ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-24640/20 от 31.05.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45


www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

04 июня 2021 года                                                                                Дело № А55-24640/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

приучастии:

от Общества с ограниченной ответственностью УК "Коммунальные ресурсы" – до перерыва представителя Шихторина А.А.(доверенность от 16.04.2021), после перерыва представитель не явился, извещено,

от Акционерного общества "Водные технологии" – до перерыва представителя Шваба П.Ю. (доверенность от 26.04.2021 № 14), после перерыва представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью УК "Коммунальные ресурсы"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года по делу № А55-24640/2020 (судья Рысаева С.Г.), 

по иску Акционерного общества "Водные технологии"

к Обществу с ограниченной ответственностью УК "Коммунальные ресурсы"

об обязании установить приборы учета и обеспечить их ввод в эксплуатацию,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Водные технологии" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальные ресурсы" (далее - ответчик), в котором, с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ, просит обязать ответчика установить и обеспечить ввод в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, в многоквартирных домах по следующим адресам:

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 31;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 33;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 35;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 37;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 51;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 53;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 61;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 63;

г. Самара, ул. Придорожная, дом № 5;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 11;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 17;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 19;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 26;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 28;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 30;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 32;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 36;

г. Самара, Ново-Молодежный пер., дом № 7.

Установить разумный срок для выполнения мероприятия, указанного в п. 2 искового требования, в размере 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения.

Взыскать с ООО УК «Коммунальные ресурсы» в пользу Истца, в случае неисполнения судебного акта, астрент в размере 3 800 (три тысячи восемьсот) руб. 00 коп. за каждый день неисполнения судебного акта с момента истечения срока, установленного согласно п. 3 искового требования, до фактического исполнения решения суда.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года суд обязал Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальные ресурсы" установить и обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, в многоквартирных домах по следующим адресам:

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 31;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 33;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 35;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 37;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 51;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 53;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 61;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 63;

г. Самара, ул. Придорожная, дом № 5;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 11;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 17;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 19;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 26;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 28;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 30;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 32;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 36;

г. Самара, Ново-Молодежный пер., дом № 7.

в течение 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Суд также решил взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальные ресурсы" в пользу Акционерного общества "Водные технологии" в случае неисполнения судебного акта, астрент в размере 500 руб. 00 коп. за каждый день неисполнения судебного акта с момента истечения месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу до фактического исполнения решения суда.

В остальной части в астренте отказано.

В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года по делу № А55-24640/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.  

Податель жалобы, ссылаясь на положения ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», указывает, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили
в установленный законом срок оснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого
коммунального ресурса, ресурсоснабжающие организацииобязаны совершить действия по  оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение, которыми,  передачу которых они осуществляют.   При этом управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно­строительные кооперативы и собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечить допуск представителей ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также не препятствовать их вводу в эксплуатацию (в том числе, принимать техническую документацию на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета).     В Письме Государственной жилищной инспекции Самарской области от 09 февраля 2021 года №002886 вышеуказанная позиция закона находит подтверждение. 

Таким образом, ответчик указывает, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили
в установленный законом срок оснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого
коммунального ресурса, обязанность по совершению  действий по  оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или   передачу которых они осуществляют, лежит на  ресурсоснабжающих организациях.

Так же ответчик в жалобе указывает, что закон предусматривает обязанность собственников в установленный срок  обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также
ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, а суд первой инстанции обязал Управляющую компанию   установить  коллективные приборы учета холодной воды, тогда как для проведения данного вида работ необходимо наличие лицензии у организации на осуществление данного вида работ. Такие работы должны  производиться специализированной  организацией,  но никак не Управляющей компанией, которая на текущий момент по решению собственников обслуживает данный МКД, а уже через месяц  по их же решению, дом  может быть передан на обслуживание в другую УК.

Определением суда апелляционной инстанции от 18.03.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 19.04.2021.

Определением суда апелляционной инстанции от 19.04.2021 судебное разбирательство по делу было отложено до 24.05.2021.

В материалы дела поступили возражения истца на апелляционную жалобу, в которых АО "Водные технологии" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года по делу № А55-24640/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель истца в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в возражениях, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 24 мая 2021 года до 31 мая 2021 года. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда).

