271/2018-25206(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-33018/2018
г. Казань Дело № А55-23817/2017 29 июня 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2018 года. Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 18.01.2018, ФИО2, доверенность от 20.06.2018,
ответчика – ФИО3, доверенность от 15.01.2018, ФИО4, доверенность от 29.12.2017,
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги» – извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Поволжская шинная компания»
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу № А55-23817/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Поволжская шинная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Самарской таможне об оспаривании решений о квалификации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Поволжская шинная компания» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями о признании незаконными решения Самарской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 10.08.2017 № РКТ-10412110-17/000046, РКТ-10412110-17/000047, РКТ- 10412110-17/000048, РКТ-10412110-17/000049, РКТ-10412110-17/000050, от 25.08.2017 РКТ-10412110-17/000051 и требования об уплате таможенных платежей от 23.08.2017 № 438, от 11.09.2017 № 463 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Общество также обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Самарской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 10.08.2017 № РКТ- 10412110-17/000046, РКТ-10412110-17/000047, РКТ-10412110-17/000048, РКТ- 10412110-17/000049, РКТ-10412110-17/000050.
Определениями суда от 25.10.2017 и от 24.11.2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела № А55- 23817/2017, А55-25091/2017 и № А55-28213/2017 с присвоением объединенному делу № А55-23817/2017.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2017 заявленные требования удовлетворены, в части отказа от заявления в части признания незаконным требования об уплате таможенных платежей от 23.08.2017 № 438 производство по делу прекращено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятый по делу судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 21.06.2018 до 09 часов 15 минут 28.06.2018.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Обществом по внешнеторговому контракту на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар, который помещён под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» по декларации на товары № 10412110/110517/0004688 (товары № 1- № 5) и № 10412110/120517/0004756 (товар № 4) – «Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности».
Декларантом заявлен код товара по ТН ВЭД ЕАЭС – 4011 80 000 0 «шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности».
На основании таможенных экспертиз Самарской таможней приняты решения по классификации товара, в соответствии с которыми спорный товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС – 4011 20 900 0 «шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121».
На основании данных решений Самарской таможней принято оспариваемое требование об уплате таможенных платежей.
Не согласившись с вынесенными решениями о классификации товаров и требованием таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ввезенный обществом товар наиболее точно подходит под описание товара подсубпозиции 4011 80 000 0 ТН ВЭД, чем под описание товара по коду 4011 20 900 0, в котором характеристики данной категории товаров имеют более общее описание.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с заключением таможенного эксперта от 14.07.2017 № 12404004/0018290, представленные на экспертизу образцы товара (шины) предназначены для установки на грузовые автомобили и прицепы (полуприцепы) к ним для перевозки грузов. В соответствии с ГОСТ 8430-2003 «Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно- транспортных и рудничных машин. Технические условия» максимальная скорость, при которой используются шины для крупногабаритной техники, варьируется в пределах от 10 до 65 км/ч. При принятии решений по классификации таможней учтено, что индекс скорости спорных шин не соответствует скорости, при которой используются шины для крупногабаритной техники по вышеуказанному государственному стандарту. Кроме того, в экспортной декларации на спорный товар № 425820160001234579 поставщиком указан код ТН ВЭД 4011 20, имеется сертификат соответствия ТС RU C-СКОС13.В301376.
Между тем судебная коллегия считает, выводы суда апелляционной инстанции недостаточны обоснованными, сделанными без исследования и оценки всех имеющихся доказательств.
В соответствии со статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, действовавшая на момент подачи обществом спорной декларации.
Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (далее – Инструкция № 257).
Согласно подпункту 29 пункта 15 Инструкции № 257 в графе 31 декларации на товары подлежат указанию сведения о декларируемом товаре, необходимые в том числе, для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС.
Сведения о технических характеристиках декларируемого товара в соответствии с данной нормой подлежат указанию под номером 1 в графе 31 декларации.
В графе 31 спорных деклараций на товары, товар описан как:
№ 1 – шины пневматические резиновые новые всесезонные для грузовых автомобилей, используемых в строительстве и промышленности,
рисунок протектора - поперечные волнообразные блоки, грунтозацепы, без камеры, с ЦМК, модель R-950 385/65 К22,5, марка Bontyre;
№ 2 – шины пневматические резиновые новые всесезонные для грузовых автомобилей, используемых в строительстве и промышленности, рисунок протектора - поперечные волнообразные блоки, грунтозацепы, без камеры, с ЦМК, модель ВТ-950 385/70 R22,5, марка Bontyre;
№ 3 – шины пневматические резиновые новые всесезонные для грузовых автомобилей, используемых в строительстве и промышленности, рисунок протектора - направленный "в елочку", без камеры, с ЦМК, модель ВТ-930 11/70 R22,5, марка Bontyre;
№ 4 – шины пневматические резиновые новые всесезонные для грузовых автомобилей, используемых в строительстве и промышленности, рисунок протектора – направленный «в елочку», с камерой и ободной лентой, с ЦМК, модель ВТ-930 12.00 К24, марка Bontyre;
№ 5 – шины пневматические резиновые новые всесезонные для грузовых автомобилей, используемых в строительстве и промышленности, рисунок протектора - поперечные волнообразные блоки, грунтозацепы, с камерой и ободной лентой, с ЦМК, модель R-935 12.00К24, марка Bontyre.
