ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-23817/2017 от 28.06.2018 АС Поволжского округа

271/2018-25206(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-33018/2018

г. Казань Дело № А55-23817/2017  29 июня 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2018 года.  Арбитражный суд Поволжского округа в составе: 

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 18.01.2018, ФИО2,  доверенность от 20.06.2018, 

ответчика – ФИО3, доверенность от 15.01.2018, ФИО4,  доверенность от 29.12.2017, 

в отсутствие: 

общества с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги»  – извещено надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Поволжская шинная компания» 


на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 01.03.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи  Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.) 

по делу № А55-23817/2017

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Поволжская  шинная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общества с  ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Самарской таможне об  оспаривании решений о квалификации, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Поволжская шинная  компания» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской  области с заявлениями о признании незаконными решения Самарской  таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС  от 10.08.2017 № РКТ-10412110-17/000046, РКТ-10412110-17/000047, РКТ- 10412110-17/000048, РКТ-10412110-17/000049, РКТ-10412110-17/000050,  от 25.08.2017 РКТ-10412110-17/000051 и требования об уплате таможенных  платежей от 23.08.2017 № 438, от 11.09.2017 № 463 (с учетом уточнения  заявленных требований, принятых судом первой инстанции). 

Общество также обратилось в Арбитражный суд Самарской области с  заявлением о признании незаконными решения Самарской таможни о  классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 10.08.2017 № РКТ- 10412110-17/000046, РКТ-10412110-17/000047, РКТ-10412110-17/000048, РКТ- 10412110-17/000049, РКТ-10412110-17/000050. 

Определениями суда от 25.10.2017 и от 24.11.2017 объединены в одно  производство для совместного рассмотрения в порядке статьи 130  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела № А55- 23817/2017, А55-25091/2017 и № А55-28213/2017 с присвоением  объединенному делу № А55-23817/2017. 


Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2017  заявленные требования удовлетворены, в части отказа от заявления в части  признания незаконным требования об уплате таможенных платежей  от 23.08.2017 № 438 производство по делу прекращено. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 01.03.2018 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе общество просит отменить принятый по делу  судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм  материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции. 

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 21.06.2018  до 09 часов 15 минут 28.06.2018. 

Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене, а дело  направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по  следующим основаниям. 

Обществом по внешнеторговому контракту на таможенную территорию  Российской Федерации ввезен товар, который помещён под таможенную  процедуру «выпуск для внутреннего потребления» по декларации на товары   № 10412110/110517/0004688 (товары № 1- № 5) и № 10412110/120517/0004756  (товар № 4) – «Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для  транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле  или промышленности». 

Декларантом заявлен код товара по ТН ВЭД ЕАЭС – 4011 80 000 0  «шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных  средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или  промышленности». 


На основании таможенных экспертиз Самарской таможней приняты  решения по классификации товара, в соответствии с которыми спорный товар  классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС – 4011 20 900 0 «шины и покрышки  пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных  средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121». 

На основании данных решений Самарской таможней принято  оспариваемое требование об уплате таможенных платежей. 

Не согласившись с вынесенными решениями о классификации товаров  и требованием таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд. 

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к  выводу о том, что ввезенный обществом товар наиболее точно подходит под  описание товара подсубпозиции 4011 80 000 0 ТН ВЭД, чем под описание  товара по коду 4011 20 900 0, в котором характеристики данной категории  товаров имеют более общее описание. 

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной  инстанции исходил из того, что в соответствии с заключением таможенного  эксперта от 14.07.2017 № 12404004/0018290, представленные на экспертизу  образцы товара (шины) предназначены для установки на грузовые автомобили  и прицепы (полуприцепы) к ним для перевозки грузов. В соответствии с ГОСТ  8430-2003 «Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно- транспортных и рудничных машин. Технические условия» максимальная  скорость, при которой используются шины для крупногабаритной техники,  варьируется в пределах от 10 до 65 км/ч. При принятии решений по  классификации таможней учтено, что индекс скорости спорных шин не  соответствует скорости, при которой используются шины для  крупногабаритной техники по вышеуказанному государственному стандарту.  Кроме того, в экспортной декларации на спорный товар   № 425820160001234579 поставщиком указан код ТН ВЭД 4011 20, имеется  сертификат соответствия ТС RU C-СКОС13.В301376. 


Между тем судебная коллегия считает, выводы суда апелляционной  инстанции недостаточны обоснованными, сделанными без исследования и  оценки всех имеющихся доказательств. 

