ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-21714/16 от 17.04.2017 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aac.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

20 апреля 2017 года                                                                                  Дело №А55-21714/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,

судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

с участием в судебном заседании:

индивидуального предпринимателя ФИО1 (паспорт), представителя ФИО2 (доверенность от 26.08.2014),

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – ФИО3 (доверенность от 30.12.2016),

представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Департамента градостроительства городского округа Самара - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Администрации городского округа Самара  - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 апреля 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2016 года по делу №А55-21714/2016 (судья Агеенко С.В.),

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>), г. Самара,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,

с участием третьих лиц:

Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,

Министерства строительства Самарской области, г. Самара,

Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара,

Администрации городского округа Самара, г. Самара,

о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – регистрирующий орган, Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным отказа от 11.07.2016 №63/001/320/2016-1333 и об обязании провести государственную регистрацию Договора аренды № 40а от 18.05.2016 на земельный участок площадью 589 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0216002:1487 (т.1 л.д.5-9).

Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области, Департамент градостроительства городского округа Самара, Администрация городского округа Самара (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2016 по делу №А55-21714/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.176-179).  

В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство магазина ИП ФИО1 обратился еще 01.11.2004, далее Департамент строительства и архитектуры администрации г.Самары подготовил проект Постановления Главы г.Самары о предварительном согласовании места размещения объекта, был утвержден акт выбора земельного участка и 31.10.2008. Постановлением Главы городского округа Самара за №911 был утвержден проект границ земельного участка площадью 834,70 кв.м., расположенного по ул.Ст.Загора/пр.Кирова в Кировском районе г.Самары. Далее были проведены все вышеперечисленные процедуры. Таким образом полагаем, что процедура предоставления ИП ФИО1 земельного участка начата 01.11.2004, то есть задолго до вступления в силу Постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 №639, в связи с чем данное постановление не подлежит применению.

Предприниматель указывает, что испрашиваемые земельные участки площадью 246 кв.м. и 588,7 кв.м. (в совокупности 834,7 кв.м.) были поставлены на кадастровый учет и им присвоены следующие кадастровые номера: земельный участок площадью 246 кв.м. - 63:01:0216002:1486 и площадью 589 кв.м. - 63:01:0216002:1487.

После постановки участков на кадастровый учет Министерство строительства Самарской области 20.02.2016 издало два приказа № 12-п и № 13-п «О предоставлении ИП ФИО1 в аренду земельных участков, расположенных по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора/проспект Кирова, для строительства магазина».

18.05.2016 Департамент градостроительства городского округа Самара подписал Договора аренды земельного участка за № 40-а и №41-а и совместно с ИП ФИО1 сдало в Росреестр по Самарской области на государственную регистрацию.

Предприниматель указывает, что все действия государственных органов осуществлялись во исполнение судебных актов (т.2  л.д.5-9).

Росреестр и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель Росреестра отклонил апелляционную жалобу.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителей сторон и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, постановлением Главы городского округа Самара от 31.10.2008 №911 утвержден проект границ земельного участка площадью 834,7 кв.м., расположенного по ул. Стара-Загора/проспекту Кирова в Кировском районе города Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, для строительства магазина (т.1 л.д. 22).

Приказом Министерства строительства Самарской области от 07.03.2014 №103-п утвержден акт о выборе земельного участка для строительства магазина площадью 588,70 кв.м. (в том числе земельный участок площадью 52,30 кв.м., находящийся в охранной зоне инженерных коммуникаций), расположенного по улице Стара-Загора/проспектуКирова в Кировском районе г. Самара (т.1 л.д. 17-18).

Приказом Министерства строительства Самарской области от 20.02.2016 №12 -п заявителю предоставлен в аренду сроком на пять лет без права выкупа в собственность земельный участок площадью 589 кв.м. относящийся к категории «земли населенных пунктов» (кадастровый номер 63:01:0216002:1487), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, улица Стара-Загора/проспект Кирова для строительства магазина (т.1 л.д. 21).

