ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-20838/16 от 18.01.2017 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 января 2017 года                                                                     Дело А55-20838/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена            18 января 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено             19 января 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

с участием:

от Общества с ограниченной ответственностью "Топаз-Инвест" – ФИО1, доверенность от 05 сентября 2016 г.,

от Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самары – ФИО2, доверенность от 03 ноября 2016 г., № 84,

от ФИО3 – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Топаз-Инвест" на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2016 года  по делу №А55-20838/2016 (судья Медведев А.А.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Топаз-Инвест" 

к  Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самары

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

ФИО3

о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ

УСТАНОВИЛ:

ООО "Топаз-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило:

Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/631501001) от 04.08.2016 г. за государственным регистрационным номером 6166313235764;

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары восстановить запись об обществе с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО» (ОГРН <***> ИНН/КПП <***>/631501001).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.

В материалы дела поступил отзыв (возражения) ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо – ФИО3 также направило в суд отзыв на жалобу, в котором решение суда первой инстанции считает правильным и не подлежащим отмене.

В судебном заседании представитель подателя жалобы, доводы в ней изложенные поддержал.

Представитель инспекции возражал против удовлетворения жалобы.

Представители третьего лица участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом № 1 общего собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью «Топаз Инвест» от 19.01.2015 г. и актом приема-передачи имущества от 26.01.2015 г. в счет вклада в уставный капитал ООО «Топаз-Инвест», общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Топаз» передала права требования ООО «Строительная компания «Топаз» к должнику ФИО4, паспорт 3602 №509801 выдан Октябрьским РОВД г. Самара 23 августа 2002г., задолженность которого подтверждена договором денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 13.11.2013г.; Договором денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 23.12.2013 г.; Договором денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 24.06.2013г. Стоимость переданных прав требования составляет 11.411.015,46 руб.

02 февраля 2015 г. между должником ФИО4 (далее – ФИО4) и обществом с ограниченной ответственностью «Торг-С» (ОГРН <***>) был заключен договор № 1 о переводе долга (далее - договор).

Согласно п. 1.1. договора ООО «Торг-С» полностью принимает на себя обязательства ФИО4 по:

- договору денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 24.06.2013г. в размере 1.961.173,21 руб., заключенному между "Старым должником" и ООО «Строительная Компания «ТОПАЗ»;

-  договору денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 07.11.2013 г. в размере 1.057.524 руб., заключенному между ФИО4 и ООО «Строительная Компания «ТОПАЗ»;

- договору денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 13.11.2013 г. в размере 4 969 317 руб., заключенному между "Старым должником» и ООО «Строительная Компания «ТОПАЗ»;

- договору денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 23.12.2013г. в размере 3 423 001,25 руб., заключенному между "Старым должником" и ООО «Строительная Компания «ТОПАЗ», всего основная сумма долга - 11 411 015,46 руб.

ООО «Торг-С» не выполнило принятые на себя обязательства по договору от 02.02.2015 г. № 1 о переводе долга.

21 августа 2015г. ООО «Торг-С» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО».

Таким образом, как указывает заявитель, размер задолженности ООО «ЛИБРЕТТО» перед Истцом составляет 11 411 015,46 руб.

04 августа 2016 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары за государственным регистрационным номером № 6166313235764 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/631501001).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

По мнению заявителя, установленный статьями 61-64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не был соблюден. Запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО «ЛИБРЕТТО» в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы заявителя, как кредитора этой компании.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции исходил из следующих доводов и обстоятельств, которые посчитал установленными.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статьей 2 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 01.07.2002 государственную регистрацию юридических лиц.

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона №129-ФЗ), состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством, государственная регистрация носит заявительный характер.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Положениями Закона о государственной регистрации установлен перечень документов, необходимый для каждого вида государственной регистрации.

Закон о государственной регистрации не наделяет регистрирующий орган полномочиями по вмешательству в хозяйственную деятельность субъектов гражданских правоотношений.

Регистрирующий орган на основании пункта 4.1 статьи 9 Закона о государственной регистрации не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом лицо, подающее документы, указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Ответственность за достоверность сведений согласно статье 25 Закона о государственной регистрации, несет заявитель, при этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом о государственной регистрации (пункт 4 статьи 9).

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей другим лицам в порядке правопреемства.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном или принудительном порядке, а также в случае признания его несостоятельным (банкротом).

