ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-21703/15 от 25.04.2016 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 апреля 2016 года                                                                             Дело № А55-27433/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     25 апреля 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено      28 апреля 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,

с участием:

от истца – Остудин А.В. (доверенность от 31.03.2016г.),

от ответчика – Бусин Н.Н. (доверенность от 11.01.2016г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 – 25 апреля, объявлялся перерыв, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Евразийская Корпорация Автовокзалов» на решение Арбитражного суда Самарской области  от 11.02.2016 года  по делу №А55-27433/2015 (судья Агеенко С.В.)

по заявлению Открытого акционерного общества «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», г. Самара

к Управлению государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, г. Самара

о признании недействительным предписания,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации о признании незаконным и отмене Предписания от 09.10.2015 года № 221.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2016 года, с учетом определения об исправлении описки, заявленные требования удовлетворены частично.

В апелляционной жалобе публичное акционерное общество «Евразийская Корпорация Автовокзалов» просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2016 года по делу № А55-27433/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв Управления государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель Управления государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации напротив, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, согласно Положению об Управлении государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.07.2013 № АК-788фс, Управление является территориальным органом регионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства на территории Самарской области.

В соответствии с п. 6.2, п. 6.4.5, п. 27.1, п. 27.2 Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы  по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.07.2013 № АК-788фс, Управление осуществляет лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и имеет право проверять в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, дорожную, перевозочную и иную, связанную с транспортным процессом, деятельность; имеет право выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим дорожную, перевозочную и иную деятельность, предписания об устранении, выявленных нарушений.

Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, возложено на Управление в соответствии с п. 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 и п. 6.2 Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.07.2013 № АК-788фс.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ                 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионный орган наделен полномочиями по выдаче лицензиатам предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Полномочия государственных транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства, определены Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным  постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 409.

Согласно п. 4 указанного Положения государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет следующие полномочия:

а) производит осмотр транспортных объектов и транспортных средств, посещает беспрепятственно служебные и производственные помещения (включая контролируемую зону аэропорта (аэродрома)) субъектов транспортного комплекса;

б) проводит проверки субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;

п) выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете приостановке движения транспортных средств (далее - предписания), и проверяет их исполнение.

В соответствии с указанными полномочиями Управлением государственного «дорожного надзора по Самарской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в период с 15.09.2015 по 09.10.2015 была проведена внеплановая выездная проверка заявителя.

В ходе проведения проверки установлено, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» имеет действующую бессрочно лицензию от 04.04.2003 регистрационный номер АСС-63-700910 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ              «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. п. а, б п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, должностными лицами Управления была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО «АВ и АС» лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности, о чем был составлен акт проверки от 09.10.2015 № 517, протокол об административном правонарушении от 09.10.2015 №581 в отношение юридического лица - ОАО «АВ и АС» и выдано обязательное для исполнения предписание № 221 от 09.10.2015 об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки лицензиата является поступление в орган государственного контроля (надзора) информации от органа государственной власти о причинении вреда жизни, здоровью граждан - информации из УГИБДЦ ГУ МВД России по Самарской области о том, что 06.09.2015 совершено дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса марки MAN Ijons Regio per. знак ЕВЗ03/63 (оборудованный для перевозок более 8 человек и используемый ОАО «АВ и АС» для осуществления лицензируемого вида деятельности), повлекшее нанесение клееных повреждений семи человек.

Указанная проверка ОАО «АВ и АС» проводилась на основании приказа начальника Управления от 08.09.2015 № 517 в целях исполнения предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации Управлению полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений юридическими лицами, их руководителями лицензионных требований, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Проведение указанной внеплановой выездной проверки было согласовано в установленном законом порядке с прокуратурой Самарской области, о чем имеется решение прокуратуры Самарской области о согласование проведения внеплановой выездной проверки от 09.09.2015 № ИсИНнп-40986-2015/7-1548-2015.

По итогам проведения внеплановой проверки заинтересованным лицом вынесено предписание № 221 от 09.10.2015 года.

Пунктом 1 предписания обществу указано на необходимость обеспечения квалификационной подготовки должностных лиц ОАО «АВ и АС»: начальника управления организации перевозок Коновалова Е.Е., диспетчеров ЦДС Клейменовой Л.И., Сафроновой Г.Г. квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок автомобильным транспортом.

