ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
26 декабря 2018 года Дело № А55-18778/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2018 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2018 по делу № А55-18778/2018 (судья Некрасова Е.Н.), принятое по заявлению акционерного общества «ТЯЖМАШ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
с участием в судебном заседании:
от акционерного общества «ТЯЖМАШ» - представителя ФИО1 (доверенность от 31.12.2017),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области – представителя ФИО2 (доверенность от 15.05.2018),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ТЯЖМАШ» (далее – АО «ТЯЖМАШ», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее – административный орган) от 20.06.2018 №№ 209, 211, 212, 213, 215, 218, 230, 231, 233 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в общей сумме 63328 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2018 по делу №А55-18778/2018 заявленное требование удовлетворено. Оспариваемые постановления административного органа признаны незаконными и отменены.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению административного органа, суд первой инстанции неверно применил норму статьи 14 Федерального закона от 10.12.2013 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), так как не учел, что согласно данному закону операции по расчетам с нерезидентами не могут быть осуществлены юридическими лицами – резидентами без использования банковских счетов. Выводы суда первой инстанции о том, что часть 6 статьи 12 Закона № 173-ФЗ не содержит каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом - резидентом (АО «ТЯЖМАШ») и нерезидентом, по мнению административного органа, основаны на неверном толковании положений статьи 12 и 14 Закона № 173-ФЗ в их совокупности.
Общество в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества в судебном заседании указал, что считает решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество имеет филиал в Республике Вьетнам.
В соответствии со статьей 12 Закона №173-ФЗ в банке за пределами территории Российской Федерации - «JointstockCommercialBаnkforForeignTradeofVietnam-HoanKienBranch» филиалу общества открыты счета: № VND0301002926571 и № USD0301372926581, на которые общество производит переводы денежных средств через счет, открытый в уполномоченном банке на территории Российской Федерации.
Административным органом не оспаривается, что денежные средства на счета в иностранном банке АО «ТЯЖМАШ» перечислены в соответствии с положением Закона № 173-ФЗ.
02.08.2016, 05.08.2016, 08.08.2016, 11.08.2016, 18.08.2016, 23.08.2016, 25.08.2016 из кассы филиала АО «ТЯЖМАШ» в Республике Вьетнам произведены расчеты в наличной иностранной валюте в счет оплаты расходов за доставку почты, услуг за переезд офиса, услуг за пользование телефоном, офисных расходов, услуг за использование сотовой связи, электричество.
Указанные операции осуществлены минуя счета представительства АО «ТЯЖМАШ» в Республике Вьетнам № VND0301002926571 и № USD0301372926581, открытые в банке за пределами территории Российской Федерации. Тем самым, по мнению административного органа, общество нарушило требования части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Усмотрев в действиях АО «ТЯЖМАШ» признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, административный орган составил в отношении общества протоколы от 04.06.2018 об административном правонарушении и вынес постановления от 20.06.2018 №№ 209, 211, 212, 213, 215, 218, 230, 231, 233, которыми привлек общество к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 48 968 руб. 10 коп., 9 666 руб. 63 коп., 223 руб. 32 коп., 375 руб. 97 коп., 100 руб., 795 руб. 41 коп., 100 руб., 645 руб. 44 коп., 2 453 руб. 20 коп. соответственно.
Не согласившись с данными постановлениями, АО «ТЯЖМАШ» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными указанных постановлений.
С учетом положений части 2 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для определения объективной стороны правонарушения подлежит доказыванию незаконность валютной операции.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона № 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с данным Федеральным законом.
По мнению административного органа, положения статьи 14 Закона № 173-ФЗ касаются не только операций, совершенных резидентами на территории Российской Федерации, но и валютных операций, совершенных резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации.
Однако данный вывод административного органа суд апелляционной инстанции считает необоснованным исходя из следующего.
Расчеты при валютных операциях между резидентами и нерезидентами регулируются Законом № 173-ФЗ.
По общему правилу, установленному статьей 6 Закона № 173-ФЗ, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 данного Федерального закона.
В соответствии с абзацем 1 части 6 статьи 12 Закона № 173-ФЗ юридические лица -резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с данным Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 данной статьи.
Таким образом, указанная норма не содержит каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом - резидентом (АО «ТЯЖМАШ») и нерезидентами за пределами Российской Федерации.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона № 173-ФЗ.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с данным Федеральным законом.
Начиная с абзаца 3 части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, перечислены операции по расчетам с нерезидентами, которые могут осуществлять юридические лица - резиденты без использования банковских счетов в уполномоченных банках (абзацы 3-5).
Указанные положения касаются операций, совершенных исключительно на территории Российской Федерации, о чем прямо указано в этой норме.
В силу статьи 1 Закона № 173-ФЗ уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Из буквального содержания статьи 14 Закона № 173-ФЗ не следует, что юридическим лицам - резидентам запрещено осуществлять наличные валютные операции с нерезидентами за пределами территории Российской Федерации.
Статьей 2 Закона № 173-ФЗ определена сфера действия данного Федерального закона и отношения, регулируемые данным Федеральным законом, а именно: данный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
Таким образом, административный орган не доказал, что общество нарушило требования статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанная норма не содержит каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом - резидентом (АО «ТЯЖМАШ») и нерезидентами за пределами Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что статья 14 Закона № 173-ФЗ устанавливает закрытый перечень случаев, когда резиденты могут осуществлять валютные операции в наличной форме без использования банковских счетов, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку частью 2 данной статьи установлено, что если иное не предусмотрено данным Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Вместе с тем статьей 6 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьей 11 Закона № 173-ФЗ.
Таким образом, валютные операции, осуществленные обществом, не отнесены действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
В этой связи суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При изложенных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15 ноября 2018 по делу №А55-18778/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий | О.А. Лихоманенко |
Судьи | И.С. Драгоценнова В.Е. Кувшинов |