18.05.2016 между заявителем и Департаментом градостроительства городского округа Самара подписан договор аренды № 40а от 18.05.2016 вышеуказанного земельного участка (т.1 л.д. 13-16).

02.06.2016 заявитель обратился к Росреестру с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка.

Сообщением от 11.07.2016 №63/001/320/2016-1333 заявителю отказано в государственной регистрации вышеуказанного земельного участка (л.д. 10-12).

Предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из следующего.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015).

Согласно пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).

В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 №365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением № 639.

В соответствии с п. 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете «Волжская коммуна», от 13.11.2012 № 418 (28346), то есть 23.11.2012.

Таким   образом,   с   указанного   момента   вступил   в   силу   нормативный   акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства магазина, исключительно путем проведения торгов.

Согласно пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950).

Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.

Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 № 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Суд первой инстанции указывает, что в данном случае предприниматель до 23.11.2012 не приобрел каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представил бесспорных доказательств того, что приобрел бы эти права, если бы положения постановления № 639 не были применены.

Суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что на момент вступления в силу постановления № 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.

Суд первой инстанции указал, что довод Министерства строительства Самарской области о том, что на момент принятия решения о предоставлении заявителю в аренду земельного участка (20.02.2016 года) Постановление № 639 отменено, правового значения для разрешения данного спора не имеет, поскольку в данный период порядок представления земельных участков для целей связанных со строительством регламентировался положениями Земельного кодекса РФ в редакции № 87 от 30.12.2015.

Так,  в  соответствии с  пунктом   1  статьи  39.6 ЗК РФ  (в  редакции, действовавшей в период принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

При этом, положения пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ не предусматривают возможности предоставлении заявителю земельного участка для строительства магазина без проведения аукциона.

Ссылку   заявителя   на   судебные   акты   по   делам   № А55-4423/2005-11, А55-14255/2011, А55-30686/2012, А55-20795/2014 суд первой инстанции посчитал необоснованными, поскольку принятые по данным делам судебные акты какого-либо преюдиционального значения для разрешения данного спора не имеют.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции не установил правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, 01.11.2004 ФИО1 обратился к главе г.Самара с заявлением о предоставлении земельного участка для проектирования магазина по адресу: г.Самара, Кировский район пр.Кирова/ул.Ст.Загора у дома 283.

Получив отказ, ФИО1 обратился с заявлением в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Самарской области 17.06.2005 по делу А55-4423/2005-11 суд признал недействительным отказ Департамента строительства и архитектуры администрации г.Самары от 22.12.2004 №СПА-6/1045-0-1 о снятии заявки с рассмотрения и обязал Департамент строительства и архитектуры администрации г.Самары подготовить проект Постановления Главы г.Самары «О предварительном согласовании места размещения объекта, утверждения акта выбора земельного участка и проекта границ и предоставлении земельного участка, расположенного по адресу пр.Кирова/ ул.Ст.Загора в Кировском районе г.Самары в аренду под проектирование» (т.1 л.д.23-24).

31.10.2008 Постановлением Главы городского округа Самара за № 911 утвержден проект границ земельного участка площадью 834,70 кв.м., расположенного по ул.Ст.Загора/пр.Кирова в Кировском районе г.Самары. Данный земельный участок относился к категории - земли населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3) по карте правового зонирования Правил землепользования и застройки в г.Самаре, для строительства магазина.

Однако, 15.07.2010 Решением Думы городского округа Самара за № 951 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Самара (которые впоследствии - 05.05.2011 были отменены Судебной коллегией Самарского областного суда как противоречащие закону), в результате чего было изменено зонирование участков и испрашиваемый ИП ФИО1 земельный участок был переведен в несколько зон: в зону Р5 - зона парков, бульваров, набережных, в зону Ц2 - зона многофункциональной общественно - деловой застройки и в зону ЖЗ - зону многоквартирной жилой застройки средней этажности жилой застройки.

На основании данных фактов Департамент строительства и архитектуры г.Самары 20.05.2011 за № Д05-01-01/20313-3-1 отказал ИП ФИО1 в изменении зонирования земельного участка, площадью 834,70 кв.м.

