ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
12 марта 2019 года Дело А55-18777/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области – представителя ФИО1 (доверенность от 15.01.2019 № 02-17/00196),
от акционерного общества «ТЯЖМАШ» - представителя ФИО2 (доверенность от 31.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2019 года по делу № А55-18777/2018 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению акционерного общества «ТЯЖМАШ» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Самарская область, г. Сызрань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТЯЖМАШ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 20.06.2018 №№ 210, 214, 217, 219, 232, 235, 236 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с наложением штрафа на общую сумму 10 808 руб. 31 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2019 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено полностью постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области №210, №214, №217, № 219, №232, № 235, № 236 от 20.06.2018 о привлечении АО "ТЯЖМАШ" к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2019 года по делу № А55-18777/2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению административного органа, суд первой инстанции неверно применил норму статьи 14 Федерального закона от 10.12.2013 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), так как не учел, что согласно данному закону операции по расчетам с нерезидентами не могут быть осуществлены юридическими лицами – резидентами без использования банковских счетов.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу инспекции, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2019 года по делу № А55-18777/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель административного органа апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2019 года оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что представительство АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое зарегистрировано в Социалистической республике Вьетнам по адресу F1512B, 15 этаж, здание Чармвита, номер 117 Чан Зюи Хынг, округ, Каузай, город Ханой, ИНН <***> (уведомление об идентификационном номере налогоплательщика Генерального отдела налогов Налогового департамента города Ханоя).
26.05.2010 в банке за пределами территории Российской Федерации - «JointstockCommercialBankforForeignTradeofVietnam-HoanKienBranch» Представительству AO «ТЯЖМАШ» в г. Ханое открыты счета: № VND0301002926571, № USD0301372926581.
Основанием для вынесения оспариваемых обществом постановлений послужили выводы налогового органа о том, что АО «ТЯЖМАШ» были совершены следующие денежные операции, минуя счета представительства № VND0301002926571, № USD0301372926581, открытые в банке за пределами территории Российской Федерации:
1) 08.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - «VinCommerce» (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (бумага туалетная, тряпки из микрофибера, губки, перчатки, салфетки, средство для мытья рук) в размере 176 400 вьетнамских донгов, что подтверждается кассовой квитанцией № 00007439 от 08.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 210 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 389,67 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;
2) 08.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - «VinCommerce» (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (зеленый чай, средство против тараканов, муффин) в размере 91 400 вьетнамских донгов, что подтверждается кассовой квитанцией № 000012643 от 08.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 214 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 201,90 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;
3) 15.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - «VinCommerce» (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (печенье чоко, чипе пачка 80 гр., печенье орео, печенье донатсы) в размере 126 200 вьетнамских донгов, что подтверждается кассовой квитанцией № 000015638 от 15.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 217 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 799,66 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;
4) 18.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - «GOLDENGATETRADEANDSERVICEJSC» (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты услуги за питание (прием клиентов) в размере 3 937 395 вьетнамских донгов, что подтверждается счетом-фактурой № 19 от 18.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 219 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 8 489,58 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;
5) 24.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - «VinCommerce» (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (чай жасминовый, чай лотосовый) в размере 55 700 вьетнамских донгов, что подтверждается квитанцией об оплате № 000015890 от 24.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 232 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 121,56 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;
6) 27.05.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - ООО Торговый центр «Лотте март Вьетнам» в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (печенье Вондер, печенье, ритз крекер, ритз чиз, зеленый чай в пакетиках, чай с молоком Матча, печенье Козе мирие) в размере 189 100 "вьетнамских донгов, что подтверждается квитанцией № ПОС:0007-0172 от 27.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 235 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 412,38 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;
7) 31.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - ООО с одним учредителем по инвестициям Чанг Фыонг (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты расходов за воду в размере 180 000 вьетнамских донгов, что подтверждается розничной квитанцией от 31.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 236 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 393,56 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ».