Пунктом 2 предписания обществу указано на необходимость проведения в установленном порядке аттестации должностных лиц ОАО «АВ и АС»: начальника управления организации перевозок Коновалова Е.Е., диспетчеров ЦДС Клейменовой Л.И., Сафроновой Г.Г., которые занимают должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Обязанность юридических лиц обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, установлена п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995             № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1.2 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7.

Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, были утверждены приказом Минтранса России от 22.06.1998 № 75, утратившим силу с 13.11.2015.

Довод заявителя о том, что должностные лица ОАО «АВ и АС»: начальник управления организации перевозок Коновалов Е.Е., диспетчера 1ЩС Клейменова Л.И., Сафонова Г.Г. не занимают должности, связанные с обеспечением безопасности движения, суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным.

Согласно должностной инструкции - начальник управления организации перевозок пассажиров имеет подчиненных (инженеры и диспетчера отдела транспортной эксплуатации) (пункт 1.4 должностной инструкции), к нему предъявляются следующие квалификационные требования (пункт 2.3 должностной инструкции): начальник управления организации перевозок пассажиров должен знать законы и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы перевозочной деятельности в РФ; правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; правила заключения и оформления договоров перевозки пассажиров, багажа; порядок подготовки претензий и ответов на поступающие претензии по вопросам пассажирских перевозок; трудовое законодательство. Согласно пункту 1.6 должностной инструкции - в своей деятельности начальник управления организации перевозок пассажиров руководствуется Уставом автомобильного транспорта.

Следовательно, начальник управления организации перевозок пассажиров     Коновалов Е.Е. должен иметь знания указанных нормативных правовых актов: Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правил пассажиров и. багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, Трудового Кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

В соответствии с приказом Минтранса России от 22.06.1998 № 75, профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная, подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Согласно должностной инструкции за начальником управления организации перевозок пассажиров Коноваловым Е.Е. закреплены следующие обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения: обеспечение руководства движением автотранспорта на маршрутах (пункт 3.9 должностной инструкции), принятие участия в комиссионном обследовании дорожных условий и нормировании скоростей движения автобусов (пункт 3.12 должностной инструкции), проведение с работниками Общества инструктажа по организации пассажирских перевозок (пункт 3.14 должностной инструкции), осуществление контроля выполнения работниками автовокзалов и автостанций приказов и указаний по вопросам обеспечения безопасности движения, правил перевозки пассажиров и багажа автотранспортом (пункт 3.18 должностной инструкции), подготовка паспортов регулярных автобусных маршрутов (пункт 3.24 должностной инструкции).

Учитывая указанные должностные обязанности, Коновалов Е.Е. должен пройти специальную подготовку и аттестацию на право занятия должности, связанной с обеспечением безопасности движения.

Удостоверения о прохождении периодической аттестации, на право занятия должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения у              Коновалова Е.Е. не имеется.

Согласно должностной инструкции - диспетчера центральной диспетчерской службы (ЦДС), к нему предъявляются следующие квалификационные требования (пункт 2.3 должностной инструкции): диспетчер ЦДС должен знать законы и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы перевозочной деятельности в РФ; правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; планирование и правила автомобильных перевозок; организацию процесса перевозок. К должностным обязанностям диспетчера относится диспетчерское руководство движением подвижного состава автомобильного транспорта на линии, автовокзалах и автостанциях, принятие оперативных мер по замене автобусов, сошедших с линии  по какой-либо причине, оказанию в установленном порядке технической помощи автобусам на линии (п. 3.3). Согласно пункту 1.5 должностной инструкции - в своей деятельности диспетчер ЦДС руководствуется Уставом автомобильного транспорта.

Следовательно, диспетчера ЦДС Клейменова Л.И., Сафронова Г.Г. должны иметь знания указанных нормативных правовых актов: Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правил пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

В соответствии с приказом Минтранса России от 22.06.1998 № 75, профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем профессиональном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Следовательно, учитывая указанные должностные обязанности, Клейменова Л.И., Сафронова Г.Г. должны пройти специальную подготовку и аттестацию на право занятия Ости, связанной с обеспечением безопасности движения.

Удостоверений о прохождении периодической аттестации, на право занятия должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения у       Клейменовой Л.И., Сафроновой Г.Г. не имеется.

