАО «АвтоВАЗагрегат» дело было возбуждено 16.07.2015г. Процедура наблюдения введена 07.10.2015г., конкурсное производство - 05.09.2016г.

Прекращая производство по заявлению, суд первой инстанции правомерно учел, что из условий договоров, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления Министерства о возврате субсидий. 20.10.2015г. были составлены акты о выявленных нарушениях со стороны ОАО «АвтоВАЗагрегат», уведомления о возврате субсидий были направлены в адрес ОАО «АвтоВАЗагрегат» 12.11.2015г. и получены последним 18.11.2015г. Следовательно, субсидии должны быть возвращены в течение месяца с даты получения такого уведомления, т. е. 18.12.2015г. Поскольку дело о банкротстве должника возбуждено 16.07.2015г., следовательно, платежи будут текущими.

Ссылки Заявителя апелляционной жалобы на определение задолженности по возврату субсидии в качестве текущей или реестровой по аналогии с определением задолженности по обязательным платежам в качестве текущей или реестровой отклоняются судебной коллегией.

Правовая природа возникновения обязательств по обязательным платежам и обязательств, связанных с предоставлением субсидий, различна.  Порядок предоставления и возврата субсидий регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 На основании п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.

Таким образом, изначально в момент предоставления субсидии у получателя отсутствует обязательство по возврату субсидии в бюджет.

Возникновение обязательств по возврату субсидий, порядок и сроки возврата субсидий установлены договорами и дополнительными соглашениями к ним и не имеют отношения к порядку определения задолженности по обязательным платежам в качестве текущей или реестровой.

Согласно пункту 24 Порядка  предоставления в 2015-2020 годах за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и вводом в эксплуатацию программного обеспечения и с разработкой и внедрением информационных систем утвержденного постановлением правительства Самарской области от 08.08.214 №473 одним из условий расходование субсидий является исполнение условий договора, а в силу пункта 26 в случае нарушения получателем субсидий условий, предусмотренных пунктом 24 субсидия подлежит возврату.

В силу п.2.2.2 договоров о предоставлении субсидий с учетом дополнительных соглашений должник обязан был обеспечить отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом, погасив ее  в течение 90 календарных дней с момента окончания отчетного квартала.

Таким образом, обязанность по возврату субсидий в связи с нарушением п.2.2.2 договора по обеспечению отсутствия просроченной задолженности по налоговым платежам по состоянию на 01.07.2015 возникла не ранее 01.10.2015, т.е. после возбуждения дела о банкротстве в отношении должника.

Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» возникшие после возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими платежами. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

В соответствии с п.39 Постановления ВАС РФ № 29 от 15.12.2004г.(в редакции от 14.03.2014г.) « О некоторых вопросах практики применения Федерального закона « О несостоятельности (банкротстве)» если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с п.1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое определение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            Определение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2017 года, принятое по заявлению Министерства промышленности и технологий Самарской области о включении требования в реестр требований кредиторов в рамках дела № А55-16709/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            Е.А. Серова

Судьи                                                                                                          Г.М. Садило

                                                                                                                      Ю.Е. Холодкова