ИП ФИО1 вновь обращается в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа недействительным.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2011 по делу №А55-14255/2011 суд признал отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара за № Д05-01-01/20313 от 20.05.2011 «Об изменении зонирования земельного участка в Кировском районе» недействительным и обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлении решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 834,70 кв.м. на кадастровом плане территории по адресу : г.Самара, Кировский район, по ул.Стара-Загора/проспект Кирова (т.1 л.д.25-26).

Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист и в связи с тем, что Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара не исполняло решение суда, было возбуждено исполнительное производство.

Во исполнение решения суда Департамент строительства и архитектуры городского округа издает два Распоряжения от 11.07.2012 об утверждении схем расположения земельных участков, находящихся на улице Стара-Загора/проспекта Кирова в Кировском районе г.Самара: за № РД-410 на земельный участок площадью 524 кв.м., расположенный и относящийся по категориям к землям населенных пунктов, в пределеах территории зоны обслуживания населения местного (районного) значения - Ц-3 по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования и Распоряжение за № РД-411 на земельный участок площадью 246 кв.м., по этому же адресу, но расположенный и относящийся по категориям к землям населенных пунктов в пределах территории зоны многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей - Ж4 по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара.

В связи с тем, что в совокупности площадь предоставленных земельных участков по данным Распоряжениям (770 кв.м.) не соответствует площади земельного участка (834,7 кв.м) предоставленного Постановлением Главы городского округа Самара за №911 от 31.10.2008) и установленного решением Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2011 (Дело № А55-14255/2011), ФИО1 вновь обращается в арбитражный суд с заявлением о признании Распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары за № РД-410 от 11.07.2012 о предоставлении земельного участка площадью 524 кв.м. незаконным.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2013 по делу №А55-30686/2012 заявление ИП ФИО1 удовлетворено, распоряжение за №РД-410 от 11.07.2012 признано незаконным. Суд обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара внести изменения в данное Распоряжение в части указания площади в размере 524 кв.м.

Данное решение оставлено в силе Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.03.2013 и Постановлением суда кассационной инстанции от 11.03.2013.

Не исполняя решение арбитражного суда ни в добровольном порядке ни в принудительном, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сначала обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о приостановлении исполнительного производства (Определением Арбитражного суда от 19.04.2013 по делу №А55-14255/2011 - в удовлетворении заявления отказано), а затем с заявлением о разъяснении решения суда (Определением Арбитражного суда от 17.06.2013 решение суда разъяснено).

Таким образом, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара на протяжении долгого времени затягивал исполнение решения арбитражного суда от 28.11.2011, тем самым нарушая права и законные интересы ИП ФИО1

Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара во исполнение решений Арбитражного суда Самарской области по делам №А55-14255/2011 и №А55-30686/2012 исправляет все допущенные нарушения, 11.06.2013 издал новое Распоряжение №РД-518 и направил окончательный вариант схемы расположения испрашиваемого с 01.11.2004 земельного участка общей площадью 834,70 кв.м. (246 кв.м. и 588,7 кв.м.) в Министерство строительства Самарской области для дальнейшего оформления.

07.03.2014 Министерство строительства Самарской области издало два Приказа за № 106-п и 103-п «Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения магазина ИП ФИО1 на земельных участках, расположенных по улице Стара-Загора/проспект Кирова в Кировском районе города Самара».

В процессе дальнейшего оформления выяснилось, что имеет место наложение земельного участка 30 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0216002:2 и испрашиваемого земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0216002:2 поставлен ранее при действии Договора аренды от 10.05.2000 за №005681з заключенного между ИП ФИО1 и Комитетом по управлению имуществом г.Самары.

Соглашением от 06.07.2010 данный договор был расторгнут, но изменения в кадастровый учет внесены не были, таким образом наличие в ГКН сведений о земельном участке площадью 30 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0216002:2 препятствовало постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 588,7 кв.м. по причине совпадения местоположения указанных земельных участков.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2015 по делу №А55-20795/2014 земельный участок площадью 30 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0216002:2 снят с кадастрового учета и о нем исключены сведения из государственного кадастра недвижимости.