Требование об аттестации лиц, должности которых связаны с обеспечением безопасности, установлено п. 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.08.1993 № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» и приказом Минтранса России и уда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения           о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их отделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов». В соответствии с п. 3 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, этих перевозку пассажиров и грузов, аттестация проводится после повышения икании аттестуемого.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ                    «О безопасности дорожного движения» юридические лица обязаны создавать условия для повышения квалификации работников автомобильного транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Согласно должностной инструкции инженера по эксплуатации подвижного состава за Башаровым Р.И. закреплены следующие обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения: на основании материалов изучения пассажиропотока вносить предложения по предложению расписания отправления автобусов от автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов, разрабатывать дополнительные расписания отправления автобусов от автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов (пункт 1 должностной инструкции). Для исполнения указанных обязанностей инженер по эксплуатации подвижного состава должен знать Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха ей автомобилей, Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 и уметь их применять при выполнении должностных обязанностей .

Следовательно, учитывая указанные должностные обязанности, Башаров Р.И. должен пройти специальную подготовку, повышение квалификации и аттестацию на право занятия должности, связанной с обеспечением безопасности движения.

Удостоверения о прохождении периодической аттестации, на право занятия должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения у Башарова Р.И. не имеется.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что требование заинтересованного лица о проведении квалификационной подготовки Башарова Р.И. является необоснованным, поскольку его профессиональная компетентность в организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом подтверждается дипломом о высшем образовании автомобильного профиля по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Учитывая нормы установленные статьей 20 Федерального закона от 10.12:1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, Перечнем мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, суд первой инстанции сделал правоильный вывод о том, что назначение заместителя генерального директора по эксплуатации Евтушика А.Н. лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, имеющего необходимую квалификационную подготовку и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занятия должности, связанной с обеспечение безопасности дорожного движения, не исключает необходимости обеспечения соответствия квалификационным требованиям других должностных лиц ОАО «АВ и АС», чья деятельность связана с организацией перевозок пассажиров, обеспечением безопасности дорожного движения. Указанные лица также должны пройти в установленном порядке аттестацию на право занятия должности, связанной с обеспечение безопасности дорожного движения и повышение квалификации.

Пунктом 3 предписания обществу указано на необходимость проведения в установленном порядке стажировки водителей автобусов и возложена обязанность, не допускать к самостоятельной работе водителей, не прошедших стажировку.

В акте проверки № 517 от 09.10.2015 (пункт 3 акта проверки) указано, что водитель Медников В.В. допущен к управлению автобусом марки MAN Lions Region per. знак EB303/63 без прохождения стажировки на указанной марке автобуса. В период с 09.09.2014 по 15.09.2014 Медников В.В. прошел стажировку на автобусе марки Neoplan Р21 Tourliner рег. знак ВС256/63 (стажировочный лист от 15.09.2015). Путевые листы, подтверждающие проведение стажировки водителя Медникова В.В. на автобусе марки MAN Lions Region, при проведении внеплановой выездной проверки Обществом не представлены.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ                   «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;  

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Обязанность юридических лиц - владельцев лицензии проводить стажировку водителей для подготовки их к самостоятельной работе при переводе на новый тип (модель) транспортного средства установлена п. 1.3 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденным приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, РД-20О-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утв. Минавтотранспорта РСФСР 20.01.1986 г.

Пунктом 4 предписания обществу указано на необходимость организации должным образом проведения контроля технического состояния автобусов и возложена обязанность на общество, не допускать к эксплуатации автобусы, имеющие технические неисправности, и без проведения контроля технического состояния автобусов.

В ОАО «АВ и АС» не должным образом проводится контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки, не обеспечивается соответствие технического состояния автобусов требованиям безопасности дорожного движения, к эксплуатации допускаются автобусы при наличии у них неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автобусов согласно п. 7.10 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к Основным Положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности движения, утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090): 06.10.2015 к эксплуатации допущены автобус марки ГОЛA3 peг. знак Р7950У/163, у которого неработоспособны ремень безопасности места водителя и ремень безопасности одного места для сидения пассажира, в автобусе марки Хундай peг. знак С803АЕ/163 неработоспособен ремень безопасности места водителя (лямка не втягивается во втягивающее устройство (катушку).

Факты указанных нарушений подтверждаются следующими документами:

- п. 8 акта проверки № 517 от 09.10.2015;

- п. 5.1 приложения № 1 к акту проверки № 517 от 09.10.2015;

- фотографиями вышеуказанных автобусов с видом на неисправные ремни безопасности;

- оформленными путевыми листами на указанные автобусы.