По указанным фактам в отношении заявителя были составлены протоколы об административных правонарушениях №631020180507024401, №631020180507024801, №631020180507025101, №631020180507025301, №631020180507025601, №631020180507026001, №631020180507025901 по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченным лицом административного органа в отношении АО «ТЯЖМАШ» вынесены оспариваемые постановления о привлечении его к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ: №210, №214, №217, № 219, №232, № 235, № 236 от 20.06.2018.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с соблюдением установленного законом срока.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Диспозиция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.
Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности является юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Субъективная сторона устанавливается выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Как следует из оспариваемых постановлений, обществу вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и выразившегося в выдаче иностранным работникам (нерезидентам) наличных денежных средств в целях оплаты расходов, связанных с хозяйственной деятельностью Представительства под отчет, то есть в совершении валютной операции по расчетам без использования счетов в уполномоченных банках.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ).
По смыслу п. 6, 7 и 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся операции, связанные с перечислением валюты Российской Федерации, иностранной валюты между территорией Российской Федерации и территорией иностранного государства (трансграничные операции), а также операции на территории Российской Федерации, связанные с перечислением иностранной валюты.
Как указано в п. 5 указанной статьи Закона № 173-ФЗ, под валютными ценностями понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
26.05.2010 в банке за пределами территории Российской Федерации - «JointstockCommercialBankforForeignTradeofVietnam-HoanKienBranch» Представительству AO «ТЯЖМАШ» в г. Ханое открыты счета: № VND0301002926571, № USD0301372926581.
Административным органом не оспаривается, что денежные средства на счета в иностранном банке АО «Тяжмаш» перечислены в соответствии с положением Закона № 173-ФЗ.
В соответствии с пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 данной статьи.
В рассматриваемой ситуации работники АО «Тяжмаш» являются гражданами иностранного государства.
Выплата заработной платы работникам российского юридического лица - нерезидентам может осуществляться как в валюте РФ, так и в иностранной валюте в порядке, установленном ст. ст. 6 и 14 Закона № 173-ФЗ.
Валютные операции между резидентами (российскими фирмами) и нерезидентами согласно ст. 6 Закона № 173-ФЗ осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинированных в иностранной валюте, которые в Российской Федерации совершаются только через уполномоченные банки и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
В соответствии с абз. 1 ч. 6 ст. 12 Закона № 173-ФЗ юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с данным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в ч. 6.1 данной статьи.
Указанная норма не содержит каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом - резидентом (АО «Тяжмаш») и нерезидентами за пределами Российской Федерации.
Довод административного органа о том, что ст. 14 Закона №173-ФЗ устанавливает закрытый перечень случаев, когда резиденты могут осуществлять валютные операции в наличной форме без использования банковских счетов, судом первой инстанции был обоснованно отклонен, поскольку в соответствии с ч. 2 данной статьи установлено, что если иное не предусмотрено Законом № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Вместе с тем ст. 6 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 этого закона.
Таким образом, валютные операции, осуществленные обществом, не отнесены действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии в действиях общества события правонарушения, вменяемого в вину АО «Тяжмаш».
В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).
В силу положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности незаконными и в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ подлежащими отмене.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2018 года по делу А55-13201/2018, постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 по делу № А55-10886/2018, от 12.12.2018 по делу № А55-21950/2018, от 26.12.2018 по делу № А55-18778/2018 с участием тех же лиц.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, и не соответствуют валютному законодательству РФ.
Исходя из буквального толкования норм ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст. 6, ч. 6 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, суд апелляционной инстанции полагает, что требование об осуществлении валютных операций резидентом только через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции,осуществляемые этими лицами с нерезидентами за пределами РФ с использованием наличной иностранной валюты,переведенной из РФ на счета иностранного банка с соблюдением требований Закона № 173-ФЗ.Вышеуказанные нормы права не содержат каких-либо ограничений, запретов на валютные операции между юридическим лицом-резидентом (АО «ТЯЖМАШ») и нерезидентами за пределами территории РФ, а доводы налогового органа не соответствуют содержанию норм права, предусмотренных ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в действиях АО «ТЯЖМАШ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 09 января 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2019 года по делу № А55-18777/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Попова
Судьи И.С. Драгоценнова
Н.В. Сергеева