Добровольный порядок предполагает ликвидацию юридического лица по решению его учредителей либо уполномоченного органа юридического лица.

Таким образом, законодательство предусматривает возможность ликвидации общества с ограниченной ответственностью по решению его участников (добровольной ликвидации).

Как следует из содержания п. 2 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, с момента принятия решения о добровольной ликвидации общества и о назначении ликвидатора полномочия по управлению деятельностью общества переходят к ликвидатору, а полномочия генерального директора прекращаются, при этом его увольнение для такого прекращения не обязательно.

Оценивая довод заявителя об уведомлении кредиторов должника, суд первой инстанции сослался на Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации (далее - Приказ N САЭ-3-09/355@), которым установлено, что сведения, содержащиеся в Единое государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Ликвидационная комиссия публикует в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщение о ликвидации компании, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Последний не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Это следует из п. 1 ст. 63 ГК РФ и п. 1 Приказа N САЭ-3- 09/355@.

Единственный участник ООО «ЛИБРЕТТО» принял решение б/н от 11.04.2016 года о ликвидации ООО «ЛИБРЕТТО».

Согласно сообщению о ликвидации, опубликованному в журнале «Вестник государственной регистрации» (журнал часть 1 №17(580) от 04.05.2016/1064) Общество с ограниченной ответственностью "Либретто" (ОГРН <***>, ИНН <***> , КПП 631501001, место нахождения: 443001, <...>) уведомляет о том, что единственным участником ООО "Либретто" (Решение б/н от 11.04.2016 года) принято решение о ликвидации ООО "Либретто". Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 443001, <...>.

Довод заявителя о том, что ООО «Топаз-Инвест» как кредитору не направлено сообщение о ликвидации является несостоятельным, поскольку заявитель не представил доказательства надлежащего извещения ООО "Либретто" о том, что ООО «Топаз-Инвест» является его кредитором.

Обязательства ФИО4 перед ООО «Топаз-Инвест» были переданы ООО «Торг-С» по договору о переводе долга № 1 от 02 февраля 2015г.

21 августа 2015г. ООО «Торг-С» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «ЛИБРЕТТО».

Сведения о том, что в процессе реорганизации ООО «Торг-С» сообщило ООО «ЛИБРЕТТО» о наличии долга перед ООО «Топаз-Инвест», в материалах дела отсутствуют.

Доказательства направления ООО «Топаз-Инвест» сведений ООО «ЛИБРЕТТО» о наличии долга до представления заявления на государственную регистрацию в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции посчитал, что нельзя установить факт осведомленности ООО «ЛИБРЕТТО» о том, что ООО «Топаз-Инвест» является его кредитором.

Кроме того, суд первой инстанции сослался на следующие обстоятельства.

ООО «Топаз-Инвест» считает, что у ООО «ЛИБРЕТТО» имелась кредиторская задолженность перед ним.

По мнению суда первой инстанции, достоверно данное обстоятельство может быть установлено судом лишь в результате рассмотрения имущественного спора между ООО «Топаз-Инвест» и ООО «ЛИБРЕТТО» на основе доводов и доказательств не только кредитора, но и должника.

В отсутствие такого судебного акта, а также в условиях невозможности рассмотрения возражений должника, прекратившего деятельность, суд первой инстанции пришел к выводу, что в рамках административного спора договор о переводе долга №1 от 02 февраля 2015г. не может быть рассмотрен в качестве доказательства существования долга ООО «ЛИБРЕТТО» перед ООО «Топаз-Инвест».

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Согласно ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Указанная норма права не предусматривает обязанности учета ликвидатором требований кредиторов в реестре требований, в отличие от Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в процедуре ликвидации заявленные кредиторами требования отражаются в промежуточном балансе.

Промежуточный ликвидационный баланс, в силу п.2 ст.63 ГК РФ, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований кредиторов и результатах их рассмотрения.

В связи с вышеизложенным, отражение задолженности в промежуточном ликвидационном балансе может расцениваться в качестве признания её ликвидатором.

Согласно п.4 ст.63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Суд первой инстанции сослался на то, что доказательства того, что ООО «Топаз-Инвест», как кредитор, предъявил ликвидатору ООО «ЛИБРЕТТО» требования об уплате задолженности, а заявитель отказался её внести в промежуточный ликвидационный баланс либо уклонялся от признания задолженности в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с ч.4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

ООО «Топаз-Инвест» не представил в материалы дела доказательства обращения кредитора до утверждения ликвидационного баланса в суд с иском к ликвидационной комиссии о взыскании какой-либо суммы задолженности.