В ОАО «АВ и АС» не выполняется требование п. 4.7.2 ГОСТа Р 51709-2001: 06.10.2015 к эксплуатации были допущены автобусы per. знак С718КР/163, С713КР/163, О016РУ/163, ВС259/63, С803АЕ/163, Р066ВК/163, 24.09.2015 - автобус per. знак ЕВ302/63, при этом ветровые стекла автобусов имеют трещины со стороны водителя в зоне работы стеклоочистителя. Факты указанных нарушений подтверждаются следующими документами:

- п. 8 акта проверки № 517 от 09.10.2015;

- п. 5.1 приложения № 1 к акту проверки № 517 от 09.10.2015;»

- фотографиями вышеуказанных автобусов с видом на ветровые стекла автобусов, имеющих трещины;

- оформленными путевыми листами на указанные автобусы.

29.09.2015 не проводился контроль технического состояния автобуса peг. знак У076РУ/163 после возвращения к месту стоянки, в путевом листе от 29.09.2015 № 19077 не имеется соответствующей отметки о технической исправности (неисправности) автобуса.

30.09.2015 не проводился контроль технического состояния автобуса peг. знак У076РУ/163 перед выездом на линию с места стоянки, в путевом листе от 29.09.2015 № 19077 не имеется соответствующей отметки о технической исправности (неисправности) автобуса.

Обязанность юридических лиц - владельцев лицензии проводить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию установлена п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 2.5 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7.

Обязанность юридических лиц - владельцев лицензии проводить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств по возвращению их к месту стоянки с соответствующей отметкой в путевом листе установлена п. 2.5 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 и п. 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7.

Обязанность юридических лиц - владельцев лицензии обеспечивать соответствие
технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного  движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии; у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, установлена п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,      п.  11, п. 12 Основного Положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности движения, утв.  постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.

Требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств
установлены ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию и методы проверки». Пунктом 5 предписания Обществу указано  на необходимость организации проведения с водителями инструктажей по безопасности движения и возложена обязанность на общество, не допускать к работе водителей не прошедших соответствующий инструктаж.

Материалами дела подтверждается, что с водителем Пастуховым А.Н. не проводился вводный инструктаж по безопасности дорожного движения при приеме на работу в мае месяце 2014 года. В журнале регистрации вводного инструктажа, в личной карточке водителя не имеется записи о проведении с водителем Пастуховым А.Н. вводного инструктажа /п. 4 акта проверки/.

Обязанность юридических лиц осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, проводить вводные инструктажи с водителями установлена п. 18 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 и п. 1.4 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7.

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 принят в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Пунктом 6 предписания обществу указано на необходимость разрабатывать графики работы водителей на линии с учетом требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 №15.

В ОАО «АВ и АС» составленным графиком работы (сменности) водителей в сентябре 2015 года не установлены время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания в каждую смену и дни еженедельного отдыха.

Факты указанного нарушения подтверждается фотокопией графика работы водителей АТУ на сентябрь 2015 года, утвержденного начальником АТУ ОАО «АВ и АС»      Евтушик А.Н.

Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, установлена п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Обязанность юридических лиц, осуществляющих перевозочную деятельность автомобильным транспортом, составлять графики работы (сменности) на линии для водителей и устанавливать указанными графиками время начала и окончания ежедневной работы (смены), перерывов для отдыха и питания в каждую смену, дни еженедельного отдыха установлена 3, п. 4, п. 5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Пунктом 7 предписания обществу указано на необходимость организовывать работу водителей автобусов с учетом норм, установленных Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, и возложена обязанность на Общество, не допускать к нарушение режима труда и отдыха, установленного законодательством Российской Федерации.

Заявителем не соблюдается установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей автобусов.  В августе месяце 2015 года продолжительность рабочего времени за учётный период месяц) составила у водителей Денисова В.Л. 173,2 ч., Койфмана А.Ю. 4 178 ч., Щелокова - 172,2 ч. и превысила нормальное число рабочих часов - 168 часов. Правонарушение выявлено при проверке табеля учета рабочего времени за сентябрь месяц 2015 г.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что представленный заявителем иной табель учета рабочего времени за сентябрь месяц 2015 г. не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт соблюдения заявителем режим труда и отдыха водителей, поскольку указанный табель представлен суду по окончании проверки и отличается от табеля представленному заинтересованному лицу в момент проведения проверки.

Материалами дела также подтверждается, что в период с 10.08.2015 по 17.08.2015 к управлению автобусом для выполнения перевозок пассажиров допускался водитель Лопухов А.Н., который не имел еженедельного отдыха установленной продолжительности. Правонарушение выявлено при проверке табеля учета чего времени за сентябрь месяц 2015г.

Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей установлена п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1.7 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим спортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Пунктом 8 предписания обществу указано на необходимость организовать проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, и возложена обязанность на общество, не допускать к работе водителей не прошедших предрейсовый медосмотр.