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.

Как  следует из материалов дела, Акционерное общество «Водные технологии» является ресурсоснабжающей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Куйбышевского района г. Самары и действует на основании договора субаренды объектов системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод № 1 от 20.12.2014 года. Общество осуществляет поставку коммунальных ресурсов холодной воды и прием сточных вод собственникам помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) Куйбышевского района, находящихся на обслуживании различных управляющих компаний города Самары.

Ответчик   является    компанией,    осуществляющей    управление    следующими многоквартирными жилыми домами в Куйбышевском районе г. Самары:

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 31;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 33;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 35;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 37;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 51;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 53;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 61;

г. Самара, Пугачевский тракт, дом № 63;

г. Самара, ул. Придорожная, дом № 5;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 11;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 17;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 19;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 26;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 28;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 30;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 32;

г. Самара, ул. Хасановская, дом № 36;

г, Самара, Ново-Молодежный пер., дом № 7.

Данное обстоятельство подтверждается выпиской ЕГРЮЛ в отношении ответчика, а также информацией, размещенной в сети «Интернет» на портале ГИС ЖКХ, а также не отрицается ответчиком.

Между Истцом и Ответчиком заключен договор № 1-12 от 01.04.2019г. в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (далее - Договор), в соответствии с условиями которого АО "Водные технологии"  ( организация водопроводно-канализационного хозяйства)  подает на границу эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть холодную воду и отводит сточные воды, в объеме, определенном настоящим договором, а Ответчик  ( Абонент)  обязуется оплатить поданную холодную воду и отведенные сточные воды в сроки и порядке, предусмотренные настоящим договором, а также обеспечивать надлежащую эксплуатацию находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и используемых приборов учета.

В соответствии с п. 3.1.3 Договора, Ответчик обязуется производить установку ОДНУ в случае принятия соответствующих решений собственниками помещений в многоквартирных домах. Как указано в п. 3.1.15 Договора, Ответчик обязуется обеспечить за свой счет ремонт или замену ОДНУ при их повреждении, поверку приборов учета с обязательным уведомлением Истца не менее чем за 30 дней до начала соответствующих работ.

Как указывает истец, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета (далее - ОДПУ) холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта «К» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Истец указывает на то, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по электроснабжению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по электроснабжению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Истец мотивирует также свои исковые требования тем, что Общедомовые приборы учёта в многоквартирных домах находящихся в обслуживании ответчика не установлены либо вышли из строя.

Истцом в адрес Ответчика была направлена досудебная претензия от 28.07.2020г. № 305-юр, согласно которой Истцом предлагалось в срок до 31.08.2020г. установить общедомовые приборы учета холодной воды и/или предоставить в адрес АО «Водные технологии» данные о прохождении очередной поверки прибора учета в 19 многоквартирных домах, согласно перечню, приложенному к настоящей претензии. 12 августа 2020г. на данную претензию был получен ответ, согласно которому замена/установка ОДНУ возможна только в 2020-2021 году после включения затрат в сумму за содержание, ремонт жилого помещения.

Поскольку данная претензия осталась без ответа и удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции, указав, что Законом об энергосбережении обязанность по оснащению приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пришел к выводу о наличии оснований для обязания ООО  Управляющая компания "Коммунальные ресурсы" установить и обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в спорных МКД.

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 13 Правил № 354 ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.

Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых,   передаваемых,   потребляемых   энергетических   ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (части 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении)  установлено правило обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного закона (27.11.2009), обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии и обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

На случай неисполнения указанными собственниками названной обязанности в установленный срок часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении возлагает на организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования МКД, обязанность совершить действия по оснащению МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют. При этом лица, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должны препятствовать вводу их в эксплуатацию.

Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлены конкретные сроки совершения действий, направленных на повышение энергетической эффективности - оснащение объектов приборами учета коммунальных ресурсов.