В силу положений п.1 ст.63, ч.4 и 5 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица кредитор вправе предъявить требования ликвидационной комиссии, в том числе и в судебном порядке, лишь до утверждения ликвидационного баланса юридического лица.

Согласно ч.6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

В соответствии со статьей 64.1 ГК РФ "Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица" в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.

По мнению суда первой инстанции, доказательства того, что ликвидатору было известно кредиторе - ООО «Топаз-Инвест», а также доказательства обращения заявителя до утверждения ликвидационного баланса к ликвидатору и в арбитражный суд с требованиями о взыскании долга отсутствуют.

ООО «Топаз-Инвест» обращалось к ликвидатору ООО «ЛИБРЕТТО» с претензией оплатить задолженность в пользу ООО «Топаз-Инвест», вытекающую из договора № 1 о переводе долга от 02.02.2015 г., а также с требованием включить в промежуточный ликвидационный баланс ООО «ЛИБРЕТТО» задолженность в размере 11 411 015,46 руб., лишь от 29.07.2016 г. (получен 01.08.2016г.), то есть после истечения 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации, после утверждения ликвидационного баланса 20.07.2016г., после представления 28.07.2016 г. (вх. № 35353А) в Инспекцию документов на государственную регистрацию юридического лица в связи с ликвидацией.

Инспекция была извещена о возражениях ООО «Топаз-Инвест» после принятия оспариваемого решения письмом заявителя от 16.08.2016 г.

При таких обстоятельствах, по мнению суда первой инстанции, у ликвидатора отсутствовали основания включать требования ООО «Топаз-Инвест» в промежуточный ликвидационный баланс, поскольку туда подлежат включению лишь предъявленные требования.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц - регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 указанного Закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 5, статей 9, 21 вышеназванного Закона о государственной регистрации регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.

Статьей 21 Закона определены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в том числе пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.

Судом установлено, что в Инспекцию ФНС России по Красноглинскому району г. Самары были представлены указанные документы, связанные с процедурой ликвидации ООО «ЛИБРЕТТО», что подтверждается распиской в получении документов от 28.07.2016 г. (вх. № 35353А).

На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ, 04 августа 2016 г. г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись за государственным регистрационным номером № 6166313235764 о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/631501001).

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что  в Инспекцию представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 20 и пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, для внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица. Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в документах, представленных на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица. Кроме этого, ГК РФ, Законом N 129-ФЗ не предусмотрено представление промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган. Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Налоговый орган не располагал сведениями о том, что ликвидируемому юридическому лицу ООО «ЛИБРЕТТО» заявлено о наличии у него кредиторской задолженности перед ООО «Топаз-Инвест».

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции сослался также на то, что лица, чьи права и законные интересы были нарушены, либо могут быть нарушены вправе обратиться в суд для вынесения им соответствующего судебного акта о запрете совершения регистрационных действий.

Согласно нормам Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе наложить запрет регистрирующему органу по совершению регистрационных действий в отношении определенного юридического лица.

В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 названной статьи 23 отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.

В адрес Инспекции обеспечительных мер в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении ООО «ЛИБРЕТТО» не поступало.

По мнению суда первой инстанции, ООО «Топаз-Инвест» обладало достаточной возможностью при обращении в суд с исковыми требовании к ООО «ЛИБРЕТТО», ходатайствовать перед судом о вынесении им соответствующего судебного акта о запрете совершения регистрационных действий в отношении ООО «ЛИБРЕТТО».

На момент принятия решения 04.08.2016г. о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в отношении ООО «ЛИБРЕТТО», у Инспекции отсутствовали сведения:

- о наличии задолженности у ликвидируемого юридического лица перед ООО «Топаз-Инвест»;

- о не уведомлении ликвидируемым юридическим лицом в письменной форме ООО «Топаз-Инвест» о ликвидации;

- о наличии судебного акта о принятии к производству искового заявления ООО «Топаз-Инвест», содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанности по уведомлению кредиторов ликвидируемого юридического лица о принятии юридическом лицом решения о его ликвидации (о начале процедуры ликвидации). Данную обязанность действующее законодательство возлагает на ликвидационную комиссию.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, для удовлетворения заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено несоответствие выводов в нем изложенных, обстоятельствам дела, что в силу п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.