Так, в ходе проведения проверки установлено, что при выполнении перевозок пассажиров по маршруту «с. Усолье Шигонского р-на Самарской области г. Самара» и по маршруту «п. Суходол Сергиевского р-на Самарской области - г. Самара». 17, 20, 25 и 28 сентября 2015 года не проводился предрейсовый медицинский осмотр водителя Муравлева Н.Ф. при отправлении автобуса из начального остановочного пункта маршрута «Усолье - Самара», расположенного в с. Усолье, по причине того, что водитель выезжал утром по расписанию из с. Усолье, а медосмотр проходил позднее в с. Шигоны, в Шигонской центральной районной больнице. В путевых листах № 18153, № 18376, № 18728, № 18953, № 19091, оформленных водителю Муравлеву Н.Ф. не имеется отметок медицинского работника о проведении предрейсового медосмотра Муравлева Н.Ф. в указанные дни в с. Усолье. 01.10.2015 не проводился предрейсовый медицинский осмотр водителя Усманова З.Б. при отправлении автобуса из начального остановочного пункта маршрута «Усолье - Самара», расположенного в с. Усолье, по причине того, что водитель выезжал утром по расписанию из с. Усолье, а медосмотр проходил позднее в с. Шигоны в Шигонской центральной районной больнице. В путевом листе № 19163, оформленного водителю Усманову З.Б., не имеется отметки медицинского работника о проведении 01.10.2015 предрейсового медосмотра Усманова. 29.09.2015 не проводился послерейсовый медосмотр водителя Ярмухаметова H.C. в п. Суходол. В оформленном путевом листе № 19077 не имеется отметки медицинского работника о проведении 29.09.2015 послерейсового медосмотра Ярмухаметова Н.С.

Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей установлена п. 1 ст. 20, ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Довод заявителя о том, что в с. Усолье и п. Суходол отсутствуют лицензированные медицинские учреждения, суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих данный факт, а также то, что заявителем предпринимались какие-либо меры для организации медицинского осмотра в с. Усолье и п. Суходол, суду не представлено.

Пунктом 9 предписания обществу указано на необходимость организовать стоянку и охрану автобусов в нерабочее время с целью исключения доступа к ним посторонних лиц, а также самовольное использование их водителями общества, и не допускать случаи стоянки автобусов ОАО «АВ и АС» в нерабочее время вне охраняемых территорий.

В период с 30.09.2015 по 01.10.2015 автобус марки ХУНДАЙ гос. номер ЕВ31463 находился на территории жилого массива с. Хворостянка Самарской области, то есть не исключена возможность доступа к автобусу посторонних лиц или самовольное использование автобуса водителем.

В период с 21 по 22 сентября 2015 г. и в период с 04 по 05 октября 2015 г. автобус марки ХУНДАЙ гос. номер ЕВ31463 находился на около автостанции с. Хворостянка Самарской области, территория автостанции не имеет ограждения, то есть не исключена возможность доступа к автобусу посторонних лиц или самовольное использование автобуса водителем.

Факты указанных нарушений подтверждаются фотографиями указанного автобуса, находящегося в нерабочее время в жилом массиве с. Хворостянка и около автостанции с. Хворостянка.

Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обеспечивать наличие помещений, позволяющих осуществлять стоянку транспортных средств или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке установлена п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обеспечивать стоянку (хранение) транспортных средств для исключения возможности доступа к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъекта транспортной деятельности установлена п. 2.6 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7.

Пунктом 10 предписания обществу указано на необходимость соблюдения правил пользования тахографами.

При проверке выявлено, что при эксплуатации автобусов в ОАО «АВ и АС» не соблюдаются правила использования тахографов, установленных на транспортных средствах:

а) 06.08.2015 к эксплуатации был допущен автобус марки 45208N peг. знак Н360ВН/76 с неисправным тахографом: тахограф неактивирован специализированной мастерской и не принимает тахографическую карту водителя (карта автоматически выталкивается из тахографа).

Факт нарушения подтверждается путевым листом № 15258 от 06.08.2015, оформленным ОАО «АВ и АС» водителю Займанову А.А.

б) 06.08.2015 водитель Пискунов И.В. управлял автобусом марки 4204GS-15H peг. Знак У606УР/163, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 652 «Самара-Тольятти, новый город», не имея тахографической карты водителя, то есть ОАО «АВ и АС» не осуществляло контроль за соблюдением водителем Пискуновым И.В. установленного законодательством режима труда и отдыха.