Основанием для принятия решений по классификации товара от 10.08.2017 № РКТ-10412110-17/000046, РКТ-10412110-17/000047, РКТ- 10412110-17/000048, РКТ-10412110-17/000049, РКТ-10412110-17/000050 послужило заключение таможенного эксперта ЭИО № 1 (г. Самара) ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ г. Нижний Новгород от 14.07.2017 № 12404004/0018290.
Согласно выводам данного заключения - маркировка исследуемых шин не соответствует по символам индекса скорости маркировке шин пневматических для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Товары № 1, 2 предназначены для эксплуатации на рулевой оси грузовых автомобилей и на осях прицепов (полуприцепов) в тяжелых условиях эксплуатации; товары № 3, 4 предназначены для
эксплуатации на ведущих осях грузовых автомобилей; товар № 5 предназначен для эксплуатации на всех осях грузовых автомобилей, используемых в тяжелых условиях эксплуатации. Исследуемые шины предназначены для установки на грузовые автомобили и прицепы (полуприцепы) к ним для перевозки грузов.
Основанием для принятия решения по классификации товара от 25.08.2017 № РКТ-10412110-17/000051 послужило заключение таможенного эксперта ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Нижний Новгород от 02.06.2017 № 12404004/0019135.
Согласно названному заключению шина модели ВТ-935 предназначена для установки на все оси тяжелой дорожной техники (самосвалы, внедорожные тягачи, буровые установки на колесном шасси и т.д.). Разработаны для тяжелых условий эксплуатации на строительных объектах, нефтяных и газовых месторождениях.
Судебная коллегия соглашается с доводами подателя жалобы о том, что при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принять во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара. Основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции применил ГОСТ 8430-2003 «Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин», у которых максимальная скорость не может превышать 65 км\ч.
Вместе с тем, как указывает податель жалобы, применение данного ГОСТа в рассматриваемом споре не приемлемо ввиду того, что в терминологии ТН ВЭД (примечаний: 5 к Разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС) «машина» означает – бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры* планировщики, - скреперы, механические лопаты, экскаваторы,
одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки; самоходные машины и прочие механизмы для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные, то есть машины» в ТН ВЭД относятся к товарам 84 группы.
При этом назначением ввозимых шин, как отмечает общество, является использование шин на транспортных средствах, применяемых в строительстве и промышленности. Транспортные средства в терминологии ТН ВЭД отнесены товары 87 группы. Текст товарной субпозиции 4011 80 ТН ВЭД включает в себя применение шин не только на машинах, но и на транспортных средствах, применяемых в строительстве и промышленности.
Однако данные доводы судом апелляционной инстанции не рассмотрены и не оценены.
Кроме того, общество указывает на то, что на трех из пяти моделей ввозимых шин дополнительно указана маркировка о том, что эти шины предназначены для условий бездорожья, имеются грунтозацепы, рисунок протектора – направленный «в елочку». Соответственно, обычные шины, применяемые в грузовом транспорте для дорог общего пользования, не выдержат тяжелых условий эксплуатации на бездорожье на строительных объектах, нефтяных и газовых месторождениях. Не исследуя в нарушение статьи 71 АПК Российской Федерации предназначение указанных ввозимых шин, суд сослался лишь на отсутствие такой маркировки на других шинах.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в силу пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД.
В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 (далее – Положение), ОПИ
ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по правилам 1 , 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 (а), 5 (б) и 6.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее – ОПИ) ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения Правил также должны применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 1 и б ОПИ ТН ВЭД ТС).
При классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
В то же время пунктом 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии
Таможенного союза от 28.01. 2011 № 522, предусмотрено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ: ОПИ б применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 26 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а. При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, а затем ОПИ 3б – в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в – в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что субпозиции 4011 20 (применённой таможенными органами) и 4011 80 (примененной декларантом) являются сравнимыми, суд должен был проверить возможность и правильность применения ОПИ.
При этом судебная коллегия отмечает, что ГОСТы не связаны с ТН ВЭД, ОПИ и Пояснениями к ТНВЭД ТС, имеющими основное значение для определения классификации товара в целях его таможенного декларирования.
Общество также ссылается на ошибочное указание поставщиком товара в экспортной декларации кода 4011 20, что подтверждается имеющимся в
материалах дела письмом поставщика. Данное обстоятельство судом не исследовано.
Поэтому выводы суда апелляционной инстанции о том, что ввозимые шины необходимо отнести к субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС – «шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов», преждевременны.
В связи с этим постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении следует исследовать и оценить все фактические обстоятельства дела, проверить доводы общества и вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 по делу № А55-23817/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин
Судьи О.В. Логинов
Р.Р. Мухаметшин