ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-21844/2017 от 24.05.2018 АС Поволжского округа

456/2018-20009(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-32226/2018

г. Казань Дело № А55-21844/2017  29 мая 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года.  Арбитражный суд Поволжского округа в составе: 

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии:

заявителя – ФИО1, доверенность от 09.01.2018 № 02/18,

в отсутствие:
ответчика – извещен надлежащим образом,
третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  муниципального предприятия городского округа Самара «Инженерные  системы» 


на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2017 (судья  Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 19.02.2018 (председательствующий судья  Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.) 

по делу № А55-21844/2017

по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара  «Инженерные системы» к Средневолжскому территориальному  управлению Росрыболовства о признании незаконным предписания об  устранении нарушений законодательства в сфере охраны и использования  водных ресурсов от 26.05.2017 № 227, третье лицо: администрация  г.о. Самара, 

УСТАНОВИЛ:

муниципальное предприятие городского округа Самара  «Инженерные системы» (далее – заявитель, предприятие,  МП «Инженерные системы») обратилось в Арбитражный суд Самарской  области с заявлением к Средневолжскому территориальному управлению  Росрыболовства (далее – Управление, контролирующий орган) о  признании незаконным предписания об устранении нарушений  законодательства в сфере охраны и использования водных ресурсов  от 26.05.2017 № 227. 

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2017  заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным  пункт 2 оспариваемого предписания и обязал Управление устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В  остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 19.02.2018 решение суда первой инстанции изменено. В части  удовлетворения заявленных предприятием требований судом  апелляционной инстанции отказано. 


Не согласившись с вынесенными судебными актами,  МП «Инженерные системы» обратилось в Арбитражный суд Поволжского  округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой  инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по  делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в  полном объеме. 

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Проверив законность постановления апелляционного суда,  правильность применения судом норм материального и процессуального  права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения  представителя заявителя, судебная коллегия установила следующее. 

В ходе проведения плановой выездной проверки контролирующим  органом выявлено превышение величин предельно допустимых  концентраций загрязняющих веществ по взвешенным веществам,  нефтепродуктам и другим загрязняющим веществам на выпусках р. Волга,  р. Самара. 

По итогам проверки 26.05.2017 составлен акт и вынесено  предписание № 227, в котором предписано в срок до 31.10.2017 устранить  следующие нарушения законодательства: 

- не допускать сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых со  сточными водами, в водный объект рыбохозяйственного значения без  предварительной очистки и без утвержденных нормативов допустимых  сбросов, для рыбохозяйственного водоема; 

- оценить и возместить ущерб, причиненный водным биологическим  ресурсам в результате сброса сточных вод без предварительной очистки в  Саратовское водохранилище за период 2012-2017 гг. в соответствии со  статьями 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране  окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) и  


Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и  среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 (далее – Положение о мерах  по сохранению водных биологических ресурсов). 

Кроме того, постановлением Управления МП «Инженерные  системы» признано виновным в совершении правонарушения,  предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто  наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей. 

Предметом настоящего спора является законность предписания  контролирующего органа от 26.05.2017 № 227. 

Арбитражный суд Самарской области пришел к выводу о законности  пункта 1 оспариваемого предписания, предписывающего не допускать  сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, в  водный объект рыбохозяйственного значения без предварительной  очистки и без утвержденных нормативов допустимых сбросов, для  рыбохозяйственного водоема. 

Вместе с тем, судом не усмотрено оснований для возложения на  предприятие обязанности по оценке и возмещению ущерба, причиненного  водным биологическим ресурсам в результате сброса сточных вод без  предварительной очистки (пункт 2 оспариваемого предписания).  Указанный пункт признан судом первой инстанции незаконным. 

Апелляционная инстанция признала позицию арбитражного суда  первой инстанции по первому пункту соответствующей нормам права,  регулирующим спорные правоотношения. Однако, выводы нижестоящего  суда в части отсутствия оснований для возложения на предприятие  обязанности по оценке и возмещению ущерба, причиненного водным  биологическим ресурсам в результате сброса сточных вод без  предварительной очистки, судебная коллегия ошибочными (пункт 2  оспариваемого предписания). 


Как посчитала апелляционная инстанция, положениями статей 77, 78  Закона об охране окружающей среды, статьи 53 Федерального закона  от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных  биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве и сохранении  водных биологических ресурсов) предусмотрено возможность возмещения  вреда либо в добровольном порядке, либо на основании решения суда.  Осуществление вреда в добровольном порядке лицом, причинившим вред,  предполагает его предварительную оценку. 

При этом, как указал суд, пункт 7 Положения о мерах по сохранению  водных биологических ресурсов предполагает осуществление  мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на  состояние биоресурсов и среды их обитания за счет собственных средств, в  связи с чем, руководствуясь частью 4 статьи 36 Водного кодекса  Российской Федерации (далее – ВК РФ), статьями 77, 78 Закона об охране  окружающей среды, статьей 53 Закона о рыболовстве и сохранении  водных биологических ресурсов, апелляционная инстанция признала право  контролирующего органа предписывать предприятию добровольную  оценку и возмещение ущерба, причиненного водным биологическим  ресурсам в результате сброса сточных вод без предварительной очистки,  добровольно. 

