ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-23046/17 от 16.01.2018 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

16 января 2018 года                                                                          Дело №А55-23046/2017

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ленинском и Самарском районах г. Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2017 года по делу №А55-23046/2017 (судья Харламов А.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области,

к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ленинском и Самарском районах г. Самары,

о признании недействительным решения от 13.06.2017 № 077S19170010645,

УСТАНОВИЛ:

УФСИН по Самарской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения предмета заявленных требований, просило суд признать недействительным решение от 13 июня 2017 года № 077 S191700106045 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», принятое Государственным учреждением - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах г. Самары».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2017 года  заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе, с учетом уточнения, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ленинском и Самарском районах г. Самары просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступили возражения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 №10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, УФСИН по Самарской области в силу положений статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в рассматриваемый период являлось страхователем, зарегистрированным в качестве плательщика страховых взносов государственного пенсионного страхования в Государственном учреждении - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах г. Самары за регистрационным номером - 077-008-006027.

Порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлены Федеральным законом от 01 апреля 1996 года ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан представлять в соответствующий орган пенсионного фонда сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, за вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета (далее - ежемесячная отчетность).

Данные сведения подаются по форме СЗВ-М. Срок представления сведений за март 2017 года - до 15 апреля 2017 года.

Исходная форма СЗВ-М за март 2017 года УФСИН России по Самарской области была направлена в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах г. Самары с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Как следует из материалов дела, 20 апреля 2017 года УФСИН России по Самарской области представило в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах г. Самары отчетность по форме СЗВ-М «дополняющая» за март 2017 года на застрахованное лицо - ФИО1.

По результатам проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета Государственным учреждением - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах г. Самары в отношении УФСИН России по Самарской области был оформлен Акт от 26 апреля 2017 года № 077S18170008003 «О выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете ...», в котором отражено, что страхователем были нарушены сроки представления страховщику сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования - Сведения о застрахованных лицах, форма СЗВ-М за март 2017 года, поскольку данный документ был фактически представлен страхователем страховщику только - 20 апреля 2016 года, вместо установленного Законом срока - не позднее 15 апреля 2017 года.

Акт от 26 апреля 2017 года № 077S18170008003 «О выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете»послужил основанием для принятия Государственным учреждением - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах г. Самары Решения от 13 июня 2017 года № 077S19170010645 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуально (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которому:

- страхователь был привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде наложения штрафа в размере 500 руб. 00 коп.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Данным Законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15го числа месяца следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

- страховой номер индивидуального лицевого счета; -фамилию, имя и отчество;

- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. 00 коп. в отношении каждого застрахованного лица.

Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении страхователем в установленные Законом сроки страховщику сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Статья 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В Письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» указано о возможности не применения финансовых санкций, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету.

Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № КА-09-25/13379 является действующим, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.

Согласно пункту 37 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года № 766н страхователь в течение 5— рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Пунктом 39 указанной Инструкции установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Из материалов по данному делу следует, что УФСИН по Самарской области, в обоснование заявленных требований, ссылается на то, что нормативными актами предусмотрено право страхователя на корректировку расхождений, выявленных территориальным органом ПФР (страховщиком), в связи с чем, выявленные расхождения были своевременно заявителем устранены, с последующим представлением уточняющих данных заинтересованному лицу.

В ходе рассмотрения дела, учитывая периоды представления УФСИН по Самарской области в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах г. Самары сведений о застрахованных лицах за март 2017 года по форме СЗВ-М - 11 апреля 2017 года и сведений, в виде дополняющей формы СЗВ-М за март 2017 года на 1 - застрахованное лицо - 20 апреля 2017 года, обстоятельство направления дополняющей формы СЗВ-М - самостоятельное выявление УФСИН по Самарской области ошибки в представленных ранее сведениях о застрахованных лицах, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии вины заявителя в совершении нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», так как, страхователь самостоятельно выявил ошибку в ранее представленных страховщику сведениях за март 2017 года и предпринял необходимые меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы заинтересованному лицу, которое, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы (сведений) от заявителя (а не исходной), провело проверку представленных сведений и выявило указанное выше нарушение Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 10 апреля 2017 года N Ф03-924/2017 по делу N А16-1601/2016, позицией Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда изложенной в постановлениях, соответственно: от 16 августа 2017 года по делу № А65-8976/2017, от 18 мая 2017 года № 11АП-4387/2017 по делу № А72-254/2017, позицией Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 11 октября 2017 года № 17АП-12855/2017-АКу по делу № А60-24770/2017, позицией Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлениях, соответственно: от 18 октября 2017 года по делу № А54-3773/2017, от 16 октября 2017 года по делу № А07-16148/2017, позицией Шестого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 11 октября 2017 года по делу № А04-5753/2017.

При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.

Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2017 года по делу №А55-23046/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                        А.Б. Корнилов