Факт нарушения подтверждается путевым листом № 15254 от 06.08.2015, оформленным ОАО «АВ и АС» водителю Пискунову И.В.

в) 29.09.2015 водитель Наумов Ю.Н. управлял автобусом марки MAN Lions Regfo peг. Знак EB302/63, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 684 «Самара-Отрадный», не осуществляя регистрацию своего режима труда и отдыха, тахографическая карта водителя Наумова Ю.Н. не была установлена в тахограф и на тахографической распечатке указано движение автобуса без карты водителя, то есть ОАО «АВ и АС» не осуществляло контроль за соблюдением водителем Наумовым Ю.Н. установленного законодательством режима труда и отдыха.

Факт нарушения подтверждается путевым листом № 18703 от 24.09.2015, оформленным ОАО «АВ и АС» водителю Наумову Ю.Н., тахографической распечаткой ох 24.09.2015, актом осмотра автобуса от 24.09.2015.

г) 06.10.2015 водитель Бобылев Ю.П. управлял автобусом марки Хундай peг. Знак С803АЕ/163, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 657 «Самара - Шариповка», не осуществляя регистрацию своего режима труда и отдыха, тахографическая карта водителя Бобылева Ю.П. не была установлена в тахограф и на тахографической распечатке указано движение автобуса без карты водителя, то есть  ОАО «АВ и АС» не осуществляло контроль за соблюдением водителем Бобылевым Ю.П. установленного законодательством режима труда и отдыха.

Факт нарушения подтверждается путевым листом № 19587 от 06.10.2015, оформленным ОАО «АВ и АС» водителю Бобылева Ю.П., тахографической распечаткой от 06.10.2015.

д) 06.10.2015 водитель Куракин А.А. управлял автобусом марки А09216 peг. Знак У016РУ/163, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 521 «Самара - Нефтегорск», не осуществляя регистрацию своего режима труда и отдыха, тахографическая карта водителя Куракина А.А. не была установлена в тахограф.

Факт нарушения подтверждается путевым листом № 19540 от 06.10.2015, оформленным ОАО «АВ и АС» водителю Куракина А.А.

Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, соблюдать правила использования тахографами установлена п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 13                          «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства...».

Пунктом 11 предписания обществу указано на необходимость обеспечить наличие на автобусах ОАО «АВ и АС» указателей маршрута регулярных перевозок.

Материалами дела подтверждается, что 24.09.2015 у автобуса марки MAN гос. номер ЕВ30263, маршрут № 684: отсутствовал указатель маршрута на заднем окне автобуса; 06.10.2015 автобус марки ISUZU гос. номер О016РУ163, маршрут № 521 отсутствовал указатель маршрута на заднем окне автобуса; в салоне автобуса размещена неверная информация о УГАДН по Самарской области; 06.10.2015. автобус марки NEOPLAN гос. номер ВС25963, маршрут № 788 отсутствовал указатель маршрута на заднем окне автобуса; в салоне автобуса размещена неверная информация телефоне органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа - УГАДН по Самарской области; 10.2015г. автобус марки ХУНДАИ гос. номер ЕВ 164  отсутствовал указатель маршрута на заднем окне автобуса; в салоне автобуса размещена неверная информация о телефоне органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа - УГАДН по Самарской области;           06.10.2015г. автобус марки ХУНДАИ гос. номер С803АЕ , маршрут № 657 отсутствовал указатель маршрута на заднем окне автобуса; в салоне автобуса размещена неверная информация телефоне органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа - УГАДН по Самарской области; 06.10.2015г. автобус марки MAN гос. номер Р066ВК, маршрут № 621 отсутствовал указатель маршрута на заднем окне автобуса; в салоне автобуса размещена неверная информация о телефоне органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа - УГАДН по Самарской области.

Обязанность юридических лиц, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, в процессе перевозки предоставлять пассажирам необходимую и своевременную визуальную информацию по вопросам, связанным с оказанием услуги по перевозке установлена п. п. в п. 29 и п.п. б п. 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание, за исключением требования заинтересованного лица о необходимости прохождения квалификационной подготовки инженера по эксплуатации Башарова Р.И., является законным и обоснованным.

На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены частично. С учетом определения об исправлении описки. О том, что имела место именно описка, говорит факт указания на неправомерность предписания в мотивировочной части решения (в части требования необходимости прохождения квалификационной подготовки инженера по эксплуатации Башарова Р.И.).

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области  от 11.02.2016 года  по делу     №А55-27433/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                     Е.М. Рогалева

                                                                                                                                С.Т. Холодная