В соответствии со статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного  союза в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в  том числе классификационный код товаров по Товарной номенклатуре  внешнеэкономической деятельности. 

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012   № 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа  Таможенного союза, действовавшая на момент подачи обществом спорной  декларации. 

Порядок заполнения граф декларации на товары определен  Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной  Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об  инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных  деклараций» (далее – Инструкция № 257). 

Согласно подпункту 29 пункта 15 Инструкции № 257 в графе 31  декларации на товары подлежат указанию сведения о декларируемом товаре,  необходимые в том числе, для исчисления и взимания таможенных и иных  платежей, взимание которых возложено на таможенные органы,  идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному  коду по ТН ВЭД ТС. 

Сведения о технических характеристиках декларируемого товара в  соответствии с данной нормой подлежат указанию под номером 1 в графе 31  декларации. 

В графе 31 спорных деклараций на товары, товар описан как:

 № 1 – шины пневматические резиновые новые всесезонные для  грузовых автомобилей, используемых в строительстве и промышленности, 


рисунок протектора - поперечные волнообразные блоки, грунтозацепы, без  камеры, с ЦМК, модель R-950 385/65 К22,5, марка Bontyre; 

 № 2 – шины пневматические резиновые новые всесезонные для  грузовых автомобилей, используемых в строительстве и промышленности,  рисунок протектора - поперечные волнообразные блоки, грунтозацепы, без  камеры, с ЦМК, модель ВТ-950 385/70 R22,5, марка Bontyre; 

 № 3 – шины пневматические резиновые новые всесезонные для  грузовых автомобилей, используемых в строительстве и промышленности,  рисунок протектора - направленный "в елочку", без камеры, с ЦМК, модель  ВТ-930 11/70 R22,5, марка Bontyre; 

 № 4 – шины пневматические резиновые новые всесезонные для  грузовых автомобилей, используемых в строительстве и промышленности,  рисунок протектора – направленный «в елочку», с камерой и ободной лентой,  с ЦМК, модель ВТ-930 12.00 К24, марка Bontyre; 

 № 5 – шины пневматические резиновые новые всесезонные для  грузовых автомобилей, используемых в строительстве и промышленности,  рисунок протектора - поперечные волнообразные блоки, грунтозацепы, с  камерой и ободной лентой, с ЦМК, модель R-935 12.00К24, марка Bontyre. 

Основанием для принятия решений по классификации товара  от 10.08.2017 № РКТ-10412110-17/000046, РКТ-10412110-17/000047, РКТ- 10412110-17/000048, РКТ-10412110-17/000049, РКТ-10412110-17/000050  послужило заключение таможенного эксперта ЭИО № 1 (г. Самара) ЭКС –  регионального филиала ЦЭКТУ г. Нижний Новгород от 14.07.2017   № 12404004/0018290. 

Согласно выводам данного заключения - маркировка исследуемых шин  не соответствует по символам индекса скорости маркировке шин  пневматических для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и  рудничных машин. Товары № 1, 2 предназначены для эксплуатации на  рулевой оси грузовых автомобилей и на осях прицепов (полуприцепов) в  тяжелых условиях эксплуатации; товары № 3, 4 предназначены для 


эксплуатации на ведущих осях грузовых автомобилей; товар № 5  предназначен для эксплуатации на всех осях грузовых автомобилей,  используемых в тяжелых условиях эксплуатации. Исследуемые шины  предназначены для установки на грузовые автомобили и прицепы  (полуприцепы) к ним для перевозки грузов. 

Основанием для принятия решения по классификации товара  от 25.08.2017 № РКТ-10412110-17/000051 послужило заключение  таможенного эксперта ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Нижний  Новгород от 02.06.2017 № 12404004/0019135. 

Согласно названному заключению шина модели ВТ-935 предназначена  для установки на все оси тяжелой дорожной техники (самосвалы,  внедорожные тягачи, буровые установки на колесном шасси и т.д.).  Разработаны для тяжелых условий эксплуатации на строительных объектах,  нефтяных и газовых месторождениях. 

Судебная коллегия соглашается с доводами подателя жалобы о том, что  при проверке правильности заявленного классификационного кода  необходимо принять во внимание предназначение и функциональные данные  ввозимого товара. Основным классификационным признаком шин резиновых  в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение  транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область  применения данных шин. 

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной  инстанции применил ГОСТ 8430-2003 «Шины пневматические для  строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин», у  которых максимальная скорость не может превышать 65 км\ч. 

