ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-17455/14 от 28.07.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26043/2015

г. Казань                                                 Дело № А55-17455/2014

30 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

ответчика – ФИО1, доверенность от 01.08.2014,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2014 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Кувшинов В.Е.)

по делу № А55-17455/2014

по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, г. Тольятти, (ОГРН <***>, ИНН <***>), к обществу с ограниченной ответственностью СХП «Волжские просторы», с. Пискалы, Ставропольский район Самарской области, (ОГРН <***>, ИНН <***>), о взыскании штрафных санкций в сумме 8452 руб. 34 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области (далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью СХП «Волжские просторы» (далее – ООО СХП «Волжские просторы», общество) финансовых санкций за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 3, 4 квартал 2012 года, 1, 2, 3 квартал 2013 года в сумме 8452 руб. 34 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2014 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как установлено судами, ООО СХП «Волжские просторы» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статей 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27), пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» обязано не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в органы Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Заявителем в отношении ответчика была проведена проверка своевременности и достоверности представления индивидуальных сведений, предусмотренных статьей 11 Закона № 27, по результатам которой составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.12.2013 № 128, 129, от 30.12.2013№ 138, 139, 140.

В результате проверки установлено, что в представленных ответчиком сведениях по формам АДВ-6-2 и СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) в отношении застрахованных лиц допущены ошибки в адресах, стажу работы, начислениях.

По результатам рассмотрения возражений и материалов проверки Управлением были приняты решения от 13.02.2014 № 171, 172, 175, 176, 177 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27, за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, в виде взыскания финансовой санкции в размере 5 % причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В связи с неуплатой финансовой санкции в добровольном порядке заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, отказывая заявителю в удовлетворении требований, правомерно применили нормы материального права.

Согласно статье 1 Закона № 27 под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 8 Закона № 27 страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.

В соответствии со статьей 15 Закона № 27 страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией № 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п.

Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции № 987н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем, либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.

В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.

Законом № 27 предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

В соответствии со статьей 11 Закона № 27 страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров, сведения об условиях труда на основании внутренних документов учета и т.д.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что доказательств того, что страхователь представил сведения, не соответствующие его документам, в материалах дела не имеется. Также не имеется доказательств того, что Управлением запрашивались данные кадрового и бухгалтерского учета ответчика и  сопоставлялись с данными, отраженными в сведениях по формам АДВ-6-2 и СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2).

В этой связи суды правомерно заключили, что выводы заявителя о представлении ответчиком недостоверных сведений являются предположительными и преждевременными.

Более того, как отмечено судами, акты не содержат указания на то, какие конкретно ошибки допущены заявителем, сделан общий вывод, не конкретизированный и не подтвержденный документально.

Так, в акте от 30.12.2013 № 138 имеется ссылка на наличие ошибок в отчете без их расшифровки и конкретизации, в актах от 17.12.2013 № 128, № 129 указано на то, что у отдельных работников в индивидуальных сведениях не указан адрес и имеется ошибка в стаже, либо не указан период стажа и ошибки в адресе. В актах от 30.12.2013 № 139, 140 установлен лишь факт изменения ответчиком сумм страховых взносов и данных по стажу у застрахованных лиц без проверки правильности их указания применительно к данным бухгалтерского и кадрового учета. Отсутствуют указания на стаж, подлежащий указанию страхователем применительно к каждому из установленных случаев, и документы, служащие тому основанием.

Согласно пункту 6 Требований к составлению акта камеральной проверки, утвержденных приказом Минтруда России от 27.11.2013 № 698н описательная часть акта камеральной проверки содержит сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона о страховых взносах в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Таким образом, надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте. Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.

Суды установили, что ни в актах проверки, ни в решениях не изложены конкретные обстоятельства вмененных ответчику правонарушений, а именно: в чем выразилась недостоверность представленных сведений, не содержатся данные о том, какие именно сведения ответчиком были искажены и недостоверно представлены, не проверены заявителем первичные документы; не указаны конкретные несоответствия в стаже, заработной плате работников, не установлены все элементы состава данного правонарушения.

При этом указание заявителем на факт допущения ответчиком ошибок в спорных формах отчетности, без указания конкретно, в чем заключаются нарушения, без указания и изучения причин, в результате которых они были допущены, не свидетельствует о противоправном характере действий страхователя.

Вывод о недостоверности сведений, отраженных в представленной ответчиком отчетности сделан заявителем без раскрытия признаков их недостоверности.

При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств не представляется возможным сделать вывод о доказанности события вмененного ответчику правонарушения, виновном характере действий общества.

Судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод об отсутствии в данном случае оснований для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27 за представление недостоверных сведений.

Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, являющихся в силу статей 268, 270 АПК РФ основанием для отмены или изменения судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу, суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дана обоснованная юридическая оценка, сделаны правильные выводы о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу № А55-17455/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                          М.В. Егорова

                                                                                     Л.Ф. Хабибуллин