Ссылка суда первой инстанции на правовую позицию, изложенную в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2016 г. по делу N А65-6615/2016 не может быть принята во внимание, поскольку постановлением АС Поволжского округа от 13 января 2017 года решение и постановление апелляционной инстанции принятые по этому делу отменены, с вынесением нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя - кредитора и признании незаконным записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации – должника.

При принятии решения, судом первой инстанции не учтено следующее.

Как установлено судом, 04 августа 2016г. в ЕГРЮЛ в отношении ООО «ЛИБРЕТТО» внесена запись о прекращении хозяйственной деятельности в связи с ликвидацией указанного юридического лица.

Согласно положениям статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. В свою очередь, избрание лицом ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Рассматриваемые правоотношения, возникающие в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ регулируются нормами Закона о государственной регистрации, а также правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о государственной регистрации записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.

В силу положений пункта 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно положениям пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.1. статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормы Закона о государственной регистрации не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию, которая носит уведомительный характер

Однако данный вывод основан на неверном толковании норм материального права.

Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Порядок ликвидации юридических лиц отражен и регламентирован положениями статей 61 - 64 ГК РФ.

В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После истечение срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В пункте 4 статьи 63 ГК РФ установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 8 статьи 63 ГКРФ, пункт 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано в течении года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Таким образом, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что как само ООО «ЛИБРЕТТО» и так и его ликвидатор были осведомлены надлежащим образом об обстоятельствах наличия неисполненных перед заявителем обязательствах. Заявитель обращался к ликвидатору ООО «ЛИБРЕТТО» с претензиями от 29.07.2016г. об оплате задолженности в пользу ООО «Топаз-Инвест» либо о включении этой задолженности в промежуточный ликвидационный баланс (л.д. 15, 24, 33).

До принятия оспариваемого решения, заявитель обращался в регистрирующий орган с возражениями относительно предстоящего исключения ООО «ЛИБРЕТТО» из ЕГРЮЛ (л.д.25-27).

Однако, ликвидатор ООО «ЛИБРЕТТО» предоставил в регистрирующий орган промежуточный и ликвидационный балансы, в которых содержались сведения об отсутствии поступивших требований кредиторов.

Таким образом, ликвидатор ООО «Комплексные системы автоматики» зная о неисполненных обязательствах и об их размере обязан был отразить требования в промежуточном и ликвидационном балансах.

Ликвидационный баланс общества, составленный без учета данных о неисполненных обязательствах, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, не может свидетельствовать об отсутствии задолженности у общества.

Следовательно, при ликвидации ООО «ЛИБРЕТТО» в налоговую инспекцию был представлен ликвидационный баланс, не отражавший действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица, само ООО «ЛИБРЕТТО» и его ликвидатор были осведомлены о наличии неисполненных перед ООО «Топаз-Инвест» обязательствах.

Согласно положениям подпунктов «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами фактически указывает на обстоятельства непредставления в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что может служить основанием для отказа в государственной регистрации с учетом положений подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Учитывая, что в процессе ликвидации ООО «ЛИБРЕТТО» установленный статьями 61-64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица регистрирующим органом был нарушен, а для государственной регистрации прекращения его деятельности в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган представлены не были, решение, а равно как и действия ликвидатора о ликвидации общества не могут быть признаны законными по мотиву нарушения прав третьих лиц, выступающих в роли кредиторов ликвидируемого хозяйствующего субъекта.

Неправильное толкование вышеуказанных норм фактически лишило ООО «Топаз-Инвест» одного из способов защиты нарушенного права оспаривание записи о добровольной ликвидации в ЕГРЮЛ.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Самарской области от 08 ноября 2016г. подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

Поскольку заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины при обращении с заявлением и при подаче апелляционной жалобы, государственная пошлина с инспекции в доход бюджета не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2016 года  по делу   №А55-20838/2016  отменить. Принять новый судебный акт.

Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/631501001) от 04.08.2016 г. за государственным регистрационным номером 6166313235764;

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары исключить запись о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО» (ОГРН <***> ИНН/КПП <***>/631501001).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                     Е.Г. Попова

                                                                                                                                В.Е. Кувшинов