Вместе с тем, как указывает податель жалобы, применение данного  ГОСТа в рассматриваемом споре не приемлемо ввиду того, что в  терминологии ТН ВЭД (примечаний: 5 к Разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС)  «машина» означает – бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом,  грейдеры* планировщики, - скреперы, механические лопаты, экскаваторы, 


одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки;  самоходные машины и прочие механизмы для перемещения, планировки,  профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения  грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и  извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные, то есть машины» в  ТН ВЭД относятся к товарам 84 группы. 

При этом назначением ввозимых шин, как отмечает общество, является  использование шин на транспортных средствах, применяемых в строительстве  и промышленности. Транспортные средства в терминологии ТН ВЭД  отнесены товары 87 группы. Текст товарной субпозиции 4011 80 ТН ВЭД  включает в себя применение шин не только на машинах, но и на транспортных  средствах, применяемых в строительстве и промышленности. 

Однако данные доводы судом апелляционной инстанции не  рассмотрены и не оценены. 

Кроме того, общество указывает на то, что на трех из пяти моделей  ввозимых шин дополнительно указана маркировка о том, что эти шины  предназначены для условий бездорожья, имеются грунтозацепы, рисунок  протектора – направленный «в елочку». Соответственно, обычные шины,  применяемые в грузовом транспорте для дорог общего пользования, не  выдержат тяжелых условий эксплуатации на бездорожье на строительных  объектах, нефтяных и газовых месторождениях. Не исследуя в нарушение  статьи 71 АПК Российской Федерации предназначение указанных ввозимых  шин, суд сослался лишь на отсутствие такой маркировки на других шинах. 

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в  силу пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при  таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД. 

В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке применения  единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности  Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением  Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 (далее – Положение), ОПИ 


ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения  конкретного товара к определенной классификационной группировке,  кодированной на необходимом уровне. 

Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по правилам 1 , 2 (а),  2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 (а), 5 (б) и 6. 

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков  декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с  полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора  сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).  Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение  (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с  Основными правилами интерпретации (далее – ОПИ) ТН ВЭД. 

Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД  осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих  примечаний к разделам или группам. 

Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна  осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и  примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями  ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются  сравнимыми. Для целей применения Правил также должны применяться  соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не  оговорено иное (правила 1 и б ОПИ ТН ВЭД ТС). 

При классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется  товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций  (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а  при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям  (ОПИ 6). 

В то же время пунктом 6 Положения о порядке применения единой  Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного  союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии 


Таможенного союза от 28.01. 2011 № 522, предусмотрено, что ОПИ  применяются единообразно при классификации любых товаров и  последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется  в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ  3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии  с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности  классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5  применяется при необходимости после применения иного ОПИ: ОПИ б  применяется при необходимости определения кода субпозиции  (подсубпозиции). 

При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 26 -  в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а. При  применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, а затем ОПИ 3б – в случае  невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ  3в – в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а  или ОПИ 3б. 

Товары, классификация которых не может быть осуществлена в  соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны  классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания  кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для  рассмотрения при классификации данных товаров. 

Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что  субпозиции 4011 20 (применённой таможенными органами) и 4011 80  (примененной декларантом) являются сравнимыми, суд должен был проверить  возможность и правильность применения ОПИ. 

При этом судебная коллегия отмечает, что ГОСТы не связаны с ТН  ВЭД, ОПИ и Пояснениями к ТНВЭД ТС, имеющими основное значение для  определения классификации товара в целях его таможенного декларирования. 

Общество также ссылается на ошибочное указание поставщиком товара  в экспортной декларации кода 4011 20, что подтверждается имеющимся в 


материалах дела письмом поставщика. Данное обстоятельство судом не  исследовано. 

Поэтому выводы суда апелляционной инстанции о том, что ввозимые  шины необходимо отнести к субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС – «шины и  покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных  транспортных средств для перевозки грузов», преждевременны. 

В связи с этим постановление суда апелляционной инстанции подлежит  отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Одиннадцатый  арбитражный апелляционный суд. 

При новом рассмотрении следует исследовать и оценить все  фактические обстоятельства дела, проверить доводы общества и вынести  законный и обоснованный судебный акт. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 01.03.2018 по делу № А55-23817/2017 отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный  апелляционный суд. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин 

Судьи О.В. Логинов 

 Р.Р. Мухаметшин