Таким образом, указанным Федеральным законом предусмотрены четкие правовые последствия неисполнения собственником обязанности по установке прибора учета, а именно, - возложение указанной обязанности по установке прибора учета на организации, указанные в части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с последующим возмещением расходов на их установку.   (Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от  3 июля 2020 г. N Ф06-63081/2020  по делу А12-34254/2019).

Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета.

Как следует из статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 16 Правил № 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества   в   МКД,   а   также   предоставления   коммунальных   услуг, собственники помещений в этом МКД могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям Правил содержания общего имущества в МКД.

Применение вышеуказанных правовых норм в их системном толковании позволяет сделать вывод об отсутствии в рассматриваемой ситуации, когда собственники  помещений в МКД в установленный законом срок не  обеспечили оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, оснований для обязания ответчика, как управляющей компании, обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета.

 Такая обязанность, после 01.07.2013 года в силу норм части 12 статьи 13 Закона об энергосбережени (в случае не обеспечения  собственниками помещений в МКД оснащения МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета), лежит на ресурсоснабжающей организации.

Также управляющая компания указывала и представляла соответствующее обоснование того, что собственники помещений в МКД  проголосовали против установки общедомовых приборов учёта. Пунктом 3.1.3 договора № 1-12 от 01.04.2019г ответчик обязуется производить установку ОДПУ в случае принятия соответствующих решений собственниками помещений в МКД, тогда как такого решения собственниками принято не было.  

Также суд учитывает и позицию, изложенную  в письме Государственной жилищной инспекции Самарской области от 09 февраля 2021 года №002886 , направленном в адрес управляющих организаций ( представлено в материалы дела). 

Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования не подлежали удовлетворению.

Апелляционный суд д также отмечает наличие многочисленной судебной практики  по делам, когда   ресурсоснабжающие организации обращаются в арбитражные суды  к управляющим компаниям как с требованиями об обеспечении допуска к имуществу МКД для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, так и с требованиями о взыскании задолженности за установку коллективных приборов учета либо за проведение поверки общедомовых приборов учета (Определение Верховного Суда РФ N 310-ЭС15-912, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа  от 20 мая 2021 г. по делу N А17-10644/2019, судебные акты  по делу N А12-33608/2019,  постановления Арбитражного  суда Поволжского округа от 17 мая 2021 г. N Ф06-3632/2021 по делу №А12-14531/2020,  по делам N А12-6437/2020 N А12-15916/2020 и др.)

В постановлении  Арбитражного суда Поволжского округа от  24 февраля 2021 г. N Ф06-51/2021 по делу А12-6437/2020 отражено, что при неисполнении управляющей компанией в установленные сроки обязанности по устранению нарушений требований закона в части обязательного учета, потребляемых энергоресурсов приборами учета (их неисправности), ресурсоснабжающие организации обязаны самостоятельно осуществить установку, ремонт или замену приборов учета теплоэнергии с отнесением понесенных расходов на собственников таких приборов учета .

 При рассмотрении дела  N А12-5202/2020 по заявлению  ПАО   Волгоградэнергосбыт" о признании недействительным предписания от 31.01.2020 N 125 об устранении нарушений обязательных требований, вынесенное Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области, суды трех инстанций  пришли к выводу о доказанности материалами дела не обеспечения ПАО "Волгоградэнергосбыт" (ресурсоснабжающая организация) в установленный срок исполнения предусмотренной частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязанности по совершению действий по оснащению прибором учета электрической энергии многоквартирного дома.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 269, п.4 ч.1 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года по делу № А55-24640/2020 следует отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Поскольку при обращении в суд первой инстанции АО "Водные технологии" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, учитывая отказ в удовлетворении искового заявления, с АО "Водные технологии" в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 12 000 руб.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на истца по делу.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2021 года по делу № А55-24640/2020 отменить, принять новый судебный акт.

В удовлетворении искового заявления отказать.

Взыскать с Акционерного общества "Водные технологии" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 12 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Взыскать с Акционерного общества "Водные технологии" в пользу Общества с ограниченной ответственностью УК "Коммунальные ресурсы" расходы по государственной пошлине в размере 3 000 рублей, уплаченной за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                Е.Г.Попова

Судьи                                                                                                    Н.В.Сергеева

                                                                                                         И.С. Драгоценнова