В дальнейшем испрашиваемые земельные участки площадью 246 кв.м. и 588,7 кв.м. ( в совокупности 834,7 кв.м.) поставлены на кадастровый учет и им присвоены следующие кадастровые номера: земельный участок площадью 246 кв.м. - 63:01:0216002:1486 и площадью 589 кв.м. - 63:01:0216002:1487.

После постановки участков на кадастровый учет Министерство строительства Самарской области 20.02.2016 издало два приказа № 12-п и № 13-п «О предоставлении ИП ФИО1 в аренду земельных участков, расположенных по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора/проспект Кирова, для строительства магазина».

18.05.2016 между ИП ФИО1 и Департаментом градостроительства городского округа Самара подписан договор аренды № 40а от 18.05.2016 вышеуказанного земельного участка и сдан в Росреестр по Самарской области на государственную регистрацию.

Сообщением от 11.07.2016 №63/001/320/2016-1333 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации договора по вышеуказанному земельному участку (л.д. 10-12).

Отказ мотивирован тем, что не соблюдена процедура предоставления земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 №639 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которых не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах». Документы, подтверждающие предоставление земельного участка с учетом положений вышеуказанного нормативного акта с проведением торгов, к заявлению о государственной регистрации не приложены.

 Суд апелляционной инстанции считает, что данный отказ Росреестра в государственной регистрации является недействительным по следующим основаниям.

 В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что Министерство строительства Самарской области издало приказ от 07.03.2014 № 103-п об утверждении акта о выборе земельного участка площадью 588,70 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора/проспект Кирова, для строительства магазина», во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-4423/2005 и решения Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-14255/2011, вступивших в законную силу.

В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 01.03.2015, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Приказом Министерства строительства Самарской области от 20.02.2016 №12 -п заявителю предоставлен в аренду сроком на пять лет без права выкупа в собственность земельный участок площадью 589 кв.м. относящийся к категории «земли населенных пунктов» (кадастровый номер 63:01:0216002:1487), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, улица Стара-Загора/проспект Кирова для строительства магазина.

Таким образом, после предварительного согласования места размещения объекта приказом от 07.03.2014 № 103-п, который принят во исполнение вступившего в законную силу судебного акта, который для Департамента градостроительства городского округа Самара являлся обязательным для исполнения, постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, как было предусмотрено пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, у Департамента градостроительства городского округа Самара отсутствовали правовые основания для отказа в заключении с ИП ФИО1 договора аренды земельного участка от 18.05.2016 № 40а.

При таких обстоятельствах, учитывая, что договор аренды земельного участка от 18.05.2016 № 40а заключен во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2005 по делу № А55-4423/2005 и решения Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2011 по делу № А55-14255/2011, вступивших в законную силу, в данном конкретном случае, у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что требования предпринимателя обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования предпринимателя удовлетворить, признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации от 11.07.2016 №63/001/320/2016-1333, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию договора аренды от 18.05.2016 №40а на земельный участок площадью 589 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0216002:1487.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций отнести на Росреестр.

Излишне уплаченную государственную пошлину возвратить предпринимателю.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2016 года по делу №А55-21714/2016 отменить.

Принять новый судебный акт.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации от 11 июля 2016 года №63/001/320/2016-1333.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию договора аренды от 18 мая 2016 года №40а на земельный участок площадью 589 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0216002:1487.

Взыскать с Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Самара, в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>), г. Самара, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 (Четыреста пятьдесят) рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>), г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 02 августа 2016 года №88 государственную пошлину в размере 5700 (Пять тысяч семьсот) рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>), г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 23 января 2017 года №21 государственную пошлину в размере 2850 (Две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                В.Е. Кувшинов

Судьи                                                                                                               А.Б. Корнилов

                                                                                                                          Е.Г. Филиппова