В кассационной жалобе МП «Инженерные системы» просит  отменить оба судебных акта в неудовлетворенной части. Ссылается на  отсутствие полномочий у Управления на вынесение предписания.  Указывает на отсутствие технической возможности незамедлительного  прекращения сброса через дождевую канализацию г. Самара сточных вод с  превышением предельно допустимой концентрации в водные объекты.  Также указывает на отсутствие у заинтересованного лица права выдавать  предписание об оценке и возмещении вреда. 

Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной  жалобы, приходит к следующим выводам. 


Как установлено судами и подтверждается материалами дела, одним  из видов деятельности предприятия является эксплуатация, текущий и  капитальный ремонты, содержание сетей и сооружений дождевой канализации,  элементов благоустройства и других инженерных сооружений,  передаваемых в хозяйственное ведение предприятию; оказание услуг по  приему и транспортировке поверхностных, дренажных, поливомоечных и  нормативно-чистых производственных сточных вод от предприятий и с  территории городского округа Самара через систему дождевой канализации. 

Проверяющими установлено, что заявителем осуществляется сброс  загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, в водный  объект рыбохозяйственного значения без предварительной очистки и без  утвержденных нормативов допустимых сбросов для рыбохозяйственного  водоема. 

Суды, руководствуясь частью 4 статьи 35, пунктом 1 части 2  статьи 39 ВК РФ, Законом об охране окружающей среды и статьей 47  Закона о рыболовстве и сохранении биологических ресурсов, пришли к  выводу о законности пункта 1 оспариваемого предписания,  предписывающего не допускать сброс загрязняющих веществ,  сбрасываемых со сточными водами, в водный объект рыбохозяйственного  значения без предварительной очистки и без утвержденных нормативов  допустимых сбросов для рыбохозяйственного водоема, о возложении на  предприятие обязанности по оценке и возмещению ущерба, причиненного  водным биологическим ресурсам в результате сброса сточных вод без  предварительной очистки. 

Судебная коллегия кассационной инстанции считает правовую  позицию судов по данному пункту оспариваемого предписания  правильной. 

Вместе с тем, Арбитражный суд Поволжского округа не может  согласиться выводами Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, 


признавшего пункт 2 оспариваемого предписания законным и отменившим  решения суда первой инстанции в данной части. 

Как обоснованно указано в решении суда, согласно пунктам 1, 2 и 3  статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда  окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в  области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по  решению суда или арбитражного суда. 

Между тем, из содержания пункта 2 оспариваемого предписания не  усматривается возможность добровольного предложения оценить и  возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в  результате сброса сточных вод без предварительной очистки в  Саратовское водохранилище. 

В тексте предписания контролирующего органа от 26.05.2017 № 227  прямо указаны сроки его исполнения по обоим пунктам – до 31.10.2017, а  также, что невыполнение в срок законного предписания влечет за собой  наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до  пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч  рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц –  от десяти до двадцати тысяч рублей. 

Проанализировав требования, предусмотренные Законом об охране  окружающей среды, Положением о мерах по сохранению водных  биологических ресурсов, Методикой исчисления размера вреда,  причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом  Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166, Арбитражный суд Самарской  области обоснованно признал, что данные нормы не содержат обязанности  причинителя вреда водным биологическим объектам самостоятельно  производить расчет оценки ущерба, причиненного водным биологическим  ресурсам. 

В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона об охране окружающей  среды, статьей 53 Закона о рыболовстве, контролирующий орган вправе 


обратиться в арбитражный суд с иском к МП «Инженерные системы» о  возмещении вреда, причиненного водным биоресурсам и самостоятельно  оценить размер ущерба водным биоресурсам, причиненный предприятием  в результате сброса сточных вод без предварительной очистки. 

Как указано в части 1 пункта 7 постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах  применения законодательства о возмещении вреда, причиненного  окружающей среде», по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об  охране окружающей среды, лицо, которое обращается с требованием о  возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет  доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с  разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную  связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным  вредом. 

Установив несоответствие данного пункта предписания нормам  права, регулирующим спорные правоотношения, суд первой инстанции  обоснованно признал пункт 2 оспариваемого предписания незаконным,  поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для  отмены решения в данной части. 

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции, приходит к  выводу, что решение суда первой инстанции по данному делу вынесено в  соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела,  подтвержденными имеющимися в деле доказательствами и с учетом  подлежащих применению норм материального и процессуального права, в  связи с чем постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а  решение суда первой инстанции оставлению в силе в соответствии с  пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Поволжского округа 


ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 19.02.2018 по делу № А55-21844/2017 отменить. 

Оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области  от 25.10.2017 по делу № А55-21844/2017. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1.,  291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья И.Ш. Закирова

Судьи А.В. Топоров 

 М.А. Савкина